Первый иллюзион Крыма с футуристическим оттенком. Кинотеатр имени Шевченко / A cinema of a name of Shevchenko

Симферополь

Симферополь

LAT
  • 44.95830N, 34.10980E
  • Я здесь был
    Хочу посетить

    45 заметок,  63 совета по 85 объектам,  1 788 фотографий

    помощь Подписаться на новые материалы этого направления
    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов Симферополя помощь
    Все авторы направления
    архитектура, памятники, парки, театры, кино, музыка
    • GPS
    • Россия, Россия, Республика Крым, г.Симферополь, ул.Горького, 5
    Фотографии
    Карта
    3 фото
    dots
    вики-код
    помощь
    Вики-код объекта:
    Советы и отзывы путешественников (1) помощь
    grau59
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 16 апр 2011

    Первый иллюзион Крыма с футуристическим оттенком

    Что делать → архитектура, памятники, парки, театры, кино, музыка
    8 апреля 2015 года
    GPS
    63510

    Этот совет является частью дневника «Кино»

    5
    Городская легенда гласит, что когда в 1904 году в Симферополе был открыт первый в Крыму кинотеатр предпринимателем Леонидом Сухомлиновым, то своё название "Баян" он получил в честь жителя Симферополя.

    Автор: grau59



    Поэт-футурист Вадим Баян, в быту — Владимир Иванович Сидоров (1880—1966) известен тем, что организовал и финансировал проведение поэтических вечеров в 1914 году в городах Крыма, получивших с лёгкой руки Владимира Владимировича Маяковского название "Первая Олимпиада российского футуризма". Это было уникальное событие, хотя бы тем, что для выступлений объединились литературные противники: кубофутуристы Маяковский Владимир Владимирович и Бурлюк Давид Давидович (1882-1967) с эгофутуристами Игорем Северяниным и Вадимом Баяном. Гастроли прошли в трёх городах Крыма: Симферополе, Севастополе и Керчи. Планировалось охватить больше городов, но часть городов не понравилось столичным звёздам. Именно тогда Маяковский выдал фразу про Ялту: "Скушно, как у эскимоса в желудке", а Бахчисарай обозвал склепом.

    За словом в карман столичные гости не лезли и к Баяну относились как к бездонному финансовому мешку. Маяковский купил на деньги, полученные в качестве аванса, розовый смокинг с черными атлаcными отворотами и трость. При этом он учил Игоря Северянина уму-разуму: "Чего ты стыдишься? Требуй заморозить бутылку, требуй коньяк, икру..."

    Именно в этой поездке родилось знаменитое стихотворение Игоря Северянина "Ананасы в шампанском". Вот как пишет Вадим Баян об этом в своих воспоминаниях: "За столом Маяковский сидел рядом с моей сестрой — поэтессой Марией Калмыковой... Варьируя и комбинируя кушанья, он надел на фруктовый ножичек кусочек ананаса и, окунув его в шампанское, попробовал. Комбинация пришлась ему по вкусу. Он немедленно предложил своей даме повторить его опыт и восторженно обратился к Северянину: " Игорь Васильевич, попробуйте ананасы в шампанском, удивительно вкусно!" . Северянин тут же сымпровизировал четыре строчки, игриво напевая их своей даме:

    • "Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

    • Удивительно вкусно, искристо и остро!

    • Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!

    • Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!"


    А о Вадиме Баяне Северянин отзывался так: "Человек добрый, мягкий, глупый, смешливый, мнящий. Выступал на наших крымских вечерах во фраке с голубой муаровой лентой через сорочку (“от плеча к аппендициту”)". Олимпиада оказалась убыточным с финансовой точки зрения проектом и друзья-товарищи разругались, на чём олимпиада и закончилась. Но Маяковский отомстил организатору олимпиады, даровав его имя одному из героев пьесы "Клоп", назвав его Олегом Баяном : "Он — писатель. Чего писал — не знаю, а только знаю, что знаменитый! ... Печатать его больше не печатают, а знаменитый он теперь очень — молодежь обучает. Кого стихам, кого пению, кого танцам, кого так... деньги занимать".

