...
0
Спаси и сохрани Москва, Россия
  • Светлая тема
  • Серая тема
  • Бежевая тема
  • Зеленая тема
  • Темная тема

ERCHOV 21 октября 2010 г. в 00:38
вики-код
помощь
Вики-код фотографии:
код для блогов и форумов
помощь
HTML (для сайтов и блогов):
BBCode (для форумов):
сообщить модератору
закрыть

Или скопируйте этот код в ваш блог:

    Москва

    Москва

    LAT
  • 55.75523N, 37.61787E
  • Я здесь был
    Было: 1860
    Хочу посетить
    34513

    1535 материалов по 1 534 объектам,  54 417 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    grau59 5149
    ERCHOV 2457
     
    ERCHOV
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 6 апр 2009

    Спаси и сохрани

     
    21 октября 2010 года||7 (4)| 8| 193911

    — Вот оно — дерево, а вот он – мужик в пиджаке, — говорит С. Крамаров в известном фильме « Джентельмены удачи». Не знать М. Лермонтова, назвав его « мужиком в пиджаке» в те годы было действительно смешно. В наше время это вполне заурядно.

    М. Ю. Лермонтов родился в Москве 3 октября 1814г. В уцелевшем после пожара 1812г. особняке своей бабушки, который располагался на месте сталинской высотки, во чреве данного здания находится один из выходов станции метро « Красные ворота».
    Как поется в песне « от Сокольников до парка на метро», так вот « Красные ворота» открыли в составе первой линии 15 мая 1935г.
    Во время ВОВ поезда на станции не останавливались, проскакивали мимо, так как там оборудовали командный пункт руководства и оперативно-диспетчерского аппарата народного комиссариата путей сообщения.
    На станции Лермонтовская (Красные ворота назывались так с 1962г по 1986) в 1952 году опробовали установку первого турникета, усовершенствовав конструкцию в 1959 г.
    Над площадью, во время войны, с целью отражения налетов вражеской авиации, висел один из защитных аэростатов, и находились две батареи зенитных ПВО. Интересно, что два немецких самолета во время первых налетов, не вернулись на свои аэродромы наскочив именно на тросы аэростатов. Здесь, по Садовому кольцу, мимо Красных ворот, провели колонну пленных немцев в 1944г.
    Но заглянем во времена более древние. Название площади « Красные ворота» происходит с начала 18 века. Москвичи в 1709г., ожидая возвращающееся войско Петра с Полтавской битвы, построили здесь Триумфальную арку для встречи русского воинства.
    Арка – ворота изначально имели белый цвет, но в народе прозвались «красными» (красивые), а в 19 веке власти перекрасили их уже по названию именно в красный цвет. Интересно, что снесенный при строительстве высотки выход метро стилистически был похож на эти ворота.
    Дымит пробками, ревет моторами Садовое кольцо. Памятник М.Ю. Лермонтову смотрит, как разруливают в направлении трех вокзалов и Новой Басманной проезжающие мимо потоки машин. Возле Лермонтова не многолюдно, за спиной монумента некий сквер, в конце которого бесплатный туалет. Стараясь не вступать в контакт с отдыхающими в сквере бомжами, подходим к еще одному памятнику. Он выполнен из белого камня. Табличка внизу повествует «Скульптура Сезонник 1929г. Скульптор И. Шадр». Вот тут очень интересно.
    И.Д. Шадр (Иванов настоящая фамилия) 1887-1941г., родился в Курганской области в городе Шадринск. Отец Ивана Дмитриевича работал плотником, семья была многодетной (13 детей). Когда пришло время зарабатывать, Ваню отдали к екатеринбургскому купцу, где он работал грузчиком и сторожем. Но любовь к рисованию и лепке пробила дорогу в художественно-промышленную школу.
    Здесь будущий скульптор получил гражданскую закалку. Вместе с учащимися он участвовал в политических демонстрациях в Екатеринбурге 1905г. В демократическом журнале «Гном» появились его работы, разоблачающие царизм. Летом 1907г., под влиянием книг М.Горького, он отправился пешком странствовать по России.

    Он побывал на Каме, на Волге, на Дону, на Кавказе, на Украине, затем в Москве и дошёл до Санкт-Петербурга. Бесполезно пытаясь в столице поступить в Академию художеств, Иван подрабатывал уличным пением. Голос услышал режиссёр Александрийского театра М.Е.Дарницкий и пригласил к себе. Далее он продолжает посвящать себя любимому делу. Рисунки Ивана попадают на глаза И.Д.Репину, который оценил его творчество, что и послужило дальнейшему продвижению. Около двух лет скульптор учится в Париже, и возвращается в Россию в 1913г. Конец Гражданской войны застаёт красноармейца Иванова в Омске.

