• От Лоухов в сторону Пяозерского идёт ветка железной дороги, но пассажирского сообщения на ней нет.
Карелия 2009: Лоухи - Паанаярви. Вело-авто-пеший поход Паанаярви Национальный Парк, Россия

Паанаярви Национальный Парк

2 материалa,  25 фотографий

Были в городе Паанаярви Национальный Парк?

mixermsk
    С нами с 21 дек 2011

Карелия 2009: Лоухи - Паанаярви. Вело-авто-пеший поход

21 декабря 2011 года||3 (2)| 12| 74326

Автор: mixermsk

Все начиналось просто - он опустил руки на карту... Возвращаясь из Хибин, я подумал, что было бы неплохо скататься в этом сезоне еще куда-нибудь - в запасе было еще 2 недели отпуска, сильно хотелось экшена. Из всех возможных направлений, была выбрана Карелия, а в качестве средства передвижения велосипед. Дело оставалось за малым - решить куда именно, когда, и с кем. :)
    Изначально основным вариантом было участие в коммерческом походе, но позже, к моему огромному удивлению, на предложенною мною авантюру стали подписываться люди, от которых я этого совсем не ожидал. Итого, после всех катаклизмов, нас насчиталось 4 человека: я, [info]zlobnyi_mashkin, [info]ejik_from_cccp и [info]dem0n_msk. Старт был назначен на 30е августа, по совету Ани(одной из девушек, которая водила нас по Хибинам), мы решили ехать в национальный парк Паанаярви.

Старт Стартовали мы весело - я взял слишком мало времени на дорогу до ж/д. В итоге, пара перевязок багажника и не высокий темп движения сделали своё дело - нужную электричку от Вешняков на вокзал мы успешно упустили, в связи с чем минут 30 стояли на платформе, наблюдая за тем, как пьянющий мужик пытается купить в пригородной кассе билет до Германии. Хотелось кого-нибудь убить, честное слово. Но даже погрузка в электричку не принесла облегчения - где-то перед Электрозаводской собака встала, оказавшись обесточенной минут на 5. Благо, немного побегав, мы таки погрузились в поезд, устроив феерическую свалку в нашем плац-купе. :) Попивая пивко и шампанское мы добрались до начальной точки маршрута - станции Лоухи. Ах, да - весь поход меня преследовало одно проклятье - я терял сигареты - началось это с блока еще в Москве, бесследно улетевшего с багажника.

Автор: mixermsk

День первый Собрав велы и отказавшись от предложения подвезти нас, мы отправились в путь. Проехать нам предстояло около 220 км, так что исходя из здравого рассчета, мы решили, что должны сделать этот путь за 3-4 дня. Гайцы на выезде из посёлка как-то странно на нас посмотрели.
    Дорога была ровной, уложенной неплохим асфальтом. Magellan на руле показывал, что я еду со скоростью 20 км/ч...это внушало мысли вида "да мы!да по такой дороге!...ух...". Но счастье было недолгим - сначала я укрепил свою простуду, подхваченную в поезде, пешей прогулкой по Карельскому болотцу, потом с асфальтом стали твориться какие-то странные вещи - он начал пропадать. :) Местность вокруг - благодать - реки, озёра, лес(с нереальным для Подмосковья количеством ягод и грибов, буквально в нескольких метрах от дороги)...одним словом - Карелия!

Автор: mixermsk

В посёлке Сосновый мы закупились провизией для перекуса(пирожки там, кстати, великолепные), информационный щит утверждал, что 2 раза в неделю отсюда можно уехать в Лоухи или в Пяозерский(позже местный житель сказал, что это не так). Перекусили, передохнули, парни порыбачили(Костя поймал щурёнка) и мы отправились дальше. Далее должен был быть посёлок Кестеньга. Дорога на этом участке мягко говоря перестала быть ровной - пошли постоянные горки, нередко опять-таки без асфальта. Темп снизился на четверть, если не на треть.
    Посёлка Кестеньга мы достигли вечером, за километр до этого у меня сорвало с багажника один из гермомешков - мешок остался на дороге, содержимое перекочевало в рюкзак. Чуть не вступив в контакт с пьяным аборигеном, (благо, рядом был более адекватный житель), мы взяли по пивку и решили, что из посёлка надо выбираться, пока мы еще кого-нибудь не встретили. Проскочили, стали искать стоянку. Первый поворот в лес и мы на большой поляне. Рядом костровище и немного мусора, проезд укатан. Мне это показалось не слишком удачным вариантом(слишком близко к дороге и уж слишком ухоженно-обжитая площадка), так что Костя и Лёха отправились на разведку. Новое место было найдено. Метрах в 500-600 от дороги, рядом озеро все здорово...только вот оно было плотно заминировано коровами, но нас это не остановило. :) Вкопались, похавали, выпили пиво и легли спать.
    Ах, да - перед этим было забавное зрелище - мимо с матами-перематами проезжали дети на велосипедах. Увидев нас остановились, вежливо поздаровались и так же весело поехали дальше. :)

