Смоленск

Смоленск

LAT
  • 54.78110N, 32.04889E
  • Я здесь был
    Хочу посетить

    57 заметок,  53 совета по 45 объектам,  1 366 фотографий

    помощь Подписаться на новые материалы этого направления
    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов Смоленска помощь
    Все авторы направления
    reon
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 6 ноя 2009

    В Смоленск и Талашкино

     
    20 ноября 2009 года 2319

    Уже знакомый фирменный состав “Полоцк - Москва” всего за 6 часов доставил нас с Наташей в ночной Смоленск. Российско-белорусская граница была настолько же прозрачной, как и по пути туда. Вокзал в Смоленске - по сути даже два вокзала, ибо с одной стороны здания отправляются поезда в направлении Бреста, а в другом - в направлении Витебска: ветки разветвляются сразу после вокзала, хотя первые несколько км идут параллельно. Само же здание вокзала - весьма внушительное сооружение в стиле “сталинский ампир”, но о нём поговорим позже.

    Сразу же возле вокзала Смоленск встречает первыми достопримечательностями: двумя храмами, причём один из них древнерусский: XII век. Но ночью их рассматривать не очень хорошо получается, а к тому же стояла важная задача: найти ночлег. Сначала отправились в ближайшую гостиницу - “Держава” на ул. Кашена, главное достоинство которой - она совсем недалеко от вокзала. Небольшой трёхэтажный домик совершенно непритязательно архитектуры. Но там все дешёвые номера (по 800 р.) уже разобрали, остались только довольно кусачие “люксы”. Что интересно, забронировать заранее номер там нельзя в принципе: как сказала мне администраторша ещё по телефону “это как повезёт”. Поэтому был выбран “план Б”: реликт советской эпохи, гостиница “Смоленск”. Но до неё было гораздо дальше: ул. Дзержинского, а чтобы попасть туда, пришлось перейти мост через Днепр (и обнаружить, что он до сих пор толком не замёрз), а затем обойти с фланга кремль и довольно долго идти в горку весьма пустынной улицей. Конечно, можно было бы поймать машину (их в Смоленске намного больше, чем в Полоцке, и воздух заметно грязнее), но такое решение показалось нам “неспортивным”.

    Наконец на горизонте показалась типичная башня советского архитектурного стиля - “Россия”, младшая сестра безвременно скончавшейся московской тёзки. У входа в гостиницу, где также был ещё и какой-то клуб, шли пьяные разборки местных гопников. Проскочив мимо них, оказались в громадном фойе, не тронутом вирусом евроремонта. Не слишком улыбчивый администратор у входа озвучил цены, от которых мы слегка ошалели: 1700 р. за скромный двухместный номер, хотя и с завтраком. Но ломиться искать третью гостиницу было уже поздно, поэтому решили слегка разориться и остаться здесь. Заполнили довольно длинные анкеты (это был ЕДИНСТВЕННЫЙ раз за всё путешествие, когда потребовались паспорта - в поездах проводники ими совершенно не интересовались), получили карточки, и… чего-то не хватало. Администратор забыл выдать ключи - пришлось напоминать! Номер, надо сказать, выглядел лучше, чем прочие интерьеры: евроремонт, новая мебель и сантехника удовлетворит даже гораздо более требовательных к комфорту путешествеников.

    Утром поднялись довольно рано и отправились на включенный в стоимость номера завтрак. Огромный зал столовой в типично советско интерьерном стиле был совершенно пустынен - кроме двух тётушек на раздаче, в помещении никого не было. Либо больше никого не было, либо все уже поели… На раздаче был изображен завтрак в стиле “шведский стол”, далеко не достигающий по разнообразию и кулинарным достоинствам уровня европейской отельной кулинарии. Но мы не стали задирать нос, а с аппетитом подкрепились котлетками, выпечкой, фруктами, соками и чаем. Чай, что характерно, предлагалось разливать из старенького самовара в любую из пары десятков разнокалиберных и разномастных кружек, очень напоминающих тот винегрет, что скапливается в офисных шкафах любящих погонять чьёк сотрудников. По ходу завтрака вспомнили, что объявление на ресепшене гласило о непривычно раннем расчётном часе - 8 (!) утра, тогда как время уже подтягивалось к середине десятого… Возникли лёгкие опасения - а не попытаются ли они содрать с нас денег за вторые сутки?

    Но, как оказалось, грозное объявление висело чисто формально. Коридорная даже не посмотрела на часы, лишь забрала ключ, после чего мы были свободны на все четыре стороны. Мы покинули эту обитель гостеприимства и отправились исследовать город.

    Крепостная стена стояла прямо перед нами - стоило только перейти улицу. Буквально через 10 минут ходьбы мы оказались у самого известного объекта - башни Громовая. Она интересна не только как одна из самых красивых и мощных башен, ставшей визитной карточкой города, но и музеем, находящимся внутри. Как и с музеями Полоцка, осмотр мы начали ровно в 10 часов, и прямо перед нами тётушки-смотрительницы отпирали двери и засовы. Внутри на нескольких ярусах рассказано об истории башни и смоленского кремля в целом, плюс одновременно с осмотром мы слушали бесплатную и совершенно добровольную экскурсию смотрительницы. В башне несколько ярусов, и можно подняться на все, вплоть до последнего - огромного деревянного шатра с узкими бойницами на все 360 градусов. Там уже готовились к своим тренировкам ребята из местного кружка исторической реконструкции в нарядных средневековых доспехах. Мы же немного погуляли в шатре, а затем отправились на стену - но по ней можно пройтись совсем немного, всего метров 100: ибо по обе стороны от башни в крепостной стены сделаны широченные проломы: один - для улицы, а другой - просто так. Сверху можно полюбоваться на отлично сохранившийся мощный оборонительный земляной вал внутри стены.