    Рабочему классу посвящает Шадр свои произведения. «Булыжник – оружие пролетариата», «Перекуём мечи на орало», «Сеятель» (которого видимо и рисовал Киса Воробьянинов), «Буревестник» — бюст М.Горького, множество работ посвящённых Ленину. На Новодевичьем кладбище есть выполненные И.Д.Шадром надгробия известным людям. Особенно интересен бюст Н.Аллилуевой, где она печально держит руки на лице (символизируя наложенные на себя руки).

    « Сезонник», на площади Красных ворот, образ отца, пришедшего из деревни на сезонные заработки в Москву. Здесь, в конце площади, собирались работники, подобно современным гастарбайтерам на Ярославке. А вот знаменитая «Девушка с веслом», на главной магистрали ЦПКиО им. Горького, была разрушена бомбёжками 1941г.
    Сквозь скопление припаркованных машин спускаемся вниз на Новую Басманную улицу (с 1918 по 1922г. ул. Коммуны). Отчёт свой она ведёт примерно с 1640г. Слово «басман», по одной из версий, обозначало хлеб, здесь жили люди выпекающие хлеб «басман» для царского двора. В другой версии, здесь «басманили» ремесленники, делая украшения на металле и коже. Пётр 1 организовал здесь поселение иноземцев-военных, кадровых командиров, для своих полков, отчего улица к концу 17 века стала «Капитанской слободой». Пётр любил всё новое, и как утверждают историки, стал ездить в Преображенское, Измайлово и Разгуляй, именно по этой улице и далее по Мясницкой, а не по Старой Басманной и Покровке.
    В «Переписной книге города Москвы» 1745 года, в начале Новой Басманной, у Красных ворот показана слева «сенная площадка» — место продажи привозимого крестьянами сена; напротив нее, «полковой житный двор», то есть место хранения хлебных и других запасов для войск.
    По соседству с житным двором находился двор «обер-шталмейстера, тайного советника, действительного камергера, кавалера князя Александра Борисовича Куракина», прозванного за свое богатство и наряды «бриллиантовым князем».

    В 1742 году князь А.Б. Куракин устроил в своем доме богадельню на 200 человек и при ней церковь. В начале 30х годов прошлого века здания сильно перестроили. В переделанном виде богадельня и церковь сохранились до наших дней. Ныне это адрес Новая Басманная д. 4 – 6.
    Двигаясь по чётной стороне улицы, минуя здание Арбитражного суда, Сад им. Баумана, старинные особняки, у каждого из которых своя история, невольно вспоминаю песню Ю.Антонова, про милые и тихие улочки.

    Хотя не шумной Новую Басманную теперь назвать трудно. Хочу остановиться в конце улицы, возле дома № 28. Это доходный дом купца Мальцева, построен в 1905 году. В те смутные времена москвичи, в ожидании перемен, часто обращались за советом к различным магам и предсказателям. В доме № 28 подобное дело было поставлено на поток. Здесь желающие и посвящённые, со всего города, тайно участвовали в сеансах спиритизма.
    Собираясь вечером за столами, господа вызывали духов умерших людей. На стенах дома чудом сохранились до наших дней маски-уродцы, которые неизвестно кто решил повесить на фасад, обозначив, таким образом, действие в доме. Советская власть видимо просто не въехала в ситуацию, не тронув маски-уродцы. А вообще таких домов в городе всего 2. Но вернёмся в начало улицы.

    Адрес Новая Басманная д11 принадлежит церкви Петра и Павла. Это единственное в Москве здание построенное по рисункам Петра I. Архитектурные формы весьма необычны и навеяны царю увиденным в Западной Европе. У строительства храма была сложная история. В 1714 году вышел царский указ о запрещении каменного строительства по всей России, кроме Петербурга.
    Все людские силы и камни уходили в столицу, каменных дел мастера могли заработать только там. Стройка остановилась на 7 лет . Но в 1723году в нижнем ярусе освятили престол во имя св. Николая Чудотворца,этажем выше – во имя апостолов Петра и Павла. Церковь закрыли в 1935 году и передали помещение под склад московской милиции.

    Во время пожара 1812г. все деревянные дома на Новой Басманной сгорели, остались лишь 12 каменных. После этого улица стала обрастать каменными строениями. При строительстве в 1870-х г. железной дороги между Курской и Николаевской веткой, Новую Басманную, в самом начале, разрезали глубокой выемкой, а саму дорогу слегка подняли, отчего возможно храм Петра и Павла теперь стоит чуть ниже проезжей части.

    Москва расширялась и хорошела, обрастая новыми районами, к началу 20 века район Красных ворот и Новая Басманная уже фактически входили в центр города. А если идет стройка, то значит идет и слом. В 20 годы 20 века полностью разрушили кладбище возле храма Петра и Павла.

