Пакистан

Путешествие в малый Тибет

13 июля 2011 года||1 (1)| 12| 126712

Мы продолжаем путешествие по Пакистану

Карокорумское шоссе полно сюрпризов. Даже опытные пакистанские водилы не всегда могут справиться с управлением. Огромный грузовик вместе с грузом перевернулся загородив дорогу. Оказалось, быстрее в срочном порядке вызвать технику и сделать объезд, нежели ждать когда перегрузят мешки в новый грузовик и освободят дорогу!

Автор: Dementievskiy

Было написано и высказано немало комментариев и мнений после повествования о том как Сергей попал под капельницу. Даже таких, что перед подобными экспериментами над собой, путешествиями, стоит проходить хотя бы какую то медицинскую проверку. (Интересно, кто то этим занимается? Вот так вот, на ровном месте?) И конечно, у многих вертелась мысль, что после таких приключений надо прекращать путешествие. Всякое мнение имеет право на жизнь, но конечный выбор остаётся за каждым из нас.
Я не сомневаюсь, и вы не сомневайтесь, Сергей не раз подумал о том, что случилось, и какие следует предпринять меры для предотвращения подобных эксцессов. Он принял решение ехать дальше. На мои вопросы, про тяготы пути, он примерно так ответил - все сложные участки путешествия, я буду отсиживаться, а ты один быстренько всё пробежишь. Я принял эту ситуацию такой, какая сложилась. Единственное, я ему посоветовал отзвониться в страховую, что бы те были в курсе событий.

Утром самочувствие Сергея было нормальным, настроение хорошим, доктора «успокоили», сказав, что парень в порядке, и мы, закупив воды и лекарств, поехали дальше. И уже через несколько минут, за окном вновь мелькал безжизненный пейзаж, камни, камни, камни, а на некоторых - наскальная живопись. Теперь она вызывала несколько иные ощущения. В тот момент каждый из нас, больше прислушивался к себе, к своим ощущениям, только гид ещё подшучивал по поводу принтера.

По дороге заехали в ущелье, там стояла аварийная машина, как сказали местные, 6 человек разбилось. Я не стал снимать всю машину, только её колёса. Вот на таких покрышках там рассекают! Небольшой дождик, и поездка превращается в жёсткий слалом.

Автор: Dementievskiy

Невольно осматриваю колёса нашего внедорожника. Всё в норме. Наш джип вообще по местным меркам – слишком шикарная машина. Может быть, она лишена, в какой то мере комфорта, но за все три недели мы ни разу ничего не чинили, хотя, дорога местами была очень сложной.

Иногда среди безжизненных скал появляются небольшие оазисы жизни. Там есть вода, уже фрукты, зелень шелестит, и во дворах играет детвора. Какие то оторванные от реальности маленькие миры, мы ехали и как буд то смотрели кино. Я из машины не фотографировал, хотя иногда хотелось, поэтому, пока всё в памяти.

Автор: Dementievskiy

Далее город Гилгит. Очередной, пыльный, шумный и жаркий город, но есть одна деталь, заставляющая нас задержаться в окрестностях этого города. Мы забираемся немного вверх по крутым улочкам и дорога приводит к скалам, среди которых можно лицезреть Будду.

Всего несколько минут стоим, снимаем и вновь в путь. Уже итак ясно, до Каримобада засветло не добраться. А дорога очень непростая и чем больше водитель проедет засветло тем меньше он устанет и тем лучше и безопаснее всем нам. Поэтому, я мысленно киваю Будде, и прощаюсь. Кстати, распространённая мантра "ом мане падмэ хум" в этих местах "не работает".

Автор: Dementievskiy

Снова за окном пустыня. Облака обложили нас и периодически накрапывал дождь и так до самого вечера, пока мы не доехали до первых оазисов.
Но до конечной точки нам ещё далеко - сказал Сергей. А гид стал рассказывать историю этих мест, больше древнего периода. Например, тут проходил некогда Великий Шёлковый путь и он нам даже показал старую дорогу по которой когда то шли караваны. Очень жаль что нет времени хотя бы просто пройти метров сто по ней, вдохнуть эту пыль, почувствовать века... Спешка, наш злой рок...

Автор: Dementievskiy

А когда то, эти территории носили название "Малый Тибет". И до сих пор, следы тибетской культуры можно наблюдать в повседневной жизни батистанцев. Уже на следующий день мы должны были посетить тибетский форт Алтит, и боле поздний - Балтит.

Вот по такой мрачной дороге мы еле - еле ползли на внедорожнике. Сергей успокаивал, что как только распогодиться, я увижу белоснежные пики Карокорумских гор и буду просто счастлив. А пока мы трясёмся в машине и едим орехи.

Автор: Dementievskiy

В уже сгущающихся сумерках мы минуем один населённый пункт за другим. Наверно, раньше деревни были маленькими и между ними были приличные расстояния, но теперь, если есть возможность, люди живут везде, стирая старые границы. Я бы сказал, ущелие полностью заселено, и является одним населённым пунктом, хотя считается, что тут несколько городов.

Уже стемнело, а до Каримобада неблизко. Сергей пугает – знаешь, до границы с Афганистаном 70 км остаётся… Я вспоминаю, что многие СМИ часто писали про всякие бандформирования и террористические школы как раз на границе Пакистана с Афганом. А машина всё карабкается и карабкается вверх. Дорога давно уже даже не грунтовая, иногда на ней попадаются большие камни, порой на встречу вылетает из темноты очередной грузовик и нам надо как то разъехаться.
К отелю приехали полуживые. Реально, вышел, шатает. Огромный гостиничный комплекс стоял совершенно пустой. Несколько туристов для заведения, рассчитанного на сотни полторы, это ничто. Нас заселили в шикарный номер (после того, где мы жили, этот номер показался именно таким). Валимся спать, а на завтра у нас знакомство с местной архитектурой, Балтит форт в первую очередь.