    Здесь следует немного отступить и рассказать о смоленском кремле в целом. Он был построен в конце XVI века, т.е. ровно через 100 лет после московского. К этому времени русские строители уже накопили немалый опыт в строительстве крупных кирпичных оборонительных сооружений; плюс Смоленск, как и в наши дни, являлся приграничным городом: совсем близко были поляки, и как показала дальнейшая история - опасения против них были совершенно не напрасны.

    Кремль был выстроен просто гигантским: он имел длину стен 6,4 километра, имел 38 башен, а на строительство ушло более 400 миллионов кирпичей. Фундамент был выложен из белого камня. И если на территории московского кремля помещается лишь несколько дворцов, храмов и правительственных учреждений, то смоленский кремль - это до сих пор значительная часть города. Войдя в его границы, мы поражались, сколько всего там помещается: и старинные купеческие улицы с отреставрированными особняками XIX века, и “сталинские” проспекты, и кварталы частной деревянной застройки, и обыкновенные жилые многоэтажки! Плюс ещё разнообразия добавляют несколько глубоких оврагов, достаточно крупный парк и огромное число церквей всех эпох. Но самый красивый, безусловно, Успенский кафедральный собор - его купола и золотые главы, появляются вдруг на горизонте, словно сказка, когда идёшь по одной из горбатых улочек центра:

    Понемногу разными улочками мы просочились к другой стороне стены и снова оказались на берегу Днепра - теперь уже днём. Время до отхода поезда ещё было, поэтому я вспомнил про Талашкино - находящуюся неподалёку от Смоленска усадьбу княгини Тенишевой. Наташа энергично поддержала идею отправиться туда. Пересекли Днепр по другом мосту, полюбовались ещё раз крепостной стеной и встроенной в неё церковью Одигитрии (она же - Днепровские ворота) и вскоре снова были в районе вокзала. Здесь же находился Заднепровский рынок, вокруг кипела торговля, грохотали раздолбанные трамваи, были припаркованы просто сотни “газелей”-маршруток. Но нам нужны были вовсе не эти маршрутки, а пригородные. Их было намного меньше, и все они находились на автовокзале. Нам повезло - через пару минут как раз отходила маршрутка на Талашкино, под номером 134. Быстро пересекли город и понеслись по шоссе в сторону Рославля; через 30 минут “Газель” завезла нас в посёлок Талашкино - здесь и была конечная точка маршрута. Обычный посёлок городского типа с неказистыми двухэтажными и одноэтажными зданиями, с тихими улочками, кое-где изуродованными лежащими прямо на поверхности трубами теплотрассы.

    Однако, не всё так просто! Музей “Талашкино” на самом деле находится вовсе не в Талашкино, а во Флёново. Это совсем маленькая деревня, куда надо пройтись пешком ещё примерно 2 км от Талашкино. На пустынной дороге никого не было - надежды, что кто-нибудь нас подвезёт прямо до музея, не оправдались (а время уже поджимало!). Близмузейная стоянка тоже была пустынна: туристы не ломились смотреть зимой на памятники. Но не таковы путешественники! Мы бодро дотопали до здания знаменитого “Теремка”, и тут обнаружили - пора возвращаться домой, скоро поезд. Правда, я забыл точно в какое он время: знал лишь, что не раньше 14, но и не позже 15 часов. Поэтому ограничились наружным осмотром Теремка, Храма святого духа, построенного по проекту Рериха, и школы, построенной Тенишевой. Вокруг царила тишина, покой; густые снежные сугробы нарушались лишь лыжниками и местными мальчишками.

    Обратно до Талашкина дошли тоже шустро, но маршрутка вовсе нас не поджидала на остановке… Но Наташа проявила отличные автостопперские способности, и быстренько вписала нас в “Газель”, развозящую продукты в местные ларьки и магазинчики. Поэтому обратно до центра Смоленска мы доехали даже быстрее, чем туда - без остановок. У Медгородка сразу же садимся на маршрутку - и летим к вокзалу. Интрига остаётсся: поезд в 14:00 или 14:59? Разница уже была велика….

    Прибежав на вокзал (14-07), смотрим в расписание: брестский поезд - 14-47. Отлично! Переводим дух, прицениваемся к буфету, я начинаю фотографировать впечатляющие залы и громадные колонны интерьеров смоленского вокзала… и вдруг слышим объявление: отправляется поезд Брест-Москва! Бегом на перрон, заходим в первый попавшийся вагон - поезд трогается. Проводницы абсолютно равнодушно отнеслись к факту наших “неправильных” оршинских билетов, мы проходим половину поезда и попадаем в жаркий плацкарт, заполненный в основном возвращающимися из Польши московскими туристами… 400 км поезд покрывает всего за 4 часа (отличная скорость для российских железных дорог; всё-таки вторая по важности магистраль после направления Москва-Питер), и в восемь вечера нас встречает родной Белорусский вокзал. Ура! 1376 км пути позади, знакомство с ближним западом состоялось.

    вики-код
    помощь
    Вики-код:

    Дешёвый перелёт по направлению Смоленск
    сообщить модератору
      Наверх