Макассар

Макассар

LAT
  • 5.15219S, 119.41240E
  • Я здесь был
    Хочу посетить

    8 заметок,  0 советов,  176 фотографий

    помощь Подписаться на новые материалы этого направления
    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов Макассара помощь
    Все авторы направления
    1
    a-krotov
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 14 июл 2010

    Макассар, китайцы, буддисты и религиозная толерантность

     
    17 мая 2011 года 14061

    Макассар — крупнейший город на острове Сулавеси и один из пяти самых больших городов Индонезии. По величине и населению он похож на наш Нижний Новгород, только что Волги тут нету: вместо неё — океан. Метро и троллейбусов тоже нет, транспорт организован хаотически — маленькие маршруточки («ангкот») и, на удивление, рикши педальные — я от них отвык уже на Новой Гвинее. Вот странно, кому сейчас, в XXI веке, нужно ездить на велорикше? Тем более когда бензин так дёшев. Но это экономический парадокс: в Папуа-Новой-Гвинее бензин втрое более дорогой, но никто не возит пассажиров силою собственного организма. А тут возят, и ездят на них, действительно ездят — как и в некоторых других крупных индонезийских городах.

    Макассар интересен тем, что в нём проживает, самая большая в стране, колония китайцев. Они владеют столовыми и гостиницами, магазинами и увеселительными заведениями. Едальные заведения, кстати, не дешёвые — цены на блюда везде пятизначные, а не четырёхзначные как обычно, и чай стоит аж 5000 рупий (16 рублей). Фрукты у них тоже дороже, чем у обычных индонезийцев. А кожей они светлее. Много надписей в их кварталах — иероглифами. И храмы у них есть.

    Про китайскую религию в Индонезии я напишу отдельный большой абзац. Дело в том, что испокон времён, Индонезия была религиозной страной, и все тут не просто верят в Создателя — обязаны верить, по закону. Раньше четыре типа религии было разрешено в стране — ислам, христианство, буддизм и индуизм. Есть в исламе понятие – ахли-китаб, люди (народы) Книги. Изначально под ними понимались христиане и иудеи, а потом ещё и зороастрийцы. Но со временем (когда Индия вошла в состав мусульманского мира) некоторые учёные ислама вывели, что и буддисты и индуисты — тоже «люди книги», ведь есть у них какая-то вера, и Книги у них тоже есть, а Будду наименовали пророком (повторяю — не все, но некоторые учёные). Надо ж было как-то индусов классифицировать!

    Про индонезийских китайцев сперва речи не было. Но вот задача: если считать, что местные китайцы — не мусульмане и не люди Книги, то они, следовательно, неверные. Ведь, согласно исламскому учению, только три сорта людей есть – 1) мусульмане, 2) люди Книги и 3) неверные (все прочие, в том числе маоисты). Но если считать индонезийских китайцев неверными, из этого происходят прямые юридические последствия. Например: после прикосновения к «неверному китайцу» (например, руку пожал ему на совещании) нужно совершить омовение, перед моливой – прикосновение к «неверному китайцу» оскверняет! Кроме того, по мнению некоторых учёных, имущество «неверных китайцев» — всё равно что бесхозное имущество, и пользоваться им разрешается. Китайские погромы в Малайзии и Индонезии когда-то могли иметь вполне юридическое обоснование. И третье: неверные не должны оставаться в своём неверном состоянии – они подлежат перевоспитанию, чтобы они вошли в 1-й или хотя бы 2-й сорт людей! А они не хотят почему-то... Что, как вы понимаете, чревато проблемами: китайцев всё больше, и они имеют существенную экономическую власть! Они активны! Они полезны для страны! Они даже платят налоги! (Не все, но многие.) Что же делать?.. А без религии тут нельзя, религия записана у человека в документе! Без религии – всё равно что у нас в России без фамилии или без даты рождения – не бывает же такого. У всех же есть фамилия. Вот и религия должна быть у всех. Объявили их поначалу буддистами, так, для сохранности.

