Ростов

Ростов

LAT
  • 57.19912N, 39.45036E
  • Я здесь был
    Хочу посетить

    74 заметки,  79 советов по 57 объектам,  1 643 фотографии

    помощь Подписаться на новые материалы этого направления
    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов Ростова помощь
    Все авторы направления
    1
    Ena
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 2 мая 2010

    Ростов: по следам летящего оленя (2009). Часть 3

     
    26 июня 2010 года 22551

    РОСТОВ ВЕЛИКИЙ: ПО СЛЕДАМ ЛЕТЯЩЕГО ОЛЕНЯ
    29 – 30 августа 2009. Часть 3

    РОСТОВСКИЙ КРЕМЛЬ

    Ростовский Кремль – жемчужина Ростова. Изначально он был построен как архиерейский двор в XVII веке, и только позднее стал называться Кремлем. История Ростова неразрывно связана именем митрополита Ионы Сысоевича, который стал инициатором строительства Архиерейского дома. Ансамбль Ростовского Кремля принято делить на 3 части.
    Это Соборная площадь с главной доминантой митрополичьего двора – Успенским собором (1508 – 1512 гг.), который является старейшим зданием города. В конце XVII в. около него была построена четырехглавая соборная звонница, украшением которой стали уникальные колокола. На Соборную площадь ведут главные Святые ворота (1754 г.).
    Центральная часть Кремля – это собственно митрополичий двор. От Соборной площади на его территорию можно пройти через парадные ворота с надвратной церковью Воскресения Христова (1670 г.), которую обрамляют две башни и галереи. К храму примыкает Судный приказ (50-60-е гг. XVII в.). В западной стороне двора находится еще один вход в Кремль, оформленный башнями и церковью Иоанна Богослова (1683 г.). Рядом располагается Красная палата (70-80-е гг. XVII в.), или «государевы» хоромы, где останавливались приезжающие в Ростов цари. Во дворе также находятся Самуилов корпус и Иераршие палаты (70-80 гг. XVII в.), Белая и Отдаточная палаты (1675 г.), церковь Спаса Нерукотворного (на Сенях) – домовой храм митрополита (1675 г.), Дом на погребах (вторая половина XVII века), где сейчас располагается гостиница. Особенным украшением митрополичьего двора является нарядная церковь Одигитрии (1692 – 1693 гг.).
    Третья часть Кремля называется митрополичьим садом. На его территории находится церковь Григория Богослова (70-80 гг. XVII в.).
    Крепостные стены и башни архиерейского двора строились на протяжении 70-80 гг. XVII в. Есть здесь и прочие хозяйственные постройки. А уют и особую прелесть Кремлю придает небольшое озеро.
    На территорию бывшей архиерейской резиденции мы прошли через ворота у церкви Иоанна Богослова. Сказать честно, попав в Кремль, я несколько растерялась, хотя в наличии была карта. Наверное, сказалась праздничная суматоха, обилие народа и торговцев сувенирами. Не знаю, то ли от всеобщего веселого настроения, то ли от шуточных переодеваний, я сразу не прочувствовала историчности и древности Ростовского кремля. Все казалось каким-то наигранным, я ожидала большего. Но тут наше внимание привлекло свадебное действо. Смущенная невеста в красивом платье и важный, раскрасневшийся жених оживили пеструю панораму Кремля, а задорное сопровождение разряженных в боярские одежды артистов вызвало улыбку. Как зачарованные, смотрели мы на шуточно-торжественную церемонию в лепестках роз, смеялись задорным шуткам ведущих. В целом, эта милая свадьба оживила обычную туристскую толкотню и настроила нас на общение с древней историей.
    Я знаю, что многие путешественники избегают приезжать в города в момент празднования каких-либо значимых событий. Может, это и правильно. Но мне было интересно посмотреть, как празднуют День города в других местах. Помниться, мы были на таком празднике в Анапе, и нам очень понравилось. Еще один маленький меркантильный плюсик нашей поездки (о котором, впрочем, мы не знали) – в этот субботний день нам удалось посетить многие экспозиции Кремля бесплатно! Так, в честь Дня города свободный вход был на переходы по стенам Кремля, посещение интерьеров церквей Воскресения, Иоанна Богослова и Спаса на Сенях, Белой палаты («Музей церковных древностей») и Отдаточной палаты («Русский быт и русские напитки»).
