• Костел св. Станислава
  • Костел св. Станислава
  • Сам св. Станилав
  • Князь Зимовит
  • Костел Станислава на старом поьском фото
  • Граф Бадени
  • Дворец Бадени
  • Дворец Бадени
  • Бужские находки
  • Церковь св. Онуфрия
  • Церковь св. Онуфрия
  • Звонница Онуфриевской церкви
  • Каплычка Онуфрия
  • А вот и сам Онуфрий
  • Вид на каплычку сзади
  • Церковь св. Параскевы
  • Церковь св. Параскевы
  • Вид на город и церковь св. Николая
  • Вид на старое еврейское кладбище
  • Вид на меня
  • Старые могилы
  • Старые могилы
  • Старые могилы
  • Старые могилы
  • Старые могилы
  • Самая старая еврейская могила с эпитафией
  • Очаровательные бужцы
  • Ратуша в Буске
...
0
Вид на город и церковь св. Николая Львовская область, Украина
  • Светлая тема
  • Серая тема
  • Бежевая тема
  • Зеленая тема
  • Темная тема

Вид на город и церковь св. Николая

agritura 15 мая 2009 г. в 12:54
вики-код
помощь
Вики-код фотографии:
код для блогов и форумов
помощь
HTML (для сайтов и блогов):
BBCode (для форумов):
сообщить модератору
закрыть

Или скопируйте этот код в ваш блог:

    Львовская область

    Львовская область

    LAT
    Регион ЗТ
    Я здесь был
    Было: 559
    Хочу посетить
    4567

    408 материалов по 154 объектам,  8 775 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    Shche 775
    Lana_L 339
    Были в Львовской области?

    Поделитесь впечатлениями!

     
    2
    agritura
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 1 мар 2009

    Буск (Бужск, Буськ)

     
    15 мая 2009 года||1 (1)| 15| 98462

    Я начинаю рассказ о коротком, но весьма насыщенном путешествии на Западную Украину: за три дня я со своим спутником посетила 13 населенных пунктов. Правда, планировалось мною по наивности и исследовательской жадности еще больше, но и так получилось предостаточно. Сейчас, приступая к написанию этих заметок, я с трудом восстанавливаю в памяти места и события, вспоминая их последовательность по фотографиям.

    Мы выехали во Львов во второй половине дня и в пять часов были на месте. Здесь мы будем ночевать две ночи, а потом переедем в Черновцы. Для того, чтобы изучить всю Львовщину и Тернопольщину здесь нужно остаться на пару недель; у нас такой возможности, к сожалению, нет. В самом Львове можно провести дня три, полностью посвятив их прогулкам по городу и знакомству с достопримечательностями, но это всегда легче устроить: сесть на поезд «Киев-Львов» и за ночь приехать, а вот загородные красоты можно объехать только на автомобиле.

    Есть в здешних краях памятники времен польского и австрийского владычества, а некоторые города ведут свою историю со времен Киевской Руси. Одним из таких городов является Бужск, или Буськ по-украински – небольшой город на 9 тысяч населения в Львовской области, который мы посетим первым.

    В Бужск мы поехали после обеда следующего дня, когда рабочие дела во Львове были решены. Городок лежит как раз на пути к основным пунктам назначения: Олесько, Пидгирцам и Золочеву. Первые упоминания о Бужске встречаются в исторических документах с 1097 года. В «Повести временных лет» говорится о том, что город Бужск (Бужеск) вместе с Дубно, Чарторыйском, Дорогобужем и Острогом решено было отдать Давиду Игоревичу, которого на суде-съезде русских князей было решено покарать за ослепление им князя Василька Требовльского (эту жуткую историю я уже описывала). Коварного Давида Игоревича решено было лишить его самого крупного владения – Владимир-Волынского княжества. Вместо этого ему отдали города поменьше, поскромнее, а вместе с ними и Бужск. Давид, по всей видимости, оказался хозяином весьма рачительным и энергичным. При нем Бужск стал бурно развиваться и расстраиваться, возникли новые укрепления. Тогда Бужск представлял собой три отдельных поселения, возникших в разное время и разделенных рвами. Рвы заполнялись водой из Буга, Полтвы и Солотвины. Поселения были окружены рядами земляных валов. Простое население в основном проживало на правом берегу Буга, княжеский и боярский дворы находились над Полтвой. Здесь же находилась церковь Богоявления и монастырь. Все постройки того времени были деревянными; каменные дома появились намного позже, с распространением огнестрельного оружия. Дерево для строительства брали из окружающих лесов, плотно обступавших в те времена город.

