Юбилей ВВЦ - комментарий к фотоальбому. Фонтан "Дружба народов"

Москва

Москва

LAT
  • 55.75523N, 37.61787E
  • Я здесь был
    Хочу посетить

    1339 заметок,  1 712 советов по 1 321 объекту,  40 010 фотографий

    помощь Подписаться на новые материалы этого направления
    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов Москвы помощь
    Все авторы направления
    архитектура, памятники, парки
    Фотографии
    Карта
    2 фото
    dots
    вики-код
    помощь
    Вики-код объекта:
    Советы и отзывы путешественников (1) помощь
    galya
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 1 мар 2009

    Юбилей ВВЦ - комментарий к фотоальбому

    Что делать → архитектура, памятники, парки
    1 августа 2009 года 1569
    5
    Семидесятилетие ВВЦ (ВДНХ) – не просто местный праздничек. Как ни странно, это праздник «ушедшей натуры», это памятник не столь большого, но предельно насыщенного пласта времени со своими символами, со своими судьбами.

    А главный символ Выставки – фонтан «Дружба народов» (когда-то назывался просто «Сноп»). Этот фонтан всегда являлся дорогой золоченой визитной карточкой советской эпохи.

    Монументальнейшее сооружение архитекторов К. Топуридзе и Г. Константиновского, а также нескольких скульпторов и инженеров. Объём чаши фонтана составляет около 4000 кубометров, количество струйных насадок – 2000. Струя воды выстреливала когда-то на 22 метра ввысь («парадные струи»). Причем, система управления позволяла манипулировать струями, создавая разнообразные рисунки.

    Кто-то, глядя на фонтан сейчас, преисполняется гордостью за прожитое время, которое считает одновременно и великим, и страшным. Этот человек будет испытывать и ностальгические, и горькие чувства. Кто-то и внимания не обратит: мало ли статуй в Москве времен сталинского ампира?

    А кто-то усмехнется или даже посмеется. Причем, посмеяться можно даже талантливо. Есть в Москве деятель (поэт-писатель-художник – так, как сейчас принято, – все до кучи) Андрей Монастырский, который описывает этот фонтан своеобразно. Фонтан – это мандала (буддийский символ, сфера обитания божеств или чистые земли Будд). А ведь действительно, в сложных геометрических фигурах есть своя красота и тайна. Бассейн фонтана повторяет форму восьмигранной площади с внутренними размерами 81 на 56 м.

    В центре бассейна – огромный золотой сноп из сельскохозяйственных культур, пшеницы и подсолнуха, главным образом. Есть там и конопля, что ж скрывать, когда-то была она необходимой и важной культурой. Монастырский рассматривает сноп как божество, символ плодородия. Конечно, символ плодородия, а что же в России может быть символом, как не сноп? Не лотос же, в самом деле.

    Вокруг исполинского снопа в кругу – 16 бронзовых красавиц в национальных костюмах (когда-то Карело-Финская ССР была союзной республикой, потом упразднилась до Карельской АССР в составе РСФСР). Эти фигуры девушек-колхозниц на гранитных постаментах (по версии Монастырского, – девственниц, как и положено в сакральных сооружениях) покрыты сусальным золотом.

    Оставим на совести московского шутника «разбор фонтана». Любое архитектурное сооружение можно так и сяк «концептуально» рассматривать. Но фонтан остается символом эпохи, и можно иронизировать сколь угодно, но, кажется, мало кто станет возражать против символов изобилия или дружбы народов.

    Вспомним фонтан Треви в Риме (информация на Турбине). Что он символизировал раньше? Тоже ведь что-то помпезное и грандиозное. А сейчас – символ города и «незарастающая» первая туристская тропа. Интересно, как «Дружба народов» будет восприниматься через несколько сотен лет? Если сохранится, конечно. А хотелось бы, чтобы сохранился, хотя есть у фонтана проблемы.

    И хотелось бы, чтобы ВВЦ стоял как памятник своей эпохе, стоял как можно дольше. Был сложный период, когда все, что можно было найти в павильонах «Животноводство» или «Кролиководство» – это лотки с турецким ширпотребом. Кому-то ведь и одеться помог в тяжелое время этот ширпотреб.

    И пусть стоят павильоны по названиям бывших республик. И снова не зря стоят. В павильоне «Карелия» – на 1 этаже бельгийский гобелен. Но зато на 2 этаже – пожалуйста, уже мебель из карельской березы. В павильоне «Армения» – дегустация армянского коньяка и продажа любимого многими варенья из зеленых грецких орехов.

    Есть и прочие выставки: порхают живые тропические бабочки, стоят пугающе-живые восковые фигуры из Петербургского музея, все никак не дойти до Музея телесных наказаний и не посмотреть на живых акул (хотя глаза б мои их не видели).

    И бесконечные фанаты велосипедных фигурных прыжков-кульбитов, и великолепное мастерство, демонстрируемое на роликах представителями разных возрастных групп. ВВЦ (ВДНХ) остается любимым местом отдыха. И отдыхают обычные люди, выгуливая себя по огромной территории (а с учетом Ботанического сада – прогулка может очень сильно затянуться). Самые что ни на есть обычные люди, а не те, у кого сейчас главная проблема в том, что не хватает летнего автомобиля. Получается, что сделали все-таки для людей?

    Да, живет выставка. И фонтан «Дружба народов» любим народом. Может, и дружба народов никуда не делась? Хотя бы опосредованно… Хотя бы в качестве легенды. Или в качестве заявленного когда-то протокола о намерениях.
    • Адрес:

      Москва

    • Дополнительная информация:

      м. ВДНХ

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    2 фото
    dots

    Дешёвый перелёт по направлению Москва
    сообщить модератору
      Наверх