    Вообще, убеждаюсь, что каждый воспринимает одно и то же место по-разному. Сколько читала в отзывах, что Ростовский Кремль ассоциируется по большому счету с известным фильмом «Иван Васильевич меняет профессию». Да, конечно, смотрели, помним, знаем, но уж очень не хочется пользоваться мне этим избитым клише. И поэтому, гуляя по живописному кремлевскому дворику и любуясь белокаменными переходами (хм, теми самыми), я представляла, прежде всего, исторические события, память о которых хранили древние стены.
    Потолкавшись в суетной толпе горожан, гостей и иностранцев, и начав даже более-менее ориентироваться в стенах Кремля, мы пошли осматривать экспозиции. Признаюсь сразу, нам так понравилось, что мы проделали бесплатный экскурсионный путь аж дважды, сначала торопливо, захлебнувшись впечатлениями, а потом уже размеренно, внимательно, наслаждаясь каждым мгновением, проведенным в этом историческом месте.
    Больше всего меня потрясли переходы по стенам Кремля – такие беленые светлые галереи, по которым мы шли с замирающим сердцем. Муж что-то пытался вспомнить из известного фильма, но мне ясно представлялось, как по ним шел сам митрополит в окружении духовенства, как встречали здесь царственных особ. Казалось, каждый кирпичик помнит их тяжелые шаги и шуршание расшитых золотом и драгоценными каменьями одежд, а своды хранят голоса. Я осторожно касалась древних стен, гладила старинную кладку. Мы любовались панорамой архиерейского двора и митрополичьего сада, органичностью построек и красотой церквей, видневшимся вдали озером Неро и куполами Успенского собора. Несмотря на то, что внизу было много народа, в переходах мы были практически одни, не считая редких экскурсантов. И тут (во второй наш заход) я немного схулиганила (мне хотелось сделать это с самого начала :)), забравшись с ногами на массивные стены переходов. Фотографии получились прехорошие :).
    По стенам Кремля мы прошли в храмы, где в тишине благоговейно любовались живописными фресками церквей Воскресения, Иоанна Богослова и Спаса на Сенях. Некоторые интерьеры были на реставрации, все храмы бдительно охраняли сотрудницы музея. Но как же все это было красиво!
    Переходы заканчивались посещением двух экспозиций. Сначала мы попали в Белую палату, где располагался «Музей церковных древностей». Затаив дыхание, рассматривали богато оформленные экспонаты, очень старинные, наверняка помнящие исторические моменты, связанные с православием. Следующий зал в Отдаточной палате представлял небольшую, но емкую экспозицию «Русский быт и русские напитки». Здесь были представлены предметы обихода, в частности, старинная посуда, а также экспонаты, посвященные виноделию (такие большие, разнообразные по форме бутыли, информация об истории производства напитков и т.п.). Мужу очень уж понравилось в этом зале :).
    И, конечно, я посетила картинную галерею в ярко-желтом Самуиловом корпусе (прошла за 20 р., как студентка :)). Экспозиция «Русская живопись XVIII - начала XX вв.» оказалась довольно приличной, состояла из 8-ми залов. Два первых представляли собрание портретов XVIII-XIX вв. Запомнилось изображение ростовского митрополита Ионы Сысоевича, строго смотрели со старинных портретов служители церкви, графы, дворяне, купцы, служивые люди. Остался в памяти портрет гимназиста кисти неизвестного художника. Яркое собрание полотен открыли залы русской живописи 2-й половины XIX века. Я долго не могла отойти от прекраснейшей картины «Прибой» моего обожаемого И.К. Айвазовского. Всегда, когда смотрю на его работы, остро ощущаю морской запах, кажется, будто бы волны на самом деле плывут, качаются, готовые выплеснуться из полотна. Непередаваемое ощущение! Какое чудо, что здесь, в Ростовском Кремле есть такая замечательная картина! Полюбовалась пейзажами И.