С утра над нами солнце, но горы как и прежде, застенчиво скрываются. Вид с балкона нашего номера. Свежий ветерок, и пока ни намёка на пекло.

Автор: Dementievskiy

Балтит фот находиться от нас в пяти минутах езды. Завтракаем. Все себя чувствуют нормально. Мы на высоте около 1700, но мой организм наконец адаптировался, и все эффекты горняшки остались позади. К сожалению, выезжаем уже по жаре. Оставляем машину внизу и по узким улочкам медленно пыхтим наверх. Сергей чувствует себя нормально, это я пыхтел тогда как паровоз. Надо было часть техники оставить в номере.

Некогда, вокруг Балтит Форта ютилась небольшая деревня, по улицам которой мы сейчас шли. Конечно, сегодня дома разрослись во все стороны, насколько позволяет оазис. Часть зданий уже перестроили, но до сих пор встречаются старые дома и даже сохранились фрагменты деревянных украшений, рам, наличников.

Автор: Dementievskiy

Рисунок орнамента говорит сам за себя. А на некоторых домах висят до сих пор рога козлов. И хотя в стране, правит балом ислам, в этих местах, осталось очень много следов буддизма и даже бона.

Позже, в самом форте среди утвари и мебели я нашёл комод, на котором вырезаны сцены из жизни. Везде присутствует "крупно рогатый". Вспомнились наскальные рисунки. Скорее всего, на протяжении многих веком, это животное почиталось и / или являлось важным элементом в культуре. И даже смена религиозных течений не поменяла отношения людей к животному. Как, например в Тибете, или части Непала, як, и его рога являлись частью боновских ритуалов. А где то и до сих пор являются.

Автор: Dementievskiy

Я не успел задать "неудобные" вопросы, практикует ли тут кто то что нибудь кроме ислама… (В Исламабаде мне сказали однозначно, что такого не может быть), но в этих местах, по моему вполне может быть и такое.

У ворот форта нас встречает секьюрити, миновав которого, надо пройти тридцать метров и мы оказываемся под высокими стенами форта.

Внутри музей. Снимал только для того что бы потом можно было продемонстрировать при рассказе или показать специалистам . Чувствуется, что форт только недавно стал музеем и ещё не совсем выветрился дух прошлых веков. Пакистанцы к тому же очень просто относятся к буддистскому прошлому. Можно вполне спокойно попросить какой то экспонат и его дадут!!! Так случилось чуть позже с тибетской ступой в которой делают чай. Она уже рассыпается от старости а проводник с гордостью говорил про сотни тысяч долларов которые вливали в реконструкцию памятника… В общем то неудивительно. Хотя, в другом месте, с нами говорил гид, местный житель и он очень почтительно относился к тому что показывал нам.

С балтит форта открываются изумительные виды на долину и горы. Я представляю как правители этой местности попивали тибетский чай глядя на зеленеющий оазис…

Автор: Dementievskiy

Вид на ущелье из беседки. Она исполнена из дерева, много резных деталей, ковры, подушки... Прежние хозяева знали толк в удобствах, хотя они не всегда имели вид роскошный, но всё же...

Где то за час мы управились. Выйдя на улицу, мы попали в сауну. Время уже к 12, жарило, конечно не так как в долине Инда, но всё же было жарковато. Теперь уже можно было не спешить, свет стал совсем жёстким и спускаясь по улицам, мы смотрели что продают в лавках. Очень много камней и разных украшений из серебра. Но ничего интересного, что бы зацепило. Зато чуть позже, в одном магазине купил местную шапку, в которых ходят все балтистанцы. Правда, моя голова очень большая и никак не могли найти подходящий размер. Распотрошили одну и кое как всё таки напялили, но не мой фасон точно …

Но всё равно купил. Не знаю зачем (наверно кому-нибудь подарить). Спустились к машине, уже хотели ехать к следующему форту (их два и они довольно близко друг к другу) и тут Сергей говорит что ему надо в отель, отлежаться и остыть. Едем в отель и забираемся в свой номер.
Какое то время я посидел с Сергеем, где то полчаса. С ним всё было в порядке и мы решили, если что то не так, он мне шлёт смс "ау" а я пока съезжу во второй форт. Поскольку расстояния очень небольшие, это не могло бы занять много времени. И я собрался ехать. Но мы даже не успели отойти от отеля, как я получаю смс - "ау". Разворачиваем машину и обратно в номер. (Думаю, спусковым крючком послужило волнение и самокопание, когда Сергей остался один.)

Прошу гида связаться с врачами, он уезжает минут на 30 - 40. Я сижу с Сергеем, у него пока ничего страшного не происходит. Как он тогда сказал, начальные симптомы того недомогания, которое случилось в Чиласе. Вернулся Гид ни с чем, врача не смог вызвонить а госпиталь в соседнем городе. Сергею медленно но верно, становилось хуже и хуже, поэтому мы отправляем гида за скорой помощью, на которой можно добраться до госпиталя - Сергей чувствовал что, что на обычной машине уже не доедет, начнутся судороги...

А я тем временем начал звонить в страховую...

Следующий пост, о том, как Сергей снова попал под капельницу, я обещался Сергею написать вместе с ним, а Сергей к тому же обещался переконвертировать видео с моего айфона. Поэтому вынужден прервать этот рассказ, и надеюсь, что до своего отъезда успею выложить оставшуюся часть.