    Название города дала река Буг. Уже позже украинские историки выдвинули другую версию возникновения имени «Бузьк» - по легенде Давида Игоревича с дружиной на место возникновения нового города вывел аист, или «Бузько» по-украински. Эта птица красуется и на гербе города. Однако версия о «речном» происхождении названия более вероятна. Ведь в летописях Бужск, доставшийся Давиду, упоминается как уже давно существующий город.

    В 1112 году после смерти Давида Игоревича городок перешел к его сыну Мечиславу, но права на княжение у него отнял князь Святополк Изяславович. Порядок навел последний из действительно Великих князей Киевских Владимир Мономах. Он вернул Бужск Мечиславу в 1123 году. Тот, как и отец, оказался хорошим хозяином, он многое сделал для города.

    После смерти Мономаха Бужск лишился своего княжеского статуса и отошел Белзскому княжеству. От череды новых владельцев сохранились только имена: Мстислав Владимирович, Всеволод Олегович, Святослав Владимирович, Ростислав Юрьевич и прочая, и прочая, и прочая... В течении веков Бужск многократно переходил из рук в руки и подвергался нападению врагов. Это обусловлено расположением города: он лежал на пересечении границ трех княжеств: Галицкого, Волынского и Киевского.

    Во время татаро-монгольского набега 1239-40 гг, город, скорее всего, был разрушен, как большинство Галицко-Волынских местечек. Татары особенно жестоко расправлялись с теми городами, которые оказывали им сопротивление, как, например, Галич. Прямых упоминаний о разрушении Бужска нет, однако об этом свидетельствует его исчезновение более чем на сто лет из летописей. Уцелевшие во время татарского набега города в тот период активно строятся, Бужск же, очевидно, пришел в полный упадок. За это время ситуация на политической сцене Европы существенно поменялась. В 14 веке земли, на которых был расположен умирающий Бужск, отошли Литве, а затем Польше. В 1386 году Бужск упоминается как владения мазовецкого князя Земовита. Ему город достался в качестве приданного за женой Александрой, дочерью Ягайло, Великого князя Литовского и короля Польского. После этого город начинает возрождаться. В 1411 году польским королем Зигмундом Старым ему даровано Магдебургское право, что существенно ускорило это развитие. Особенно процветали ремесла и торговля. Местные жители находились в более низком положении, чем поляки; они были лишены многих прав и свобод.
    Покой в городе, однако, наступил еще не скоро. Бужск лежал рядом с так называемым Черным шляхом – пути, по которому татары осуществляли свои набеги на западные земли. Набеги на город осуществлялись регулярно, особенно крупные произошли в 1450, 1458 и 1467 годах. Сказать по справедливости, Бужск был не одинок в своем горе, доставалось тогда почти всем русским городам. В 1512 году через местные земли совершила свой опустошительный поход 25-тысячная армия Менгли-Гирея. На обратном пути, правда, ее настигли войска Константина Острожского, который на голову разбил полчища грабителей.

    В начале 15 века в Бужске и его округе осело множество беженцев из Валахии (Молдовы), которых местные называли «волоши» или «волохи». Отсюда и произошло название одного из предместий «Воляны». Пришельцы наладили производство сукна, клепок для бочек, каменного угля и поташа. Их сукно называли «волошским». Население Бужска жило сельским хозяйством, рыболовством, ремеслами. По рекам плавали на плотах – «комьягах». Город тогда делился на три части: старый город, где находился костел святого Станислава и церковь св. Михаила, Средний город, где располагались основные жилые и административные дома и Новый город, где был косел Девы Мари и укрепленный монастырь доминиканцев. В предместьях Воляны находился греко-католический монастырь. Из перечисленных культовых сооружений до наших дней «дожил» только костел Станислава, да и тот многократно кардинальным образом перестраивался. Было в городе два рынка, водяные мельницы, суконная и бумажная фабрики. Одна из первых водяных мельниц была построена жителем города Ларионом в 1578 г. На мельнице построили «паперню» - небольшую бумажную фабрику; на бумаге, которая производилась здесь, печатались книги знаменитого Ивана Федорова. Во время паводка в 1714 г «паперня» погибла, но ее заново отстроили в 18 веке.

