Ставропольский край

grau59 883
Были в Ставропольском крае?

veruncia
С нами с 6 апр 2009

Мы поедем на Кавказ.(часть 2)

6 апреля 2009 года||1 (1)| 4| 24861

Про чукчу и святого Феодосия (философские размышления скептика).
Так как большинство отдыхающих приезжают на Кавказские минеральные воды лечиться, то тема здоровья одна из самых актуальных и эксплуатируемых. Местные торговцы вам непременно предложат чудодейственные мази, камни, напитки.
А вот экскурсия по святым местам, это не просто осмотр церковных достопримечательностей, но и как выяснилось, средство исцеления от болезней. Нас везли к месту исполнения желаний. Гид всю дорогу рассказывала о сказочных выздоровлениях от тяжелых хворей, о том, как необыкновенно везло людям, побывавшим на могиле святого Феодосия. Свои рассказы она чередовала с современным изложением молитв. Читала их монотонно, каким-то загробным голосом:
- Помолимся, братья и сестры! Аминь. Не забываем делать покупки во имя спасения ваших душ.
В каждом храме «гидша» сама вставала за прилавок и продавала туристам иконки, свечки и медальоны с изображением старца. Люди толпою неслись к святыням, отпихивая друг друга локтями, и переругиваясь. Оказавшись на могиле Феодосия, все как один бросились нарывать себе земли в заранее заготовленную тару. Как будто окончательно потеряли разум. Не знаю, наверное, взял верх мой скептицизм. Но мысль была одна: «Боже, куда я попала!» Ну почему в нашей стране все доходит до абсурда. Наконец то, спустя много лет после революции нам разрешили официально, одобрено правительством, верить. И что тут началось!
Как-то в середине 90-х годов увидела в Александро-Невской Лавре солидного мужчину с толстой золотой цепью на бычьей шее, как у собаки ошейник. Он вошел в храм в компании двух телохранителей и сразу же в церковную лавку:
- Какие у Вас тут свечки самые дорогие? Мне 10, нет 20 штук.
Я смотрела, как он, уставившись в одну точку, не мигая, крестился, широко, размашисто. Правда, кланяться у него не получалось, только шеей кивал. Позади него истуканами стояли телохранители.
Чуть позже, там же в Лавре повстречала чукчу с букетом оранжевых ноготков. Он негромко, по-своему молился на коленях у могилы Ланской. О чем? Загадка. Анекдотичные истории из жизни. Вот добавилась еще одна.
На мой взгляд, как нельзя лучше передают энергетику места - старинные захоронения и базары. Я вышла из часовенки старца Феодосия и отправилась бродить по кладбищу. Памятники на могилах рядом с часовней поражали богатством. Наверное, недешево стоит последнее пристанище бренных тел.
В Питере есть своя святыня – могила блаженной Ксении Петербургской на Смоленской кладбище. Туда приезжают толпы паломников, оставляют записочки с просьбами в стенах часовни. В православные праздники и по выходным перед входом образуется очередь. Сотни, а может тысячи людей приходят к святыне. Но они приходят сами, без экскурсий, по зову сердца.
В поездке по храмам Кавказа могло бы быть иначе. Замолили ли мы свои грехи?
На маму мою, как на человека религиозного и эмоционального, наше паломничество произвело сильное впечатление. Уверена, она не заметила выше описанных нюансов. В каждом из трех увиденных храмов мама поставила свечки, помолилась, приобрела медальоны, иконки и естественно набрала в платочек землицы. А я, привыкшая все подвергать сомнению (возможно не лучшая моя черта), прислушивалась к своему сердцу.
