Прага

Прага

LAT
  • 50.08766N, 14.41863E
  • Я здесь был
    Хочу посетить

    962 заметки,  860 советов по 583 объектам,  25 123 фотографии

    помощь Подписаться на новые материалы этого направления
    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов Праги помощь
    Все авторы направления
    Vazlav
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 19 мар 2009

    Немного Европы летней порой. Собор святого Вита

     
    30 июня 2009 года 1113

    Справа от входа во двор находится придворная часовня святого Креста, построенная в 1764 году. Но внимание посетителей привлекает вовсе не она, а импозантный Львиный фонтан, куда туристы исступлённо бросают монетки. Рядом расположен колодец: куда тоже неплохо бы отправить денежку, чтобы привлечь удачу, да вот беда - непонятно по какой причине отверстие закрыто мелкой железной решёткой, так что сквозь неё, увы, не пролезают даже самые мелкие монеты.

    Картинную галерею Пражского Града мы, пожалуй, оставим на другой раз, потому как невозможно удержаться от проникновения в третий двор, где посетителя ждёт главный приз - храм святого Вита. Вот ведь ситуация - если башни собора видны отовсюду, то фасад доступен только с близкого расстояния; он неожиданно наваливается всей своей громадой, и не всякий фотограф сумеет запихнуть махину в объектив.

    Практически все готические соборы можно отнести к долгостроям, и Вит в этом плане не исключение. Его сооружали более 600 лет - последние камни огромной конструкции легли на свои места в 1929 году, а ведь закладывал храм лично Карл IV. Вит был задуман им как символ всей страны: Прага как доминанта Чехии, Град как доминанта Праги, собор как доминанта Града.

    Культовое здание, прообразом которой послужили французские "кафедрали", взялся строить соотечественник короля, Матье из Арраса. После его смерти бразды правления стройкой принял Ян Парлерж, которого вдохновляли соборы Германии. Он успел завершить алтарь с часовнями и одну из больших башен, прежде чем его труды продолжили сыновья. В конце XVI века готика здания дополнилась ренессансной кровлей, ещё двести лет спустя в силуэт вплелись элементы барокко. Наконец, в XIX столетии круговорот стилей замкнулся, когда восторжествовала неоготика. Наверное, долгое время Вит представлял собой что-то вроде гаудевского собора в Барселоне, где строительные леса перемежаются с уже готовыми частями здания. К 1872 году, когда строительные работы вышли на финишную прямую, в правой части постройки уже образовалось небольшое кладбище из могил архитекторов-руководителей.

    Иногда затяжки со строительством обретали просто-таки мистическую окраску. Так, королю Вацлаву IV напророчили, что он умрёт перед святовитской башней. Догадливый монарх приказал немедля почти готовую постройку разобрать, и вот-те на! - в разгар работ его хватил апоплексический удар, так что предсказание всё-таки сбылось. Однако зодчим чаще мешали более прозаические обстоятельства, как-то варварские проделки фанатиков- протестантов, военные действия, нехватка денег в казне и т.д. Наверное, если бы не Союз завершения собора, образованный в 1859 году истинно верующими пражанами, неизвестно, когда бы дело завершилось. А так в 1929 году, через тысячу лет после смерти святого Вацлава - именно ему пришла в голову идея устроить на этом месте ротонду святого Вита - храм был освящён и пущен в эксплуатацию.

    Когда попадаешь внутрь, первым делом в голову лезет мысль, что столько лет строительства прошли не зря. Действительно, размеры впечатляют: длина главного нефа равна 124 метра, высота свода - 34 метра, ширина трансепта - 60 метров. Внутреннее пространство разделено огромными колоннами, теряющимися где-то в вышине...

    Хорошо бы, конечно, для полноты ощущений вытурить взашей всех присутствующих и остаться в помещении одному - но это несбыточная надежда... Тут надо глядеть в оба, чтобы тебя самого не вытурили: напор народа весьма велик, а по проходам топает группа за группой, только и успевай уворачиваться, чтобы общим напором не затащило в людской водоворот и не снесло на выход. Хорошо, что мы в данный момент не на экскурсии, так что можем идти куда хотим и смотреть что хотим. А хотим мы, естественно, увидеть капеллу святого Вацлава, построенную в 1367 году. В этом помещении больше всего привлекают внимание искусно расписанные стены, инкрустированные полудрагоценными камнями. Жаль, что ничего другого щёлкающие фотоаппаратами туристы не замечают, и высокая духовность места проходит мимо них...

    Другой достопримечательностью, возле которой всегда толпа, является серебряное надгробье покровителя Чехии святого Яна Непомуцкого. Служители просят посетителей не останавливаться в проходе, но всё равно кто-нибудь непременно застрянет посреди дороги с открытым ртом - есть, есть на что поглядеть в дальнем конце собора, по правую руку от входа...

    Те, кто отдался под опёку гида, на этих двух участках осмотр заканчивают и спешат дальше, повинуясь мановению дирижёрской палочки (или зонтика, или указки с бантиком), тогда как немногие остальные продолжают завороженно бродить среди колонн. Кому-то интересны часовни, в которых находится огромное количество церковной утвари и произведений искусства, а лично меня всегда привлекают витражи. Может, они не всегда подлинны, но мне нравится, как свет проникает сквозь мириады цветных стёклышек. Витовские витражи в основном, как водится, представляют различные сцены из Евангелия, но не только: кое-где встречаются сюжеты истории Чехии. В частности, можно найти изображения создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия или Карла IV в окружении семьи.

    вики-код
    помощь
    Вики-код:

    Дешёвый перелёт по направлению Прага
    сообщить модератору
      Наверх