Закавказский трип. Часть 19. Севан Севан, Армения

С нами с 17 авг 2010

Закавказский трип. Часть 19. Севан

21 ноября 2012 года|| 11| 54143

Эта заметка является частью дневника «Закавказский трип по следам А.Дюма и Ж.Депардье»

7 октября. День 32. Знакомство с Севаном

Прощаемся с хозяйкой, ее семья говорит, что даже жаль, что мы уезжаем, а мне жаль, что щенка больше не увижу. Сегодня снова очень напряженный день), надо проехать 30 км. Даже не верится, что когда-то мы делали маршброски с востока на запад Грузии одним днем. А теперь вот задачи, доехать до Севана, найти жилье и сбегать в монастырь Севанаванк. Дел куча. В маршрутку нас не хотят сажать, так как надеяться посадить людей в Ереван, но нам конечно же везет и вот мы едем в Севан.

Поселиться мы решили в местечке Ишхан, прямо у подножья монастыря. Там по описанию самое дешевое место и полно бекпекеров, ну про бекпекеров я уже поняла, что тут их нет, но цена и пляж привлекают. Однако у нас стало плохо с ориентированием и вот мы видим, как маршрутка мчится по трассе, а монастырь и полуостров остается сзади. Я пару раз встретилась глазами с водителем в зеркале, но ничего не произошло. Вобщем пока мы соображали, где выйти, стало уже поздно. Вышли на трассе и пошли назад. Глупые девочки. Но погода хорошая, на трассе продают всякие прибамбасы из облепихи. Покупаем сок. И тут нам снова повезло, кто-то подвез нас до отворотки на полуостров. А там 10 минут и мы у монастыря.
    А тут на удивление кипит жизнь – сувенирные лавки, рестораны, люди. Сегодня воскресенье, может в этом дело. Какие-то ребята провожают нас в Ишхан.

В ЛП он описан игриво как domiks. Сейчас несезон, надеюсь, цена будет хорошая. Парни сразу начинают традиционное – вечером раки, пиво и катамараны. Все бесплатно. Но нам уже после Кахи не хочется такого. Приходит хозяин – 8000 за домик. Это даже меньше, чем мы рассчитывали. В домике есть горячая вода, 2 комнаты и всего полминуты до озера.

Автор: kate341

Погода хорошая, надо срочно раскрыть тему купания в Севане. Долго, не поплаваешь, но окунуться можно. Тишь и гладь, и умиротворение. Лишь через час привалили группы людей, русские активно купались и даже нашли кВ.м с теплой водой). А тем временем нарастал ветер и надо было выполнять дальнейший план. А именно обед и поход в монастырь. С обедом вышел косяк, по ЛП самый лучший ресторан –Ашот, но по карте не совсем ясно, где он, и вот мы нашли некий ресторан Камбуз, где нет никого, включая по-моему поваров. Хозяин однако неплохой маркетолог. Спрашиваем, а где ресторан Ашот. А это и есть он. И называет какие-то адские цены. Что-то мне кажется подвох есть какой-то.

В нашем отеле живут еще двое французских велосипедистов, видимо, представляющих бекпекеров со всех стран мира. И вот они как раз тоже собирались в Ашот, но в этом заброшенном Камбузе их нет. Ладно, пойдем пройдемся. На центральной площади есть ресторан-отель, и там есть жизнь. Много людей, даже туристы. Это знак, плюс вид на озеро хороший.

Автор: kate341

А вот и французы тут. По брендовым салфеткам на столе мы понимаем, что это место и есть Ашот. Ах, как нехорошо поступил мальчик из Камбуза. А в Ашоте большое меню и что удивительно, многое из указанного даже есть в наличии. Нет раков только. Вернее, по словам официанта, они есть, но несвежие. Хм. Зато парни советуют сига по летнему. Выглядит очень даже. Ладно, съедим по рыбке для разнообразия, а то мясо надоело. Тем более свежая севанская. Ресторан так хорош, что даже пледы выдают. И вообще тут как-то так приятно. Французы рассказали, что по дороге в Ехегнадзор надо обязательно посетить караван-сарай. Ах, это слово. Напоминает мне нашу шикарную гостиницу в Шеки и то счастливое время. Нам это по пути, посетим.