    Но мне кажется, что городская легенда не права. Здание и кинотеатр появились в 1904 году, а первые поэтические опыты Вадима Баяна состоялись в 1908 году, да и в Симферополь он переехал только в 1906 году, где стал зарабатывать себе на жизнь, работая корректором в типографии. Но легенда изящна...

    Несмотря на прибыльность своего предприятия в 1910 году Сухомлинов неожиданно продаёт его Францу Францевичу Шнейдеру, которому уже принадлежала остальная часть здания Страшная судьба владельца дома, где звучит марш Мендельсона. Новый владелец сохранил название и продолжал крутить кино, только более интенсивнее и регулярнее. В 1915 году была построена арка и здание приобрело современный вид.

    Автор: grau59

    Строилась арка знаменитым архитектором Николаем Петровичем Красновым.

    Удивительно, но кинотеатр как был с момента создания кинотеатром, так и остался им по сию пору. Менялись только названия. Сначала "Звезда революции", затем "Большевик", а с 1954 года — имени Тараса Шевченко. Во время немецкой оккупации города назывался "Паллас".

    В 2011 году в кинотеатре открыт третий зал с новейшим оборудованием. У каждого из залом появилось новое название: большой зал — "Рубин", цифровой 3D зал — "Антрацит", малый зал — "Аквамарин".

    Во время послереволюционной неразберихи в здании проводились различные собрания и митинги, на которых выступали различные известные деятели: министр иностранных дел Павел Милюков и красный командир Михаил Фрунзе.

    Многие помнят трогательную песню "Баллада о матери":

    • Трудно это было вспоминать...

    • Вдруг с экрана сын взглянул на мать.

    • Мать узнала сына в тот же миг,

    • И пронесся материнский крик:

    • "Алексей, Алешенька, сынок!",

    • Словно сын её услышать мог.


    Похожий случай произошёл в кинотеатре после Великой Отечественной войны. В советское время перед показом кинофильмов крутили документальные киноленты, в том числе и про войну. Когда показывали кинохронику про битву в Сталинграде, в тишине зале раздался душераздирающий крик: "Вася!" На экране крупным планом был виден боец с пулемётной лентой на коленях, смотрящий в зал. Этот был муж женщины, на которого пришла похоронка. Варвара, так звали женщину, упросила киномеханика показать ей еще эти кадры. Ревела, стоя на коленях у экрана, а у дверей кинотеатра рыдали другие женщины, у которых не вернулись с войны их мужья, отцы, братья и дети... Вечная память, не вернувшимся домой с войны!

    Если смотреть на кинотеатр, то он находится слева от арки, а в здании справа от арки с 1921 года размещалось Крымское государственное издательство. После различных переименований здесь ныне находится Крымское учебно-педагогическое государственное издательство. На здании издательства размещены две мемориальные доски.

    Автор: grau59

    Одна из них посвящена Джеббару Акимовичу Акимову (1909—1983), работавшему в этом здании с 1933 по 1941 год в качестве руководителя Крымского государственного издательства. Во время войны был членом штаба Крымского партизанского движения, участвовал в боях за освобождение Крыма. Одновременно с октября 1941 года был редактора газеты на крымскотатарском языке "Къызыл Кърым" ("Красный Крым"). Когда после освобождения Симферополя им был 17 мая 1944 года сдан в набор первый номер газеты, то Акимов не думал, что не увидит его выхода. Но 18 мая 1944 года он был депортирован вместе с другими крымскими татарами. На родину не вернулся и похоронен в Узбекистане.

    Вторая мемориальная доска посвящена военному корреспонденту и фотожурналисту Исааку Яковлевичу Яблонскому, проработавшему в стенах этого здания с 1960 по 1985 год.
    • Адрес:

      Россия, Республика Крым, г.Симферополь, ул.Горького, 5

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    3 фото
    dots

    Дешёвый перелёт по направлению Симферополь
    сообщить модератору
      Наверх