Слюдянка

palt 26

Crocet
    С нами с 14 апр 2013

"Записки с х-т Хамар-Дабан ч.1"

20 июня 2013 года||1 (1)| 8| 53083

И нет на свете стран
    Где нет хребта Хамар-Дабан
    (Ю. Визбор)

Сижу на встрече по поездке в Венесуэлу, смотрим фильм. Звонок на сотовый.
    — Сергей, привет.
    — Привет, Паша.
    -У меня к тебе вопрос, ты ещё не передумал со своим решением насчёт Байкала, может, всё- таки поедешь?
    — До какого числа нужно дать окончательный ответ?
    -Максимум в течении трёх дней
    — Хорошо, подумаю, дам знать.

Я вернулся на своё место. В голове одни только мысли, ехать, не ехать. Если уеду то, как работа, на которую я только устроился, как подготовка к экспедиции на Северный Тянь-Шань и Филиппинам.

Минут через 15 звоню Паше.

— Паша, я еду

— Хорошо, покупаю билет

Ну и чёрт со всем, работа подождёт, её никогда мало не будет. Живём один раз, когда ещё поеду? За оставшуюся неделю подготовлю по максимуму всё к Тянь-Шаню и Филиппинам. Продолжит подготовку к мой заместитель Александр.

Есть наслажденье в бездорожных чащах,
    Отрада есть на горной крутизне,
    Мелодия — в прибое волн кипящих,
    И голоса — в пустынной тишине.
    Людей люблю — природа ближе мне,
    И то, чем был, и то к чему иду я,
    Я забываю с ней наедине.
    В своей душе весь мир огромный чуя,
    Ни выразить, ни скрыть то чувство не могу я.
    Лорд Байрон

Так я и решил ехать. До отъезда всего неделя, или наоборот, целая неделя!? Стал потихоньку собирать вещи, вспоминать что нужно, необходимо по максимуму оптимизировать вес рюкзака.
    Выезжать мне пришлось в замечательный день, пятницу 13, в 13 вагоне  ладно хоть место 24, а то точно бы стал суеверным. Поезд отправляется из Челябинска. Следовательно, мне предстоит четырёхчасовая качка на автобусе до Челябинска.

Всё, билеты куплены, стою на Южном Автовокзале г. Екатеринбурга жду автобуса. Прибыл, отправление в 15:50 местного времени. Пока ехал, вспомнил, что не зарядил батарею в фотоаппарате, печально. Прибыл на автовокзал Челябинска и поехал на ЖД, не могли всё рядом сделать, благо ехать пришлось без пересадок. На ЖД вокзале встретился с Артёмом и Дмитрием. Настало время икс, садимся в поезд, вагон полупустой, я, возьми и ляпни, мол, сейчас как китайцы или чурки с баулами набегут….. и вот же блин, набежали.

Лежу на койке смотрю в окно, а в голове проносятся мысли: вот оно, сейчас поедем, я ждал этого полгода, столько было сомнений. Гласный голос проводницы вывел меня из грёз, и оторвал от моих представлений о грядущих приключениях. И вот, поезд тронулся.

Два дня в поезде пролетело как нестранно быстро, в один из дней нашего путешествия в поезде из окна вагона я увидел картину, которая на всю жизнь осталась у меня в памяти.

Вечер, идёт мелкий дождь, мы проезжаем полузаброшенную деревню. В деревне стоят всего домов 12, из которых целых всего 4-5,и пару покосившихся, остальные, обвалились или сгорели. В одной покосившейся, дряхлой, разваливающейся избушке, с покосившемся забором и заросшим садом, скромно горит лампа «Ильича». В окно видно, как в полупустой комнате, за столом, возле печки, сидит человек и чистит картошку. Это всё что удалось рассмотреть за короткое время. Чем же запомнился этот момент? Лично для меня, своей суровой действительность. Он там, в полуразвалившейся избушке, в полупустой комнате, сидит, чистит картошку, я еду в поезде, кто- то в Москве пьёт шампанское за 1000$, какая у всех разная действительность, для каждого она своя. Но каждый в силах её изменить.