В ресторане становится настолько хорошо, что мы просидели тут черти сколько. Вкусное вино, веселая музыка, Севан в разном освещении. Вдруг приехала свадьба, невеста с грустным лицом и гости, танцующие. Нас снова не пригласили. Эх, в Средней Азии было проще с этим, а тут надо было в Хыналыге идти на свадьбу. А то думали, еще столько оказий будет. А вот и нет их оказий этих. Зато в ресторане хорошо. Какие-то товарищи армянские из Нью-Йорка, прибывшие на стоматологическую конференцию, рассказали как хорошо в Америке. На мое сокрушение о неподъемной цене визы дали визитку. Мол, все решим. Чувак в консульстве у нас делает зубы, проблем не будет ). Правда сразу последовало традиционное предложение – а не хотите ли в коттедж. Я вот не пойму что тут это означает, у нас обычно в начале в ресторан, там, пообщаться, а только потом в коттеджи, а здесь сразу прямо с первой фразы, то есть я не думаю, что имеется ввиду сразу адское совокупление, но звучит на наш слух странно. Зато ребята уходят, оставляя на столе почти целую бутылку вина. Какое транжирство. Я договорилась).

Официант тоже начинает разговорчики, а вот вечером у озера. Да не хочу я к озеру, мы и так у него почти. Все вкусно, вареный сиг, чай. Хорошо так спокойно сидеть. Даже ценник в этом мега туристическом ресторане не очень по нашим меркам российским. Бокал вина – 40 рублей, сиг огромный с овощами — 200 рублей. Прекрасно. Не знаю, сколько часов мы там просидели. Пора и на гору. Как назло погода испортилась, мы поднялись как раз тогда, когда начался ветер и пошел дождь. Как удачно! Выглядит все мрачно. Что-то в этом есть.

Автор: kate341

Пора назад. Хочется еще вина, но в ресторанном магазине продают дорого, и по их словам магазина больше нет. Это как таксисты, говорящие, что маршруток не будет, а они всегда приезжают. Не верю (с). У меня родился прекрасный план, а что если зайти в офис МЧС, они то наверянка знают. Расчет оказался верный. Мы с Олей отправились задавать им этот вопрос. В помещении пусто и лишь в последней комнате мы нашли товарищей за традиционным вечерним банкетом. Они похоже офигели от того, что вечером пришли 2 красавицы, но сразу согласились помочь. Вино? Да есть. Магазин? Да, есть рядом. Мы съездим, не волнуйтесь, а пока посидите. Сразу на столе появилась водка, сыр, хлеб. Было весело поболтать, рассказали, что их основная задача вытаскивать утопленников из Севана. Да уж, работенка. Очень мне приглянулась кепка).

Но все говорят подотчетное, взять на память не удалось, хоть и старалась. Ребята, конечно, стали говорить, что зачем нам идти пить вино в домик, если можно с ними посидеть, мы же сами пришли. Но я настойчиво отдавала деньги за привезенное вино. И это было стратегически верно. Наконец мы отправились домой. Но все не так просто, один из них взялся подвезти нас. Конечно, так далеко идти). Но видимо цель была узнать, где мы живем.

Поэтому когда у меня начался романтический вечер с музыкой и вином и мыслями о жизни на берегу Севана, девочки сказали, что раздался стук в дверь и мчсники вернулись с предложением поехать в домик-люкс, где все готово. Бугога). Опять тема с домиками. Ясен пень, никто не поехал. Зато у меня активно развивалась социальная жизнь после молчаливого Дилижана. Хозяин домиков и его братья и друзья пригласили меня разделить с ними вечер. Пили чай и практиковали армянский. У них тут три клевых собаки, одну отчего-то прозвали Дебил, некрасивое имя. А сам пес хороший, хоть и в своем мире. Есть тут для сезона и помещение для дискотеки. Танцевать в этой компании мне не очень хотелось, а вот чай был очень вкусный. Особенно мне понравился один брат, который понимал русский, но не мог говорить. И с такими эмоциями он мне рассказывал что-то по армянски, что мне кажется по интонациям я уже стала его понимать. Так он и остался моим самым любимым собеседником. Пора спать однако. Спросила про раков, обещали завтра привезти на пробу и сделать скидку 50% за домик. Я в эти блабла мало верю, но жизнь покажет.

8 октября. День 33. Айраванк вместо Еревана. Раки и дискач в ватниках

Утро, озаренный лучами Севан. Время завтрака. Идем снова в Ашот, о, мы первые клиенты. Вчера 7 часов просидели, а теперь снова первые. На завтрак хорошо идет местное блюдо керисус, мясо с картошкой и горохом с солеными огурцами. Вкусно. Теперь нас ждет поездка в монастырь Айраванк, на другой стороне Севана.