    Но, вероятно, со временем, китайцы усилились, разбогатели и протащили через совет местных индонезийских улемов (учёных мудрецов) решение-фетву: китайская религия – отдельная, и они тоже люди Книги! Ведь у китайцев есть свой «пророк» — Конфуций (Nabi Kong Zi – по-индонезийски), и свой верховный Бог (Tian и ещё почему-то Shang Di, а может это два имени одного и того же). Подумали индонезийские учёные с бородками и в тюбетейках (а может их подкупили китайские миллиардеры) и согласились. Дальше уже как-то в правительстве эту тему превратили в закон. И вот недавно (кажется мне – в недавние годы), — китайцы получили право на свою отдельную веру. Что уже сделано давно в Малайзии – там узаконено шесть вер, то есть кроме перечисленных нами и китайцев, ещё и сикхи. И теперь и в индонезийских самолётах, среди молитв всех вер, напечатана ещё и китайская молитва, где упомянут и их верховный Бог, и «пророк Конфуций». Теперь и храмы можно не маскировать под буддийские – всё, китайцы «в законе», и, выходит, руки после прикосновения к китайцу мыть не обязательно. (А сикхи тут индуистами пишутся.)

    В Макассаре китайцев много, и тут у них соорудился очень большой пятиэтажный китайский храм. В первый мой приезд три года назад он только завершался и обставлялся, и можно было тайком вылезти и на крышу. Теперь храм полностью введён в эксплуатацию, заставлен тысячью фигурок и скульптур, посещается многими китайцами, внутри как в музее, множество божков и идолов, очень прикольных. В качестве приношений им несут деньги, курительные благовония и еду в консервах. Перед каждым большим идолом стоит стопка консервов, пожертвованных религиозными китайцами. Куда потом идут эти продукты, не знаю. Фотографии храма в Макассаре выложу при случае. Да, прохладительные напитки в храме из холодильника, оказалось — бесплатные, но я взял только одну баночку.

    *

    Вот, рассказал я про китайскую религию, о том, что её «узаконили», теперь поведаю интересное о буддистах. Эти товарищи в Индонезии уже давно в законе, хотя их число не превышает 1%. Увидеть живого буддиста проще всего на Бали. В других провинциях, из религиозной толерантности, построено хотя бы по одному буддийскому храму, но в них обычно нет прихожан. А тут, в Макассаре, есть и буддисты — тоже из числа китайцев. Иду я утром рано по улице Макассара, и вижу – идёт процессия. Все знают, что например в Лаосе или Тайланде буддийские монахи утром перед рассветом выходят босиком на улицы городов за подаянием, а граждане дарят им продукты. В Лаосе они собирают рис, и столько им дают, что они съесть не могут – ещё и остаётся автостопщикам и птицам небесным. А отказываться от подаяния монах не будет – ведь совершая подаяние, мирянин приобретает плюс, большой бонус! Это ж не просто человека накормить, это -- монах, и жертвуя ему, ты круто очищаешь свою карму — или как там у них оно называется. И монах, принимая подаяние, много добра приносит дарителю, и тот даритель потом воплотиится в высших мирах (или хотя бы — в более приличной стране, а не в Лаосе), если регулярно с монахами делился.

    Так вот, в Макассаре всё ещё интересней. Буддийский монах, напоминаю, отрёкся от всего материального, не пашет и не сеет, на работу не ходит, счёта в банке не имеет — и поэтому люди ему дарят всё, что нужно. Тут по улице шла целая процессия. Во главе шёл один монах босиком, лет сорока (а точней не скажешь, брит и лыс), и нёс металлическую плошку-миску, куда люди должны ему класть пожертвования. Десятки благотворителей уже ждали вдоль улицы, с пакетами и коробками даров – всё не поместится в плошку! Поэтому к монаху прилагался целый эскорт помощников. Одни держали большие пластиковые тазы для стирки, в них монах перекладывал то, что не мог унести. Другие несли большой красивый зонт над монахом, чтобы того солнце или дождь не огорчил (хотя солнце ещё не вылезло, а дождя не было). Но и вся процессия не могла унести все дары, поэтому ехала медленно машина-грузовичок, куда в кузов совали всё, что не могли унести пешком монах и его помощники! А в кузове сидела тётка, которая эти дары аккуратно расставляла в кузове, чтоб что нежное и мягкое не помялось, а коробки с консервами и газировками — их можно друг на друга, ничего с ними не станет.

    За этой группой людей, в сорока метрах сзади, шёл ещё один монах босиком с плошкой, и вокруг него – опять хелперы с тазами, и второй грузовичок-пикап с дарами! Итак, идёт такая процессия. Верующие в буддизм, в основном женщины, уже выстроились, и при подходе процессии кланялись и разувались (некоторые – не разувались), вручали, например, один короб одному монаху, а потом другой короб другому. В каждом грузовичке уже скопилось килограммов по двести! халявы (то есть приношений). И так процессия двигалась, а я прошёл и пофотографировал зрелище, потом отделился. Хорошо быть буддийским монахом. Отрёкся от всего материального, а оно само у тебя появляется. Я так понимаю, они не каждый день так ходят – ведь просто невозможно съесть столько подарков, даже если монах и делится со всеми хэлперами.

