Манали

15 материалов,  429 фотографий

travelnad
    С нами с 19 янв 2010

Кулу. Долина и городок с одноименным названием

25 марта 2010 года||2 (2)| 8| 27103

Для иллюстрации заметки смотрите также альбом - http://tourbina.ru/authors/travelnad/travels/view/128966/photo/6029/

В первый же день приезда в Дели мы купили билеты на автобус до г.Кулу, находящегося в долине Кулу. Автобус выехал в 7 часов вечера, накопилась усталость от перелетов, мы дремали по большей части всю ночь, но утром начались горы и нам стало не до сна. Мы въезжали в долину Кулу! Внизу петляла река. Автобус иногда прижимался к краю дорогу, прямо к обрыву. Да, жутковатое зрелище. Но то ли еще будет! Мы же не на пляж приехали, а в горы :)

Протяженность долины Кулу около 80 километров при ширине в 1,5 км. Почти при въезде в долину проехали мимо трех храмов, сосредоточенных прямо у дороги: храм местной богини Ханоги, и 2 маленьких храмика бога-слоненка Ганеша и богини-матери Дурги. Я обратила внимание, что сидевшие перед нами две женщины, одетые в интересные национальные одежды, с заплетенными в косички волосами, в ушах имевшие огромные серьги, из-за чего мочки ушей сильно были растянуты и имели большие дыры (я содрогнулась, когда увидела), открыли окошко, поклонились храму, пробормотали какую-то молитву.
    Позже я узнала, что у того, кто не поклонится Ханоге, немного шансов миновать долину без происшествий. Но тогда нам этого никто не сказал!..
    (Ха-ха-ха :) Забегая вперед скажу, что через 3 дня сломался велосипед. )
    Автобус назывался De luxe, ехали мы до городка Кулу около 12 часов. Название автобуса ни о чем не говорит, это обычный такой автобус, с твердыми сиденьями, никакой тебе ни бус-кама :) Но что мне понравилось в индийских автобусах так это то, что без проблем можно перевозить сколько хочешь велосипедов и вещей - привязываешь их на крыше и - порядок, очень удобно. На крыше все вещи укрываются и затягиваются крепко ремнями - так что беспокоиться, что велосипед улетит в пропасть, нечего.

В Кулу немного поколесив в поисках гестхауза, мы нашли вполне приличный и подходящий нам по ценовой категории. Комнатка (куда все втроем и поселились) обошлась нам в 200 рупий (наши 150 рублей примерно по тому курсу).

Мы покушали в одном из ресторанчиков. Юля, устав с дороги, осталась отдыхать, а мы с Костей поехали покататься. Вначале мы проехались по городку.
    Для справки: Кулу находится на высоте 1200 метров ( с этого дня нам теперь всегда было интересно: а на какой высоте мы теперь?). Улицы достаточно крутые. Центром городка служит просторная площадь-майдан того же названия, вокруг которой сосредоточены гостиницы и другие лучшие дома городка. Вокруг площади растут вековые кедры. Кстати, не в обиду Косте-сибиряку, где-то слышала, что настоящий кедр растет именно в Гималаях, а в Сибири - это его разновидность. Ну ладно, к делу это не относится, тем более я не дендролог и утверждать это не берусь. Повсюду пестрят вывесками гестхаузы, отели, однако практически не встречаем белых туристов. Странно. Сезон ведь еще не закончился. Хотя может это для зимних туристов? Зимой в долине Кулу приезжают кататься на горных лыжах, сноуборде. Рассмешила крупная вывеска на фешенебельном отеле с необычным, несколько режущим (с точки слуха русского уха) названием "Shobla" .

Подъехали к одной из школ. Школьники на баскетбольной площадке играют в баскетбол. Оказывается, проходит товарищеский матч с командой из другого города. Мы чуть не сорвали матч, так как на единственных болельщиков из рода бледнолицых стали сразу обращать внимание больше чем на игру. Примечательно, что школьники-болельщики были разодеты в разную школьную форму. Вообще, еще когда ехали в автобусе да и в дальнейшем обращали внимание, что школьники ходят в разных формах, обычно ярких тонов. Вначале думали, что в каждом городке своя форма, но, оказывается, как нам пояснил мальчик-непалец, работающий в нашем гестхаузе, в каждой школе своя форма, еще и от возраста зависит. Еще он рассказал, что в Кулу есть четыре школы: две для девочек, две для мальчиков. Надо же, а городок очень маленький.

Накатавшись по городу, поехали за город, для осмотра индийского храма (мандира) на горе. Наконец-то почувствовали своими ногами куда мы попали, в горы! Тут вам не равнина... Ехали налегке, но периодически отдыхали, так как ехать в гору 8 километров очень даже ощутимо. Да и виды хотелось запечатлеть.

