Сива -- самый лучший египетский оазис! (Из архива, 2009) Оазис Сива, Египет

Были в Оазисе Сива?

a-krotov
    С нами с 14 июл 2010

Сива -- самый лучший египетский оазис! (Из архива, 2009)

4 марта 2011 года|| 4| 2511

Самый удалённый египетский оазис, Сива (800 км к западу от Каира) нечасто посещается туристами, и именно эта его удалённость сберегла это удивительное место. В которое мы и направились всею толпой, стартовав 26-го января 2009 года, в понедельник, из Дома АВП в Каире. В оазисе Сива было намечено празднование моего Дня рождения, а также осмотр этого замечательного места.

Большинство людей, четырнадцать человек, поехали поездами через Александрию и Марса-Матрух, и только мы вдвоём до места назначения двое (я + КсюхаЧу) добирались автостопом. За первый день проехали от Каира до Марса-Матруха (500 км). Водители (в основном дальнобойщики) оказались очень приятными и сообразительными людьми. Один грузовик довёз нас до Аламейна, где месяц назад мы встречали новый год под дулами автоматов. Не успели посмеяться над тем, чем кончится наше вторичное обнаружение, если мы опять заночуем там же -- нас подобрала другая машина. Большой поток грузовиков имеется на Ливию, где, вероятно, наблюдался в то время экономический бум. (Сейчас, наверное, все едут только в противоположную сторону -- дополнение марта 2011 г).

Мы выгрузились на пустынном повороте на Сиву в 21 час вечера и пошли пешком в сторону Сивы и пустыни, надеясь поставить палатку в глухой точке, где бы не было ментов и постов, и где бы нас никто не обнаружил. Пройдя около километров трёх, мы поставились в Сахаре в благополучном, показалось, месте. Никто до утра нас не побеспокоил, но наутро, собравшись и вернувшись на трассу, мы увидели большой когда-то красный выцветший щит: “ОСТОРОЖНО! МИНЫ!” Тёмные домики подалёку оказались воинской частью, и из них, завидя нас, потащились к нам два старых солдата в халатах с ружьями образца первой мировой, от которых мы, не сильно напрягаясь, утопали пешком.

Нас подобрал очередной грузовик, где я забыл свою шапку. Грузовик ушёл на свою пустынную отвилку, потом нас подобрал другой и увёз до последнего поворота в 80 км от Марса и 220 км перед Сивой, где мы торчали в пустыне два часа, машин не водилось. Но за это время произошло следующее: на повороте остановилась другая фура, оттуда вышел человек, вынес мне шапку и две бутылки воды и вернулся в машину и уехал. Причём фура была не та, в которой я забыл шапку, а другая.

Только после двух часов ожидания мы взяли-таки грузовик в Сиву, где и оказались днём. Наши друзья прочие, ещё четырнадцать человек, ехали тем временем поездами через Александрию и Марса-Матрух. Все они приехали поездом в Матрух и оттуда сняли маршрутку на всех. В ходе движения на разбитых дешевых поездах Мохаммад из Каира (который тоже увязался с нами) сильно плевался и сказал, что едет на поездах первый и последний раз. Никогда в жизни он этого не делал!

Прибыв в оазис Сива, мы все поселились в хотеле «Palm Trees», который нам посоветовали другие россияне в доме АВП. Там нам выделили большой шатёр, где все, по 5 фунтов (25 рублей) с носа, и расселились. Кроме египтянина, который испугался и стал жить в обычном номере за 50 ф. К нему приходили спать некоторые другие товарищи, например американец Кристофер.

Сама Сива оказалась необычайно интересна. Это скопление деревень населением около 15 тыс.чел., засунутое в пустыню. Язык сиванцев свой, не арабский, а берберский, хотя в школе учат и арабский. Никто, в отличие от другого Египта, не кричит «Хэллоу мистер вераюгоу вотизюнейм бакшиш мистер велкам-иджипт» и подобное. Все спокойные, с достоинством, толпой не бегают, много англоговорящих, добрые и гостеприимные, могут угостить или подвезти в пределах оазиса. Городской транспорт и таксисты -- ишаки с тележками с сиденьями. В центре главной деревни, Шали, возвышается старый глияный город Шали, разрушенный дождём в 1923 году. Вокруг тоже много развалин. Некоторые люди до сих пор живут в глиняных больших домах африканского стиля. В крепости Шали имеется дорогое кафе под старину, где можно сидеть, пить чай или коктейли на глиняных башнях, озирая весь старинный городок.
    Городским транспортом в Сиве являются ослы с тележками. Они используются как такси. Местные жители часто едут на осликах и на тележках на свои огороды или по делам.

В оазисе 300 тысяч финиковых пальм. Основных производств тут три: финики (имеется фабрика по деланию из них финиковой халвы), потом оливки (масло и соления) и минеральная вода “Сива”. Удивительно, что на это село аж три производства. Финики можно срывать просто в лесу из пальм.

