Омская область

Омская область

LAT
Я здесь был
Хочу посетить

25 заметок,  57 советов по 43 объектам,  518 фотографий

помощь Подписаться на новые материалы этого направления
Вики-код направления: помощь
Топ авторов Омской области помощь
Все авторы направления
1
a-krotov
помощь
в друзья
в контакты
С нами с 14 июл 2010

Зимний сибирский автостоп: из Тюмени в Омск и дальше...

 
5 июня 2011 года 14381

Это было зимой -- я ехал с большим рюкзаком из Москвы в сторону Красноярска, где должна была стартовать совместная экспедиция автостопом в Эвенкию. Но и до места старта - 4000 км - нужно было как-то доехать.

От Москвы до Тюмени я ехал с многичисленными заездами в разные города -- проводил по пути лекции о путешествиях. Так, и в Тюмени была заранее назначена и организована лекция для автостопщиков. Я на три дня задержался в этом приятном сибирском городе.

В день моего прибытия в Тюмень мне почему-то не везло с автобусами – контролёры просили с меня тройную цену за провоз рюкзака. Конечно, рюкзак у меня большой, 140-литровый, я в него набил немало тёплой одежды и книг, – но не вдвое же больше меня!

За три дня в городе мой рюкзак похудел совсем немного, но теперь, когда я выезжал на Омск, рюкзак уже никто не считал за багаж. Видимо, была пройдена невидимая тонкая грань, разделяющая платный багаж и бесплатно перевозимую ручную кладь. Интересно, что вместе с рюкзаком и я сам приобрёл свойство бесплатного проезда в автобусах г.Тюмени.

Один автобус меня вывез из города; ещё пара машин в предрассветном сумраке, и вот меня подбирает супер-дальнобойный автобус Тюмень–Абатский. Сей "Икарус" идёт прямо до границы Тюменской области, правда, очень медленно, заезжая во все города.

Водитель оказался фанатом автостопа и взял меня не то что спокойно – с нежностью! Расспрашивал обо всём, как путешествовать, что да как.

Километров через сто встречный "Икарус" посветил фарами. Это означало: впереди, на трассе, автобусные контролёры! Другой водитель бы высадил, избавился от безбилетного попутчика. Более того, часто водители вообще не берут, имея лишь смутное предчуствие, что контролёры возможны... Этот поступил иначе. Выдал мне самый маленький билет за 10 руб. (при стоимости проезда 300); действительно, вскоре на занесённой снегом обочине увиделась белая машина; вышли двое, застопили наш "Икарус", вошли в салон проверять билеты.

– Все с кассовыми, один до какой-то деревни, – объяснил водитель, и контролёры, удовлетворённые проверкой, вышли. Поехали дальше, водитель был рад, как перехитрил контролёров. Билет за 10 руб. я водителю вернул: вдруг потребуется провезти ещё кого-нибудь?

* * *

Коротки дни зимы, – не доезжая Абатского, я забеспокоился: уже начало темнеть. До Омска ещё пол-дороги, а уже вечер! Мне же надо успеть на вписку! Чего ради я сел в такой тихоходный автобус?

Впрочем, на нём не было написано "Тихоходный", и я попал как бы нечаянно. Расставаясь с водителем, подарил ему книжку "Полярное сияние"; водитель выгрузил пассажиров и ушёл ночевать в Абатский: обратный рейс он совершит завтра. А я остался на холодной трассе в полутьме, и – о радость! – застопился "УАЗик".

– Мы тоже в Омск, – отвечали жители "УАЗика", – а штраф кто платить будет?

– А какой штраф? – в свою очередь поинтересовался я.

– Сто рублей.

– Если один раз, то можно, а если штрафовать будут часто, то высадите меня.

На том и договорились. В УАЗике оказалось несколько мешков картошки и интеллигентная сельская чета – муж с женой из посёлка Усть-Ишим Омской области! Давно мечтал там побывать, но пока не выбрался, зато вытащил из поселян всю информацию о дорогах и местности. В 1999 году в Усть-Ишиме построили мост, зато закрыли аэропорт; дороги относительно хороши, но в Омск они ездят через Тюменскую область: так короче.