    Во время Казацкой войны Хмельницкого Бужск не тронули в 1648-51 году, однако во время второй волны выступлений, в 1658 году он сильно пострадал. Похоже, Бужск оказал сопротивление восставшим, поэтому ворвавшиеся в город разъяренные казаки разрушили все, что попалось им под руку. Все костелы и монастыри уничтожили, разрушили крепостную стену и срыли валы. Потом в городе опять установилась польская власть. Более ста лет Бужск принадлежал семье Яблуневских, потом – некоему Иосифу Меру – самодуру и кровопийце, жестокому притеснителю горожан и крестьянства, как свидетельствует множество документов. При нем богатый торговец из Львова Иоганн Прешель в 1769 году открыл небольшую обувную фабрику, которая вскоре выросла в крупное производство, славящееся своей обувью на всю Австрийскую империю. Последняя, к слову, установила здесь свое владычество после первого раздела Польши в 1772 году; продержались австрияки аж до 1918 года. После правления Мера, сопровождавшегося множеством жалоб от жителей, судебных разбирательств и даже народных выступлений, Бужск перешел во владение графу Казимиру Феликсу Бадени (1846-1908 гг). Бадени был заметной фигурой своего времени. Этот богатый помещик владел 10 тысячами гектаров земли в Галиции. В свое время он был наместником в Галиции, в 1895-97 гг – примьер-министром Австрии и министром внутренних дел. В Галиции его долго вспоминали «незлым тихим словом». Поначалу он продемонстрировал лояльность к украинскому населению, разрешив преподавание украинского языка в школах и предоставив некоторые свободы украинцам, однако позже он издал реакционный закон, запрещающий участие в выборах большинства представителей бедных слоев населения. Это вызвало народные волнения, закончившиеся кровопролитием, несколько человек были убиты правительственными войсками. Эти выборы назвали «баденискими». Со времен его правления в городе сохранился дворец Бадени. Правильнее было бы назвать его «дворцом» Мера, так как здание дворца строилось еще при нем в 1810 году; Бадени лишь перестроил его. Если судить по фотографиям, дворец не является редкостной жемчужиной архитектуры: двухэтажное неказистое здание, украшенное незамысловатой лепниной и портиком с ионическими колоннами – типичная панская усадьба, которых немало было на Украине. Вот именно что «было» - меня всегда интересовали любые старинные здания, которых осталось не так много; ведь дворцу Бадени почти 200 лет. Более интересная усадьба была у Бадени в Коропце Тернопольской области, но и Бужскую его резиденцию неплохо было бы посетить. Очень хотелось посмотреть ее, но найти дворец мы не смогли, тратить много времени на поиски было жалко. На наш вопрос, где можно найти усадьбу (дворец, имение, «маеток», виллу) Бадени, местные жители недоуменно пожимали плечами. Две молоденькие девушки, одни и многих прохожих, кого мы спрашивали, захихикали: «Это вам в Пидгирци надо, у нас тут дворца нет!». Что находится в здании усадьбы сейчас, мы не знали, поэтому спрашивать дальше было бесполезно. Уже дома в Киеве я прочитала в Интернете, что во дворце Бадени долгое время находится военная часть. К сожалению, во время моего посещения Бужска исследовательская интуиция мне отказала. Интересовал меня дворец Бадени и по другой причине: ведь этим летом о бужском имении много писали в прессе. На территории усадьбы львовскими археологами проводились масштабные раскопки. Было найдено девять браслетов из цветного стекла 13 века, множество предметов быта и даже кокетливые женские сапожки 15 века. Археологи обнаружили остатки мастерской резчика по рогу. Найдены готовые изделия, как например, резная курительная трубка с буквами «Н.Н», и предметы в разных стадиях обработки. Неподалеку от усадьбы раскопали множество образцов изящной керамики, которая изготавливалась в 10-12 веке, еще до татаро-монгльского нашествия. Позже глиняные изделия делали более грубыми примитивными; какой смысл особенно стараться, если все равно опять кто-нибудь нападет и все перебьет? Всего бужская археологическая коллекция насчитывает более 4000 единиц. Была неподалеку сделана еще одна находка, довольно жуткая. На месте земляных валов археологи раскопали ритуальное погребение новорожденного младенца. Похоже, несчастного ребенка принесли в жертву, похоронили и на месте погребения отслужили тризну.
    Местные жители (явно не те, которых мы спрашивали дорогу), гордятся всеми этими археологическими находками. С 2004 года ведется работа по передаче усадьбы в ведение музея и включению ее в туристический маршрут. Экспонатами из своих запасников готов поделиться Львовский художественный музей. Жалко все же, что мы не нашли дворец.