Автор: mixermsk

День второй. Утро началось с осознания того, что если я не хочу пролежать все следующие дни - пора начинать пить лекарства - простуда зверстовала. Скушал таблетку антигрипина и еще что-то, похавал, после чего мы неспешно отправились дальше. Выехали на дорогу и поняли, что далеко мы сегодня не уедем - я еле тащусь, песка на дороге столько, что кажется, будто едешь по пляжу, да еще и горки эти, мать их. Сделали около десятки, после чего, стали основательно думать на тему того, что до Пяозерского неплохо было бы доехать на транспорте с мотором. Алексей тут же поймал проезжающий мимо УАЗик с кузовом. Мужику было по пути, так что он любезно решил нас подкинуть. Ехали в грузовом отсеке, водитель просил сидеть тихо потому, что...можно встретить ДПС!Мысль о гайцах, стоящих на грунтовке, по которой быстрее 50-60 ехать страшно, вогнала меня в ступор. Ну да ладно - надо так надо. Мужик довёз нас прямо до визит-центра парка, отказавшись от материального дополнения к нашим "спасибо".

Здание визит-центра представлялось мне иначе, если честно. Проехавшись по посёлкам, и побывав в паре магазинов, увидеть небольшое офисное здание с евроремонтом, я и не надеялся...поэтому был сильно удивлен. Когда нам предложили воспользоваться их душем, я удивился еще сильнее(отказ от этого блага цивилизации мне еще пару дней припоминали). :) В общем, люди там добрейшие. Оформились, купили пару брошюрок и отправились дальше.
    В местном мини-супермаркете(почему-то Апатиты вспомнились в тот момент) купили алкоголя, и немного жратвы - дальше магазинов не будет. Там же устроили небольшой перекус. Когда стартовали - с нами случилось первое ДТП за поход - я ,поворачивая, подрезал Машу(тупо не видел, что она сразу за мной). Подлечились, стали выезжать из Пяозерского. Дорога кстати примерно такая же, как на грунтовых кусках "Лоухи - Пяозерский", только горок больше.

Автор: mixermsk

До темна успели проехать где-то около десятки. Хотели вкопаться около озера, но не нашли места. Костя и Корень опять отправились на разведку. Вернулись на машине с куском пирога и банкой сгущенки - встретили проезжающего мимо батюшку. Он же посоветовал нам, где остановиться на ночлег. Ужин, по паре капель "для сугреву" и по палаткам.

День третий. Простуда начала зверствовать настолько люто, что я согласился снять консольный багажник, поставить нормальный и вывалить на него максимум из своего рюкзака со спины. Спустя полчаса...картина Репина: грунтовка, съезд с холма, внизу деревянный мост через реку, я качусь около 30 км/ч. Влетаю на мост и тут же понимаю, что заднее колесо у меня заблокировалось. Ловлю расколбас, падаю на колено(благо, уже на песке, а не с моста в воду). Пока валяюсь, замечаю, что виной всему слетевший с крепления багажник...Подняли, ходить вроде могу, крутить более-менее тоже. Тошню на пониженных в хвосте. У Маши по рукам пошла алергия на мазь...Хорошо день начался.
    В горку...С горки...В горку...С горки. Через n-километров становится понятно, что далеко мы так не уедем. И тут Лёха останавливает...лесовозку!После пререканий грузимся с Машей, Костя и Лёха продолжают крутить.
    Внутри два отличных мужика, живущих в Пяозерском, которые везут дровишки для постройки рыбацкого домика. Они любезно согласились довезти нас почти до кордона(за 10-15 км до него). Всю дорогу трепемся, смеёмся. Узнали много нового. Свернули с дороги - скатались вместе с ними на Пяозеро. Красота!К слову, дорога лесовозке давалась легко и непринужденно. Видимо, Volvo делает хорошие грузовики. :)