Мне очень понравился храм в Минеральных водах, построенный из красного кирпича. Вокруг храма цветник и увитые виноградом беседки. Я долго гуляла вокруг него, любуясь видом окрестностей. Думала о чем-то своем. Неожиданно ход моих мыслей прервала подошедшая женщина в черной одежде. Она молча протянула мне кулек с черешней. Я не поняла сначала. Она промычала и взяла меня за руку. Отсыпала ягод. Немая. Догадалась я. Хотела дать ей денег и вспомнила, что сумка у мамы. Пошла к храму. На ступеньках у входа сидела нищенка и разговаривала по сотовому телефону с сыном. Увидев меня, она быстренько спрятала трубку в карман и заголосила:
- Подайте Христа ради!
Когда вижу нищих, а в питерском метро они заходят в вагон практически на каждой станции, то испытываю странную смесь жалости, брезгливости и вины. Только не бросайте в меня камнем!
Вошла в собор. Внутри было красиво и прохладно. Удивительно спокойно и легко. Мое место. Благодать.
Одними из святых мест, о которых мечтала, и где не удалось побывать, были обители на вершине скал, манящие высотой и тайной. Их мы проезжали по дороге на Домбай.
Настоящие горы.
В воскресную поездку собирались со всей тщательностью. Света с Максимом приобрели новую камеру. Закупались продукты, с вечера делались бутерброды. Наша хозяйка волновалась:
- Вдруг Сан Саныч узнает и обидится на всю жизнь.
Сан Саныч – это ее сосед по лестничной площадке и по совместительству директор Железноводского бюро путешествий. Маленький, чернющий от загара мужчина в полном расцвете своих 60-ти лет. С масляными глазками и пошлыми анекдотами на все случаи жизни. С ним мы познакомились в первый день. И с его фирмой путешествовали по церквям. На Домбай решили поехать с другой компанией на комфортабельном Мерседесе, рассчитанном на 15 человек. У Железноводского бюро путешествий на экскурсию выделялся большой автобус. В общем, Сан Санычу мы сказали, что никуда не едем, а сами стали собираться в дорогу.
Рано утром, когда приехало такси к подъезду, Света выглянула в окно и увидела нашего соседа, курящего во дворе возле своей «Волги».
- Все пропало! – запричитала она. – Сейчас он нас увидит и дружбе конец!
- Мама, не волнуйся,- неожиданно подал голос Максим, мы перехитрим его.- Сан Саныч сейчас пойдет на центральную дорогу, на улицу Ленина.
- Ну и что, нам тоже надо на Ленина!?
- Мам, подожди, на нужную улицу мы попадем, но в объезд.
Максим объяснил ошарашенному таксисту, что ехать придется огородами. Тот сначала упирался, но мы его упросили. Не знаю, заметил ли Сан Саныч свет в нашем окне ранним утром, но на улице мы его не повстречали. Чего не сделаешь ради сохранения добрых дружеских отношений?
Утро выдалось на редкость ясным, в течение сотни километров нашего пути были видны седые вершины Эльбруса.

Резкие, колкие, бежево-серые, с розово – красными прожилками; пугающе-опасные головокружительной высотой ущелий, змейкой извивающихся, блестящих чешуей бурлящих рек, манящие звенящей музыкой хрустальных ожерелий водопадов и синевою ледяных озер; завораживающие резким контрастом изумрудной зелени и режущей глаз белизны – все это Кавказские горы, которые довелось увидеть.
До Тебердинского заповедника мы доехали за 4 часа. На середине пути сделали остановку, подкрепились прохладным айраном (кисло-молочным напитком, похожем на кефир) и горячими чебуреками.
Домбайская поляна распростерлась там, где талые воды с ледников дают начало горным потокам, на высоте 1600 метров над уровнем моря. Слово Домбай в переводе с карачаевского означает «зубр». Давным давно в здешних лесах обитали стада могучих великанов. Но они были почти полностью истреблены. После Великой отечественной войны в Тебердинский заповедник завезли 14 голов этих уникальных животных. В настоящее время живет их потомство, выросшее в естественных условиях.
