Непал, Трек вокруг Аннапурны, март - апрель 2010 г., день 7 Мананг, Непал

9 марта 2011 года||8 (4)| 12| 43296

1 апреля, день 87

Седьмой день трека, Мананг – Айслейк (4600м) – Мананг

Просыпаемся в своем полуподвале сами, еще до того, как нам стучит в дверь парень из отеля (в качестве будильника). Состояние какое-то приплюснутое, хоть и не можем пожаловаться на холод. Под спальниками с одеялами было так жарко ночью, что мне пришлось вылезать из своей «норы». Когда намерзнешься на ветру за день, очень хочется согреться перед сном, с головой зарывшись в спальник. И совершенно не хочется вылезать. Но что делать, типа, надо…

Автор: vasilisa101

Идем на завтрак, в кафе своего отеля, а потом сразу бежим в отель наших знакомых. А то австрийцы люди шибко пунктуальные, ждать особо никого не будут. Вдруг слышу впереди знакомое «привет!» Дурге с рюкзаком стоит. А вот и Маша с Алексеем, набирают воду в бутылки (в Мананге тоже есть пункт с "save water"). Рассказывают, что Айслейк не то чтобы очень красив, а по дороге дует сильный ветер и солнце прямо в глаза. Ну ладно, от солнца кремом я намазалась (правда, Дима все еще не верит, что может сгореть на горном солнце, наивный чел, хо-хо), шапку от ветра с собой взяла, то есть прям подготовилась. Правда, нет у меня треккинговых палок как у Маши с Алексеем. Говорят, что с ними действительно проще. Когда спрашивала, еще в Катманду, нужны ли мне палки, сказали что нет. Типа, трек не сложный. Пока что так и было. Пробовала для интереса даже ходить с бамбуковой палочкой (которая была длинновата, но Сони это исправил, лихо разломив палку напополам об голову, к моему полнейшему восторгу), но никакой пользы от нее не почувствовала, только движений больше делать надо. Вот, подозреваю, в сегодняшнем походе палки и правда пригодились бы.

Прощаемся с Машей, Алексеем и Дурге. У них сегодня наполеоновские планы на дневной переход, опять спешат. Дурге, по-моему, от этого не особо в восторге Просто, времени у них не так много, а они еще хотят сходить в базовый лагерь Аннапурны. Желаем им удачи, надеемся еще свидеться в Покхаре.

Автор: vasilisa101

Прибегаем в отель к Максиму и Олегу. Они проспали, так что выйдут попозже. Мы ходим медленно всегда, поэтому выдвигаемся на Айслейк. По дороге встречаю группу портеров, человек из 4. Слышу приветствие в свой адрес. Ба, да это франкоговорящий гид из Нижнего Писанга, который помогал мне закрывать дверь в душ. Идет налегке посередке толпы портеров, улыбается. Чуть дальше идут два солидного возраста француза. Здороваюсь с ними: бонжур! Куда им столько шмоток на треке? Целую толпу портеров согнали. Рассказывали мне (Максим наверно) хохму про какого-то товарища, который нанял шесть портеров и пошел штурмовать шеститысячник. Но не осилил. Встретил по дороге француза с восемью портерами и деморализовался этим обстоятельством :) Удивительные люди все-таки бывают, ковры они с собой, чтоли возят? Хотя, если брать смены чистого белья и одежды на каждый день трека, примерно три рюкзака на человека и выйдет… Но это, я считаю, совершенно непозволительная роскошь :) Стирать здесь кое-как можно под слегка теплой водой из душа, но за ночь одежда не сохнет, поэтому досушивать ее удобнее всего прямо на рюкзаке, в процессе ходьбы, на солнышке. Правда, рюкзак у нас уже настолько грязный, что об него пачкаются руки, пока достаешь что-нибудь. Так что одежда, высушенная на нем в процессе ходьбы по пыльным тропинкам и многократно обтертая об камни во время снимания рюкзака, является очень условно чистой. Наш портер, Сони, обычно ходит весь день в одной футболке, а вечером, в отеле, надевает другую. Следую и я его примеру.