Автор: mixermsk

Мужики подлечили меня сорокоградусной водой - спасибо,полегчало. Мы с Машей сошлись на том, что в Москве таких людей можно пересчитать по пальцам руки, попавшей под болгарку - я редко встречаю здесь(да и встречаю ли вообще?) незнакомых людей, которым на меня не всё равно. У меня в голове не укладывается, чтобы здесь кто-то за "спасибо" провёз бы людей несколько десятков километров, после чего, помогая снимать с грузовика велы, сказал "посмотрите, всё ли нормально, чтобы вы на нас зла не держали". Честное слово, я в этот момент просто дар речи потерял. В общем, карелам - респект и огромное человеческое спасибо - выручили!
    Итак, после покатушек на лесовозке, мы оказались совсем недалеко от кордона. Но решили туда не ехать, т.к. во-первых было уже около 6 вечера(а от кордона еще 25 км пилить + 10 до него), а во-вторых - Костя и Лёха теперь оказались далеко позади(а без меня их не пропустили бы - заявка на меня оформлена).
    В общем, по совету водителя(стыдно, но к сожалению, я забыл имя) мы остановились около очередного озера, через несколько километров от места высадки. Предварительно мы немножко поплутали по окрестностям :) Лагерь разбили прямо около дороги. Видимо, мы были не первыми - площадка утоптанная, с костровищем. Пока мы раскладывались, приехали Костя и Лёха...храбрились, называли нас инвалидами. :) Ребята за время движения успели пообщаться с местными охотниками - те рассказали, что видели мишку..."маленького", на четырех лапах - ростом в половину меня. :)
    Сложил вокруг костра камни "по-хибински", сидели, болтали с Машей, о том - о сём, пока погода совсем не испортилась.

Автор: mixermsk

День четвертый. Установка на этот день была простой и ясной - доехать до озера Паанаярви любой ценой. Никаких "если" - осталось около 30-35км до финиша, причем в парке мы могли заночевать только в одном месте - на нашей стоянке. Поели, собрались, двинули. Дорога шла с горки, катились бодро. На кордоне нам сообщили "а мы вас вчера ждали, баньку топили". Поболтали насчет сложности дальнейшего пути и продолжили движение.
    Катились с переменным успехом, временами спешиваясь. С одной из горок сделал 53 км/ч. Лететь на груженном веле по камням, с такой скоростью - это вам не по асфальту. Страшно, но раз уж "скорость в крови - удачу лови" :)
    На промежуточной стоянке перекусили и отправились дальше. Горки, мост, домик, поворот...нам еще 6 км. Началась отличная, укатанная грунтовка, с боковов укрытая лесом - мечта кросс-кантрийщика. :)
    Меткий глаз Кости обнаруживает течь из рюкзака Корня. Экстренная остановка, и не менее экстренное вскрытие - течёт пиво!Выпили литровую банку, закусив салом...и настроение наше улучшилось. Magellan отчистывает последние километры, уже вижу на карте финиш.
    И тут, за 150 метров до него Маша падает, тоже на колено...Ближайшие несколько часов я морально готовлюсь к тому, чтобы аварийно выброситься из парка, но благо, всё обошлось. Приехали, разлеглись. Мы это сделали, и не важно как!

Автор: mixermsk

Пост-маршрутное Буквально через 15 минут после попадания на площадку, меня начал одолевать дух матрасничества(для тех, кто не в теме - это походное времяприпровождение без каких-либо физических нагрузок, например - стоять в Подосинках и греть кости под солнцем, или вёдрами употреблять алкоголь - это матрас :)) - даже палатку было лень ставить. Но, учитывая, что мы собирались в баню, а я знал, что после бани уж точно не заставлю себя что-либо делать - решил не откладывать.

Следующие дни летели один за другим. Мы жгли дрова, рыбачили(некоторые - даже успешно), парились, умеренно попивали алкоголь, вытачивали из дерева всякие пристойности и непристойности, играли музыку на котлах - в общем, всячески развлекались. Рассказать стоит наверно только про то, как мы пошли в радиалку.

Автор: mixermsk

Лучше гор могут быть только горы. В парке Паанаярви есть несколько маршрутов. Они различаются по длине и способам прохождения. Мы взяли один из самых простых - радиальный выход на гору Кивака. Начало маршрута располагалось в десятке километров от нашей стоянки, да и оттуда еще несколько километров пройти предстояло. Выкатившись на велосипедах, мы доехали до начала, пригвоздили коней возле дровницы, а сами отправились пешим дальше -
    протоптанной тропкой, вдоль зарослей ягод, красивейшего леса, болотец и ручейков.
    Ноги недоуменно ворчали "где педали, блин?почему пешком идём?", хотелось есть...Правда, второе было со временем устранено, путём поедания местной растительности. Альтиметр неспешно показывал набор высоты(верхняя точка - около 500 м), останавливаясь на фотографирование, мы двигались дальше.
    На самом деле, еще в Хибинах я заметил, что в горах я начинаю вести себя не так, как внизу - совершенно другие мысли и настроения...и этот раз не стал исключением. Наверху было крайне ветренно, вид открывался умопомрачительный, рядом обнаружился крест и две какие-то постройки(радиосвязь?).