И. Шишкина «Лес» и «Туманное утро», полотном И.И. Левитана «Пейзаж», этюдом «Развалины Тивериады» В.Д. Поленова, картиной А.К. Саврасова «Осенний лес. Кунцево», узнала работу К.Е. Маковского «Гладильщица». В Кремлевской галерее было представлено много известных полотен. А еще мне очень понравился зал с видами Ростова. Здесь город представал то заснеженным, то в зелени лета, узнавались постройки Кремля, казались родными улочки. Особенно запомнились «Торговые ряды у Ростовского кремля» И.Л. Калмыкова, «Собор в Ростове Великом» К.Ф. Юона. Как замечательно, что в музее уделено внимание родному городу, как приятно было смотреть на эти замечательные работы! Кстати, народу в картинной галерее было очень мало, я ходила дольше всех, все никак не могла насмотреться. Получила потрясающее удовольствие от посещения этой замечательной экспозиции.
    Потом погуляли по митрополичьему двору. Все-таки как удивительно все здесь продумано, как все органично сочетается! Полюбовались церквями, палатами, ажурными галереями переходов. Впечатлила праздничная Красная палата с веселым крыльцом, не зря для царских особ старались. Видели и гостиницу «Дом на Погребах». Выглядела она еще хуже, чем на фото, не впечатлились. Очень понравился хорошенький пруд, к которому вел маленький мостик, около него получались романтические фотографии. Но самое сильное впечатление оставила церковь Одигитрии. Такая необычная, несколько выделяющаяся из общего ансамбля Кремля, изящная, яркая, заметная, но, вместе с тем очень душевная, добрая, светлая. Я не могла оторвать от нее взгляда. И если весь комплекс архиерейского двора выглядел по-мужски строго, напоминал торжественную резиденцию сурового митрополита, то церковь Одигитрии смотрелась по-женски мягко, нарядно – будто бы юная невеста. Очень жаль, что в нее мы не попали.
    Потом отправились в митрополичий сад. Если честно, какого-то особого впечатления на меня он не произвел. Маленький, с низенькими деревцами, народом, двумя лавчонками, которые были заняты, наваленными во дворе бревнами. А вот стоящая на его территории церковь Григория Богослова понравилась своей лаконичностью, доброй простотой. Очень хорошая церковь.
    Напоследок мы оставили посещение Соборной площади со знаменитым Успенским собором. Это самое торжественное место в Кремле, очень впечатляет. Успенский собор, правда, был весь в строительных лесах, но даже через них выглядел грандиозно и величественно – гордый, несломленный гигант, оплот православия, обитель веры. Его мощь и сила вызывали восхищение, его древность – трепет. Конечно, хотелось бы увидеть собор во всей красе, но меня не смущают леса на храмах, наоборот, на душе становится радостно: все-таки реставрируют, все-таки спасают, даруют новую жизнь. В сам Успенский собор попасть я и не мечтала (он был закрыт на реконструкцию). Но хитрый город Ростов внезапно решил преподнести нам подарок. К храму подошла свадебная процессия, и мы вслед за молодоженами тихонечко проскользнули в собор. К сожалению, интерьеры тоже были на реставрации, огромный шикарный иконостас пустовал. Оставалось любоваться лишь трогательным обрядом венчания молодой пары. Постояли, прочувствовали святость момента, мысленно пожелали новобрачным счастья и вышли из храма. На Соборной площади невольно привлекала внимание звонница. Очень не типичная, древняя. Мы привыкли к ярославским колокольням-свечкам, поэтому было удивительно видеть такое продолговатое сооружение с позолоченными главками. Что-то показалось знакомым, и я поняла, что похожую звонницу мы видели сегодня в Борисоглебском монастыре.
    Из Кремля мы вышли через Святые ворота Соборной площади, полные положительных эмоций, ярких впечатлений, прикоснувшиеся к древности и истории. Ростовский Кремль – действительно настоящая старинная русская жемчужина.

    Продолжение следует...

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    19 фото
    dots

    Дешёвый перелёт по направлению Ростов
    сообщить модератору
      Наверх