    Зато мы посетили много других достопримечательностей. Первым мы осмотрели костел святого Станислава. Станислав, польский святой, был священнослужителем. Его убил прямо во время службы король-язычник Болеслав, после чего невинно убиенного канонизировали. Имя этого святого часто давали польским костелам во времена правления короля Станислава Августа Понятовского. Именно он выдал привилегию на землю для постройки костела в Бужске в 1780 году. Костел возвели более чем через столетие после разрушения его тезки-предшественника. Проект создал европейский зодчий Бернард Меретин. За время своего существования костел был несколько раз сильно поврежден, особенно сильно - во время городских пожаров в 1818 и 1849 годах. Сейчас он выглядит вполне прилично, явно после недавнего ремонта. Сооружение довольно массивное, немудреной архитектуры: серая постройка строгих линий. Оживляет ее забавное изображение святого Станислава над входом. Художник придал святому вид развеселый и бесшабашный, даже немного карикатурный. Или мне так показалось из-за хорошего настроения.

    Поиски следующего храма, церкви святого Онуфрия, заняли много времени. Церковь находится на окраины, в Волянах. Чтобы найти ее, нам пришлось поездить, петляя на машине по городу. Старушки охотно указывали нам дорогу, но ехать пришлось дольше, чем мы предполагали; Бужск оказался действительно довольно большим селением. Мы уже собирались поворачивать обратно, решив, что заблудились, но тут увидели деревянное строение на холме у дороги. Постройка датируется то ли 1680, то ли и вовсе 1645годом – это самый стаый храм в городе и один из старейших на Украине. В документах сказано, что ранее на стене была табличка: «Года Божьего 1645 Григорий Маляр сницер сам». Надпись не сохранилась, вероятно, затерявшись во время капитального ремонта в 1905 году. Церковь тоже закрыта. Находится она на холме, окружает ее опрятный дворик, покрытый травкой и обнесенный забором. Двор засажен ивами и алычой, скрывающими древнюю церковь в тени. Алыча сейчас поспела, тяжелые ягоды осыпаются с ветвей, желтыми огоньками виднеясь в траве. Милое местечко... Спускаясь по тропинке с холма, мы обнаружили необычную каплычку (часовню). Она выдолблена в огромной колоде, которая когда-то была тысячелетним дубом шести метров в обхвате. Колода скреплена металлическими обручами и покрыта крышей. Внутри каплычки - наивное изображение святого Онуфрия, украшенное искусственными цветами и рушныками. На красочной картинке изображен худенький дедулька с длиннющей бородой в одной набедренной повязке. Как известно, Онуфрий прожил в уединении в пещере около 60 лет, питаясь финиками с выросшей рядом пальмы и беря воду из источнка, чудесным образом пробившегося рядом с его жилищем. Все это время он молился, и все свои мысли посвящал богу. За это время он порос седой бородой и длинными волосами, которые защищали его от холода и жары, а возле пещеры ежедневно появлялся хлеб, который якобы приносили ангелы. Занятная каплычка появилась здесь в 1864 году, таким образом прихожане символически изобразили пещеру святого. Сейчас его состояние вполне сохранное, видно, что за обеими церквями ухаживают и присматривают. Рядом с церковью построена деревянная звонница, ее возвели позже, в 1758 году.

