Москва

Москва

LAT
  • 55.75523N, 37.61787E
  • Я здесь был
    Хочу посетить

    1339 заметок,  1 711 советов по 1 321 объекту,  40 001 фотография

    помощь Подписаться на новые материалы этого направления
    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов Москвы помощь
    Все авторы направления
    10
    Florence
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 23 апр 2009

    Метро как арт-объект. Люблинская линия

     
    4 ноября 2011 года 240010

    Эта заметка является частью дневника «Москва, которую я люблю»

    До этого года мне кажется ни разу не приходило в голову всерьез рассматривать метро с позиции изобразительного искусства. В лучшем случае то, что видела в метро, считала интересным свидетелем или памятником эпохи (насквозь фальшивые многоцветные мозаики на Киевской, огромно-парадная Комосмольская, набитая бедно одетыми людьми с огромными баулами). Ну или рассеянно скользя взглядом по витражам на Новослободской, на хорошей скорости бежала на пересадку.
    Заставила задуматься открытая в 2010 году Достоевская. Оказывается, московское метро оформляют признанные мастера, вокруг них кипят нешуточные споры и ломают копья искусствоведы. Особенно относительно самой последней линии московского метро Люблинской (ее можно назвать "салатовой" по цвету, которым она обозначается на схемах метро), построенной в 1995-2010 годах. Давайте проедем по ней вместе от Достоевской до Римской.
    Станция Достоевская, отделанная на сюжеты писателя - очень цельная, неожиданная и мрачная. Напоминает то ли склеп, то ли кладбище (много черного мрамора). Да и сюжеты мягко говоря не очень-то жизнеутверждающие.

    Автор: Florence


    Автор оформления - Иван Николаев, внук известной художницы Зинаиды Серебряковой. Эскизам около 20 лет (станцию очень долго строили).
    Открытие станции несколько раз переносили, причем по неофициальным данным, это было связано с художественным оформлением станции. Многим интерьеры станции показались мрачными. По некоторым данным, начальник метрополитена Дмитрий Гаев не исключал возможности демонтажа мозаик.
    Иван Николаев,в объяснил, что хотел "донести трагическое содержание Достоевского", и сделать это без "лжи". На вопрос, что он скажет, если его попросят поправить панно, художник ответил: "Это всё равно что попросить Репина пририсовать улыбки на картину "Иван Грозный убивает своего сына".

    Автор: Florence

    Следующая станция на нашем пути - Трубная - совсем другая. На ней - витражи старых русских городов. Яркие, веселенькие и вполне симпатичные, особенно после мрачной Достоевской. Автор витражей и панно над эскалатором - Зураб Церетели.

    Трубная

    Автор: Florence

    Трубная

    Сретенский бульвар - станция со своим настроением, непохожим на две предыдущие.
    Ее "тема" - человек и бульвар.
    Люблю Бульварное кольцо. Мне кажется, что его 9 километров - возможно самая "московская" улица моего родного и такого утомительного города. Гуляя по бульварам, можно получить ту порцию покоя и природы, которая все еще доступна жителям безумного мегаполиса. И проникнуться тем, что Москва - это не только пробки, толпы и стрессы.
    Вот это состояние светлого и грустного одиночества человека на бульваре замечательно передано в оформлении станции. Люди растворяются в деревьях, домах, церквах, в той самой привычной московской серости, которая "у природы нет плохой погоды".

    Сретенский бульвар

    Автор: Florence

    Сретенский бульвар


    Так же растворяются те, кто когда-то ходил здесь, а теперь стоят статуями - а они тоже мечтали, грустили и радовались . Мы все сопричастны бульвару и любимому - невзирая на на что - городу.
    Сретенский бульвар

    Автор: Florence

    Сретенский бульвар


    Сретенский бульвар оформлял в 2005-2007 годах коллектив художников под руководством Ивана Лубенникова (р.1951) - народного художника России. Вот что он сам говорил: "Станции метро – это тоже идеология... Метрополитен – это публичный выставочный зал. Это публичное место. И поэтому, так или иначе, можно предложить людям свои размышления и некоторым образом украсить человеческую жизнь. Все, что называется монументальным искусством, служит именно этой цели. Это, конечно, не станковое творчество для самовыражения, это порыв в обращении к людям, которые тебя окружают...".