Честно скажу, зубров мы не повстречали. Но когда вышли из микроавтобуса увидели множество порхающих бабочек, похожих на наших капустниц. На секунды показалось, что пошел снег. Грузный мужчина в синем комбинезоне из шланга поливал грунтовую дорогу. И бабочки летели на воду. Они сбивались в кучки, приземляясь вокруг мелких лужиц. Мальчишка лет пяти, с победным кликом, набегал на маленькие бабочкины стада и радостно смеялся, когда белоснежные красавицы взмывали ввысь.
Домбайская поляна, окруженная со всех сторон живописными вершинами, впечатляла. Задрав головы и почти не смотря под ноги, мы добрались до канатной трассы, проложенной на склонах Мусса–Ачитара (3012 м.). Зимой с горы катаются на лыжах.
Поднимались на 3 уровня. Сначала минут 10 ехали в вагончике набитом туристами, а потом на парнокресельной канатке. Подъемы занимали 15-25 минут, даже успевали замерзнуть ноги. Следует помнить, что каждые 100 метров температура воздуха понижается на полградуса и обязательно взять с собой теплые вещи на вершину горы, даже в жару. Каждый уровень поражал необыкновенно насыщенной палитрой цветов. Лазурные колокольчиковые поляны чередовались с лимонно-солнечными лютиками и неожиданно вспыхивающей синевой незабудок.
На втором уровне мы увидели верблюда, бурого медведя и горного козла. Конечно, это были невольные животные, с которыми их хозяева предлагали сфотографироваться. Тут же в местных кафе готовили шашлык из говядины. Продавались сувениры, шапки, шали, носки, значки туриста. Те, кто устал или здоровье не позволяло подниматься выше, устраивались на пикник, подставляя с риском обгореть пока еще бледные лица жаркому солнцу.
Поднимаясь на последний уровень, обратили внимание на остатки грязно-серого, тающего снега. На вершине снега было больше, почти по колено. Многие туристы раздевались до купальников и загорали, зарывались в сугробы и играли в снежки. Вокруг себя я замечала счастливых улыбающихся людей, забывших обо всех своих проблемах и погрузившихся в детство. Удивительная энергетика гор.
Света с Максимом прямо с вершины звонили своим родственникам в других городах. Чудеса, связь дошла и сюда.
Вдруг я услышала, как в рупор объявляют, что можно подняться еще выше, на высоту 3500 метров на большом снегоходе – ратраке. С загоревшимися глазами бросилась за билетами, на ходу крича Свете, что поедем вместе.
Непередаваемые ощущения от брызгающего снега, запихивающегося в обувь, за шиворот, колющего в лицо! Мы вцепились в поручень, потому что ехали на боку. И я ловила себя на мысли, что совсем не страшно умереть вот так, на пике восторга, застилающего слезами глаза.
На вершине лежал девственно белый снег и дул свежий ветер.
- Посмотрите, море! – крикнул паренек, указав направление рукою.
- Не может быть, - тихо промолвила я.
- А что, очень даже может, - возразила дама, стоящая рядом.- Здесь до моря в Абхазии 65 км. Слышала, что хотят прорубить тоннель.
Мы с мамой нырнули в снег, как в воду, а Света, раскинув руки подобно птице, уединилась на склоне горы.
- Не зря вы меня сюда затащили, я так боялась,- призналась чуть позже нам она.
И все, что было до, и все, что будет после, казалось мне пустым, ненужным, ненастоящим. Эйфория, момент встречи с любовью. Кажется, у меня так уже было, в горах.
А еще у Домбая есть свой вкус. Для меня это вязко-сладкий вкус варенья из молодых еловых горных шишек (150 руб. за литр)
Есть ли в водопадах мед?
Домбай открыл у нас второе дыхание. И на следующий день после обеда и обязательных процедур, мы отправились снова в путь в Карачаево-Черкесию.
Медовые водопады находятся в нескольких километрах от Кисловодска в ущелье реки Аликоновки. Их шесть. Самый большой водопад падает с высоты 18 метров.
