Приобье

Приобье

LAT
  • 62.54382N, 65.62645E
  • Я здесь был
    Хочу посетить

    2 заметки,  0 советов,  53 фотографии

    помощь Подписаться на новые материалы этого направления
    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов Приобья помощь
    Все авторы направления
    4
    a-krotov
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 14 июл 2010

    Обское плавание-2

     
    14 сентября 2011 года 28984

    Великая река Обь, входящая в дюжину крупнейших рек в мире, начинается в районе алтайского города Бийска – образуется слиянием Бии и Катуни. Затем река Обь протекает мимо Барнаула и Новосибирска, уходит на север, течёт мимо Нижневартовска и Сургута, сливается с Иртышом вблизи Ханты-Мансийска, и расширяясь и замедляясь, впадает в Ледовитый Океан севернее Салехарда. Что же касается мостов, на Оби их всего штук семь, из них половина в Новосибирске, а вот после Сургута на пару тысяч километров вниз -- там, кажется, пока нет мостов. По крайней мере не было до 2000-какого-то года, а теперь, с ростом благосостояния хантов и ненцев, того и гляди, соорудят ещё какой-нибудь мост.

    По Оби и по её притоку Иртышу ходят разного рода суда. Многие ж городки и сёла вдоль Оби до сих пор не соединены дорогами. И стоят эти сёла на обских берегах сотни лет, и вот в чём отличие, например, от Волги и от рек центральной России. В центральной России все приличные реки переделаны в каскады водохранилищ. Так, например, Волга: сколко на ней плотин и волгохранилищ? От этого река Волга стала значительно шире, но многие старые сёла ушли под воду. Прибрежные старинные сёла почти не сохранились, были перенесены, дорогами соединены, Волга застоялась, позеленела, а рейсовое речное пароходство умерло. Что же касается Оби, Енисея, Лены – тут водохранилищ, севернее Транссибирской ж.д.магистрали, нет. И стоят сёла уже до четырёхсот лет, правда их иногда разливами сносит, но они всё равно отстраиваются, а приличных автодорог вдоль нижнего течения Оби, Енисея и Лены нет. Только до Сургута и Ханты-Мансийска цивилизация дорожная дошла, да и то недавно – сельчанам на радость, речному сообщению к огорчению. Но севернее Ханты-Мансийска до самого Салехарда, с июня по конец сентября, почти всё сообщение – речное.

    Обь тут весьма широка, и нередко разделяется на несколько проток – местность низинная, и бывает, что две или три протоки судоходны. В весеннее половодье вода разливается, иногда на 50 км в ширину, возникает такое мелководье. Сейчас же, осенью, наоборот – период снижения уровня воды.

    В ещё одном месте автодорога и ж.д. подходят прямо к реке, это городок Приобье. Отсюда идёт глухая однопутная ж.д. на Нягань – Серов -- Екатеринбург, а также автодорога. Вот до этого Приобья я и решил доплыть с Ханты-Мансийска, надеясь потом убраться в Екатеринбург по ж.д.

    Ранним утром я покинул вписку в Ханты-Мансийске (спасибо гостеприимному доктору Мих.Бочкарёву, одарившему меня на дорогу вареньем) и отправился на речной вокзал. Солнце только всходило. Каждый день отправляется из ХМ очень шустрый «Метеор», он идёт на север, в сторону Приобья и далее до г.Берёзово, проходя за день (12 часов) аж 568 км со многими остановками. Из Берёзова ходит, также ежедневно, метеор до Салехарда, расстояние тут схожее. Можно сказать, что это обские «электрички». Цены на эти транспорты ощутимо велики – считайте, 2,5 рубля за километр, до Приобья 970 рублей, до Берёзова полторы тысячи. Кто хочет сэкономить, может дождаться медленной посудины Омск – Салехард, но ходит она почти в неделю раз, плывёт тоже почти неделю, и во многие порты, включая Приобье, не заходит. В этот день её не было. Кто же хочет уплыть ещё севернее, есть спецпароход Салехард—Антипаюта, это вовсе на ужасно крайнем заполярном севере. Антипаюта известна тем, что из этого села происходил, кажется, единственный в природе хант-автостопщик, его так и звали по тусовкам: Хант, он представлялся потомственным шаманом, приезжал каждое лето «на юг» (в центральную Россию), вписывался у всех, кто мог его терпеть, и пил ужасно. Последние несколько лет я его не видел.