Третий день путешествия , 18 июля, начался всё так же в поезде, но к 11 часам местного времени, прибыли в Слюдянку.

Слюдянка — небольшой городок, расположенный на западной оконечности озера Байка. Город был основан в 1802 году. Численность жителей составляет всего 18 тысяч. Город очень спокойный и уютный. Вечером очень приятно прогуляться по набережной любуясь Байкалом. Местные жители настолько привыкли к туристам, что просто их не замечают. Ближайший крупно населённый город, Иркутск находится в 110 км от Слюдянки.

Нас встретил мелкий накрапывающий дождь, я как аристократ вышел из вагона в тапочках и с чашечкой кофе, неся за спиной большой рюкзак, проводники смотрели на меня с ошалевшими глазами . Дошли до вокзала, внутри, встретили ещё три группы туристов, по их виду было понятно, что они очень хотят домой. Мы не стали спрашивать, кто они и откуда, пошли, в платный зал ожидания, буржуи. Сидеть в зале долго не смог, пошёл прогуляться до Байкала, как же иначе, он вот в 500 метрах, это пресное, величественное море, а я сижу тут в душном каменном саркофаге. Дошёл, вот он, Байкал. Это величественное, удивительное творение природы. От него просто невозможно оторвать глаз, даже в пасмурную погоду он вызывает уважение.

Байкал — самое глубокое озеро на планете. Его средняя глубина составляет 744 метра, а наибольшая 1640 метров. В озеро впадает 336 рек и ручьёв, а выпадает из Байкала всего одна не менее величественная река Ангара. Длинна, Байкала составляет 636 км, ширина в разных районах от 29-79 км. Не зря местные обижаются, когда Байкал называют озером, для них это море. И это действительно море!

Ээээххх, быстро раздеваюсь и в воду, берег в мелкой гальке, зашёл по пояс и нырнул, вода чистейшая, мне показалось даже, что тёплая. Вот и познакомились, Байкал.
    Пришёл на вокзал и от снятой усталости после купания, уснул, проснулся от чувства, что надо куда- то идти, в это время в зал заходит Паша с оставшейся командой, мы радостно приветствуем друг друга. Паша приехал с оставшейся командой из Екатеринбурга, мы ехали разными поездами по той причине, что не успели купить билеты на один поезд. После не продолжительной беседы мы вышли на перрон, где состоялась целая процессия по раскладке продуктов.

Автор: Crocet

Когда всё было уложено, все изъявили желание искупаться в Байкале, так как потом только через три недели представится такая возможность.
    Сегодня наша цель метеостанция на пути к пику Черского. До неё нам топать 25 км, набор высоты 1000 метров. В начале идёт хорошая проезжая дорога (проезжая для газ 66), потом очень хорошая тропа, с перекинутыми мостиками через речки. Порой мостов нет и нужно проходить в брод .

Автор: Crocet

В первой половине дня было пасмурно, шёл дождь. К обеду прекратился, и стало довольно жарко, но не столько из-за солнца, сколько из-за 25-30 килограммовых рюкзаков. Купались при каждой возможности, мест для купания было предостаточно, грех не воспользоваться.

Своей цели мы достигли примерно в 18:00, мест вокруг метеостанции для стоянки было крайне мало, и почти все заняты, нашли в стороне от народа более или менее нормальную поляну и встали там. Наша команда состоит из 17 человек. 13 мужчин и 4женщин.
    Ушли спать только около полуночи, если не позже. Сидели, разговаривали, шутили.

4 день путешествия, 19 июня начался с пробуждающего и побуждающего к движениям голоса дежурного:

— Подъём! Завтрак готов, встаём.

