Неум

С нами с 16 фев 2011

Мои первые посещения Боснии и Герцеговины. Не был, а "бывал"

17 июля 2012 года||11 (6)| 22| 443831

Как-то год назад один из моих товарищей, посетив мою страницу на "Турбине", задал мне прямой вопрос: "А когда это ты был в Боснии и Герцеговине, раз добавил эту страну в список посещенных?". Пришлось объяснять, что, хоть я и не ездил туда ни разу, но все же целых два раза попадал на территорию этой, как я недавно узнал, конфедерации. Тогда еще я не мог утверждать, что я "был" в этой стране, но уж что "бывал"... ( и именно это дало мне основание добавить Боснию и Герцеговину в список посещенных стран), а об этом я сейчас и расскажу.

Эпизод первый. 2007 год. Мы с семьей отдыхаем на о.Брач в Хорватии. Предлагается экскурсия в Дубровник. Далеко, на весь день... из семьи поехал я один. Рано утром на доставляют на место сбора автобуса в город Макарска и гид так приветливо предлагает собрать паспорта... Горомкий вопрос от меня: "зачем, я не брал?" — спокойный ответ: "ну как же, мы же будем ехать через территорию Боснии и Герцеговины, надо границу пересекать..." Но меня никто не предупредил, а так хорошо географию Балкан я не знал, что бы из Хорватии ехать в Хорватию через Боснию...

Проблем не возникло — забыли паспорт, ничего прорвемся. Что она там делала, я не знаю, но мы спокойно пересекли границу и остановились на кофе в городке Неум на берегу моря...

Автор: Shche

Сейчас я попробую передать версию о том, почему 7 километров побережья оказалось у Боснии и таким образом хорватский Дубровник отрезан от остальной Хорватии, которую нам рассказал хорватский гид. Был бы боснийский, может была бы другая история...

В средние века свободный город Дубровник не имел возможности оборонять себя с одной стороны от турок, а с другой стороны от переживающих свой расцвет венецианцев чисто военным способом. Да и армии, как таковой этот город-государство по большому счету не имел. Как-то жители решили, что содержать сильную армию очень дорого и гарантий безопасности никакой. Гораздо дешевле и надежнее откупаться деньгами от захватчиков. Так они и делали сотни лет, но в один период сильно окрепли Турция и Венеция. Шел дележ влияния в Средиземном море. Дубровнику просто не хватало средств откупаться от обеих стран, тогда кому-то в голову пришла светлая мысль — продать (а я думаю скорее подарить, или как бы рассчитаться) туркам полоску земли на севере от города с выходом к морю. Тогда Дубровник получался окружен турецкой территорией (а территория современной Боснии полностью принадлежала Османской империи), и венецианцы, что бы приблизиться к городу, должны были бы пройти через турок, а те их, естественно, на свою территорию не пускали. А когда Османская империя распалась, эти семь километров берега в наследство так и остались боснийскими...

Мы сделали остановку на 15 минут, я сфотографировал боснийское побережье Адриатического моря

Автор: Shche

Потом попил кофе, попросил дать сдачу местными монетами. В Боснии все дешевле, чем в Хорватии, и наш гид и водитель затарились алкоголем и сигаретами по таможенной норме всего автобуса. Потом гид рассказала, что все острова рядом принадлежат Хорватии и у правительства есть план соединить эти острова мостами с берегом и между собой, что бы не было необходимости в проезде по чужой территории...

Автор: Shche

Эпизод второй. Это произошло ровно год спустя. Мы отдыхали в Черногории и решили съездить на рафтинг на реку Тара. Приехали, одели гидрокостюмы, начали сплав. Наш капитан-гид говорит (вообще он много чего говорит, но для нашей темы важно именно это ), что мы сплавляемся по реке Тара, левый берег которой принадлежит Черногории, а правый Боснии и Герцеговине. Граница проходит по середине реки. Примерно через два часа сплава мы делаем вторую остановку с посещением красивого водопада... на Боснийской территории. Причем гид подчеркивает, что там местный босниец будет предлагать холодное пиво и колу, можно спокойно рассчитываться евро... Во как, высадка в другую страну!

Мы вышли на берег, пока водопада нет, просто красиво

Автор: Shche

К реке течет то ли крупный ручей, то ли маленькая речка

Поднялись чуть выше — таки настоящий водопад

Автор: Shche

Это я с женой и младшим сыном

Обещали купание — я, естественно полез

Автор: Shche

Потом мы прошли немного по течению — красиво

Автор: Shche3

Вернулись в лодки и через минут тридцать прибыли в конечный пункт, где нас ждали обед и автобус... А за мостом через реку, как бы в доказательство слов гида, была граница с Боснией и Герцеговиной

Автор: Shche

Причем пограничные помещения были явно поставлены недавно, так сказать не стационарные, еще недавно тут явно никакой границы не было

Вот так я два раза побывал в стране Босния и Герцеговина, при этом ни разу не засветившись на ее границах, как нелегал:))) Но это дало мне возможность отметить эту страну, как пункт своего посещения. Я бывал в аэропортах некоторых стран, например Кении и Пакистана, но я не ставлю эти страны, как пункты пребывания, хотя и имею сувениры, купленные там. Но в этом случае я посчитал, что включить Боснию будет честно...

Дешёвый ✈️ по направлению Неум
    • travdim
      travdim
      С нами с 22 апр 2011
      17 июл 2012, 20:58
      Ну, Паша, ты был и на суше и в воде Боснии, так что я думаю можно считать, что был:))
      17 июл 2012, 21:11
      travdimнаписал 17 июля в 17:58

Вот я так и посчитал.
    • 1499Sergey
      1499Sergey
      С нами с 5 мар 2012
      17 июл 2012, 20:59
      Интересные у Вас, Павел получились приключения!
      17 июл 2012, 21:12
      1499Sergeyнаписал 17 июля в 17:59

Интересные у Вас, Павел получились приключения!

Вот так, иногда становишься нелегалом, сам того не ведая...
      17 июл 2012, 23:42
      Можно даже сказать — Были!!!
      17 июл 2012, 23:48
      Norisfoxнаписала 17 июля в 20:42

Можно даже сказать — Были!!!

Нет, все-таки был я уже в прошлую субботу, а четыре года назад — бывал...
    • chedty
      chedty
      С нами с 14 мая 2012
      18 июл 2012, 07:23
      С их границами у меня вышла напряженка. Сразу войны переехал из Хорватии в Черногории в паспорте поставили выездной штамп, потом ребята на яхте отвезли в Дубровник въездного штампа нет. Когда нужно было лететь в Москву, Хорватские пограничники сразу догадались, что я шпион...
      18 июл 2012, 16:12
      chedtyнаписал 18 июля в 04:23

У них mb сейчас такое. Выезжали в Боснию, на границе штамп о выехде из Черногории, и въезд в Боснию. По дороге назад ни одного штампа, то есть как бы в Боснии и остался...
      19 июл 2012, 17:36
      Я считаю, что это полностью засчитывается! )) я сам в Боснии бывал в 2004 году снимали любительский фильм про события в Сребренице а также делали учебный проект на тему насколько возможно в современной Боснии еще раз провести олимпиаду — как в Сараево в 84-м — может как-нибудь напишу, так как очень интересная была поездка...