Прага

Прага

LAT
  • 50.08766N, 14.41863E
  • Я здесь был
    Хочу посетить

    962 заметки,  860 советов по 583 объектам,  25 123 фотографии

    помощь Подписаться на новые материалы этого направления
    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов Праги помощь
    Все авторы направления
    6
    Troll
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 30 апр 2009

    Статуи Карлова моста

     
    26 сентября 2010 года 41646

    Про Карлов мост уже многое сказано дружным сообществом "Турбины", но есть еще один аспект, которого никто из пяти написавших об этой постройке авторов почти что и не коснулся. Этот аспект также мало освещен в отечественных справочниках по пражской тематике, а между тем, масса народу что ни день бродит по мосту в надежде постигнуть, что за люди увековечены в его знаменитых статуях по обе стороны. Практически ни одна из них не подписана, и лишь о немногих говорят гиды.

    Итак, "кто же все эти люди?". Попробуем исправить недостаток сведений. Для удобства пользования обозреем всю шпалеру статуй с востока на запад, от Старо Место к Малой Стране, или, иными словами, от Староместской площади к Градчанам.

    Итак, вы прошли через арку на восточной стороне и первый слева - Св. Ив, покровитель юристов, и с ним вкупе запечатлена Справедливость. Первый справа памятник посвящен Мадонне и св. Бернару. Второй слева монумент изображает святых Варвару, покровительницу шахтеров, Елизавету (я так и не смог выяснить, какая именно это из святых Елизавет, но надо думать, что венгерская принцесса XI века, прославленная своими благодеяниями), и Маргариту, мученицу за святое дело. Варвара и Маргарита входят в список "четырнадцати святых помощников". Второй справа постамент увековечивает святых Доминика и Фому Аквинского, которые получают реликвии из рук Мадонны, на монументе представлены стигматы основанного первым из них доминиканского ордена.

    Третьим справа размещено бронзовое распятие. Третья слева композиция - бронзовая же статуя "Оплакивание Христа", по легенде некий еврей неудачно поглумился над прежде стоявшим деревянным вариантом - и власти в итоге заставили его оплатить постановку бронзового монумента вместо деревянного.

    Четвертая справа - св. Анна, мать Девы Марии, четвертая слева - св. Иозеф, супруг Мадонны. Пятый постамент справа занят святыми Кириллом и Мефодием, причем не в качестве создателей кириллицы, а как первопроходцев миссионерского дела на территории Чехии. Их усилия не были особо успешными сами по себе в краткосрочной перспективе, но заложили важный фундамент христианизации региона. Пятый слева - св. Франциск Ксаверий, один из основателей ордена иезуитов и покровитель миссионерства, он находится на плите, которую держат снизу представители четырех этносов, где призваны агитировать иезуиты - индиец, китаец, татарин и мавр.

    Шестой справа - Иоанн Креститель, шестой слева - св. Кристофер, казненный некогда за веру, и считавшийся покровителем паромщиков. Седьмой справа пост занимают вкупе святые Норберт, Вацлав и Сигизмунд, покровители чешских трех провинций. Седьмой слева - св. Франциск Борджа, крупный иезуит, а восьмой справа - большой монумент Яну Непомуцкому. На цоколе изображена в лицах печальная история расправы с ним, и считается полезным прикасаться к завитушкам барельефа. Помимо распятия в начале моста это единственная бронзовая скульптура на нем. Напротив него св. Людмила, павшая некогда жертвой интриг при дворе бабушка св. Вацлава и жена первого крестившегося князя Чехии, Борживоя. Книга в руке символизирует священные тексты христианства, которые Вацлаву прочитала именно она, а вуаль в руке - символ орудия ее смерти, по приказу невестки Драгомиры Людмилу задушили.

    Девятый справа - Антоний Падуанский, в соответствии с традицией своих изображений держащий младенца-Иисуса на руках. Девятый слева - Франциск Ассизский, в компании двух ангелов, десятый справа - апостол Иуда Фаддей, принявший мученическую смерть по ходу попыток обратить в христианство современный Ливан, дубина в руке это орудие его гибели.

    Десятый слева монумент это святые Винсент Феррер, известный своими колоссальными успехами по обращению язычников, и другой крупный миссионер, Прокопий. Одиннадцатый справа - св. Августин, с горящим сердцем в руках попирающий еретические книги, на постаменте символ основанного им ордена. Одиннадцатый слева Николай Толентинский, прообраз Деда Мороза, раздающий хлеб беднякам, и заложивший этим актом основы будущего празднования Рождества. С конкретно этим пунктом моста связана жутковатая легенда: если во время вашего хождения мимо статуи на балконе дома позади статуи огонек лампадки мигнет или угаснет, ждите смерть в ближайший год.

    Двенадцатый справа - св. Каэтан, основатель одного из орденов церкви, а двенадцатый слева - св. Люйтгарда, которая, хоть и была слепа, обрела зрение перед распятым Христом, каковое свойство ей было дано дабы она могла поцеловать раны сына Божьего.

    Тринадцатый справа - св. Филипп, основатель еще одного ордена, и изображен он здесь попирающим тиару папы римского, которую он отказался принять. Тринадцатый слева - св. Адальберт, первый богемский епископ. Четырнадцатый справа - св. Вит, тот самый, в честь которого великолепный собор на Граде, прекрасно отсюда видный. Был он принесен в период гонений римского начальства на христиан в жертву львам, которые присутствуют и на памятнике.

    Четырнадцатый слева пост занимают трое представителей братства тринитарианцев, которое занималось спасением и выкупом христиан из неволи у язычников и мусульман, а именно св. Иоанн, Феликс Валуа и св. Жан де Мата. Очень богатая элементами и аллюзиями композиция: внизу запечатлены в подземной тюрьме страждущие, и рядом с ними турок с кнутом и сторожащая собака, и еще много чего присутствует. Пятнадцатый монумент справа - святые Косма и Дамиан, прославившиеся оказанием медицинской помощи беднякам, покровители врачей. Пятнадцатый слева - св. Вацлав, которого, наверное, и представлять не надо. И он достойно увенчивает всю композицию

    вики-код
    помощь
    Вики-код:

    Дешёвый перелёт по направлению Прага
    сообщить модератору
      Наверх