Автор: mixermsk

К сожалению, надолго задерживаться наверху возможности не было - куртка-непромокайка моментально превратилась в парус, да и жрать хотелось, а еще надо было обратно двигаться. Постояли, полюбовались, оставили мелочь дабы вернуться и выдвинулись обратно.

Обратно. А еще запомнился момент, когда один сидел на берегу озера, созерцая окружающее, погрузившись в думы думные...да так плотно задумался, что почти не заметил того, как на берегу оказался весь наш немногочисленный коллектив. Здорово...тишина, друзья рядом.

Автор: mixermsk

Но, к сожалению, всё хорошее имеет свойство кончаться. Завершался и наш поход - 8го сентября мы отправлялись обратно. Выехали после полудня, двигались неспешно. Дождь подпортил дорогу, так что в подъёмы мы нередко поднимались пешком.
    На одном из таких подъёмов Костя порвал цепь - Лёха остался с ним, а я предпринял попытку догнать улетевшую вперёд Машу. Маша кстати постоянно пыталась забыть где-нибудь свой рюкзак. :) Горка...а за горкой горкой горка, а за горкой...опа, спуск...Затаскиваю цепь на второй блин, отщелкиваюсь на последнюю передачу - так и чесал почти до самого кордона. Машу, к слову, догнал только там.

Автор: mixermsk

Далее быстро пролетевшие часы ожидания - в 10 вечера нас должен был забрать УАЗик. Доедали остатки провизии, сушились, пили спирт, мечтали о магазине. :)
    Трансфер приехал немного раньше. По дороге водитель рассказывал много интересного, в том числе - про то, как невесело обстоят дела в их районе...грустно. Несколько часов пути и мы на станции Лоухи. Там ждали поезд еще два туриста. До него оставалось около трех часов(почему-то поезда были только около 5 утра)...еще немного и мы в пустом вагоне. Даже странно как-то. Те двое, кстати оказались нашими соседями, мы до самой Москвы совместно создавали себе похмелье, а потом героически боролись с ним. :) Хорошие мужики - они, в отличие от нас, передвигались по воде. Обменялись контактами, может еще свидимся.

Ну, а дальше...да что дальше - шумная и душная Москва, которая еще пару дней сильно раздражала. До дома ехал своим ходом - на вокзале попрощались с Машей и Костей, с Лёхой ехал до Таганки - там разъехались. Ехать по асфальту было как-то непривычно легко - долетел до дома, вошел в пустую квартиру и подумал, что зря я по ней скучал.

Автор: mixermsk

Post scriptum Ничего подобного я раньше не организовывал - надеюсь, эта покатушка не будет считаться моим epic fail`ом. :) В целом, да - были небольшие косяки, но как мне кажется - от этого было только интересней. Все живые, здоровые, а это главное. Я, например, помимо всего прочего, остался еще и очень довольным - надеюсь, что не я один. :) Спасибо друзьям за то, что составили компанию. Наверно лучше даже так:
    Маше - за то, что разбавила нашу небритую компанию, ну и конечно за выносливость, терпение и лёгкость на подъём.
    Лёхе - за многочисленные ковыряния в наших железных конях, уху, а так же за похуистично-позитивные настроения.
    Косте - за вкусняшки, лечение наших тушек(финалгон - наше всё ;)) и стремление к финишу.

Отдельно хочу сказать спасибо людям, имеющим, непосредственное отношение к парку Паанаярви. Ну и конечно всем, кто повстречался на нашем пути(кроме того бухого создания :)). Многие из этих людей очень помогли нам.

Хочется вернуться.Я надеюсь, что однажды мы это сделаем.

Дешёвый ✈️ по направлению Паанаярви Национальный Парк
    • Turbik
      Turbik
      С нами с 7 фев 2011
      23 дек 2011, 12:01
      Наконец-то и про Паанаярви на турбинке кто-то написал :)
      Спасибо за интересный рассказ
    • mixermsk
      mixermsk
      С нами с 21 дек 2011
      24 дек 2011, 16:06
      Turbikнаписал 23 декабря 2011 г. в 12:01

Наконец-то и про Паанаярви на турбинке кто-то написал :)
      Спасибо за интересный рассказ

Рад, что вам понравилось. К сожалению, с тех пор уже два года собираюсь повторить, но что-то всё никак не складывается - в том году в 200 км от него был, но время поджимало.