Рыбинск

Рыбинск

LAT
  • 58.05118N, 38.82689E
  • Я здесь был
    Хочу посетить

    63 заметки,  38 советов по 33 объектам,  1 439 фотографий

    помощь Подписаться на новые материалы этого направления
    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов Рыбинска помощь
    Все авторы направления
    1
    maral
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 7 апр 2009

    Они завоевали Париж, но не дошли до Рыбинска

     
    8 января 2010 года 17231

    Мой город

    Знаменитые

    Автор: maral

    Знаменитые "Рабочий и колхозница" должны были встать на площадке перед башней рыбинских шлюзов.


    В конце ноября 2009 года после шести лет вынужденного отсутствия своё место возле ВВЦ в Москве заняли «Рабочий и колхозница».

    Пятнадцатиметровые гиганты после реставрации разместились на новом 34-метровом гранитном постаменте, который почти достоверно воспроизводит постамент, на котором они стояли в дни своего триумфа на Международной выставке в Париже в 1937 году. Но немногие знают, что стальные триумфаторы, олицетворяющие советское государство, должны были всматриваться в даль рукотворного Рыбинского моря.

    Подлинной документальной летописью Волгостроя является архив советского архитектора Дмитрия Морозова, который поступил в октябре 2001 года в фонды Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. По его проектам в 1937 – 1951 гг. был построен Шекснинский комплекс сооружений Волгостроя (здание Рыбинской ГЭС, клуб и жилые дома в поселке гидроэнергетиков), за что архитектор был удостоен Сталинской премии. Так вот, среди более чем пятисот фотографии, представленных в персональном архиве Дмитрия Морозова, оказались два снимка, которые дают однозначный ответ, где должны были стоять всемирно известные «Рабочий и колхозница». На снимках изображён – вид спереди и сзади – гипсовый макет скульптурной пары, выполненный Верой Мухиной специально для установки перед средней башней рыбинских шлюзов.

    Вообще-то сама Вера Игнатьевна рассчитывала, что её любимцев — «Рабочего и колхозницу» — установят в Москве на Ленинских горах. В этом не просматривалась мания величия. Потому что на самом деле то, что она сотворила, было величественно. В 1941 году за свою скульптурную композицию Вера Мухина была удостоена Сталинской премии 1-й степени.

    Пятнадцатиметровые «Рабочий и колхозница» были изготовлены по новейшей для тридцатых годов прошлого века технологии. Главный инженер ЦНИИ машиностроения Пётр Львов предложил скульптору Вере Мухиной использовать для изготовления скульптур листы из нержавеющей хромоникелевой стали – совершенно новый сплав, который отличался податливостью в обработке и особой прочностью. Общий вес металлической оболочки составил 9 тонн, размеры скульптурной группы от основания до высшей точки – конца серпа в руке «Колхозницы» — 24, 5 метра.

    Оппоненты инженера Львова пугали Мухину, что это провальная затея, и предлагали ей для форсирования сроков исполнения правительственного заказа использовать гипс и даже покрашенную под металл фанеру. Однако скульптор доверилась инженеру-металлургу. И не ошиблась. Ну, наверное, стоит добавить, что великое будущее «Рабочего и колхозницы» также предопределило личное одобрение товарища Сталина.

    Иосиф Виссарионович весенней ночью приезжал в цех ЦНИИ машиностроения и при свете автомобильных фар долго и внимательно рассматривал предназначенную для Международной выставки в Париже скульптурную группу. В доносах, поступивших в ЦК ВКП (б) и лично тов. Сталину указывалось, что в складках одежды «Колхозницы» и в чертах лица «Рабочего» угадывается лик Троцкого. Однако Сталин ничего подозрительного ни в одежде, ни в образах «Рабочего» и «Колхозницы» не заметил и положительно оценил работу скульптора Мухиной.

    25 мая 1937 года в Париже открылась Международная выставка. Публика не скрывала восхищения, любуясь «Рабочим и колхозницей». Грандиозный символ социалистического труда, установленный на 34-метровом здании-постаменте, по сути дела обеспечил успех советскому павильону, внутреннее убранство которого не блистало научно-техническими достижениями.

    Вера Мухина была настолько одухотворена успехом, что смело предложила установить «Рабочего и колхозницу» на Ленинских горах, где бы они прекрасно смотрелись в вышине над советской столицей. И была обескуражена безапелляционным отказом. Всемогущий Лаврентий Берия заявил, что на Ленинских горах будут строиться корпуса Московского госуниверситета. Спорить с ним было бесполезно.

    И тогда Вера Мухина нашла альтернативный вариант.

    На Верхней Волге в то время кипела грандиозная стройка – возводились Угличская и Рыбинская ГЭС, создавалось Рыбинское водохранилище и Рыбинский гидроузел с уникальной системой шлюзов. Перед архитекторами и скульпторами была поставлена задача – передать в образе каждого сооружения пафос и героику времени, идейную насыщенность социалистического созидания.

    В августе 1939 года двухтысячным тиражом вышел спецвыпуск газеты «Большая Волга» под названием «Архитектурные сооружения Волгостроя». На второй странице издания появился рисунок с пояснительным текстом: «Скульптура «Рабочий и колхозница» работы скульптора В.И.Мухиной. Группа из нержавеющей стали предполагается к установке на нижней голове Рыбинского шлюза». В разделе «Рыбинский гидроузел» дан чертеж нижней головы шлюза (старший архитектор Д.Б. Савицкий, архитектор М.Л. Шпекторов) с установленной там скульптурной композицией «Рабочий и колхозница». Вера Мухина подготовила гипсовый макет скульптуры «Рабочий и колхозница» с привязкой рыбинским шлюзам.

    Поскольку строительство Рыбинского гидроузла ещё продолжалось, то скульптурную группу решили установить напротив главного входа открытой в 1939 году Выставки достижений народного хозяйства СССР в Москве. Соорудили постамент – чуть более десяти метров высотой. Он был явно мал для гигантов социализма. Поэтому его изначально рассматривали как временное пристанище для «Рабочего и колхозницы». Но они на нём задержались до октября 2003 года.

    Почему завоевавшие Париж «Рабочий и колхозница» так и не добрались до Рыбинска?

    17 мая 1941 года через шлюз Рыбинского гидроузла прошли первые суда. А спустя 36 дней началась Великая Отечественная война. И лишь через пять лет после её победоносного окончания, когда страна вернулась на мирные рельсы, вновь встал вопрос, как монументально увековечить трудовой подвиг строителей Волгостроя.

    Это удалось сделать московскому скульптору Сергею Шапошникову. Памятник «Мать-Волга» на мысу дамбы в преддверии рыбинских шлюзов – это один из лучших его очерков в камне. Пятьдесят шесть лет величественная женщина с тугими косами, с открытым русским лицом. Решительным рисунком губ, вглядывается в даль Рыбинского моря с 28-метровой высоты.
    «Мать-Волга» заслуженно стала одним из символов Рыбинска. «Рабочий и колхозница» стали всероссийскими символами. Сейчас они приобрели подобающийся им вид, прочно встав на 34-метровом гранитном постаменте. Сегодня они смотрятся также триумфально, как смотрелись семь десятилетий назад в Париже

    Александр Сысоев, Рыбинск, Ярославская область

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    6 фото
    dots

    Дешёвый перелёт по направлению Рыбинск
    сообщить модератору
    • Сообщение удалено.

    Наверх