Уже знакомая дорога до трассы с заброшенными магазинами галантереи и игрушек. А там снова будем действовать по обстоятельствам. Дорогу нам надо разведать ибо завтра по ней же ехать, но дальше в Мартули. Идем по дороге, никто не останавливается, даже маршрутки, наконец, бац, остановился дядечка. В начале подумал, что мы иностранки, а тут бац – знаем по русски. Нам надо в Айраванк. Поехали. Дядечка оказался каким-то председателем «процветающей Армении» и начальником охотной ассоциации. Охота мне не близка совсем, убивать зверюшек не для еды, а для трофея – это мне не понять никогда. Но в целом сказал, что увидел нас и решил помочь. Заехали на заправку, тут он взял над нами шефство, сок будете, пивасик, сигареты. Как связаться потом.

Ну у нас только роуминг. Едем дальше, и тут закрадывается страшное подозрение. Дорога то идет вдоль озера, а озера уже давно не видно. А скоро ли Ереван? Да, 10 км. Фак, нам не надо в Ереван! Вы же сказали Ереван! Нет, мы сказали Айраванк. Блин, он расстроился, я вас не понял, думал иностранки и неправильно сказали. Нам и самим стало неудобно. Ладно, давайте выйдем и поедем обратно. Загрустил наш друг, блин, хотел доброе дело сделать, а как вышло. Да не переживайте, мы не маленькие, доберемся, тут все рядом. А он собирается обратно вечером, говорит, если что – подберет. Мы ржем, вот девочки, чуть в Ереван не попали. Обратно трафик не очень большой, но наконец-то находится маршрутка и на этот раз высаживает нас у верного поворота. Ну покатались лишние полчаса, не страшно, на хорошей машинке – это тут редкость. Наш уровень – жигули с неоткрывающимися стеклами и прокуренным салоном.

Итак, теперь осталось найти маршрутку в Мартули и доехать до Айраванка. Находим, в ней правда нет места, но я занимаю свое любимое место на табуретке лицом к салону. Люди приветливые, улыбаются, угощают конфетками, и вообще в этой маршрутке были самые приятные лица. Такие ярко выраженные большие глазища, как у семьи в Хыналыге прямо.
    Пейзаж немного унулый при отсутствии солнца – камни, камни и еще раз камни.
    Наконец наш монастырь. Нет тут никого. Ни автобусов, ни туристов. Тем и лучше, еще бы солнце было. С ним бы было очень живописно – рыжие камни, голубое озеро и старинные стены. Но уж как есть. Неожиданно притащился автобус, вот душно как большой группой ездить, мы все ждали кога они свалят, чтобы сфоткать без людей, но это было непросто. Зато наконец-то доела дилижаснкий гранат, оказалось, это не походный фрукт, есть неудобно. Вкусно, но все вокруг тоже в гранате. Наконец люди ушли, но солнце так и не вышло.

Автор: kate341

Ну и ладно, зато он более менее выглядит старинным, а не как Агарцин. Издалека увидела черную лошадь с рыжей гривой, странно, но тайна легко раскрылась.

Обратно транспорта мало, решаю, что поедем на третьей авто и она оказалась маршруткой. Быстро доехали до трассы, а оттуда уже рукой подать до нашей отворотки. Еще один добрый человек подвез нас, он всех помоему подбирал. Сказал, что у русских девушки хорошие, а у армян мужчины. Может и так. Погода распогодилась, надо бы снова к озеру, а там нас ждет Дебил и хозяин.
    Катя, я как обещал привез раков, сейчас будем варить. Ух, не обманул, хорошо. По плану был день здоровья, но как раки без пива?
    Раки вышли зачетные, солененькие и сытные. И у самого синего моря.

Автор: kate341

Хозяин рассказывает, как сюда приезжали комеди клаб, и он сразу закрыл место и продавал пиво задорого. Видимо, мы до сих пор гуляем на деньги оставленные этими знаменитыми соотечественниками. Ребята говорят, что вечером нас ждет шашлык из сига. Они хорошие и приятные, и абсолютно не опасные. В этот момент правда начинает писать над друг, перетупавший Айраванк с Ереваном, мол, мне так неудобно, вы где. Неудобно оставлять парней, но нам все равно надо сбегать в церковь. Пишу, что встретимся там. Парни пошли с нами, ну и что, главное вести себя естественно. Бедный товарищ, оказывается смс поздно пришло, и ему пришлось возвращаться из Дилижана. В итоге поговорили все вместе, может нам будет по пути, и все-таки он нас довезет до нужного места, а пока нам в гору. Снова бежим в церковь, и снова начинается ураган с дождем.

