Шауляй

Шауляй

LAT
  • 55.93208N, 23.31422E
  • Я здесь был
    Хочу посетить

    26 заметок,  8 советов по 7 объектам,  385 фотографий

    помощь Подписаться на новые материалы этого направления
    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов Шауляя помощь
    Все авторы направления
    1
    Annataliya
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 14 мая 2009

    Велосипедный рай

     
    26 июля 2010 года 25611

    Вторым шяуляйским музеем, который мы посетили, стал музей велосипедов. Уже издали у входа в него мы заметили железного "монстра" с двумя колесами - большим передним и маленьким задним - и с деревянным сидением, на котором прокатиться можно было разве что только в 19 - начале 20 веков.

    В музее нас встретила приветливая тетечка, которая, узнав, что мы из Москвы, тут же спросила: а не видели ли мы старинные велосипеды в нашем политехническом музее. И очень порадовалась, когда услышала, что такого их обилия, как в Шяуляе, мы вообще никогда не видели.

    Это и не удивительно. В шяуляйском музее их вместе с веломобилями насчитывается аж 259 штук. Собирать велики тут начали с 1980 года и набрали весьма мощную коллекцию. Например, тут, как я прочитала на одном из сайтов, есть велосипед 1812 года. Его мы, правда, не видели. Зато во всей красе рассмотрели его младшего (почти на 80 лет) собрата, изготовленного в самом конце 19 века - поистине экологически чистый экземпляр: даже рама у него практически полностью деревянная, только колеса металлические.

    Есть велосипед 1917 года выпуска, сделанный в Литве. Внешне он немногим отличается от того, который изготовили в конце 19 века, но, на самом деле, в нем больше возможностей и выше прочность - так, его рама уже полностью металлическая.

    Есть английские велосипед 1912-1916 годов (на фото он слева), немецкий 1926 года. Они уже более продвинутые, и на раме, по крайней мере, у английского уже прикреплен фонарь.

    Из старинных мне еще очень понравился детский кованный трехколесный велосипедик. Сделали его еще аж в 1905 году.

    Те же, которые изготавливались в более поздние годы, представлены в музее не только литовскими заводами, но и прочими европейскими.

    Есть тут велосипеды немецкой фирмы "Schurhoff" 1940 года выпуска. Ага, уже во время Второй Мировой войны изготовили.

    Есть голландские "Sparta" 1982-ого года.

    Есть даже белорусский "Аист" 1985 года и наша "Кама" 1984-ого.

    Польша же, к примеру, представлена вообще велосипедом-тандемом. Делали такие там в 1980-х.

    Музей очень большой, из нескольких этажей. Но такую любовь шяуляйцев к велосипедам вряд ли можно считать странной. В Шяуляе много лет работал завод, на котором как раз и делали данное средство передвижения. Правда, в каком он сейчас состоянии, работает ли или уже давно приказал долго жить, мне сказать сложно.

    Кстати, наверняка многие из вас в курсе, что до сих пор неизвестно, кто же был первым изобретателем велосипеда? Ясно лишь, что колесо было изобретено еще аж до новой эры, а человек всегда думал, как сделать так, чтобы на нем можно было не только перевозить грузы с помощью запряженных в телеги животных, но и перемещаться самостоятельно. Так, в музее есть целая куча схем моделей, где видно, как била ключом мысль изобретательская, дабы придумать что-нибудь неслыханное. В общем, сплошной креатив! :)) Я особенно восторгнулась несколькими! Все-таки далеко уходить от идеи эксплуатации лошади народ, по-видимому, сразу не мог. А потому представьте себе такую конструкцию: лошадь, только без ног. К ней спереди приделано маленькое колесо, а сзади два больших. Сидеть предполагалось, как оно и положено на лошади - в седле, ну и крутить педали. Надеюсь, что лошадь в данном варианте имелась в виду деревянная.

    Или вот еще. Огромное колесо, полое внутри. В него садиться человек на приспособление, состоящее из трех маленьких колесиков. Все вместе они прочно прилегают друг к другу. Пассажир крутит педали, маленькие колесики приходят в движение и начинают вращать большое. Ура, поехали!

    Была идея использовать даже электрические провода для освещения, ну, типа, ЛЭП. Правда, для езды предполагалось параллельно верхнему проводу протянуть снизу еще один. Этакая кибитка двумя колесами цеплялась за нижний провод, а двумя за верхний. Человек крутил педали, двигал рычажками и ехал. Куда при этом девалось электричество, и далеко ли уезжал товарищ, история умалчивает.

    А как вам, например, модель, где переднее колесо квадратное, а заднее треугольное? Думаете, не поедет? Еще как поедет! Достаточно всего лишь приделать к этим колесам снизу по несколько маленьких кругленьких и можно запросто отправляться гонять по улицам и поражать прохожих внешним видом своего транспортного средства. :))

    Кстати, на шяуляйском велосипедном заводе тоже был один странненький проект. Случилось сие в 1982 году. А измыслили там ни что иное, как полностью деревянный велосипед. На один экземпляр такого можно сейчас посмотреть в музее. Правда, я что-то не уверена, что на нем реально было далеко уехать.

    Ну, а потом на шяуляйском заводе перешли и к другим вариантам. Замечу, что среди прочих, вполне обыкновенных. Там стали изготовлять веломобили - одно- или двухместные машины, которые приводились в движение, как и полагается, путем кручения педалей.

    Но самое сильное изобретение, на мой взгляд, - это веломобиль для всей семьи. Правда, шяуляйский велосипедный завод не имеет к нему никакого отношения. Это - творческий порыв какого-то частного умельца. Педалей в таком веломобиле аж три пары, сидений - три, колес тоже три, но установлены они не обычным способом, а друг за другом. Предназначено сие транспортное средство для четырех человек (двух взрослых и двух детей) и одного домашнего любимца. Вперед садится глава семейства и сразу за ним крепится детское велосипедное кресло, в котором будет путешествовать самый младший член экипажа, за ним - мама, дальше - старший порасик, коий тоже будет крутить педали, а в самом конце к агрегату цепляется нечто вроде тележки, где может ехать домашняя киса или собачка. Было ли испытано в походных условиях сие творение, и далеко ли уехали испытатели, не знаю. Но согласитесь, креатив налицо! :))

    В общем, такой вот музей. Но то, о чем я рассказала в этом посте, конечно, далеко не всё, что в нем можно увидеть воочию. По-любому уверена, что велосипедным фанатам, которые, как я знаю, есть и в числе моих читателей, музей должен понравится.
    В Шяуляе мы жили здесь.

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    3 фото
    dots

    Дешёвый перелёт по направлению Шауляй
    сообщить модератору
      Наверх