Подъем на Айслейк начинается из Браги, деревни, где мы вчера встретили на лавочке Дурге и где ночевали Маша и Алексей. Теперь нам приходится возвращаться той же дорогой, которой мы пришли в Мананг вчера. Пока покупаем воду в магазине, нас нагоняют австрийцы. Не перестаю им удивляться. Всегда встают раньше всех и бодро вчесывают в гору так, что фиг догонишь. Приходишь в отель, а они уже там сидят, скучают. При этом мужчина выглядит, прямо скажем, дедушкой. Седой, с бородой. Ой, хотела бы я в его возрасте так прыгать! Их гид, Онил, постоянно шокируется их планами на день и уверяет, что идти надо вдвое меньше. Но его особо никто не слушает.
    Как-то так повелось, что с самого начала у нас задался бодрый темп прохождения маршрута. В Мананге некоторые по три дня сидят, акклиматизируются. Но мы так долго находиться здесь не собираемся.

Автор: vasilisa101

Австрийцы убегают, а я еле тащусь вперед. Что-то мне все это уже не нравится. Чую, будет мне сегодня хреново… Дима бодренько скачет впереди с пластиковым пакетом в руках. Русские, одно слово. Куда бы мы не лезли: на Пакайю ли, на Айслейк, нас везде там можно будет узнать по большому пластиковому пакету в руках. В этот раз Дима купил две бутылки воды, они не влезают в наш рюкзак с техникой (да, и ноутбук мы тоже на Айслейк тащим, а как же без него там). Прошу его хотя бы руки разгрузить. Привязывает пакет к рюкзаку сзади. Теперь Диму, как корову по колокольчику, можно определить на склоне по шуршанию пакета на ветру.

Пока я петляю по узким пустынным улочкам Браги, Дима уже убегает на склон и оттуда руководит моими перемещениями. В отличие от наших деревень, где живут одни старики, здесь полно детей. Но и домов пустых, как видно при ближайшем рассмотрении, тоже полно. Наверно, их обитатели ушли за хорошей жизнью, в Покхару.

Автор: vasilisa101

Залезаю на склон. Тропинка очень узкая, шириной как раз под ступню, идет серпантином по довольно крутому склону с глинисто-песчаной почвой. В некоторых местах мне идти страшно. Зависаю там надолго, перед тем, как решиться перебежать особо узкое место. Лететь-то уже далеко, если оступлюсь. Нас догоняют Максим и Олег. Без рюкзаков они просто-таки улетают вперед и вверх, только мы их и видели. Опять начинаю исполнять Диме свою старую горную песню о главном. Называется «не дойду я на этот Айслейк, вот точно тебе говорю». Ну ладно, мы же всегда можем повернуть назад, ведь так?.. Хотя, как идти назад лучше пока тоже не думать. Потому как спускаться, оглядываясь на тропинку и крутой склон с обрывом, хочется даже меньше, чем подниматься.

Не без некоторых сложностей залезаем на первый склон. Там небольшая поляна, коровы пасутся, флаги на ветру развеваются. И виден еще один склон, куда уходит тропа. Ну, что же делать, придется идти… Во время отдыха перед следующим подъемом опять толкаю Диме про то, что «не дойду и вообще щас сдохну», но поднимаюсь и ползу опять в гору. Тут склон еще более крутой (хотя, спрашивается, куда уж…), и временами приходится хвататься руками за камни вокруг. Ну, чисто так, для равновесия. Оглядываться назад страшно, кроме как на великомогучем, описать увиденное и пережитое не получается. Хм, интересно, куда ж это мы лезем, нам же еще спускаться как-то надо. Ужасаемся перспективе спуска, но все равно лезем вперед. По склону напротив, не разбирая дороги, вниз бодро чешут яки, только пыль за ними вьется. Всерьез обдумываю, а не последовать ли их примеру.