Поразили местные женщины, немолодого возраста, бодро поднимающиеся с наполненными корзинами, вязанками дров на спине в гору, да не по дороге, а по крутым тропинкам, при этом они весело переговаривались, кричали нам "Намасте!". Виды! Ах виды!.. Мой лексикон беден описывать картины, открывавшиеся нашему взору. Что тут говорить - это надо видеть…

Чем выше мы поднимались тем интереснее становилась панорама. Вначале мы были ниже облаков, сидящих на противоположном склоне долины Кулу, затем мы их достигли, погрузились в облака. Пошел дождик. Да, мы забыли взять воду, а ведь пить-то хочется, когда в гору поднимаешься. Но нас угостили местные жители яблочками. Вот когда мы первый раз вкусили гималайских яблок!.. М-м-м Волшебный вкус!.. Впоследствии мы "подсели" на них. Юля все удивлялась до чего яблоки вкусны, ведь дома она совсем яблок не ест, а тут не представляет, как будет жить без них дальше.

Поднялись на вершину, к храму, уже в сумерках. А там оказалось так интересно. Много резьбы по дереву с элементами инкрустации. Очень долго общались с двумя братьями - художниками, которые работали при храме, раскрашивали красивыми рисунками из сцен "Махабхараты" и других эпических творений индийского народа, стены. Краски у них хранились в скорлупах от кокосового ореха. Краски натуральные, но очень яркие, насыщенные тона. Не настолько продвинутая в мифологии и эпических сказаниях древней Индии, имея в голове кашу из богов индуисткого пантеона, я все же без труда могла угадать облики Ханумана (бога в виде обезьяны, очень любимого не только в Индии, но и в Китае), воинственной Дурги (супруга бога Шивы), сам многорукий Шива, Вишну со своей супругой Лакшми, слоноподобного бога предусмотрительности и мудрости - Ганешу. Служба в буддистком храме Однако, больше всего было изображений Кришну. Вот Кришна, играющий на флейте и танцующий на капюшоне змея Калии, от которого он избавил округу. Вот веселый Кришна держит гору Говардхану как зонтик для защиты от ливня, вызванного Индрой. Вот Кришна Вот снова Кришна... Ну и мандир этот соответственно Кришны, поэтому так много его изображений.

Братья-художники оказались родом из штата Орисса. Этот штат Индии, называемый царством богов, известен своими красивейшими храмами в стиле нагара; также известны орисские аппликации, выполненные в хорошем художественном вкусе. Да, судя по рисункам художников, ориссцы обладают художественными талантами. Кстати, один мой знакомый - индус по имени Сурадж, живущий в Питере уже более 10 лет, родом тоже из штата Ориссы также удивлял меня своими талантливыми рисунками.

С братьями-художниками мы обменялись подарками. Я подарила им свои фотографии с видами вологодских церквей, колоколами, сделанных мною в солнечной Вологде при возвращении из похода по Приполярному Уралу. Они были в восторге от видов русских церквей. Один из братьев достал две тоненькие очень гибкие дощечки (трудно назвать это дощечками, до чего тоненькие, но другого слова не подобрать) из банановых листьев, скрепленных между собой ниточками с бусинками. На одной были нарисованы цветными красками табла (два барабана: один вытянутый, другой маленький круглый) и инструмент, похожий на ситару (лютня со струнами). А на другой дощечке он при мне нацарапал специальной палочкой рисунок, потом залил черной краской дощечку, потом вытер. Таким образом, краска попала только в рисунок веселого Кришны, стоящего под деревом и играющим на флейте, и в надпись к рисунку: "Krishna for Nadya. I am vеry happy meet with you. Thank you".

Потом неожиданно началась пуджа и мы присутствовали при этой церемонии и даже "причастились", отведав их святой водицы. Цветочек, врученный мне в руки во время пуджи, я долго хранила, но, в конце концов, выбросила, так как лепестки облетели со временем.

Выехали мы от наших друзей уже в полной темноте, грызя вареную кукурузу, которой они нас на дорожку угостили. Дорога, конечно же, не освещалась. У Кости, конечно же, не было фары, а моя фара, конечно же, светилась бледным светом, батарейки уже садились. К тому же тормоза мои требовали подтягивания, а инструментов не было. Вообщем, начался очаровательный спуск с горы. Обошлось без открытия первой главы "Рамы. Шрамы. Увечья" ( фраза из "Семейки Адамс"). Виды на долину и ночью живописны. Запомнилось, как звездное гималайское небо сливается с горами на противоположной стороне долины. Сливается, потому что склон был, как и небо, в ярких звездах. Но то были "звезды" огней - долина очень обжита.

На следующий день мы хорошенько выспались и продолжили путь по долине Кулу.
    Следующим пунктом нашего назначения был городок Наггар.

Дешёвый ✈️ по направлению Манали
    • enigma
      enigma
      С нами с 5 сен 2009
      19 окт 2011, 09:25
      Спасибо за интереснейший рассказ !!!)))
    • enigma
      enigma
      С нами с 5 сен 2009
      4 янв 2012, 08:59
      Собираюсь в долину Кулу весной 2012 г. Как там с погодой? Подскажите, пожалуйста, когда лучше ехать : в марте? Апреле? Мае?