Славянск

Славянск

LAT
  • 48.84845N, 37.60105E
  • Я здесь был
    Хочу посетить

    6 заметок,  3 совета,  70 фотографий

    помощь Подписаться на новые материалы этого направления
    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов Славянска помощь
    Все авторы направления
    Er33
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 21 авг 2010

    К Донецкому кряжу

     
    30 августа 2010 года 2852

    Разглядишь улыбку ивы,
    Рыб услышишь голоса
    И поймешь, какой счастливый
    На заре вишневый сад,
    Сколько сил в корявой груше
    Озорства в дожде косом.
    Разглядишь и в камне душу,
    Если есть душа в самом…

    Эти путевые заметки – своеобразный взгляд из кабины локомотива – отрывок из книги автора «ВО СЛАВУ ДОМА Т ВОЕГО».

    Это начиналось миллионы лет назад. Кипела магма в недрах планеты, столбы огня и пепла стояли в воздухе. Раскаленная лава текла рекой. Едкие газы волнами стлались по земле. Рождалась земная кора. В одном месте чудовищные силы подняли ее на многие километры. В другом лишь смогли слегка вздыбить поверхность. Но этого оказалось достаточно, чтобы образовалась возвышенность, на которой мы живем – Донецкий кряж. Простирается он на 270 километров в длину и до 120 – в ширину. Крупным уступом обрывается у долины нашей главной реки – Северского Донца.
    Самая высокая точка кряжа называется Могила Мечетная и находится в 367-ми метрах над уровнем моря. В сравнении с Кавказскими горами это, конечно, мало. Но кто был в Новом Афоне и видел знаменитую Иверскую гору, может представить такую картину: берег моря – это нулевой уровень, а сама гора взметнулась ввысь на 300 с лишним метров. Так и в Донбассе. С той лишь разницей, что высота кряжа ощущается не так явно. Ведь наши горы стертые, очень пологие, и лишь машинист по бегу поезда чувствует подъем.
    А сколько угля сожгли в своих топках за столетие паровозы на этих невидимых глазу перевалах! Сколько дизельного топлива перерасходовано тепловозами! И лишь с появлением электровозов преграды природы обернулись подспорьем в работе. В одну сторону едешь – подъем, назад – спуск. Широкий полигон для применения рекуперативного торможения. Порой тяжелый поезд из Дебальцево в Славянск машинисты приводят, имея на счетчике показание, которое было в начале пути.
    Но так случается не всегда: кряж требует от железнодорожников дополнительных энергетических затрат. Что делать? Не всегда люди вольны выбирать места для жительства. Да и наш Донецкий бассейн так сказочно богат, что все затраты окупаются сторицей. Сравнительно на небольшой площади природа собрала уголь и ртуть, соль и доломит, мел, пески, гранит, гипс, глины, известняки, пегматиты, горючие газы и даже источники минеральных вод.
    С севера на восток кряж огибает одна из красивейших рек республики – Северский Донец. Течет, не спеша, в сосновых и дубовых лесах, являясь любимым местом отдыха жителей
    нашего густонаселенного края. В Изюме его русло лежит на высоте 60 метров над уровнем моря, а на границе Ворошиловградской и Ростовской областей – на 25. Этот перепад позволяет Северскому Донцу плавно скатывать свои воды к Дону.
    Широкая и глубокая долина, в которой расположен город Славянск, окружена холмами-отрогами Донецкого кряжа, находится на 50-ти метрах над уровнем моря. Часто локомотивные бригады видят: в Славянске идет дождь, а на вершине кряжа бушует метель. Разница несколько сот метров дает себя знать.
    На восточной окраине города, в районе станции Машчермет, сливаются две реки: Сухой Торец, бегущий от станции Дубово, и Казенный Торец. Это они, миллионы лет меняя русло, пробили отроги кряжа и образовали широкую долину. Сейчас Сухой Торец превратился в ручеек. Предание же гласит, что сравнительно недавно, при царе Иване Грозном, был он широкой рекой, могущей нести торговые суда. А на горе, закрывающей город с юга, жил разбойник Карачун (в переводе с тюркского – черная смерть), нападавший на купцов…
    Легко начинают свой бег поезда из Славянска к вершине Донецкого кряжа. Путь вьется по долине, выбитой рекой Казенный Торец. Слева и справа высятся холмы. Удивляешься, сколько же вода за миллионы лет вынесла грунта к морю, прокладывая себе путь.
    Со станции Константиновка бег поезда замедляется, с натугой гудят двигатели. Вот оно, начало кряжа. С каждым километром на 6–8 метров по вертикали поднимается поезд. И весовая норма здесь на 2000 тонн меньше, чем в обратном направлении. В Магдалиновке поезд уже достигает двухсотметровой точки.
    За станцией три мощные трубы перешагнули путь. Это канал Северский Донец–Донбасс, начинается он у станции Брусин. Мощные насосы поднимают воду все выше и выше. Бежит она то в открытом искусственном русле, то в трубах по самой вершине отрогов на высоте свыше 200 метров. Рукотворная река по воле человека пошла вспять, снизу к вершине.