Автор: vasilisa101

Между тем, ко всем имеющимся сложностям прибавляется сильный ветер. Очень некстати вспоминаю, что я все-таки очень боюсь высоты. Правда, этому активно способствует Дима, на все лады повторяя за моей спиной, как же он за меня опасается и какие же сзади страшные виды вниз. Веселья в пути нам прибавляет также и постоянное ожидание горняшки. Что-то голова кружится, наверно – оно! А может, голова даже болит… Нет, не болит. Но все равно страшно :)

Вот уж, правда, что действительно реально, так нереальная трудность, с которой дается подъем. Ноги не идут совсем. А если идти через силу, уже через 10 шагов задыхаешься. Поэтому и иду так медленно: 10 шагов прошел, 2 минуты постоял. Отдышался, и – снова в гору. Временами накатывает головокружение, тогда думаешь: ну ладно, вот только до того камня дойду, а там уж отдохну подольше. Но садиться я не рискую. Если сядешь, пригреешься, разнежишься, вставать и идти дальше уж очень обломно.

Автор: vasilisa101

На самом деле, ноги-то у меня не сильно устают. Стоять на месте я могу тут практически бесконечно. Когда стоишь и голова не кружится и вообще самочувствие отличное. Но, надо идти дальше. Уже пройдено ровно столько, чтобы было жалко своих трудов и хотелось достичь цели. Поворачивать назад вроде как уже и не солидно. Вдруг, Айслейк уже за этим поворотом?

Но за поворотом оказываются два европейских пенсионера, каким-то чудом забравшихся сюда и теперь релаксирующих на потрясающую панораму гор. Ох ё, хотела бы я с Димой так сидеть в их возрасте, смотреть на горы и здороваться со встречными туристами. Дожить бы только…

Виды, надо сказать, отсюда просто потрясающие. Вспоминается Камеди Клаб: «Ой, как вкусно! Ох, как больно!» И виды хороши и дорога тяжела. Вот так всегда в жизни :) Опять снимаю с рук панорамы. Уже три месяца таскаю с собой штатив, почти им не пользуясь. Да и, будь он даже тут, под рукой, тоже бы не стала пользоваться. Ну просто не до того мне сейчас. Система переходит в энергосберегающий режим, поэтому все ненужные навороты, типа режима фотографа, начинают отключаться.

Автор: vasilisa101

За пройденным склоном открывается следующий, еще выше и круче. Опять лезем в гору. Начинаю громко ныть и возмущаться, «где же этот гребаный Айслейк». Вообще русская ненормативная лексика в таких ситуациях просто незаменима. Потому как слова короткие и несут в себе сильный эмоциональный заряд. Перехожу полностью на великомогучий, поскольку сил говорить долго и красиво у меня уже нет, а эмоций – через край.

Интересуюсь у Димы, доколь мы будем лезть на эти "великолепные", "совсем не надоевшие мне" склоны. Он тоже не знает. Но полагает, что озеро вон там, за тем поворотом. Ну ладно, дойду уж, может и правда – за тем. Лезу, лезу, лезу. Выворачиваю за поворот. Озера там нет. Там сидит на камне чей-то местный гид и трындит по сотовому :)

Дима высказывает предположение, что «вон за тем поворотом – ну уж точно Айслейк». Аха… Ну ладно, проверим… Линия снега на окрестных горах находится примерно на нашем уровне, иногда и ниже. Ветер становится все сильнее и холоднее. При этом солнце палит тоже нещадно. У Димы все лицо красное. У меня, хоть и намазалась кремом, тоже щиплет нос, но не очень сильно.