Много лет назад в скалах, у водопадов, водились огромные рои диких пчел. Они обитали в трещинах, расщелинах, углублениях. Во время летних ливней соты размывались водами и тогда, как в сказке, по скалам стекали густые янтарные струйки меда. Пчел давно нет. Они погибли в одну из суровых зим, а название, данное местными жителями водопадам, сохранилось до наших дней.
На водопадах почувствовали на себе непредсказуемость горной погоды. После жары разразился ливень. Карабкаться по скользким выдолбленным в скалах ступенькам под сверкающими молниями было экстремально и весело. Насквозь промокнувшие, но довольные, мы выбрались из ущелья на запах шашлыка. Вид из кафе открывался изумительный. С одной стороны, на гору, запечатленную в фильме «Всадник без головы», с другой, на ущелье.
На обратном пути проезжали табуны карачаевских скакунов, резвящихся под вспыхнувшей посреди хмурого неба радугой, пограничный поселок «Мирный» и сиротливо прижавшиеся к обочине пыльной дороги головки макового цвета. Мечта художника.
Про бедных горцев в богатых саклях.
Несколько дней спустя спонтанно собрались в Чегемское ущелье. Хотелось объять необъятное. За время нашего пребывания на Кавказе выпадали всего одна суббота и одно воскресение. А все самые интересные экскурсии из Железноводска исключительно по выходным дням. Расписание составлено ради удобства отдыхающих в пансионатах. Процедуры до обеда каждый день, кроме воскресения. Поэтому в будни экскурсии начинаются в 14 – 00. И обычно это поездки продолжительностью 4-5 часов на небольшие расстояния, чтобы отдыхающие успели вернуться к ужину. В единственное воскресение нам пришлось жестко выбирать между Домбаем, Эльбрусом, Архызом и Чегемом. Как вы уже знаете, большинством голосов победил Домбай. Увидев среди недели экскурсию на Чегем, мы, не раздумывая, купили путевку, еще не представляя, насколько урезан обычный маршрут выходного дня. В общем, показали нам только водопады и тот отрезок ущелья, что ведет до них. На прогулку по ущелью был выделен час. До древнего городища с развалинами храмов нас не довезли. Но зрелище оправдывало несколько утомительных часов пути.
Очутившись в каменном мешке гор, мы почувствовали приятную прохладу ущелья, в узком коридоре которого с диким ревом мчалась непокорная река Чегем. Параллельно реке, повторяя каждый ее изгиб, змейкой извивалась пыльная, опасная дорога.
Небольшой отрезок пути до Чегема наш автобус ехал по горному серпантину. Дорожка казалась настолько узкой, что невозможно было разминуться двум встречным машинам. За ней сразу начинался обрыв, и только цветные точки домов на дне ущелья напоминали о селениях кабардинцев.

Медленно, смакуя каждую увиденную деталь панорамы, мы дошли до водопадов, плачущих с вершин гор. Попутно заметили пещеру древнего человека и одинокого ослика, жующего траву. У водопадов предприимчивые горцы организовали пару духанов и поставили своих женщин продавать шерстяные изделия и глиняные горшки. Тут же за столиком на улице с видом на водопады можно было отведать кушанья кавказской кухни. Водопады огородили от проезжей части, а за забором виднелись мусорные следы цивилизации. Но это скорее упрек не им, а нам.
Аулы поражали не только богатством домов, но и новенькими мечетями.
- Посмотрите, на сакли бедных горцев, даже коня некуда поставить,- юморил наш экскурсовод, обращая внимание на несколько этажные частные дома с балконами и гаражами, построенные из белого кирпича.
Да, у нас в России редко встретишь такие зажиточные деревни. Разве что рядом с большими городами. Объясняется это наличием дешевого строительного материала, то есть полезными ископаемыми: мрамором, гранитом, известняком, песком и т.п. А еще кабардинцы умеют работать. Гастробайтеры, строившие нам дачу, как раз были из тех краев. Их женщины тоже не отдыхают без дела. Сидя на крылечке и мелькая спицами, создают ажурные произведения искусства: шали, кардиганы, кофты. Стоят вязаные вещи совсем дешево. От 100 до 400 рублей. Например, на 100 рублей мы купили 5 пар вязаных носков. А за 150 рублей бирюзовую шаль с кистями.