Минеральные воды образуют купальные “ванны Клеопатры”, где можно купаться совсем бесплатно. (Оная Клеопатра тут вроде и не бывала). Источник охраняют менты, с понтом – беречь редких иностранцев. А реально, им очень интересно смотреть на купающихся белых полуголых женщин, они даже снимают их на сотовые телефоны!

Есть пять-шесть гор, на которые стоит подняться, с развалинами на них, и развалины храма Амона.

Здесь, в Сиве, уже до нашей эры был оракул храма Амона, связанный с именем Александра Македонского. Он (без шуток) сюда припёрся в примерно 331 году до н.э. и чуть не помер по дороге со своими спутниками, ведь машин было ещё меньше, чем сейчас. И когда пришёл, оракул храма Амона объявил его божеством. С этого началась его карьера. Он основал несколько Александрий, завоевал полмира, а потом помер в возрасте моложе моего.

Оракул бога Амона и мне насолил, так. Мы пошли в храм, а он оказался платным. Четверо, включая меня, купили билеты по студенческому тарифу, а другие залезли по стене. И за нами в храм увязались менты и охранники храма. Пытаясь выловить нас и наших друзей, и найти из них зайцев, они отобрали у меня билет и фальшивый студенческий билет, купленный мной в Бангкоке. Это сделал сторож храма, выполняющий ныне функции оракула бога Амона. Решив, что это воля бога Амона, я сперва оставил студак в руках этого человека, и мы потом пошли смотреть другие достопримечательности. Но так как и оракул мог ошибаться, на другой день я потратил полтора часа на извлечение студака, который за это время откочевал в центральную сивскую ментовку. Отдали всё же.

Кроме храма Амона, осмотрены были -- гора мертвецов, дюны песчаные, и одна из близких деревень (20 км), куда мы съездили на третий день и осмотрели там “Дворец А.Македонского”, который правда ничего интересного не представлял (один фундамент). Вообще Сива была так интересна и дружелюбна, что мы там могли бы остаться и дольше. Что некоторые и сделали. Мой день рождения был отмечен и ещё одним фактом: к нам прибыл ещё 17-й участник мероприятия, Валя из Магнитогорска, очень самоходная женщина! Всем спасибо за приезд и поздравления. Таким образом, 17 человек оказались нас в оазисе Сива, из тех двадцати жителей дома АВП, что наличествуют нынче в Египте.

Вечером 28 января мы собрались в одном из сивских простецких ресторанов, ели всякие простейшие блюда. А литовец Юстас, как пролетарий, пил только египетский чай – янсун. Мы вообще тут обошли все основные едальные заведения, и основным нашим местом питания был самый затрапезный ресторанчик, вернее харчевня, на задворках Сивы. Но некоторые хотели «шикануть», да и в той харчевне мы вшестнадцатиром всё бы съели – вот и перебрались в заведение посолидней. Но, в целом, все столовые в Сиве недорогие и съедобные. Сюда ещё не добрался великий туристический бум, хотя иностранцы в центре Сивы попадаются, то и дело.

Игорь Тютюкин читал нам свой стих, прославляющий меня и мою бороду. Смеялись.

Два дня посвятили Сиве, ходили с утра до вечера, до усталости. Ходили на песчаные барханы и скатывались с них, а также боролись. Меня завалил большой слон Юстас, а Валя из Магнитогорска снимала эту борьбу на видео. Также ходили в старинный, уже нежилой, город в пяти-шести километрах от основной Сивы, где валялись различные черепа и человеческие кости. Игорь Антышев даже стал жонглировать черепами, но те были уже старые и крушились. Также мы фотографировались с черепами и с костями прежде живших тут обитателей. Для всех 17 человек поездка в Сиву запомнилась надолго. Интересно, надолго ли Сива останется таким приятным, неизгаженным, совсем не-египетским местом.

На третий день многие стали уезжать и сели в ночной автобус-люкс на Александрию (35 фунтов, 600 км). Включая Мохаммада египтянина. Автобус «люкс» оказался не очень хорошим. В нём два раза ночью всех будили, проверяя билеты, а другой раз -- с тотальным шмоном документов, плюс в нём всё время открывалась средняя дверь и было очень холодно. Египтянин Мохаммад опять чуть не помер и сказал, что и в автобусах дальнего ночного сообщения он больше никогда ездить не будет. Тем не менее он обещал сесть дома и записать все прилючения этим 4 дней, самых удивительнейших дней его жизни.

Ещё пара наших человек остались в Сиве, в надежде уехать автостопом по колеям, проходящим в пустыне, в соседние оазисы, начиная с Бавити. Но колеи эти разыскать не удалось, машин на них – тоже. Так что все вернулись в Марса-Матрух или в Александрию автостопом или на автобусах, по тому же маршруту, что проехали сюда мы.

Итак, с Сивой закончено! Погуляли по солнечной Александрии и вернулись на поезде в Дом АВП, отъедаться, отсыпаться, отстирываться от песков Сахары и заниматься другими делами. Ещё раз спасибо всем, кто принял участие в поездке. А тем, кто путешествует по Египту, напомню, что Сива -- одно из последних, ещё не испорченных пляжно-матрасной жизнью, египетских мест!