Нас обгоняет парень, бодро рысящий по тропинке, опираясь на палки. Да, от палок бы я сейчас не отказалась, в гору лезть с ними проще. Парень надеется, что озеро хотя бы немного подтаяло. Хочет набрать оттуда воды в свой термос. Хм, я бы оттуда пить не рискнула. Убегает вперед. Надеюсь, что он сейчас пойдет направо, там более ровная местность. Но он начинает лезть на страшный склон слева – неееет! Торжественно объявляю Диме, что я туда не полезу. Нет, не уговаривай. Не полезу. У меня вот уже в голове шумит, в глазах что-то плавает и вообще все кружится и глюки. Это явно горняшка. А на склон не полезу, нет. Дима предлагает мне сидеть тут и ждать его, а он сбегает, посмотрит, где же озеро. То там, то здесь, на тропинке видны мокрые следы от растаявшего снега. Местами почва превращается в жидкую чавкающую грязь. Уже видны островки снега чуть выше по склону. По всем признакам, озеро должно быть где-то рядом. Ладно уж, пошли наверх…

Опять лезем по склону. Одна радость, от усталости у меня проходит боязнь высоты. Так что иду по тропе без остановок, правда, все чаще спотыкаясь. Огибаем холм, тропа становится горизонтальной. Уже отлично. Правда, за поворотом опять небольшой подъем. Но уже все равно. Озеро где-то близко! Кое-где надо пройти по подтаявшему рыхлому снегу. Главное, не споткнуться здесь, а то лететь уж очень далеко… И еще поворот тропы. Опять снег…

Автор: vasilisa101

Как-то довольно для меня неожиданно упираюсь в кромку озера. Причем она находится выше моих ног. То есть, это как подняться по лестнице к бассейну, не дойдя несколько ступенек до верха. Ура, высота 4600 взята! Озеро и правда небольшое, почти все подо льдом. Неужели мы дошли?.. С другого конца озера бежит встреченный недавно парень с палками. Говорит, что там дальше есть еще одно, но не такое красивое как это. Тогда не пойдем туда. Нужную высоту мы набрали, на озеро и лед посмотрели – все, программа выполнена.

Спрашиваем у парня, не видел ли он там, на другом озере наших знакомых. Говорит, что видел. Они решили спускаться в Мананг другой дорогой. Интересно, а где же тут другая дорога? Парень тоже не видит на склоне тропы. Да и выглядят эти склоны совершенно непригодными для спуска. Скалы одни, да обрывы. Как же тут пройти? Правда, озеро, где мы сейчас стоим, находится точнехонько над Манангом, так что спуск туда будет короче, чем обходная дорога, по которой мы только что пришли. Зато мы ее уже знаем, а как спускаться в Мананг мы отсюда увидеть не можем. Решаем идти назад старой дорогой.

Автор: vasilisa101

Всю дорогу вверх снежные пики были у нас за спиной. Теперь же они предстают перед нами во всей своей красе. На самых пиках, как вата на елке, висят белые пушистые облачка. Лед кое-где блестит. Отсюда хорошо виден ледник на горе и след от него, спускающийся в долину, к реке. Где-то далеко внизу маленьким пятном зеленеет моренное озерцо Мананга, около которого мы вчера гуляли. Так высоко, что почти не различимы дома деревни. А нам туда предстоит спуститься…

Спускаться муторно, местами тяжело, но вполне осиляемо. После того, как нам удалось-таки добраться до озера, веры в себя и настроения прибавилось. Парень, с которым мы советовались по поводу тропы, резво бежит вниз, опираясь на палки. Мечтаю, как покурю на лужайке перед началом последнего спуска. Естественно, весь путь наверх мы не курили. Победный перекур на озере тоже не состоялся – слишком высоко, опасносте для здоровья. Зато вот уж как спущусь, как рассядусь… Спускаться вниз легче для дыхалки но посложнее для ног. Да и тропа вниз местами все-таки страшная. Даже хватаюсь за ветки кустов временами. Дима вот тоже схватился. Правда, за колючку. Теперь замазывает пальцы зеленкой, опасается столбняка. Спускаемся до уровня тех склонов, где растут сосны. Выше-то почти ничего не было. Только колючки и чуть жухлой травки. Совершенно не понимаю, что там едят яки и лошади. Отдыхаем с перекуром на камнях. Даю определение сегодняшней прогулке: для тех, кто хочет пойти и устать (ну, мягко говоря). Мечта мазохиста :) С другой стороны, сегодня я сделала пожалуй самые красивые за весь трек кадры снежных вершин.

