Мурманская область

Мурманская область

LAT
Я здесь был
Хочу посетить

251 заметка,  70 советов по 59 объектам,  7 267 фотографий

помощь Подписаться на новые материалы этого направления
Вики-код направления: помощь
Топ авторов Мурманской области помощь
Все авторы направления
4
Benzinych
помощь
в друзья
в контакты
С нами с 18 мая 2010

Кольский полуостров 2009, часть 1

 
18 мая 2010 года 101094

Так уж получилось, что мы, члены Клуба «Полноприводный Валдай» каждый год ездим на север. В 2007 году в газете «Валдай» был опубликован рассказ о нашей поездке по «Осударевой дороге» и на Соловецкие острова, в 2008 году была поездка вокруг Онежского озера с заездом в самый его центр, на полуостров Великая Губа, летом этого года немного прокатились по достопримечательностям восточного берега Онеги в поисках древних петроглифов на полуострове Кочковнавалок, а поздней осенью мы решили доехать до конца — до самой северной точки европейской территории России, мыса Немецкий, что на Кольском полуострове, далеко за Мурманском. По пути у нас запланировано посещение Белого моря, изучение горных массивов Хибины и Ловозёрские Тундры, и, если удастся, знакомство с мифическим саамским озером Сейдозеро.

В экспедиции принимало участие четыре человека на двух серьезно подготовленных к бездорожью машинах.

Выехали из Валдая 19 сентября ближе к обеду, и уже к семи часам вечера были на паромной переправе через реку Свирь, вытекающую из Онежского озера. Таким образом, мы открыли самый короткий путь к Онеге: через Боровичи, далее не на Череповец, как мы обычно ездили, а на Неболчи, Тихвин, далее вполне проезжаемыми и на обычных легковушках грунтовыми дорогами до Лодейного поля, а там до Вознесенья, до берега Онеги рукой подать.

По пути очень часто встречались джиперы, возвращавшиеся с соревнований «Вепсский лес».

После паромной переправы проехали несколько километров и, сверяясь с картой-километровкой в GPS-навигаторе, в месте, где дорога максимально приблизилась к озеру, свернули прямо в лес, и метров через пятьсот выкатились на берег самого красивого озера — Онеги. Отличное место для туристической стоянки, типа как у нас в Нацпарке: стол, лавки, кострище. Кругом сосны, берег в пяти метрах, песчаный пляж, штиль. Небольшой банкет в честь окончания первого дня экспедиции и отбой.

На следующий день, вдоволь налюбовавшись восхитительным рассветом над озером, поехали вдоль восточного побережья, по незнакомой нам дороге в сторону столицы Республики Карелия Петрозаводска. Проезжаем через колоритные карельские деревушки и посёлки с домами новыми и старыми, весьма аутентичными. Указатели с названиями населённых пунктов дублированы жёлтыми табличками на вепсском языке.

Вот и Петрозаводск. Город немногим больше нашего Новгорода, раскинулся на склонах холмов, спускающихся к Онеге. В центр города, который я немного изучил в прошлом году, заезжать не стали, покрутились по спальным районам, нашли нужную нам газовую заправку, и, выйдя на трассу М18 «Кола», двинулись строго на север. Наша цель на сегодняшний день — город Кемь, Бело море. По пути с одной из машин начались небольшие проблемы, останавливаемся каждые полчаса, доливаем воды в радиатор.

На Белом море встаём лагерем на нашем прежнем месте. За два года вокруг ничего не изменилось, та же церковь, где снимали фильм «Остров», тот же посёлок, вокруг сплошные камни, корявые сосенки и море. И вот горит костер, варится картошка, кто-то режет сало, кто-то мешает селёдку с луком и маслом, а я поставил фотоаппарат на штатив и снимаю отлив. Метрах в ста стоит баркас уже известного нам по прошлой поездке Дядьки Лёши. Море спокойно. Воздух вполне тёпл, появились немногочисленные комары. Этой ночью я решил спать в палатке, а не в машине.

Как же тут хорошо! Все-таки правы классики — лучше Русского севера есть только Русский север.

Весь третий день решили посвятить техобслуживанию джипов и отдыху от дороги. Гуляли по берегу, ловили морских звёзд, изучали дно моря, обнажившееся отливом, в общем, вели себя как на морском курорте. Замечательный день. Вечером сходили на оконечность мыса, несколько километров по сильно пересеченной местности. Там уже сильные волны, ветер. И камни, кругом огромные глыбы, каменные холмы. На берегу, в лесу, везде. Лес, кстати, уже совершенно северный. Гнутые, перекрученные сколиозом сосенки, низкорослые, кривые и косые карельские березки. Попадались огромные, но абсолютно нечервивые подосиновики и подберёзовики, собирать их не стали.

День четвёртый, длинный и скучный перегон до Кандалакши. Ближе к обеду пересекли Северный Полярный круг. Синяя стела, все деревья и кусты вокруг увешаны миллионом ленточек, встречаются и носки, галстуки, носовые платки и даже, пардон, лифчики. Видимо, примета какая-то. Мы в Заполярье!

Въехали в Мурманскую область. Ближе к часу дня в районе города Заполярные зори на горизонте показались Хибины, первая цель нашей поездки. Вот это уже горы так горы, внушает. Да и сейчас, еще не доезжая до Хибин, дорога петляет между живописными скалами, поросшими сосной. Красота неописуемая. Воздух за бортом стал ощутимо холодней, и то верно, мы ведь уже за Полярным кругом :-)

По пути осмотрели города Апатиты и Кировск, появившиеся здесь лет 70 назад при строительстве рудников и горно-обогатительных комбинатов Хибин.