    Третий храм, который мы осмотрели – церковь святой Параскевы. Храм находится на окраине в предместье Довга Сторона. Это и есть трехсотлетняя церковь Параскевы (возведена она в 1708 году). Храм несколько отличается от церкви Онуфрия, хоть и строился немногим позже. Когда-то при храме существовало братство, открывшее здесь небольшую больницу и школу. По форме церковь представляет собой ротонду с прямоугольной пристройкой-сенями. Внутри, говорят, имеется интересный иконостас, сделанный народными мастерами и роспись, осуществленная в 1889 году художниками Леонтовичем и Серским. Их творчеством нам полюбоваться не довелось, церковь была закрыта. Мы это предвидели, храмы в небольших городах и селах в рабочие дни обычно закрыты, их открывают только во время утренних и вечерних служб. Мы не особенно жалели, что не попали внутрь церквей, снаружи они тоже очень интересные. Это типичные образцы Галицкого деревянного зодчества и одни из самых старых деревянных церквей Украины.

    С холма, на котором стоит церковь, хорошо видны небольшие холмы на другой стороне речушки и какие-то странные покосившиеся столбы. Мы решили спуститься, пройти по лугу и мосту и посмотреть. Вид довольно красивый – извивающаяся по изумрудному лугу река, печальные ивы, живописный мостик, белые гуси и утки, плавающие в заводи... Перейдя речушку по мостику, мы обнаружили, что видели не столбы, а надгробные памятники старого еврейского кладбища. Кладбище довольно большое, могилы разбросаны по нескольким холмам, некоторые вплотную примыкают к частным жилым домам. Некоторые резные надгробия довольно красивые, на них изображены семисвечья (меноры), парные фланкирующие львы, драконы и чудные птицы. К надгробиям евреи относятся как к святыням, некоторые представляют собой настоящие произведения искусства. Позже я нашла информацию, что в Бужске сохранилось самое древнее еврейское надгробие на Украине, датируемое в 1520 годом. Жаль, что я не знала об этом на момент пребывания в Бужске, а то обязательно нашла бы его. В одной статье из Интернета размещена фотография надгробия, на памятнике четко читается эпитафия: "Дал украшение вместо праха. Здесь погребен человек честный, р. Йехуда бен р. Яков, прозванный Юда. Скончался во вторник 5 Кислева в год 5 тысяч 281 от Сотворения (23/11/1520). В узле жизни да будет душа его завязана вместе с душами Авраама, Исаака, Иакова и всеми праведниками".
    Посредине кладбища стоит монумент из черного камня. Его установили в 2004 году представители общества «Сохнут» в память о сотнях евреев, расстрелянных в Бужске фашистами во время Великой отечественной войны. Еврейская община Бужска было основана еще в 16 веке. В начале 18 века евреи составляли уже 37 процентов населения города. Они селились, в основном, в центре, где держали множество лавочек. Вот это кладбище да еще здание старой синагоги, расположенное возле ратуши на центральной площади – все, что осталось от общины.

    Возвращаясь с кладбища, нам повстречались местные ребятишки, возвращающиеся из школы. Детвора, со свойственной ей непосредственностью, обступила нас, рассматривая наши фотоаппараты и хихикая. «А сфотайте нас!» - попросил один из пацанов. Мы их, конечно же, сфотали».

    В центре города есть городская ратуша вполне "средневекового" вида. На самом деле постройка совсем "молодая", возведена в 90-х годах 20-го века. Существует в Бужске и две новые церкви. Церковь святого Николая возведена из кирпича в 1914 году на месте обветшавшей старенькой, деревянной.

    Теперь нам точно надо ехать – нас ждет Олесько.

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    28 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Львовская область
    сообщить модератору
    • ljuda
      помощь
      ljuda
      в друзья
      в контакты
      С нами с 15 окт 2009
      15 окт 2009, 12:02
      удалить
      живу в западной Украине,но таких подробностей о своей земле,к своему стыду,не знаю...
      очень увлекательный рассказ,от души.Спасибо
    Наверх