Саратов

Саратов

LAT
  • 51.53480N, 46.03237E
  • Я здесь был
    Хочу посетить

    161 заметка,  597 советов по 549 объектам,  7 034 фотографии

    помощь Подписаться на новые материалы этого направления
    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов Саратова помощь
    Все авторы направления
    3
    reon
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 6 ноя 2009

    Саратов - это не глушь!

     
    21 ноября 2009 года 14163

    Вернувшись из заволжских степей, с берегов соленых озер, мы не отправились сразу домой, а сделали остановку на целый день в еще одном крупном волжском городе - Саратове.

    Прибыли туда в жуткую рань, а уехали еще до захода солнца - поэтому много ли, мало ли огней золотых на улицах Саратова - установить не удалось.

    Времени было много, вещи остались в камере хранения, и мы пешком пошли по городу от вокзала прямо к Волге. Все достопримечательности в столь ранние часы были еще закрыты. Поэтому разнообразить рассматривание улочек мы могли только перекусами в редких открытых забегаловках (а их тоже надо было еще найти). Посмотрели на прекрасный комплекс зданий университета (действительно, таким городком Саратов может гордиться); посидели в сквере у памятника первой учительнице, незаметно проскочив самый центр, и поняли, что пора сворачивать налево и забираться на Соколовую гору - оттуда, по всем данным, был самый лучший вид на Саратов.

    Перебравшись по мостику через овраг и впервые посмотрев на саратовскую Волгу, выбрали по карте улицу, ведущую точно на вершину горы и полезли вверх. В этом районе многоэтажек уже не было - обычные деревенские домики. Сначала улица была более-менее широкая и асфальтированная, потом стало круче, дорога сузилась и стала выглядеть как совсем сельская, а потом превратилась в тропинку, где никакой автомобиль не проедет - не только из-за отсутствия покрытия, но и из-за крутизны склона, достигшей уже 30 градусов. Мы шли и удивлялись, какая сила заставляла людей в равнинном городе селиться на столь неудобном месте, хоть и с очень красивым видом на Саратов.

    Наконец дома кончились, тропка совсем сузилась и скрылась в кустах сирени. Мы пролезли еще немного и оказались прямо у тригонометрического знака - то есть на высшей точке Саратова! Возле знака стояла ракетная установка - это начался саратовский Музей боевой славы. Довольные окончившимся подъемом, мы решили немного подремать ввиду раннего подъема и улеглись прямо под гусеницами грозной военной техники.

    Через час нас разбудили голоса начавших наполнять парк-музей посетителей, и мы поняли - пора осматривать экспозицию. Всюду стояло что-то стреляющее - экспозиция была намного богаче, чем возле Музея-панорамы в Волгограде. А отличные таблички с подробной информацией давали понять, что перед нами находится. Лучше всего были представлены танки и артиллерия - пушки, минометы, "катюши". Кроме советских танков, было даже и несколько гитлеровских, а немецкий самолет эффектно экспонировался разбившимся носом о землю.

    Огроменный стратегический бомбардировщик Ту-22 - самый крупный экспонат музея. Мог бомбить ядерными бомбами и улетать на 4300 км (а с учетом возможности дозаправки в воздухе - то и дальше)

    Вместе с музеем был и мемориал, посвященный памяти воинов-саратовцев: конечно, не такой грандиозный, как в Волгограде, но тоже довольно интересный. Ступеньки лестницы были отмечены годами Великой отечественной войны и городами, где произошли самые важные сражения. Лестница - учебник истории! А рядом стоял фонтан, по периметру которого были перечислены все райцентры Саратовской области. Конечно, и отсюда открывался прекрасный вид на весь Саратов. Саратовцы приходили сюда с детьми и помогали им отыскать свой родной дом далеко внизу.

    Но еще, как нам было известно, на горе скрывалась Национальная деревня, гордость Аяцкова. Пройдя через шеренги танков, затем сменившихся на сельхозтехнику (от сохи до трактора, соха тоже с ТТХ на табличке), мы подошли к входу в деревню.

    Идея была в том, чтобы представить жилища народов, ныне населяющих Саратовскую область. Начиналась она совсем невзрачным русским домиком, а дальше шли дома немцев, финно-угров, украинцев, белорусов, грузин, узбеков, армян, азербайджанцев, дагестанцев - причем у дагестанцев был не дом, а целый замок! Узбеки и украинцы организовали кафешки со своей кухней; азербайджанцы и дагестанцы, похоже, собирались тоже открывать торговлю. Лишь у русских, белорусов и немцев не было заметно никакой активности. В общем, все как в жизни - местное население лениво жалуется на жизнь, в то время как иммигранты берут торговлю в свои руки и быстренько добиваются процветания.

    Спустились с горки мы уже на маршрутке - проехали аж до центра города. Кстати, в Саратове очень много улиц с односторонним движением; может, потому и пробок было не заметно. Дороги в городе относительно неплохие, никаких ужасных ям и колдобин, как в Архангельске, обнаружено не было.

