Motosikal Diary: поход к семи водопадам Штат Саравак, Малайзия

Были в Штате Саравак?

Sandr
    С нами с 17 сен 2009

Motosikal Diary: поход к семи водопадам

23 октября 2009 года|| 18| 25793

Путешествие – это не только способ познания разнообразия окружающего мира, но и умение поделиться с другими всем тем, что ты приобрел в ходе этого путешествия. В первом случае все понятно – собрал рюкзак и поехал, полетел, пошел, поплыл. А, вот, второй случай – это уже трудоемкий процесс, требующий применения определенных навыков. Уметь писать и фотографировать не так просто, как может показаться. На ту же журналистику люди тратят не один год в университете. А как же языки? Их тоже придется учить, ведь без них не обойтись. Да и много еще без чего не обойтись.

Поэтому путешествие – это не просто захотеть и поехать, а скорее научиться многому и постоянно работать над собой, чтобы добиться определенных результатов. Для чего? Да хотя бы для того, чтобы это все имело смысл. Ведь скитаться без цели просто невыносимо. Возможности путешественника обширные. Можно писать путевые заметки, делать репортажи, составлять путеводители, проводить собственные исследования и даже снимать целые телепередачи. Каждый путешественник способен найти себя в чем-то, что ему будет близко.

Поэтому, когда мне пришло приглашение поучаствовать в съемках телевизионной передачи MOTOSIKAL (Малайзия, канал AEC), я был безумно рад. Тем более, я тогда все еще жил в этой стране. Рюкзак собрался уже к вечеру, хотя вылет назначен был только через неделю. Дни буквально застыли, а время тянулось невыносимо долго. Я ждал. Прошли сутки. За ними неделя. И вот я уже спешу на посадку. Рейс Куала-Лумпур – Кучинг (штат Саравак) – невероятное мгновение, когда мне впервые пришлось наблюдать за уходящим солнцем через иллюминатор самолета. Вмиг пожелтевшие лучи света отразились на голубой поверхности Южно-Китайского моря, а чистейший небосвод приобретал оттенки бушующего огня. Вскоре показались очертания Борнео, и мы сели. Так началось мое маленькое приключение на земле орангутангов, непроходимых джунглей и ржавых рек. Еще давно в детстве я мечтал здесь побывать, но никогда не думал я, что все будет именно так.

Поход к семи водопадам

В ходе съемок команда должна была отправиться в самые отдаленные и менее всего развитые уголки Малайзии – штаты Саравак и Сабах, чтобы сначала ознакомить зрителя с бытом местных племен, а потом уже с богатствами джунглей и пестрым разнообразием фауны. В этом путешествии мы в основном перемещались с помощью мотоцикла. Отсюда и название передачи.
    На съемках мне работать пришлось с китайцами, что оказалось своеобразным испытанием, ведь трудолюбию китайцев можно только завидовать. Выкладывались на полную, без каких-либо поблажек. С командой, которая состояла из режиссера Феликса, оператора Чена, помощника Джексона и ведущего Денни, я встретился в округе Лубок Анту. Они уже успели отснять все серии о штате Сабах, а теперь следом шли финальные эпизоды о штате Саравак. Денни, двадцатилетней студент математического факультета, он стал кумиром китайской молодежи в Малайзии.

Я же выступал в роли гостя. Наличие актерских способностей от меня особенно никто не требовал. Просили лишь привыкнуть к оператору и не обращать на него внимания. Но присутствие камеры напрягало – не закурить, не выругаться по-человечески, не отойти в кустики, да и шутить все время было необходимо, чтобы зритель не заскучал. Вообще трудно оставаться самим собой, когда всю твою жизнь выставляют на обозрение. Более того, многое из увиденного по ходу путешествия мне предстояло еще испробовать на себе. Начиная с дегустацией местных алкогольных напитков, ингредиенты для которых мы доставали с высоченного дерева, и заканчивая традиционными танцами с женщинами. Но на что только не пойдешь ради стоящего дела!

– Сегодня у нас по сценарию поход к семи водопадам. Но туда еще добраться надо, – включился режиссер и стал проводить короткий брифинг перед началом нашей миссии.

– Денни и Алекс едут на мотоцикле. Я и Чен снимаем их из пикапа. Работаем в кузове. Джексон за рулем.

И получаса не прошло с рассвета, а мы уже на улице под моросящим дождиком. Улыбаться не хочется. Приходиться зевать. Для меня все происходящее – первый съемочный день и масса впечатлений, для остальных – работа и сроки. Редактор не дремлет и руководит процессом из Куала-Лумпура.

– Денни, главное держи расстояние между нами. Все поехали! – закончил Феликс.

Зажигание, газ, асфальтированная дорога и уже через мгновение любая произнесенная фраза уносится ветром. Теперь я просыпаюсь и начинаю улыбаться скорости и свободе. Денни за штурвалом, я в кресле пассажира. Федеральная трасса Малазийского Борнео соединяет город Кучинг с восточным штатом Сабах, который находится на периферии, а между двух штатов аккуратно расположилось государство Бруней. Качество дорожного покрытия великолепное и ни в чем не уступает скоростным автострадам полуостровной части страны. Но нашей целью были места, если не самые труднодоступные, то однозначно редкопосещаемые туристами. Поэтому для нас федеральная трасса закончилась через полчаса, когда мы свернули к кампунгу. Так называют на индонезийский манер поселения. Жила в нем народность даяки. Их дома это вытянутые сооружения на сваях. Длина дома может достигать 200 м! Отсюда и произошло его название – лонгхаус ( по англ. long – длинный, а house – дом). В нашем кампунге был всего один такой дом, но в нем уместилась дюжина семей.

