Севастополь

Севастополь

LAT
  • 44.60342N, 33.52306E
  • Я здесь был
    Хочу посетить

    116 заметок,  130 советов по 102 объектам,  4 013 фотографий

    помощь Подписаться на новые материалы этого направления
    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов Севастополя помощь
    Все авторы направления
    1
    VilliVonka
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 12 мар 2009

    Подземный Севастополь

     
    13 апреля 2009 года 44121

    В Севастополе, где уже несколько поколений историков тщательно осмотрели каждый камень, подземные объекты и по сию пору - тайна за семью печатями...
    А если быть точнее, за покрытыми ржавчиной стальными дверьми, полуобвалившейся каменной кладкой или заросшими плющом решетками, где надежно скрыт от постороннего глаза невидимый, но существующий вне нашего сознания "затерянный мир". Впрочем для некоторых севастопольцев - людей специфических профессий - этот мир реален и осязаем. Однако, будем объективны, полной картины подземного Севастополя, наверное, не существует вообще. Городские коммунальные службы знают "свои" канализационные коллекторы и тоннели теплотрасс, электрики и связисты - кабельные штольни, специалисты гражданской обороны - бомбоубежища, военные - командные пункты и арсеналы.
    Но есть и такие сооружения, которые не принадлежат никому, о которых забыли. А они существуют и порой напоминают о себе, когда вдруг посреди улицы начинает проседать асфальт. Когда и для чего вгрызались здесь люди в скальный грунт? Ответить на этот вопрос могут считанные единицы. Даже пытаться что-либо узнать о нем было небезопасно. Да и сейчас, исследователю доступно весьма немногое. И это несмотря на то, что едва ли не все, что было вырыто под нашим городом до 1942г., не представляет секрета, например, для немцев.

    У ИСТОКОВ ТАЙНЫ
    Рыть подземелья в Севастополе начали едва ли не со дня его основания в 1783г. Черноморскому флоту нужны были хорошо защищенные запасы на берегу. Для их размещения как нельзя лучше подходили многочисленные естественные пещеры в крутых скалистых берегах бухт. Десятилетиями их расширяли и углубляли, превращая в подземные пороховые погреба и артиллерийские лаборатории, арсеналы и склады. Аналогичные сооружения строились и на прикрывавших подступы к Севастополю фортах и батареях. Город рос, и вместе с ним разрастался и совершенствовался его подземный "двойник".
    К началу Крымской войны 1853-1856 гг. общая площадь подземных сооружений Севастопольской крепости превысила 25 тысяч квадратных метров . В них размещались ядра и порох, продовольствие и войсковое имущество. Кроме того, в условиях, когда на улицах города непрерывно рвались вражеские бомбы, это были надежные укрытия для гарнизона и гражданского населения. К примеру, только в подземных казематах Николаевской батареи могло укрыться около 10 тысяч человек. Одним из наиболее замечательных эпизодов севастопольской обороны стала "минная война" - настоящая битва, разыгравшаяся под землей. После того, как попытка французских войск овладеть русскими бастионами с помощью традиционных средств - пехоты и артиллерии потерпела неудачу, они попытались прорваться к ним под землей - с помощью минных галерей. Однако неприятельский замысел был своевременно разгадан. Еще в октябре 1854 г. по проекту и под руководством военного инженера Э.И.Тотлебена перед севастопольскими укреплениями начала создаваться мощная подземная оборонительная система. Сначала во рвах бастионов отрывались колодцы или наклонные спуски. На глубине шести и двенадцати метров они соединялись окружными галереями, из которых в сторону неприятеля вели многочисленные слуховые рукава.