Встречаем украинскую пару стопщиков с палаткой, хотят поставить на горе. Конечно, в ураган – это самое лучшее место. Наш хозяин доброй души человек, предлагает ребятам поставить палатку у домиков внизу, хоть ветра поменьше. Она у них еще и протекает, а там есть козырек. Идем вниз, начался еще более страшный ураган, ребятам предлагают все-таки из сострадания стиральный хозяйственный домик, кажется это хорошая опция для тех, кто путешествует без денег. В качестве бонуса нам дарят еще по килограмму лунных камней, которые тут продают как сувениры. Сувениры кстати смешные, есть браслеты с надписью барселона. Еще тут смешные сигареты, чем круче название, тем ужаснее. Вот я перешла с марки king на марку vip и пожалела) king круче, и все поголовно курят тонкие.

Наступила культурная часть вечера – шашлык из сига. Стол ломиля от всяких угощений, было весело, особенно приятная была компания наших двух больших псов Джеко и Дебила. Дебил даже пошел провожать Олю в магазин, так же молчаливо и неэмоционально, как и все, что он делает. Кстати в магазине тоже тут странно. Маша искала носки, на витрине их не было, зато я увидела их в холодильнике. А это носки? – да! Где еще их хранить, как не в холодильнике.
    Шашлычок удался, пришли украинцы, мой вчерашний интересный собеседник, говорящий только по армянски и началась танцевальная часть. Так как было холодно, то все ватники и рейтузы были одеты, но ведь именно рейтузы украшают девушку, как я выяснила в этом турне, поэтому все как должно быть. Единственный минус – парни любили медленные танцы, а каждая песня длилась минут по 40, то есть надо было либо успеть закурить до ее начала, либо в момент паузы между куплетами быстренько присесть).

В целом было весело и вкусно. Да и ураган прекратился. Конечно, ребята рассчитывали на продолжение, но не активно. Им тут скучно в несезон, а поболтать с приятными девушками – отчего и нет. Пришла пора спать, завтра мы покидаем гостеприимные домики.

9 октября. День 34. Из Севана в Ехенадзор

Утром ничего не напоминало о вчерашнем урагане. Как-то трудно было покидать наш гостеприимный домик. Заплатила хозяину 8 как и договаривались изначально, но он поступил по честному, вернув нам половину. Мол, я же обещал что у вас будет скидка 50%. Приятно. Не очень понимаю, как тут все-таки работает бизнес, если все бесплатно, но видимо как-то работает. Все нам очень рады, уезжать даже немного грустно. Погода ясная, небо голубое. Надо снова сбегать в церковь пока такая погода. Это будет третьей попыткой. Начинается стандартная процедура сборов, распивание чая на берегу Севана, общение с полюбившимися собаками. Затем завтрак в Ашоте и в путь.

Очень приятное место и хорошие люди. Украинцы тоже уже уехали, остается лишь голландец. Он спрашивает цену такси до Севана и меня просят перевести 100 000. Я немного охреневаю, но потом сказываются тудности перевода. Имели то в виду 2000. Это нормально. Прощание, обмен одноклассниками и снова в путь. В ресторане сегодня все так долго, что пожалуй в церковь сбегать еще будет время. Но, блин, тут я вижу автобусы с туриками. Значит надо бежать сейчас. Вид красивый и другой нежели в пасмурный дождь.

Автор: kate341

Сбегала до вьюпойнта и назад, вдруг еду уже приготовили. Вспомнилось грузинское Нокалакеви, когда я быстренько бегала в крепость на горе и возвращалась мокрая и заросшая репейником.
    Еду однако еще не подали, а позже мы поняли что и вовсе забыли. Клиентов стало меньше, чем в выходные. Ну наконец нам принесли замысловатое местное блюдо. Надо бы сразу попросить счет, как раз к окончанию трапезы его принесут. Сверху видно нашего хозяина и прекрасного Джеко. Жаль, друзья, но нам пора. Таксист предлагает довезти прямо до Ехегнадзора за 1000. 1000 чего? Рублей. Нет, дорого, хотя не так и дорого. Идем знакомой дорогой на трассу, покупаем облепиховый сок и двигаемся в разведанную вчера сторону. Ветер усиливается, но нам надо попасть до казино, а затем на маршрутке в Мартуни. Ехать близко, в маршрутуке все очень приветливые, только в очередной раз напрягло, что на вопрос о том, сколько должны, звучит неприятное – ну сколько не жалко. На развилке маршруткок нет и нет, помня о вчерашнем волнуюсь, влезем ли мы все с рюкзаками.