Больше, конечно, понравился Кировск, фантастический городок! Город молодой, вследствие чего, как и в Апатитах, никаких деревянных домов и частного сектора, только пяти- и девятиэтажки. Чем-то напоминает Владивосток, только без моря, так же расположен на склонах, в распадке между горами, на нескольких уровнях-террасах. Улицы поднимаются серпантином, все компактно, аккуратно, чисто и очень красиво. Объехали весь город буквально за десять минут. Спешились у магазина, пополнили запасы провизии. Цены на все выше, чем у нас, процентов на тридцать, а солярка на заправке аж 33 рубля!

А потом мы съехали с асфальта и начался тихий ад. После Кировска километров двадцать до посёлка Октябрьский ещё ничего, а потом… потом пошла широкая, вся в камнях и лужах грунтовка. Кое-где высоченный «Нисан» чертит мостами о камни, в паре мест даже передний мост подключали. До Хибин верст десять, дальше, судя по картам, всё интереснее и интереснее.

Несколько часов тащимся лесными грунтовками, даже не грунтовками, а скорее «каменёвками». Каменный триал выматывает душу. Остановились насобирать грибов, коих тут неимоверное количество. Все огромные и чистые. Буквально за минуту, не отходя от машин, набрали полный пакет.

Но всё когда-нибудь заканчивается, закончилось и это испытание. Закончиться-то оно, конечно, не закончилось, просто мы сказали «хватит!», и, не доехав до гор километра три, нашли более-менее приличный съезд к озеру Умбозеро и стали разбивать лагерь.

Ах да, до этого было еще одно небольшое приключение — преодоление древнего моста с торчащими из бревен гвоздями и прочими железяками, державшего наши тяжёлые машины на честном слове. Но с помощью штурманской проводки мы преодолели это препятствие без проблем.

Осень. Осень здесь уже, можно сказать, кончается. Берёзы в большинстве своём голые, лес прозрачен. Солнце садится ощутимо раньше, чем в наших широтах. А вот с погодой нам пока, тьфу-тьфу-тьфу, везёт: второй день более-менее тепло и светит солнце.

Утром выезжаем на так называемую «Дорогу тысячи ручьев». Дорога идёт по узкому перешейку: с одной стороны огромное озеро, на противоположном берегу возвышаются Хибины, с другой стороны перешейка к небу громоздятся горные вершины массива Ловозёрские Тундры. Отроги резко спускаются к воде, по этой узкой полоске идёт заброшенная железная дорога со снятыми рельсами и наша каменная грунтовка. Причём, что самое смешное, грунтовка периодически перескакивает через ж/д-полотно, а то и вовсе идёт по нему. Трясёмся то по камням, то по шпалам! Потом пошли броды через горные речки, стекающие к озеру. Километров за десять их было штук пять, если не больше. Пара бродов была выше колена и с сильным течением, остальные так себе. Один, самый глубокий, перешли сначала в заколенниках, промеряя глубину и высматривая большие, представляющие опасность, камни. Броды — суть горные речки со странными саамскими названиями: река Куфтуай, ручей Паргаюн и пр. Вода чистейшая, очень мягкая и вкусная, но уж больно холодная.

В общем, так и тряслись бы ещё километров десять до посёлка Ревда, если бы не…

В просвете дороги, съезда на которую мы так ждали, надеясь на улучшение дорожного покрытия, показался… Что это?! Мираж! В том месте, где на подробнейшей карте-километровке отмечены «сараи» стоит… ЗАБРОШЕННЫЙ ЗАВОД!

Естественно едем к нему. Размеры поражают, увидеть на склоне горы такую махину, к тому же заброшенную, весьма неожиданно. Вид просто невероятный. Такой резкий переход от монотонного двухдневного скакания по камням к просторам и сюрреалистичному заводу просто всех шокирует.

К заводу подходит целая еще, но вся ржавая большая ЛЭП. Осмотрев в бинокль детали сооружений, решили, что это шахта и горно-обогатительный комбинат (и то верно, чему еще быть в Хибинах?) Попетляв по территории мёртвого завода, упёрлись в закрытые на замок ворота. Из сторожки вышел парнишка, рассказал нам, что это заброшенный рудник, что руда вся выбрана, а шахты затоплены. Что за руду добывали, объяснить не смог.

От рудника буквально в пяти минутах езды находится угасающий посёлок Ревда. Маленький компактный городок, пяти- и девятиэтажки, как в Апатитах и Кировске, в домах видно много пустых квартир. Подъехали к магазину, надо заметить, весьма богатому в плане ассортимента, пополнили запасы всякого. На дверях магазина куча объявлений о продаже квартир. Четырехкомнатную можно купить за 450 000 рублей, впрочем, думаю, если поторговаться, то можно и дешевле! Сравните с нашими ценами на недвижимость.

Продолжение следует.

вики-код
помощь
Вики-код:
Выбор фотографии
Все фотографии одной лентой
78 фото
dots

Дешёвый перелёт по направлению Мурманская область
сообщить модератору
  • juwain
    помощь
    juwain
    в друзья
    в контакты
    С нами с 16 авг 2009
    19 мая 2010, 17:24
    удалить
    Душевноююю
  • Leon1713
    помощь
    Leon1713
    в друзья
    в контакты
    С нами с 27 янв 2012
    10 мар 2012, 14:01
    удалить
    Потрясающие фотографии. Каждую можно отправлять в хороший глянцевый журнал. Отлично! Спасибо большое!
Наверх