    А поехали снова в центр мы с тем, чтобы посетить самый знаменитый музей Саратова, да и всего Поволжья - Художественный музей им. А.Н.Радищева. Знаменит он тем, что создал его внук Радищева, художник Алексей Петрович Боголюбов. Благодаря его стараниям в центре города в 1885 г. был выстроен прекрасный двухэтажный особняк, с роскошной чугунной лестницей и интерьерами, достойными любой столицы. И сейчас, заходя внутрь, изумленно раскрываешь рот, а представьте себе, каково было впечатление саратовских обывателей в XIX веке - ведь еще Грибоедов устами Фамусова приравнял Саратов к абсолютной глуши! На старинной фотографии видно, как выделялся новый каменный дом среди хиленьких деревянных домиков, составлявших тогда городскую застройку.

    Надо сказать, сама идея посвятить музей Радищеву была довольно рискованной - ведь прошло всего 80 лет с тех пор, как Екатерина II назвала его "бунтовщиком хуже Пугачева" и отправила в ссылку, а все произведения Радищева были строжайше запрещены. Но времена были уже достаточно либеральные, и проект не только состоялся, но и был поддержан самим императором Александром III. Конечно, сыграл роль и тот факт, что Боголюбов был много лет с ним в дружеских отношениях, еще с тех времен, когда Александр даже не был наследником престола. На открытие музея император прислал поздравительную телеграмму с подписью "Саша" и внес свой вклад в коллекцию.

    Большую же часть коллекции музея составили вещи, собранные за свою жизнь самим Боголюбовым. Он первым передал личную коллекцию городу - и стал создателем первого в России публичного музея, опередив на 7 лет Третьякова.

    В музее стояла тишина. Теплым майским днем саратовцы предпочитали свежий воздух знакомству с произведениями искусства. А посмотреть здесь было на что - музей можно смело назвать "третьяковка в миниатюре"; все самые известные русские художники представлены в экспозиции. Много и замечательных картин иностранных мастеров - например, прекрасная коллекция голландской живописи. Кстати, развешены картины по "шпалерному" методу - именно так, как было у Боголюбова или у Третьякова при их жизни (это я видел на старинных открытках): картины плотно покрывают стены, ряд за рядом.

    Рядом с музеем - все основные госучреждения Саратова, а перед ними - памятник П.А.Столыпину. Конечно, это не случайно: Петр Аркадьевич три года служил губернатором, сделав много полезного для города.

    Отсюда мы сонными улочками двинулись к Волге и вскоре были на набережной. Здесь стоял еще один памятник - на этот раз Юрию Гагарину. Первый космонавт планеты связан с саратовской землей дважды. Во-первых, здесь он окончил авиаучилище. А во-вторых, именно здесь приземлился после своего прославленного полета.

    Рядом стоял речной вокзал, и мы решили восполнить пробел, оставленный в Волгограде - поплавать по Волге на теплоходике. Времени было достаточно, и мы целый час катались по воде, любуясь грандиозным саратовским автодорожным мостом с "горбом" для пропуска кораблей - никаких разводных частей!

    Посмотрели вблизи и на город-спутник Саратова Энгельс - бывшую столицу автономии немцев Поволжья, знаменитую своим производством троллейбусов. Кстати, на теплоходе читали отличную экскурсию обо всем, что видно вокруг. Из нее я узнал, что развитием своим Саратов был обязан Эльтону, откуда долгое время возили соль на продажу. Но большую часть экскурсии, слышной только на верхней палубе, мы просидели на нижней палубе, увлеченно поедая купленного еще в Баскунчаке вкуснейшего копченого жереха.

    Сойдя с борта теплохода, прогулялись по набережной до памятника всем влюбленным и пошли искать транспорт к вокзалу. Дорога вверх проходила по улице с вот таким необычным названием Бабушкин взвоз. Безусловно, это одна из жемчужин уникальной топонимики России.

    Местные жители сначала нас чуть не посадили на маршрутку не в ту сторону, но потом все-таки с транспортом повезло, и за 10 минут до отхода поезда мы были на вокзале. Вокзал Саратова, кстати, крупный транспортный узел - уехать можно практически во столько же направлений, как и из Москвы: есть поезда и вагоны в Берлин, Варшаву, Баку, Уфу, Астану, Душанбе, Улан-Удэ и много куда еще. Даже название города на фасаде дублировано на английском - что не увидишь на московских вокзалах. Кстати, а автобусы саратовские почти все поголовно бегали в прошлой жизни по улочкам немецких или швейцарских городов, судя по покрывающим их немецким названиям.

    вики-код
    помощь
    Вики-код:

    Дешёвый перелёт Саратов на SkyScanner.RU
    сообщить модератору
    • noff
      помощь
      noff
      в друзья
      в контакты
      С нами с 23 сен 2009
      23 ноя 2009, 22:52
      удалить
      Интересная информация. А я вот всё никак до Саратова не доеду, хотя он совсем рядом. )
    Наверх