    Ломая кладбищенский гранит, его распиливали под бордюрный камень. Очень часто приходиться видеть, как в современной Москве, после 5-8 лет службы, вскрывают и куда-то увозят бордюры, вставляя новые. Так вот, площадь Красных ворот и начало Новой Басманной улицы выложено именно старинным кладбищенским гранитом, который не подвержен разрушениям от времени и химикатов.
    Посещая всевозможные пирамиды в Египте, гиды обязательно покажут и расскажут, некие забытые древними строителями инструменты, или всякие глиняные емкости. Туристы смотрят, удивляются и разъезжаются по своим странам. Но есть мало знакомые фрагменты своей, родной московской истории, которая валяется под ногами и буквально стонет: «Спаси и сохрани».
    Паркуются на Новой Басманной водители, приехавшие в центр по делам, все стараются занять парковочные места, кто понаглее залезает на бордюр. Выходим из храма Петра и Павла, внимательно осматриваем рядом бордюрные камни на нечетной стороне улицы. Строители 20-х годов перевернули камень другой стороной, отчего до нас дошла надпись, на разрезанной плите.

    3

    Автор: ERCHOV


    Иногда, находя в гранитной отделке московском метро плиты, со всевозможными древними животными трилобитами, смотрю, и прохожу дальше.
    Как-то всё это не задевает. Но, когда я первый раз увидел возле храма Петра и Павла могильный камень, со старославянскими буквами, ощущения были просто чумовые. Словно давно умерший человек хотел через набор хаотичных букв донести какую-то просьбу. Какую?
    Спаси и сохрани!

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    2 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Москва
    сообщить модератору
    • Alcazar
      помощь
      Alcazar
      в друзья
      в контакты
      С нами с 7 фев 2010
      23 окт 2010, 00:18
      удалить
      Большое спасибо за интересную экскурсию!
      Ходим рядом и не знаем ничего. Узнав про камни, испытал шок.
      Откуда такое знание истории?
    • ERCHOV
      помощь
      ERCHOV
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 апр 2009
      23 окт 2010, 08:40
      удалить
      Спасибо за прочтение. Стараюсь читать про Москву, книги покупаю. Вот вчера заехал в книжный на Полянке, не удержался от соблазна, книг купил на 3000р., с женой скандальчик небольшой..... Женщинам Донцова интересней, а она 30 р. за книжку.........
    • Alcazar
      помощь
      Alcazar
      в друзья
      в контакты
      С нами с 7 фев 2010
      23 окт 2010, 09:44
      удалить
      Ещё раз спасибо за такие рассказы. Они очень нужны , потому что самобытная Москва постепенно исчезает под руководством властей и равнодушием большинства жителей.
    • glomus
      помощь
      glomus
      в друзья
      в контакты
      С нами с 2 мар 2010
      2 ноя 2014, 20:49
      удалить
      Прочитала с большим интересом. Спасибо. Постараюсь запомнить и воспроизвести данный маршрут в реальности.
    • ERCHOV
      помощь
      ERCHOV
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 апр 2009
      2 ноя 2014, 21:07
      удалить
      glomusнаписала 2 ноября в 20:49

      Прочитала с большим интересом. Спасибо. Постараюсь запомнить и воспроизвести данный маршрут в реальности.


      Марина, спасибо за прочтение. Буду рад, если Вам удастся пройти этим маршрутом.
    • PitMos
      помощь
      PitMos
      в друзья
      в контакты
      С нами с 10 авг 2012
      26 ноя 2014, 23:19
      удалить
      Интересно, что в 1937 в Париже проводилась Всемирная выставка искусств и техники и на этой выставке проект станции метро Красные ворота получил Гран-при!
      А советский реставратор-художник Грабарь предлагал ворота продать в США, но комиссия по реконструкции площади отказала.
      Ещё я помню, что до начала 90-х прошлого века площадь Красных ворот называлась Лермонтовской.
      Спасибо за запись!
    • ERCHOV
      помощь
      ERCHOV
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 апр 2009
      26 ноя 2014, 23:22
      удалить
      PitMosнаписал 26 ноября в 23:19

      Интересно, что в 1937 в Париже проводилась Всемирная выставка искусств и техники и на этой выставке проект станции метро Красные ворота получил Гран-при!
      А советский реставратор-художник Грабарь предлагал ворота продать в США, но комиссия по реконструкции площади отказала.
      Ещё я помню, что до начала 90-х прошлого века площадь Красных ворот называлась Лермонтовской.
      Спасибо за запись!


      Пётр, и тебе спасибо за такой объёмный и информационный комментарий.
    Наверх