    На тридцатикилометровом участке от Никитовки до Дебальцево поезд успевает подняться еще на сто метров. Ветры здесь посильнее, чем там, внизу, и морозы покрепче.
    Кряж в Дебальцево является водоразделом. Из глубоких ущелий, из прозрачных родников начинают свой бег на север, к Донцу, несколько рек, в том числе Белая, а в южном направлении, к Азовскому морю – Миус и Крынка.
    Сейчас путь от узла к Лихой электрифицирован до станции Штеровка. Идет он по самому гребню Донецкого кряжа. Еще 50 километров и вновь на 67 метров вверх. И вот неподалеку от станции Штеровка – гора Могила Мечетная – высшая точка кряжа. Но напрасно искать здесь острые пики или обрывы. Она сглажена и ничем не отличается от соседних возвышенностей. Зато зима здесь особая. И снега побольше, и лежит он дольше, и ветры позлее.
    Иногда локомотивные бригады дважды за поездку пересекают Северский Донец у станций Ямполь и Брусин. И невозможно оторвать глаз от реки. Она красива всегда, в любое время года. У станции Ямполь зимой даже в самые сильные морозы она не замерзает, и над ней стоит густой туман. Это потому, что теплые воды сюда сбрасывает Славянская ГРЭС.
    Справа от моста виднеется маленький круглый островок – в Донец впадает речка Бахмут, берущая начало у села Зайцево, что возле Никитовки. С другой стороны впадает река Жеребец.
    Здесь, где проходит граница Донецкой и Ворошиловградской областей, богатейшие пойменные луга и густые сосновые леса. Гнездятся тут дикие утки, на крышах домов живут аисты. Осенью в лесах поспевают грибы: белые, подосиновики, подберезовики, маслята, желтушки, свинушки, сыроежки. И тогда волнами расходятся от поездов любители тихой охоты от Ямполя до Изюма.
    Возле Брусина реку перегородила плотина. Глубина здесь достигает 12 метров. Подпор воды нужен для канала. Славянские и краснолиманские бригады, ведущие поезда из Красного Лимана на Никитовку, знают, что настоящий подъем начинается со станции Соль. Недалеко видны копры соляных шахт, многоэтажные здания фабрики. А под землей в электрическом свете сверкают соляные дворцы, по штрекам разъезжают грузовые автомобили.
    Наверно, не каждый знает, что если проехать от станции Малоильшевской до Красного Лимана, а оттуда в Славянск, Краматорск и затем через Часов Яр, Ступки снова прибыть в Малоильшевскую, получится замкнутый круг с диаметром чуть больше 50-ти километров. Через центр его в одном месте пересекает канал Северский Донец–Донбасс, в другом – автотрасса Харьков–Ростов. Между собой они пересекаются на высоте 200 метров над уровнем моря.
    От станции Константиновка есть ветка к Ясиноватой. Теперь ее уже провели под путями никитовского направления. Маршруты меньше пересекаются, увеличилась пропускная способность станции. В сторону Ясиноватой поезда по равнине поймы реки Кривой Торец, едва ли не самой прекрасной в Донбассе, идут быстро, и лишь со станции Петруньки бег их замедляется. Сюда тоже подошли отроги Донецкого кряжа. Можно сказать, что станции Петруньки и Новобахмутовка находятся почти в центре Донецкой области.
    Вот и Скотоватая. На фронтоне здания вокзала безвестный строитель поставил год постройки 1871. Тяжко идут здесь в гору поезда. Зато как бегут они назад: несут их инерционные силы. И если вдруг сигнал закрыт, дежурный заблаговременно предупредит машиниста: подъезды к станции крайне опасны.
    Словно палец перчатки протянулся гребешок кряжа от Ясиноватой к Красноармейску. В сорока километрах на запад от Скотоватой, возле Новогрудовки рождается река Казенный Торец. Струится он по широкой донецкой степи, орошая поля. На северо-западной окраине Дружковки в него впадает Кривой Торец. Река-труженица, уже успевшая дать воду заводам в Фенольной, Константиновке, Кондратьевке, Дружковке, теряет здесь свое название, приняв новое – Казенный Торец. Вместе им еще предстоит напоить заводы Краматорска и Славянска.
    Двухсотметровая возвышенность, на которой расположена Ясиноватая, тоже является водоразделом. На север отсюда течет ниточка Кривого Торца, а на юг, к Азовскому морю, устремляется Кальмиус. Неподалеку заканчивает свой бег и канал Северский Донец–Донбасс. Отправляясь из Ясиноватой в
    сторону Макеевки, справа можно заметить большое озеро. Но ни одного паруса не увидишь на его глади, ни одной лодки, ни одного рыбака. Слишком дорога она, эта сладкая питьевая вода Северского Донца.
    День и ночь в любую погоду бегут поезда, пересекая кряж во всех направлениях. Недаром наша дорога по густоте железнодорожных линий занимает первое место в стране. Тяжело следовать на подъемы, не так просто спускаться с них. Природа глубоко запрятала свои богатства, встала на пути, казалось бы, неодолимыми препятствиями. Но человек победил ее.

    вики-код
    помощь
    Вики-код:

    Дешёвый перелёт по направлению Славянск
    сообщить модератору
      Наверх