– В 1970 году асфальтовых дорог в Омской области было всего чуть-чуть. Из Омска в нашу сторону было всего 50 км до Любинки. Дальше никакого асфальта не было – и никогда не провели бы, если бы нефть не нашли. У нас тогда знакомый скотоперегонщиком работал. С Усть-Ишима месяц гнали стадо на мясокомбинат в Омск. А обратно на самолёте. За лето он два раза успевал так сходить. А теперь с дорогами лучше; можно проехать и на Тобольск, но только зимой и летом в сухую погоду.

Самое интересное, что ехали они в тот же квартал Омска, что и я!
Таким образом, у меня исчезала надобность ждать полуночный городской транспорт на улицах зимнего города, и я оказывался прямо на Зелёном проспекте, где живёт мой давний друг Малышев Дмитрий – к нему мы заходили ещё в 1996 году, по дороге в Магадан.

...С жителями Усть-Ишима расстались друзьями.

* * *

Вот и Омск позади. Спасибо Дмитрию за приют. Так как никто мою лекцию в Омске не организовал, -- я не стал задерживаться в Омске и покинул его на следующее утро. По пути заехал в центр, на Омскую картографическую фабрику. Думал посмотреть цены, найти что-нибудь дешёвое, и на обратном пути из Туры прикупить. Однако, все карты и атласы омского производства на фабрике стоили дороже, чем в Москве, и я отказался от затеи.

На южной оконечности Омска, на его длинной, недавно построенной объездной я оказался в середине дня. Постоял немного и уехал до поворота на нелюбимый мной посёлок Чаны. Помню, как в прошлый свой путь, двигаясь в Таджикистан, застряли мы с Митей Ф. на повороте на посёлок Чаны. Тогда мы простояли часа три-четыре, плюнули и пошли в сторону посёлка, автобусом достигли соседнего Барабинска и далее – на электричках. С нами тогда был Миха Кошелев, тоже застрявший. Тогда Чаны нам не понравились, и вот опять, пару лет спустя, я вновь торчу на этом повороте на Чаны! Стемнело.

На автозаправку заехала фура с турецкими номерами. Чудно! От удивления я забыл весь турецкий язык, подхожу, спрашиваю на арабском: Салам алейкум! А вы на арабском говорите?

– Да, – удивлённо отвечает усатый водитель.

– Куда едете?

– В Новосибирск...

– Можно с вами?

– Нельзя... Начальство, полиция голову оторвут, нельзя...

Нельзя так нельзя. Ушёл в ночь. Турка оставил в сомнениях: это же надо, в России, в заснеженной Сибири, ночью, в 6000 км от Турции, кто-то бородатый на заправке подошёл и спросил его – нет бы по-турецки! по-арабски!

Всю жизнь будет гадать. А мне тут же повезло. Две новенькие "Волги". Останавливаются. Внутри – связисты, готовят оптоволоконную линию связи вдоль всего Транссиба. В Новосибирск? Нет проблем, поехали!

И по замёрзшему шоссе, навстречу пурге, распихивая лёгкие снежинки мощным светом фар, полетели! 140 километров в час! В Новосибирске мы были в полночь.

– Куда закинуть?

Так как идти в гости посреди ночи было поздновато, я попросил закинуть меня на ж.д. вокзал, где и проспал до утра. Связистам оставил пару книжек, информацию про АВП.

Туман зимы над ночной дорогой.

Зимой по Сибири ездить и проще, и сложнее, чем летом. Проще тем, что лучше останавливаются, это да. Но хуже тем, что световой день короче, четыре часа дня -- уже темно, а если ехать на север, в сторону Сургута, то и раньше. Ну и холодно, конечно. Особенно нужно следить за ногами, желательно иметь бахилы, а по возможности - подкладывать под ноги палки, ветки деревьев, чтобы с сибирскими морозами не окоченеть.

вики-код
помощь
Вики-код:

Дешёвый перелёт по направлению Омская область
сообщить модератору
    Наверх