    Станция Чкаловская тоже любопытна - там и очень красивые мраморные узоры над эскалатором, и модерновые светильники в переходе. Но все-таки она наименее интересная из всех, поэтому ее можно и пропустить.
    А на следующей станции - Римской - надо побывать обязательно. Выполненная с участием итальянских архитекторов и открытая в 1995 году, станция прежде всего связана с именем Леонида Берлина (1925-2001), "одного из самых трагических и самых светлых художников России конца XX века". Что хотел сказать автор пятью скульптурными группами на Римской? Мне чудится одно, тем, кто считает их "одним из самых уродливых зрелищ, которые мне приходилось видеть" и напоминающими пациентов лепрозория (с форума о транспорте) - другое, официозу, который присудил создателям станции премию Москвы - третье, искусствоведам - четвертое, пятое и так далее.

    Римская

    Автор: Florence

    Римская


    Худая, коротко стриженная, с уродской прической и жуткого цвета волосами Мадонна бесстыдно выставила огромную грудь. Выражения лица не видно, но вызывает она мысли об изможденности, а отнюдь не об одухотворенности. Фигуры Мадонны и младенца переломаны на кусочки и испещрены черными точками как и ангелочки, вьющиеся вокруг керамически-игрушечной триумфальной арки. Это не разрушение, это так и было задумано. У волчицы - такие же, как у Мадонны аппетитные соскИ, к которым прильнули херувимообразные Ромул и Рем. Маска застыла в безмолвном крике. Пупсики на колонне - в кошмарном желтоватом налете.
    Все это изумляет, пугает и... завораживает и запоминается.
    Римская

    Автор: Florence

    Римская


    Искусствоведы сравнивают все это с кукольным театром, пишут, что станция представляет собой "подлинный праздник скульптуры, доставляющий истинную, почти детскую радость". Убейте меня, радости я не чувствовала. Скорее скульптуры на Римской не отпускают, тревожат, будоражат, и наверное это значит, что скульптор выполнил свою задачу.

    Приглашаю москвичей и тех, кто приезжает в наш город, совершить по Люблинской небольшую экскурсию. То ли от Достоевской до Римской, то ли наоборот. А по пути отдохнуть за разглядыванием радостных витражей на Трубной и тихо погрустить на Сретенском бульваре. И задумавшись о том, что хотели донести до нас, равнодушно и замотанно спешащих мимо, те, кто создавал эти станции, получить материал для размышлений о загадках, которые таятся в глубинах человеческой натуры..

    Если у вас после поездки останется время, то вы можете добавить к подземным впечатлениям надземные. Поднявшись в город на Достоевской, можно посетить музей писателя в доме, где он родился, или пятиугольный театр Российской армии, или погулять в Екатерининском саду. А на Римской можно пройтись по пешеходной зоне Школьной улицы и посетив музей Древнерусской живописи, поклониться самому старом храму Москвы.
    Альбомы "Достоевская" (станция метро), Метро. Люблинская линия

    вики-код
    помощь
    Вики-код:

    Дешёвый перелёт по направлению Москва
    сообщить модератору
    • vizantijka
      помощь
      vizantijka
      в друзья
      в контакты
      С нами с 29 окт 2010
      5 ноя 2011, 04:47
      удалить
      Как Вы написали! Потрясающе сильно, искренне, правдиво. Под каждым словом подпишусь. В восторге от путевой заметки. Татьяна, спасибо!
    • Florence
      помощь
      Florence
      в друзья
      в контакты
      С нами с 23 апр 2009
      5 ноя 2011, 10:59
      удалить
      Спасибо большое!
    • vladrink
      помощь
      vladrink
      в друзья
      в контакты
      С нами с 4 янв 2011
      5 ноя 2011, 22:00
      удалить
      Огромное спасибо, яркий и оригинальный а самое главное интересный пост!
    Наверх