    Итак. Прихожу я на речной вокзал и тут же беру билет до Приобья, борясь с жадностью, ибо с одной стороны жалко 970 рублей за 10-часовой «речной круиз», с другой стороны, нужно поддержать речной флот, вдруг я опять вдвоём или втроём окажусь на судне. Но, на удивление, как объявили посадку, так толпы народа ломанулись на этот «Метеор», больше ста человек (в отличие от 2-4 человек на «Линде» Сургут—ХМ), полное судно, все решили поддержать речфлот, а ходит он ежедневно.

    Сели, поплыли, с огромнейшей скоростью. Обь широка весьма. Иногда причаливали к деревушкам. В каждой деревне выходили и садились люди. В одной деревне на судно занесли на руках старую-старую бабку. Все деревни стояли на крутых возвышенных берегах, ибо что стояло в низине, давно уже смылось. Во всех деревнях было электричество и местная сотовая связь. Также у жителей были моторные лодки, а кое-где и УАЗики, не знаю -- куда они на них ездят? Движение судов по Оби было, но не очень большое – изредка навстречу проходила баржа или моторка.

    На «метеоре» имеются – скажу я вам – буфет, спасательные жилеты и туалет, всё для удобства людей. Но знайте, что судно не отапливается, и при температуре воздуха и воды примерно +10, такая же погода сохраняется и внутри судна.

    Когда уже, судя по времени, мы должны были достичь Приобья, я заинтересовался, когда же будет оно?

    -- А в Приобье метеор не заходит, река недавно обмелела! – обрадовала меня тётенька-кассир. – Вам тогда лучше выходить в пос.Шеркалы [это на 40 км к северу], и там вас подберёт другое судно.

    Меня не очень осчастливила такая перспектива, остаться жить в каких-то Шеркалах, где нет наверняка никакой дороги в Приобье. Но что же тут делать? Обь разделена тут на несколько проток, и мы сейчас шли по самому глубокому руслу (хорошая протока, шириной километра полтора), а Приобье находится на самой западной протоке, более узкой и мелкой, а в начале сентября совсем обмелевшей.

    А места там, кстати, красивые – такой разноцветный лес, жёлто-зелёный, на склонах, река такая широкая, погода не дожливая.

    Кроме меня, ещё некоторые люди направлялись в Приобье. Чисто для удобства граждан, прямо в Шеркалах, происходит обмен пассажирами. Подходит маленький пароходик «Линда», типа того, что вёз меня из Сургута в Ханты-Мансийск, и с него слезают приобские пассажиры с очень большими баулами. Подходит «Метеор», к той же пристани, и народ меняется: баульные кавказские лица тащат свои сумки в «Метеор», а приобские люди грузятся в «Линду». Всё оказалось не страшно, и даже доплачивать за пересадку не пришлось. «Линда» отчалила и ещё час или полтора шла в Приобье, по дороге заправившись из большой нефтеналивной баржи.

    Приобье – весьма грузовой, транзитный, и не очень приятный для жизни городок. Скажу прямо – не вижу никаких причин, для чего человек устроился бы там жить? Разве что по распределению, не добровольно, или случайно – будучи потомком другого жителя Приобья. Стояли какие-то краны, баржи, не очень новые, многие уж ржавые, а сам посёлок растянулся вдлоль Оби и скульптурами не блистал – это вам не Ханты-Мансийск. Речной вокзал и ж.д.вокзал оказались на окраине города, а «улица Центральная» являла собой мрачную бетонку, окружённую тоскливыми магазинами. Один из магазинов назывался «Каспий». Вероятно, его хозяином был дагестанец, тосковавший об родине. Стояли вокруг какие-то бараки и недострои. Увидел в селении я церковь, а мечети не увидел. Весь городок я не успел осмотреть, скрылся от реальности в столовой.