    *

    Теперь же поведаю про истинную религию (ислам), и её некоторых не самых полезных её представителей. В Макассаре я решил обрести ночлег в мечети. Приехал я туда вечером, на самолёте. Двадцать километров от аэропорта до города проехал автостопом. Тут же взял билет на корабль «Пелни» на следующее число, то есть на 15-е мая. И пошёл в Интернет, а вечером – в мечеть. Мечеть оказалась маленькая, ну это ж не важно – в какую пришёл, в такую и пришёл.

    В мечети моё появление вызвало небольшое удивление. И остался я там. Всё было бы хорошо, но в мечети оказался какой-то неправильный прихожанин, «активист». Он подумал, что я террорист, и смутил своей идеей ещё нескольких человек. В результате, они вечером уселись у ворот мечети и кто-то пошёл за участковым, а я улёгся спать, подозревая, что не к добру это, что кто-то сидит на крыльце мечети, но со мной не вступает в контакт.

    Так и есть! Я уж уснул, как меня разбудили – пришли два участковых, без формы, видимо они уж закончили своё дежурство. Я объяснил, что так и так, мол, сплю. Они не усмотрели нарушения и ушли, мало ли кто в мечети ночует, нет никакого в этом преступления. Это можно делать, мусульманская традиция и индонезийский закон это позволяют. Стукач пытался убедить их в моей вредности и шептал им: «проверьте у него паспорт!», но те поленились и ушли спать.

    Не поленился только стукач! Увидев, что участковые менты проявили преступную небрежность в обнаружении «преступника-террориста», он созвал людей охранять мечеть и меня, а сам отправился в районный отдел милиции. Я же опять уснул. А мужик, видимо, насмотрелся новостей про Бен Ладена и думает, что террористы везде под боком, нужно только их вскрыть вовремя! Вот, Ладен десять лет жил себе под Пешаваром, наверное тоже чай пил в мечети, тоже может быть кипятильником варил чай, потому что никто не проявил бдительность (а можно было бы 50 мильонов получить, сдать Ладена кому следует). Итак, через час опять в мечети свет зажигается — ба! Весь цвет общества собрался: один мент в форме — пузатый, другие менты и ментихи — в форме, но пока без брюха, и зрителей, на удивление, более ста человек! Все они пришли смотреть, как будут брать «Бен Ладена», а другие, и их дети, толпились – не могли войти в мечеть — зыркали через окна — вот не спится-то!

    На этот раз, новые менты вежливо проверили мой паспорт, а я им великодушно подарил ксерокопию оного; удостоверились, что я завтра уплываю на пароходе и поглядели на билет; посмотрели в мой рюкзак, попросили его распотрошить — но не до конца, подробно не обыскивали. Убедившись, что я не очень опасен, меня оставили в мечети, и сто человек зрителей разошлись по домам спать. Ушёл спать и стукач, который и затеял всю эту деятельность, не досталось ему 50 миллионов долларов награды, обознался.

    В целом про индонезийскую полицию скажу, что никакого видимого вреда она не приносит. И местные тоже не боятся ментов — никто не думает, что их тоже сейчас проверят и посадят. Так что полицейские молодцы, и за все мои приезды в Индонезию не было от них мне никакого вреда. Обычно и паспорт не смотрят, тут просто мне немножко не повезло, бдительный гражданин попался – слишком много он телевизор смотрел, про террористов.

    Так я про три религии в Макассаре упомянул. Есть тут и христиане, но я не успел с ними нигде пересечься. И вообще долго не задерживался в этом мегаполисе. Утром побродил, пофотографировал, с местными ребятами бананами поделился (целая стая мальчишек меня облепила в одном месте, и очень смешной был процесс нарезки бананов и делёжки оных), и ещё на народ посмотрел — тут, в городе, много спортсменов, бегунов, велосипедистов. Есть здесь и свой Кремль — голландский замок, замшелый и с не очень высокой стеной, на которую быстро залезают местные скалолазы.

    Подробней я уже изучал город три года назад. В этот раз моё посещение Макассара было коротким. Уже на следующий день — 15 мая — я пришёл в порт, сел на пароход «Пелни» и отчалил. Сурабаййя, Маланг и Джакарта уже ждут меня.

    вики-код
    помощь
    Вики-код:

    Дешёвый перелёт по направлению Макассар
    сообщить модератору
      Наверх