Встречал нас Капитана - глава китайской общины округа, а сегодня руководитель нашего похода. Прямо от кампунга начиналось бездорожье в виде ярко-оранжевого месива. Мотоциклу там не пройти и поэтому пришлось его оставить. Дальше мы передвигались на двух пикапах, ведь к нам присоединились еще трое даяков и банда детей Капитаны. Первая машина намертво застряла где-то на полпути. Там ее и бросили. Следом застряла вторая, но у нас больше не было средства передвижения. Чтобы высвободить ее пришлось по уши в грязи побарахтаться. Почти всю дорогу машина вновь и вновь садилась на брюхо, вынуждая нас каждый раз проводить спасательную операцию. Так продолжалось до тех пор, пока не кончилось бездорожье.

Дальше наш путь пролегал через джунгли пешком по еле нахоженной тропинке. Первый участок маршрута оказался легким, лишь было необходимо следить за кустарниками вокруг. Колючки на них могли оставить глубокие порезы. Привал устроили на пустыре, где о землю разбивался водопад, образуя бассейн. Водопад был один, что меня, конечно, удивило, ведь по сценарию у нас значился поход к семи водопадам.

– Не волнуйся, остальные шесть появятся в ходе движения вперед, – просветил меня Капитана.

Мы устроили пикник с фруктами, искупались, отсняли «эротическую» сцену в бассейне, где я чуть не расшиб себе лоб, и продолжили поход. Капитана остался. Дети тоже. Теперь шутки кончились. Мы карабкались по крутому склону, абсолютно выбиваясь из сил и уже матерясь, кто по-английски, кто по-русски, кто по-китайски. Некоторые участки были настолько крутыми, что невозможно было обойтись без помощи тросов, в роли которых выступали лианы. В обращение с ними требовалась особая осторожность. Дело в том, что лиан вокруг целая паутина, но узнать, какая лиана в этой паутине еще живая, можно лишь крепко дернув за нее. Если этого не делать каждый раз, когда переносишь свой центр тяжести, то есть большой шанс укатиться кубарем вниз и сломать себе шею.

Пожалуй, лианы, не единственная трудность с которой мы столкнулись. Каждому досталось по-своему. У меня разорвались сланцы, и я был вынужден идти босиком. Все бы ничего, да вот только почва под ногами была уложена гниющей листвой, в которой прятались мерзкие обитатели джунглей с сотнями таких же мерзких ног и другими не менее привлекательными атрибутами. Кто-то кусался, кто-то нет.

Чену и Джексону пришлось еще хуже. У того и другого в руках оказалось по тяжеленной телекамере! Они кряхтели, но не жаловались. Профессионализм, одним словом. А Денни настолько выбился из сил, что временами уже не мог продолжать путь без чужой помощи. Иногда я протягивал ему руку, иногда кто-нибудь из даяков.
    Вот таким был наш путь, где единственными ориентирами выступали водопады. Мы их считали. И последний из них, седьмой, привел нас к еле приметной пещере – она и была целью нашего сегодняшнего похода. Только тут я осознал глубину извращенности продюсеров передачи. Эта пещера оказалась ни чем иным, как логовом сотен летучих мышей. Сейчас они спали и видели свои мышиные сны, а мы остановились на входе, потупив взгляд, и не решались заглянуть к ним на огонек. Даяки захихикали в сторонке, но мы не оценили их юмора.

– Ну что, Денни, пора бы уже начинать. Бери камеру, – режиссер поставил ведущего перед фактом, что ему все-таки придется лезть в эту клоаку.

За его словами не последовало ни ответа, ни действий. Каждый из нас стоял неподвижно и боялся даже малейшим шорохом потревожить мышей, которые спали все еще там в пещере. Потом пошел я. Не знаю зачем. Просто пошел. Вход в пещеру оказался такой низкий, что я был вынужден заползать туда. Шесть пар глаз и объектив камеры смотрели мне вслед. Внутри – засранный мышами пол, невыносимый едкий запах, прохлада и влажность. А тут еще армия злых муравьев решила покусать мои босые ноги. Хотя бы в ад не провалиться, подумал я и уже только этим остался доволен. Чуть погодя появились и обитатели логова – кишащая, летящая, пищащая, бесформенная масса, которая в панике билась об мою хрупкую фигуру. Я хотел закричать, но боялся, что какая-нибудь мышь залетит мне в рот.

Продолжалось все это не долго. Нельзя сказать, что мы подружились, но все же смирились с присутствием друг друга в таком тесном месте. Ужасные твари подземелий и пещер оказались безобиднее мух. Они немного побились в истерике, а потом решили забиться в щели каменных стен. Что испытал я трудно передать словами. Сами летучие мышки оказались травоядными, но я же об этом не знал с самого начала! Когда команда наверху поняла, что я все еще живой, они отправились следом. Мы отсняли пещеру и поскорее ее покинули. А даяки, используя случай, убили с десяток мышей и прихватили их на ужин. Или на продажу. Китайцы за такой деликатес способны выложить приличные деньги. Теперь нам предстояли долгий путь назад, дождь, ночь и застрявшая в грязи машина. Удачное завершение первого съемочного дня.