Этот клич заставляет тебя начать шевелиться и, будучи ещё сонным, вылезать из палатки. Сегодня мы идём в радиалку (выход налегке) на пик Черского, также сходим на озеро Сердце и водопады на реке Подкомарной.
    Наш путь лежал по серпантину, который мы благополучно срезали, сам подъём не вызывает ни каких трудностей. Идёт хорошая тропа. Поднявшись на вершину, расстроился, и сюда добралась наша церковь, стоит крест . Я не против религии, я против бизнеса который делают на религии. Виды, как то так себе, не впечатлили, ожидал большего.

Автор: Crocet

На вершине пика Чершского флаг и памятная табличка погибшим бойцам спецназа.

Паша сделал панораму, я групповушку (групповой снимок всей команды) и стали спускаться к озеру Сердце. Озеро действительно имеет форму сердца и довольно красивое.

Автор: Crocet

После купания в сердце пошли к водопадам на реке Подкомарной. На пути к водопадам нас встретил дождь, давненько его не было. Вода сбрасывала свои воды с нескольких отвесных каскадов.

Автор: Crocet

Во время прогулки запомнились встреченные пять штук памятных табличек, всем погибшим ещё не было и 30 лет. Летом тут проблематично погибнуть, но возможно, а вот зимой на Хамар-Дабане из-за его структуры бывает очень много лавин, вот в них как раз и погибают туристы в лыжных походах.

5 день 20 июня.
    По коням, закричали рюкзаки. (Туристическая поговорка)
    Сегодня мы идём под рюкзаками, наша первоочередная цель перевал Чёртовы ворота и Чёртово озеро, на этом же перевале. На перевал поднялись без проблем, здесь ещё ходят люди и поэтому много хороших троп. С перевала открывается красивый вид, озеро на перевале тоже впечатляет. Во время очередной групповушки, я повредил колено. Поставил фотоаппарат на камень, сдалал таймер и начал бежать к группе, чтобы успеть влезть в кадр, и вот в этот самый момент ударился коленом об камень. И это в самом начале похода! А ещё идти 16 дней!

Автор: Crocet

С перевала хорошо видно, какой маршрут нам предстоит пройти. Честно говоря, это выглядит страшно. Вроде нет особых препятствий, идёшь себе и идёшь, но вот эта монотонность и убивает. Постоянные спуски и подъёмы.
    Наш маршрут пролегает где-то вон там на горизонте.

Автор: Crocet

Хамар — Дабан – это целая горная стран, протянувшиеся более чем на 350 км. Хребет Хамар-Дабан древнейший массив планеты. Сам хребет не высок, его максимальная высота составляет 2350 метров над уровнем моря, высшая точка Утуликская подкова. Центральная часть хребта является заповедником. Структура хребта холмистая, постоянные спуски и подъёмы на 100-300 метров.
    Сегодня встали лагерем возле озера под горой Босан.

Автор: Crocet

Сегодня прошли 23,6 км с общим набором высоты 1500 м, в лагерь все пришли вымотанные до не могу. Некоторых трясло от усталости.На следующий день нам предстояло пройти 25 км, цифра пугает. Но поделать нечего, сами подписались на такое.

6 день. 21 июня.
    Утром туман, видимость буквально метров 5-7. Завтракаем, собираемся и выходим. В тумане идти даже приятно, не жарко. Поднимаемся на хребет и идём по перемычке к горе Босан, перемычка шириной метра полтора не больше, справа и слева крутые обрывы, жаль видимость низкая, было бы интересно посмотреть.

Автор: Crocet

На гору Босан идти не стали, смысла нет, всё равно ничего не увидим, а пройти нужно много.

Во второй половине дня мы подошли ко второй горе Моргосанская сопка, погода стала налаживаться
    Маргасанская сопка в бывший действующий вулкан. Последнее извержение лавы закупорило жерло вулкана. В округе можно без проблем найти остатки магмы. Высота горы 2252 метра.