Но воля аллаха распорядилась иначе. Остановилась жигули с 3 товарищами и стали предлагать нас подкинуть. Метод автостопа нами в этой поездке слегка распробовался, так что мы не против. Но вот места то нет. Оказывается жигули как и маршрутка резиновая. Как-то мы влезли. Люди конечно дружелюбные, но в авто адски накурено и начинаются стандартные предложения. А может в начале к нам в гостиницу – попьем кофе и отдохнем. Нет, мы не устали. Нет, не надолго,кофе попьем, пообщаемся. Похоже, нам снова хотели показать душу, а смотреть душу желания у нас не было. Так что переводим разговор на другую тему.
    Татуированный дядечка с популярной тут татуировкой 5 на кубике рассказывает немного об окрестностях и о том, что армяне не могут оставить других в беде, все это хорошо, но вот переодические предложения познакомиться получше немного напрягают. Даже не напрягают, а надоедают.
    Зато здесьу меня снова проснулась азербайджанская ностальгия. Когда в накуренном авто, где мы сидим вчетвером сзади друг у друга на головах заиграли знакомые ноты стало смешно. Я дурук, ты дурук – мы криминальный крук. В ресторане сидел со мной два мадмуазель. Ах, как давно я ее не слушала, со времен Исмайлы. Как оказалось дальше репертуар был в целом не лучше. Какие то хиты про Марина, привет сладкая, и Прости меня, Динара. Ну и адские завывания. Кульминацией стала песня на чистом русском, я тебе не дам, и не проси, хоть ты и красив, все равно не дам.

Лучше уж Меладзе тогда, недооценила его в Дилижане. Мда….как только случайно попадалась медленная песня, ее сразу же банил диджей. Зато сегодня погода гораздо лучше и мы смогли увидеть озеро во всей его красе. Голубо-зеленые воды, в мелких местах издалека и вовсе карибы или адриатика, переливающиеся цвета, яркие камни и голубое небо. Эх, почему вчера было не так.

До Мартуни ехали наверное минут 50 и наконец прибыли. Я приготовилась держать оборону и отвечать новые сто раз, что спасибо за все, но вот душу смотреть не хотим. Водитель оказался хорошим, он понял что товарищ немного перегибает палку и услужливо предложил отвезти нас до развилки на Ехегнадзор. Маршруток туда нет, надо ехать на такси через селимский перевал. Туристы встреченные ругали этот город, говорили в нем нет ничего. Тем не менее в нем кипит жизнь, видели много кафе, бильярдов, отелей, но нам надо дальше.

Парень довозит нас до места, откуда будто бы есть такси. Такси стоит 10 000. И вот самый разговорчивый товарищ предлагает, что пусть лучше наш водитель нас и дальше везет. А что это мысль, только ехать еще 50км вчетвером сзади не здорово. Парень понятливый и сам предлагает разговорчивому, а ты оставайся мол, зачем ты поедешь.
    Как прекрасно все складывается. Единственная проблема тут трудно достать газ, на одной заправке нашелся, надо ждать. Курить тут нельзя, но все курят. Подумаешь, газ).
    Наконец мы в пути, по дороге надо заехать в караван-сарай. Французские велосипедисты рекламировали очень. Может это что-то похожее на наш караван сарай в Шеки?

Дорога очень красивая, такие цвета и краски. Даже обидно спать, хотя в сон начинает срубать. Может это защитная реакция на музыкальную подборку. Чтобы не дай бог не вслушиваться в слова лучше просто входить в знакомое мне состояние транса. И у меня получилось, но очень жаль было пропустить эту красивую дорогу, так что боролась со сном.

Автор: kate341

А вот и караван сарай. Да, мнению французов я и раньше не сильно доверяла, а тут и вовсе перестала. Это оказалось здание внутри которого темно и ничего нет. Не ценитель я видно. Правильно ЛП говорит, специально сюда ехать незачем. Зато здесь есть красивый вид на ущелье и пара взрослых дядечек на пикнике. Традиционное – откуда, кто вы, хотите что-то? У меня немного подходить стал голод, поэтому попросила отломить маленький кусочек булочки. Ха, на это мне выдали огромный ломоть и еще и напихали в него колбасы. Вот ведь кусочек попросила). Приятные все таки тут люди. Мне даже стыдно, что мы не такие приятные.