    ЕСЛИ ЗАВТРА ВОЙНА...
    При Советской власти проектированием и постройкой подземных военных объектов в Севастополе начали заниматься с середины 30-х гг. В первую очередь - складов для хранения боеприпасов, командных пунктов и узлов связи. На западном берегу Южной бухты в 1934 году, в тоннеле на глубине 30 метров, была оборудована подземная телефонная станция "АТС-175". На безопасном расстоянии от города, в пустынном тогда районе Юхариной балки, был построен подземный склад химических боеприпасов и боевых отравляющих веществ; в Троицкой балке - огромный для того времени подземный комплекс центрального торпедного арсенала флота. Нельзя не вспомнить и о башенных береговых батареях NN 30 и 35, предназначенных для защиты Севастополя с моря. В них располагались посты управления стрельбой, артиллерийские погреба, иловые станции (которые могли бы обеспечить электроэнергией небольшой город), резервуары для топлива и воды, технические и хозяйственные помещения, лазареты с операционными, кубрики и каюты личного состава и даже... ленинские комнаты. Сооружения батарей соединялись между собой подземными коридорами длиной до 600 метров. Над поверхностью земли возвышались лишь огромные бронированные башни - каждая с двумя 305-мм орудиями. Под землей располагался и командный пункт противовоздушной обороны базы. Он находился в двухэтажном железобетонном бункере на Историческом бульваре.
    В 30-е годы вообще все строили с размахом. Так, электростанция в скальном массиве южного берега Севастопольской бухты (кодовое название - объект "Крот") должна была состоять из двух турбогенераторов мощностью по 25 тысяч киловатт в двух подземных машинных залах, мельниц для размола топлива - каменного угля, бункеров для его хранения, трансформаторных и насосных станций, помещений обслуживающего персонала.
    В совокупности все это представляло 4-5-этажный подземный лабиринт общей площадью около 30 тысяч квадратных метров. Объект "Крот" был достроен уже в 50-е годы, и сегодня это, пожалуй, самое крупное подземное сооружение Севастополя. Тогда же, в конце 30-х, под центральным городским холмом началось строительство транспортного тоннеля, который должен был соединить между собой улицы Ленина и Фрунзе (ныне - Большая Морская). Но самыми "обжитыми" в годы войны были, пожалуй, знаменитые инкерманские штольни, где еще с прошлого века добывали известняк для строительства Севастополя. Этих штолен в окрестностях Инкермана было что-то около двух десятков, протяженностью до 150 метров каждая. До войны здесь размещался филиал артиллерийского арсенала Черноморского флота, а с началом обороны был оборудован подземный госпиталь на 3 тысячи коек, хлебозавод, мастерские по пошиву обмундирования для войск, убежища для гражданского населения.

