Северодвинск

С нами с 14 июл 2010

Поездка на море -- зимнее. Белое. Северодвинск-2010

2 марта 2011 года|| 3| 1357

На 4 января 2010 мы, живущие в Доме Для Всех на острове Бревенник, запланировали однодневный выезд в Северодвинск. Удобно жить всё время в новых местах -- рядом будет всегда что-то новое, неизученное, любопытное.

Но ездить в холод не всегда удобно. Ведь мороз в это время сгустился до -33. Ночью замёрзли в посёлке колонки с водой – и ближайшая к нам, и более дальняя. Набрать воды и искупаться не удалось. Еле наскребли воды на чай.

Мы поехали в Северодвинск на автобусе – около десяти человек. Мой друг Руслан остался дома, следить за хозяйством Избы АВП. А остальные, все в инее, сели в автобус, едущий в Ягры. А это – остров, северный район Северодвинска, завершающийся в Белом море.

И вот мы на море. Белое море вполне оправдывает своё название. Пляж, раздевалки, всё в инее, в снеге и льдах. Вышли на лёд, он прочный и гладкий. Некоторые прошли по льду около километра. Вдали виден пар – наверное, там, вдали, море имеет промоины. Но идти до воды не следует. Вернулись на набережную. Красное солнце чуть взошло над сизыми, в инее, домами. Мы вернулись на остров Ягры и погрузились в маршрутку -- к центру города ближе.

Северодвинск совсем не такой, как Архангельск. Ведь Архангельск очень разбросанный, старый, много бараков, старых домов, избушек, далёких деревянных кварталов. Архангельску более 400 лет, и он застраивался хаотически. А Северодвинск новый город, ему 70 лет.

До недавних пор он был закрытым городом – из-за наших атомных подводных лодок. Строился город по генеральному плану, там дома современные, 4-5-этажные и более высокие. Всё более цивильно. Но довольно холодно.

Во второй половине дня местный человек Дима, северодвинский бизнесмен и радиолюбитель, позвал нас к себе в гости на чай. К нему мы и последовали. Греться, пить чай, а многие стали быстренько у него мыться и пользоваться интернетом. Позвали Диму в гости на тусовку АВП -- 5 января в избе.

Вечером четвёртого января все покинули Северодвинск. Одни поехали сразу в избу, а я и Дима из Зарайска направились на ж.д.вокзал, где и встречали – приезжающего поездом – Андрюху из Тулы. Андрею 14,5 лет, он самый младший участник архангельского проекта. Бабушка отпустила его, по счастью, на зимние каникулы, которые мы постараемся растянуть: обратного билета Андрею бабушка пока не купила. Вокзальный термометр показывал опять 32 градуса мороза.

Пятнадцать человек ночевало в эту ночь в Избе АВП. Дедушка, хозяин дома, который сдал нам избу, никаких вестей не подавал и беспокойства не проявлял. Вечером местные жители отогрели одну из колонок, и мы сходили за водой – наполнили все ёмкости. Я ополоснулся на улице свежей водой, другие же остереглись это делать. Они отмазались тем, что помылись уже в квартире у Димы в Северодвинске. Другие же ходили мыться на ж.д.вокзал, а я предпочитал пролетарские способы.

Интересно жить в избе природной жизнью. Вдруг потом закончится на планете нефть, газ, солнце. Мы вот думали о том, что будет, если Солнце погаснет или исчезнет. Тогда Земля охладится и будет лететь в пространстве. Но жители холодных стран, привычные к холоду и темноте, протянут дольше, чем тропические жильцы. Ведь северяне привычны к морозу и темноте, и будут жить ещё долго, поджигая дрова и другие горючие вещества, пока тропические районы Земли будут превращаться в замёрзшую окоченелую тундру.

А в Северодвинск я потом съездил ещё раз -- прокатиться на единственной действующей в области пассажирской узкоколейке.