• фото 16

С нами с 9 мар 2009

Сходить на 1000 метров за один день

2 февраля 2012 года||1 (1)| 7| 56271

поход выходного дня на гору Пеус
    Маршрут:
    г. Сочи – пос. Лазаревское – аул Наджиго- г. Большое Псеушхо (Пеус) – аул Наджиго – пос. Лазаревское — г. Сочи
    Протяженность: 15 км (в оба конца)
    Тип маршрута: радиальный
    Количество дней: 1-2
    Ночевки: при двух дневном походе у подножия горы Большое Псеушхо (Пеус)
    Варианты подъезда/отъезда:
    1) Городской транспорт:
    Городской транспорт от автовокзала г. Сочи до пос. Лазаревское
    От пос. Лазаревское до аула Наджиго

Заказным транспортом можно доехать до аула Наджиго, при наличии внедорожника подняться намного выше аула к началу подьема на г. Большое Псеушхо
    Расходы:
    1. Транспорт
    2. Питание

Краткое описание: Несложный одно-двух-дневный маршрут. Проходит в основном по действующим и заброшенным волокам, набитой тропе, требует внимательности в некоторых местах, проблем с ориентированием при внимательном прохождении не возникает.
    Целью маршрута является подъем на гору Большое Псеушхо высота которой составляет 1100 метров. Это одна из немногих в окрестностях города Сочи вершин высотой свыше 1000 метров, на которую можно без особого напряжения сходить за один день. Впрочем, чтобы сходить на г. Большое Псеушхо за один день желающий должен быть в хорошей физической форме.

техническое описание:
    От вокзала Центрального района города Сочи необходимо доехать автобусом или электричкой до поселка Лазаревское. Где пересесть на автобус, ведущий в аул Наджиго. Время в пути 30 мин. С конечной остановки автобуса в ауле Наджиго (фото 1) начинается путь на вершину г. Большое Псеушхо. Встав к остановке лицом, поворачиваем налево и начинаем движение вверх по асфальтированной дороге. Дорога ведет мимо домов аула, постепенно переходит в бетонную, а затем и в грунтовую (фото 2). Дорога идет с легким поворотом вправо. Через 440 метров – развилка. Дорога, уводящая круто налево вверх ведет к водопадам на р. Кумыштепе и Гумыштепе, известных под экскурсионным названием «Серенада любви», дорога прямо ведет в подножию г. Большое Псеушхо. Грунтовая дорога, ведущая к Большому Псеушхо похуже качеством, срединная часть заросла травой (фото 3). Вскоре начинается затяжной подъем по грунтовой дороге с крупными камнями известняка. Дорога идет траверсом хребта Псешетх, справа открывается долина реки Макопсе. Двигаясь по этой дороге 2770 м выходим к развилке – налево вверх и прямо. Продолжаем движение прямо. Эта дорога кажется сильно заросшей и давно неезженой, но через какую-то сотню метров становится лучше и четко просматривается. Через 400 метров эта дорога выходит на другую. От места выхода поворачиваем направо вверх (фото 4). Здесь дорога сильно заросла травой, но просматривается. Через 300 м дорога выходит на поляну, с которой уже просматривается лысая вершина г. Большое Псеушхо с каменным поясом. Отличительная черта поляны – одинокое дерево, стоящее особняком (фото 5). Здесь нужно быть очень внимательным: с противоположного края поляны в разные стороны отходят две дороги. Одна с правого края вверх — та, что нужна для подъема на вершину, вторая влево с небольшим спуском, обрывается в кустарник, по ней ходить не надо. Ориентироваться на нужную дорогу можно от указанного дерева, под которым лежит бетонный блок (если, конечно дерево это еще простоит какое-то время). От дерева правее просматривается просвет среди деревьев и кустарников, на который и следует двигаться. Азимут на просвет с бетонного блока 330. На фото 6 и 7 нужная дорога идет правее крайнего справа участника группы. Нужная дорога имеет несколько древесных завалов (фото 8). По этой дороге поднимаемся 290 метров. Как только на дороге появляется прямой участок, необходимо искать уходящую вправо тропу по гребню хребта. Если дорога пошла на спуск, значит, нужное место вы прошли. Необходимо вернуться назад на ровный участок и поискать тропу вправо. На фото 9 Иван и Марианна стоят на ровном участке дороги, куда как раз ходить не надо, на фото 10 Сергей показывает нужное направление для движения. Нужная тропа начинается по гребню хребта, постепенно спускаясь на траверс. Местами теряется в кустарнике и траве, но большей частью хорошо читается. Общее направление движения северо-восток. Через 470 м слева от тропы оригинальный камень с нишей в середине. В 2002 году наш товарищ Сергей Козлов назвал этот камень «вулканом в миниатюре» (фото 11). От камня сквозь кроны деревьев просматривается альпийская зона г. Большое Псеушхо. Далее тропа идет с подъемами и спусками по гребню и траверсом хребта. Вершина г. Большое Псеушхо остается с левой стороны. Через 600 м. тропа выводит на волок (фото 12). От выхода на волок необходимо повернуть налево и продолжить движение по волоку, придерживась направления вверх. Через 835 м. волок выводит на развилку (фото 13, 13a).

Подниматься на вершину г. Пеус целесообразно от этой развилки вверх по хребту «на дурака». При подъеме обращайте внимание на каменный пояс. Он должен оставаться справа от вас (фото 14). На вершине остатки тригапункта (фото 15).
    От аула Наджиго пройдено 6105 метров, на что с учетом составления техописания (т.е. скорость была не очень высокой) затрачено – 3 часа 30 мин. На спуск от стоянки до аула Наджиго ушло 2 часа. На восхождение на вершину и спуск в лагерь, в общем, ушло 2 часа 30 минут. Итого всей работы с перекусом на 9 часов – легко можно сбегать на один день. Имейте ввиду, что по всему маршруту, начиная от аула Наджиго до вершины г. Пеус нет пригодной для питья воды.

Но если вы хотите сходить с ночевкой и встать у вершины Большое Псеушхо лагерем, следует от развилки (фото 13, 13a) пройти по дороге вправо. Непосредственно от развилки дорога идет на подъем, затем резко спускается вниз. Удобная стоянка через 510 м справа от дороги (фото16, 17). От самой дороги до выположения хребта, где можно поставить две-три палатки 600 м через древесные завалы Вода ниже по дороге – хороший родник, есть удобное место для забора воды в котлы, с дровами проблем нет.

Дешёвый ✈️ по направлению Сочи
    • PitMos
      PitMos
      С нами с 10 авг 2012
      10 июл 2014, 21:41
      Как вы все подробно описали и показали — готовый маршрут!