    ХОТЯТ ЛИ РУССКИЕ ВОЙНЫ...
    После первых испытаний атомной бомбы - нового оружия, обладающего чудовищной разрушительной силой, в мире начался настоящий подземный бум, не обошедший стороной и СССР. Уже в октябре 1952 года был официально утвержден сталинский план создания подземного города под Севастополем. В противоатомных убежищах должны были укрыться все военные и гражданские объекты. И не просто укрыться, но и продолжать нормально функционировать.
    Севастополь еще пребывал в состоянии послевоенной разрухи - только несколько центральных улиц были частично восстановлены, - а строители уже приступили к воплощению грандиозной идеи. Недостатка в рабочих не было, поскольку после специального указа, подписанного лично Сталиным, в Севастополе работало на стройках более 30 тысяч человек. Проектом предусматривалось соорудить под каждым военным объектом центральной части города (начиная от штаба и политуправления флота и заканчивая прокуратурой и поликлиникой) на глубине 25-50 метров его подземный "дублер". О том, с какой тщательностью был разработан проект, говорит следующий факт: ввиду того, что некоторые сооружения предполагалось разместить близко к берегу моря, был произведен специальный расчет высоты волн от взрыва атомной бомбы в Севастопольской бухте и, в соответствии с ним, выбирались наиболее безопасные места для расположения входов и вентиляционных шахт. План был так грандиозен и трудновыполним, что к моменту прихода к власти Н.С.Хрущева подземный город в Севастополе не был построен даже наполовину.
    Ну, а после того, как Никита Сергеевич "повел наступление" на надводный военно-морской флот, сделав ставку на ракетное оружие и атомные подводные лодки, строительство было практически остановлено. Достраивались и были сданы в эксплуатацию лишь несколько подземных убежищ для населения.
    Какова судьба остальных сооружений? Некоторые, особо секретные, словно бы исчезли. Входы в них были замурованы, чертежи и планы уничтожены. О них забыли на десятилетия. Другие были просто брошены, как, например, недостроенный узел связи - бетонированное помещение в толще скалы на берегу Южной бухты. К нему ведет ход с набережной, другой ход тянется на полторы сотни метров к центру города, где кончается тупиком примерно под зданием городского Дома культуры. Именно здесь должна была проходить "главная улица" подземного города. Кстати, под самим городским Домом культуры тоже существуют подземные помещения: и оставшиеся с тех времен, когда он был Петропавловским собором (построен еще до Крымской войны!), и более новые - сооруженные во время Великой Отечественной войны.
    Куда грандиознее выглядит комплекс подземных сооружений, расположенных под живописным сквером на улице Ленина. Он состоит из десятка обширных помещений, связанных между собой коридорами. Попасть в них можно через два входа на Минной пристани. Такие же подземные пути уходят оттуда вглубь, за улицу Ленина.
    Существует также вырубленная в скале 30-метровая шахта, ведущая в подвал здания Морского гидрофизического института (здание тоже старое, и в 50-е годы хозяевами его были военные). Этот подземный комплекс входил в план строительства подземного города как "командный пункт Тыла, Вооружения и судоремонта и Местной противовоздушной обороны ЧФ". Сооружение было сделано наполовину и также заброшено.
    Правда, некоторым недостроенным подземельям "повезло", они пригодились городу для размещения вполне мирных объектов. К примеру, один из подземных комплексов, построенный в 1954 г. под Историческим бульваром, был отдан под склад винзаводу. Что же касается убежищ для населения, огромных, на несколько тысяч человек, - их было построено относительно немного. Для 50-х годов, когда они создавались, эти "спецсооружения МПВО" должны были казаться чудом техники. В них имелись просторные отсеки для людей с двухъярусными койками-нарами, санитарные узлы с уборными, умывальниками и душами с горячей водой, запасы продовольствия и медикаментов, автономные дизель-генераторы, артезианские колодцы. Многотонные броневые двери в нужный момент могли в считанные секунды герметически "запечатать" убежища, полностью отрезав их от внешнего мира.
    Начиная с 1958 года, центр тяжести подземных работ переместился из Севастополя на его окраины, в том числе и в Балаклаву. Здесь всего за несколько лет под скромным названием "объект 825" была построена огромная подземная база для подводных лодок. Она представляла собой трехсотметровый дугообразный подземный канал, входы в который закрывались стальными воротами-батопортами. К каналу примыкал подземный сухой док, в котором одновременно могли ремонтироваться две подводные лодки, и судоремонтный завод с несколькими цехами-тоннелями. Транспортные штольни вели от набережной канала к складам торпед и топливным резервуарам. В отдельном тоннеле хранились ядерные боеголовки... После того, как в начале 1996 г. части Российского Черноморского флота покинули Балаклаву, подземная база была брошена и в течение буквально нескольких недель пришла в полный упадок. Сейчас это уникальное сооружение (из-за которого Балаклава более трех десятилетий была "закрытым" городом) служит пристанищем бомжей и настоящей Меккой для балаклавских рыбаков: в подземном канале полно всякой вкусной морской живности. Впрочем, уже существует проект создания здесь центра отдыха с рестораном, казино и военно-техническим музеем. Да и декорация для съемок голливудских кинобоевиков может получиться неплохая - представляете: Джеймс Бонд на секретной советской базе подводных лодок...
    Самое "молодое" из севастопольских подземелий - это так называемый "объект 221": подземный командный пункт Черноморского флота в районе села Морозовка (Алсу) у шоссе Севастополь - Ялта. Судя по "габаритам", оно вероятно, должно было быть также комфортабельным убежищем для высокопоставленных отдыхающих с правительственных дач и санаториев Южного берега Крыма. Впрочем, последние, как и знаменитая дача первого и последнего президента СССР М.С.Горбачева в районе Фороса, обладают собственными бункерами. Объект начали строить в конце 70-х годов в обстановке строжайшей секретности. Инженерам и строителям запрещалось даже называть его иначе как "каменный карьер".
    "Объекта 221" скрыт на двухсотметровой глубине в толще поросшей лесом горы. Снаружи видны лишь массивные железобетонные входные порталы размером с приличный трехэтажный дом (для сходства с последними, с целью введения в заблуждения вражеских шпионов, на них были нарисованы фальшивые окна). От порталов вглубь горы идут два трехсотметровых тоннеля (их размер вполне позволяет проехать грузовой автомашине). Они заканчиваются тремя "блоками" - в каждом по несколько тысяч квадратных метров помещений в два-четыре этажа. Из блоков на вершину горы поднимаются вертикальные шахты для вентиляции и антенных кабелей. После распада СССР это так и не достроенное до конца сооружение оказалось заброшенным и постепенно разрушается. Похоже, такая судьба ждет и остальные севастопольские подземелья. Сегодня ни у Черноморского флота, ни у ВМСУ, ни у городских властей нет средств, чтобы поддерживать свои обширные подземные хозяйства на должном уровне. К счастью, на предложения взять некоторые из них в аренду с охотой откликнулись коммерческие структуры. За последние два года только городской штаб Гражданской обороны выдал на это около 70 разрешений. Кто только не обитает теперь в севастопольских подземельях! Многочисленные "комки"; весьма любимый юной буржуазией и иностранцами ресторан "Диалог"; частный ломбард "Гортензия"; авторемонтные мастерские. В одном из бывших подземных складов ядерных боеприпасов коммерсанты хранят запасы "Сникерсов" и "Тампаксов", в подземном госпитале разместилась частная ветеринарная клиника... По крайней мере, в этих помещениях поддерживается порядок, работают освещение и вентиляция, имеется охрана. Те же, которые пустуют, обречены на разрушение.
    Между тем, подземные сооружения - еще и весьма интересный экскурсионно-туристический объект. Можно привести, в качестве примера, Францию, где форты знаменитой "Линии Мажино" и береговые батареи "Атлантического вала" давно включены в туристические маршруты.
    И в этом отношении нам действительно есть чему поучиться у наших европейских соседей.

    материал взят с сайта
    http://www.crimea-kurort.com/go.php?link=http://sevdig.sevastopol.ws/

    вики-код
    помощь
    Вики-код:

    Дешёвый перелёт по направлению Севастополь
    сообщить модератору
      Наверх