Автор: vasilisa101

Спускаемся по последнему склону, в Брагу. Я лично – уже на деревянных ногах. Под конец сворачиваем по тропе не туда и выходим на незасеянные террасные поля. А мне уже все равно, хоть по полям пилить, хоть по лугам :) В деревне люди занимаются каждый своим делом: дети из школы с портфелями бегут, женщины с тазами ходят, мужчины в кости под деревом играют. Овечки колокольцами звенят.

Еле ползу по дороге в Мананг. Теперь еще и голова болит. То ли от ветра, то ли вообще от моих сегодняшних экспериментов со здоровьем. Хочется скорее прибежать в номер и залезть в горячий душ. Но его, к сожалению, нет… Самые последние метры подъема до ворот, обозначающих границу города ползу как каракатица, жалуясь Диме, что «все казлы» и вообще жизнь – ужасная и несправедливая штука.

На улице, у их отеля, встречаем Максима и Олега. Они уже давно пришли. Говорят, что поднялись за 3.5 часа, а спустились так и вовсе за 2. Мы же лазили по горам с 8 до 17 часов. Глядя на меня Максим смеется тому, что написано у меня на лице. Зачитывает вслух. На великомогучем, да. Где и как я видала понятно какой Айслейк. Хе, вот за что люблю Максима, - все абсолютно правильно прочитал :)

Им-то хорошо, сидят на лавочке, вкусные булки жуют. Тоже хочу вкусную булку :) Максим предлагает сходить в кафе неподалеку, где продают офигенную выпечку. Идем. Действительно, на витринке кафе красуются яблочные пироги, круассаны и даже торт с кремом, наподобие нашего «Черный лес». О, такое я пропустить не могу. Цены здесь, правда, уже зашкаливают, особенно на чай-кофу, но что делать, надо как-то наградить вконец офигевший от сегодняшнего трека организм. Заказываем с Димой два супа, кусок торта и лимонный чай. Максим с Олегом тоже заказывают большой термос (который здесь называют в меню чайником) черного чая. Но когда открываем его, чтобы разлить по чашкам, выясняется, что в кипяток забыли бросить чайные пакетики. Зовем девушку. Она приносит один пакетик. Хм, один пакетик на четверых, по цене элитного чая где-нибудь на Тверской… Вот такая специфика гор :) Немного подумав и оценив результат заваривания, просим еще один пакетик чая. Зато пироги и торт оченно хороши. Правда, мое сознание немного смущает тот факт, что я ем торт с кремом, так похожий на наш магазинный, на высоте 3500 километров, в горах, среди яков и коз, в небольшом деревянном кафе-сарае, у печки, сидя на лавочке… До чего прогресс дошел, однако :) Правда, супы здесь – неизменный роллтон.

Автор: vasilisa101

Пока чаевничаем, в кафе приходят австрийцы. Присоединяются к нам. Максим им травит байки про дикие молодежные пьянки из своего опыта. Австрийцы сдержанно шокируются: но это же так вредно и опасно! От всех этих разговоров об алкоголе Дима не выдерживает и заказывает пиво. Вот, типичный русский, видите: всегда с пивом и сигаретой в руке – прикалывается Максим. Говорит, что у них есть русский знакомый, водящий в этом районе экскурсии в качестве гида, он им сказал, что пить и курить можно начинать в Муктинате. Это сразу за перевалом. Правда, мы еще не бросили, но завтра, похоже, придется все-таки воздержаться от курения. Уже настолько высоко, что пора бы.