    Цены на еду тоже оказались безрадостные. Точней, они соответствовали ценам Ханты-Мансийска, но в ХМ за те же деньги в столовой работает wi-fi, всё чисто и светится, жидкое мыло, туалетная бумага и рукосушилка, а тут ничего такого не имеется. Зато, кто хочет жить в Приобье, гостиница на речном вокзале – всего 250 рублей в ночь. И бананы по 30 руб/кг, самый дешёвый овощ и фрукт.

    Два раза в день с ж.д.станции Приобье отправляется поезд до Екатеринбурга. Я поспешил в кассу и приобрёл билет в общий вагон. Все мы знаем, что общий вагон бывает разный: бывает сидячий, бывает «плацкартный» (это самое приятное, лёг на 2-3 полку и спишь себе), а бывает «купейный» -- так, например, из Новосибирска в Бийск, из Волгограда в Астрахань попадался мне такой общий купейный вагон. А вот здесь, из Приобья, в поезде оказался общий СВ-вагон! Казалось бы, это всё для улучшения обслуживания пассажиров: платишь 500 рублей и больше чем сутки едешь в СВ (двухместное мягкое купе). Но реально всякие такие улучшения – лишь ухудшения. Ведь в нём никак не поспишь на второй полке, а на сидячую часть полки может сесть больше одного человека, а именно – три на каждую полку.

    Таким образом, улучшение оказывается мнимым. В обычном общем вагоне может выспаться 81человек, включая лежащих на верхних и средних полках, и РЖД продаёт туда около 80 билетов. Старушки на нижних полках, люди среднего возраста на средних полках, молодёжь на верхних (там и теплей). В этот же «СВ»-общий вагон РЖД продаёт около 56 билетов, выспаться же могут максимум 20, а если сядет, например, 40, то уже никто не ляжет. Так и РЖД недополучает доход, и пассажиры страдают. Сперва заходят и дивятся: это что ж такой шикарный вагон? А потом оказывается, что и сидеть неудобно, и места для багажа уменьшенные: даже самый карликовый безногий человек не может улечься под полкой в рундук, и сумки не помещаются ни в рундук, ни наверх. Почему-то считается, что в СВ люди не должны возить много барахла с собою, и посему багажные места под полками уменьшены тут вдвое, сумки едущих туда не влезают и стоят под столиком и в проходе, разгуляться не дают.

    Я ночью люблю спать в лежачем состоянии, поэтому, как только сгустилась тьма, я взгромоздился в верхний ящик для багажа, расположенный над проходом. В своей жизни мне случалось перевозить в этом ящике попутчиков – «зайцев», но то были люди небольшого роста, сам же я никогда в нём не ездил. Скажу вам так: спать в нём можно, но при этом чувствуешь себя, как в гробу: повернуться на бок или перевернуться нельзя! Можно спать только плашмя на спине, слишком невелика высота этого ящика, а ноги высовываются в купе – ведь протяжённость этого ящика примерно 160 сантиметров. Но лучше спать так, чем по 10 часов страдать, скивившись в сидячих позах, что делали прочие пассажиры.

    Итак, вечером 12 сентября я в «улучшенном общем вагоне» покинул Приобье. Так и завершился мой небольшой «обской круиз». Планы по посещению Ханты-Мансийска и по плаванию по Оби реализованы, я направился в Екатеринбург, где 15 сентября я проведу очередную лекцию о путешествиях. Все, кто живёт в Екатеринбурге – приходите на неё! 18.30 по местному времени, ул.Педагогическая, 20, молодёжный клуб «Лидер» (рок-клуб «Фантом»). Судя по карте, это недалеко от центра города. Вход свободный.

    вики-код
    помощь
    Вики-код:

    Дешёвый перелёт по направлению Приобье
    сообщить модератору
      Наверх