Автор: Crocet

Ещё раз убеждаюсь, что необходимо проверять всё снаряжение у участников, но это невозможно сделать, когда участники из других городов. Остаётся полагаться на их здравый смысл и что они последуют инструкции руководителя и возьмут то, что было в высланном списке, или хоть проконсультируются. Но вот одна из наших участниц не последовала наставлениям, а может вопреки неопытности и за неимения финансов на снаряжение, взяла с собой, вместо трекинговых ботинок или хотя бы кроссовок, простые китайские чешки за 300 рублей. Взяла целых три пары, по паре на каждую неделю.

Шёл дождь, мы переходили вброд реку, увидев, что девочка, звали её Кристина, отстаёт, я решил проявить галантность и поступить как джентльмен, будьоно не ладно. Я забрал у неё 6 кг еды. При своем весе рюкзака 25 кг, в него добавилось ещё 6 кг, моё больное колено от такого шести килограммового подарка так взвыло, что я призадумался малость над своим поступком. Конечно, в такой ситуации я мог идти только замыкающим. Это был хороший урок, понял, что больше никогда в жизни не буду в этой роли, это ужас. Приходя на место отдыха, замыкающий отдыхает всего 5-10 минут, в то время основная команда пока ждет, отдыхает уже 15-20 минут . Соответственно количество восстановленных сил было разным.

В итоге за этот день мы прошли всего 15 км изнамеченных 25. На место ночёвки пришили под проливным дождём, все мокрые и усталые. В такой ситуации главное больше двигаться, чтобы согреться и просушиться пошли пилить дрова, Поставили палатки, сделали нодью.

Нодья — таёжный долго и сильно горящий костёр. Есть разные варианты складывания Нодьи из двух брёвен, трёх и т.д. Это единственный костер для ночлега, который можно жечь на глубоком снегу. Другие виды костров будут плавитьснег, и проваливаться в яму. Во-вторых, правильно сложенная Нодья дает тепло всю ночь и практически не требует обслуживания. Главное ее свойство — это саморегуляция горения. Нодья медленно тлеет с редкими сполохами пламени, поддерживает это тление самостоятельно и излучает тепло в горизонтальной плоскости в сторону спящего.

7 день. 22 июня.
    Сегодня у нас днёвка.
    Что такое днёвка. Целый день предстоит, сидишь на месте и никуда не идти! Это прямо счастье. Каждый занимает себя, чем может. В основном это кружок вязания и зашивания.

Автор: Crocet

Все бы хорошо, да вот только еды конечно так же мало, как и всегда. Когда идёшь, есть хочется, но твои мысли улетают, куда- то вдаль, сливаются с окружающей тебя красотой, и ты не так сильно думаешь о еде.

Автор: Crocet

Экспедиция это вообще что-то уникальное. Она может так изменить твою жизнь, что ты уже никогда не будешь прежним. Здесь вдали от цивилизации мозг отдыхает от постоянных раздражающих факторов, чужих советов, мнений, рекламы, телевизора и т.д. В экспедиции можно разобраться в себе, понять какие ошибки ты допустил, почему, из-за чего. порой человек понимает, что он хочет от жизни, какой курс ему необходимо держать. Любая автономная экспедиция сравнима с приёмом у хорошего психоаналитика, а в нашем обществе, каждому человеку да надо порой проходить такой приём.

Если ты один раз побывал в горах, и тебе это понравилось, всё, обратного пути нет, ты будешь стараться вырваться туда при любой возможности. В течение дня прогулялся на водопады выше по течению. Погода в этот день порадовала, крайне мало шёл дождь.

Автор: Crocet

Вечером сделали баню каменку, вдоволь в ней попарились.

Продолжение следуует..

Оригинальный текст статьи находится на сайте nomadsclub.ru/articles/318-ot…:

Дешёвый ✈️ по направлению Слюдянка
    • PitMos
      PitMos
      С нами с 10 авг 2012
      4 янв 2015, 05:32
      Красота!
      Вспомнил как я ходил с родителями в походы.., давно было.. В советское время.
      Спасибо большое за рассказ! Очень интересно!