Отужинав разводной лапшой и тортом, идем в свой номер. Открываем дверь, заходим. Вслед за нами в комнату заскакивают мелкие местные дети. Один сразу прячется под кровать, а девочка, она постарше, в нерешительности трется у двери. Круто они конечно придумали, только нам уже не до них. Устали мы. Девочка вытаскивает из-под нашей кровати мелкого ребенка и вместе они начинают изучать содержимое стола у двери. Первым делом замечают чипсы Принглс. Разрешаю девочке их взять. Она пару секунд мнется в нерешительности, но после моего подтверждения радостно хватает банку. Вообще-то прям у них под носом на столе лежит пакет с шоколадками, но Дима не дает детям шанс их найти. Гоу-гоу – устало машет рукой в сторону двери. Без особой спешки дети выходят на улицу, а мы наконец раздеваемся и падаем спать. Вообще-то еще довольно рано и мы толком не ели сегодня, но вставать с кровати уже нет сил. Дима уже больше не хочет на Тиличо :) Решил отложить на следующий раз. А завтра, если будет нормальное самочувствие, пойдем вместе со всеми дальше.

Дешёвый ✈️ по направлению Мананг
      12 мар 2011, 00:19
      Мы с чаем сделали проще -купили за 100рупий в лавке небольшую упаковочку с пакетиками и потом заказывали кипяток и заваривали сами. А то жидкий непальский чай как-то и на чай-то непохож. Кстати, если угостить их крепким чаем, они всё равно его разбавляют)
      12 мар 2011, 02:59
      Да, можно было бы и термос взять, но мы лениивые :) А я вообще только лимонный с перепугу пила, после перевала смотреть на него не могла уже :) За нашим портером заметила, что он вообще просто кипяток пьет. То ли из экономии, то ли они в принципе на заварку не парятся.
      12 мар 2011, 12:01
      Термос в смысле не тащить с собой, а заказывать там же, где и чай, залитый кипятком) А палки зря не взяли - во-первых на тропе помогает разгрузить ноги, во-вторых полезно для дыхалки. Финны вон и на плоской местности с палками ходят - так лучше работают лёгкие.
      12 мар 2011, 12:46
      C одной стороны - да, зря. С другой, я фотокамеру привыкла в руке носить. Самый лучший вариант, наверно, брать одну пару телескопических палок на двоих. Ибо нужны они больше всего на Айслейке и после Тронг Феди.
      Термос - это я про личный говорила, маленький, чтобы прямо в пути пить. Но мне лично кафе хватало. А к чаю из пакетиков я прохладно отношусь, так что лучше уж лимонный :) Мы потом в Тибете зеленый листовой в кружках заваривали - вот это тема. Там в номерах отелей всегда ставят большой термос с кипятком и чашки.
      13 мар 2011, 01:49
      В Непале на треке ни разу не видел зелёного чая( Ну какой бы он ни был, хоть и в пакетика, но во-первых они и сами кидают пакетик в термос, а во-вторых если крепок заварить то более-менее нормально получается. Как бы других вариантов нету.
      13 мар 2011, 03:28
      Вариант - таскать свой чай, свой термос и даже свой кипятильник :) Другой вопрос - зачем? :)
      15 мар 2011, 00:22
      Нет, хороший вариант - таскать только свой чай в пакетиках, это не слишком отяготит) Остальное-то зачем таскать? - везде на тропе литр кипятка в термосе стоит копейки.
      Зачем? Чтобы пить нормальный вкусный крепкий чай, а не жидкость, где один пакетик чая заварен на литр кипятка, как обычно заваривают в горах непальцы)
      15 мар 2011, 00:55
      О вкусах не спорят, соглашусь :)