Шопинг по-кавказски.
Шопинг – что может быть слаще этого слова для многих женщин? Из разных стран и городов, помимо сувениров, мы везем что-то национальное, оригинальное, то, что нельзя купить в родном городе, а если можно, то значительно дороже.
Честно скажу, крупные покупки не входили в наши планы, но знаменитого шубного рынка не удалось избежать.
Находится он под Пятигорском, немного дальше вещевого рынка «Людмила» (местная барахолка с ассортиментом и ценами Черкизовского рынка). От Железноводска в 30 минутах езды.
- Без покупок не возвращайтесь. Назад не повезу,- напутствовал нас водитель маршрутки.
- А вдруг дорого и денег не хватит?- робко возражала ему девушка с переднего сидения.
На ее вопрос он только усмехнулся:
- Вы только торгуйтесь и сразу ничего не покупайте.
Выйдя из автобуса, мы отправились в вещевые ряды. На рынке представлен неплохой ассортимент мутоновых и нутриевых шуб фабричного и кустарного производства. Цены на мутон от 1000 до 15000 рублей. Норка от 30000 до 60000 рублей, куртку из лисы можно было купить за 4000 руб. За 20 минут мы приобрели сразу 2 вещи: длинную куртку из кусочков мутона за 1000 рублей и шубу с поясом, капюшоном, длиной ниже колен, нутриевую, отороченную песцом стоимостью всего 6000 рублей фабричного пошива. Первоначально названная цена за шубу была 8500 рублей. В питерском магазине я видела подобную вещь за 25 000 рублей. Таким выгодным шопингом я еще не занималась.
Пройдя немного по рынку, поняла, что слишком быстро совершила покупку. Нет, мне нравилась обновка, но какие шикарные манто мы увидели дальше.
Белые, рыжие, черные, серые, бордовые, в крапинку, до пола, стильно короткие, практичные и непрактично кричащие роскошью меха.
- Дэвушка, купите шубу,- кричали мне вслед.-
- Да мы уже взяли, спасибо,- оправдывалась я.
- Берите на продажу, дорогу окупите. Выгодный бизнес.
Кто бы сомневался! В салоне автобуса женщины устроили шоу для единственного ездившего с нами мужчины. Без покупки не вернулся никто. Кроме шуб приобрели меховые сумки, шкурки, шапки.
Вечером обмывали обновки Прасковейским вином из фирменного магазина рядом с домом. Вино так названо в честь поселка, где еще в царские времена был построен завод, а в горбачевскую пору правления чудом уцелели виноградники.
Что почем и с чем его едят (ценно полезная часть)
Дом, в котором мы остановились, находится на улице Проскурина, остановка «Ивушка». В нижней части Железноводска. Минусом было то, что парк, основные источники с водой и лечебницы расположены в удалении, и приходилось ездить на маршрутке(7 руб.). Транспорт ходит часто. Иногда брали такси(40 рублей до центра). Самое дешевое - народное такси, в нем платишь по счетчику. Конкуренция среди таксистов большая. Выбор работы для мужчин в городе маленький. Оставшиеся варианты: работа в санаториях и торговля. Наша хозяйка сетовала, что ее бывший муж с тремя дипломами продает сотовые телефоны на рынке.
Но зато в Железноводске по московским и питерским расценкам дешевое жилье. Например, однокомнатную квартиру (40 кв. м.) можно приобрести за 600 тысяч рублей, у нас то же самое стоит 2500000 рублей.
Возможно, скоро и в Железноводске поднимется ценник, когда активно начнут скупать недвижимость москвичи.
Снять однокомнатную квартиру в приличном состоянии в сезон стоит 500-700 рублей. В Интернете есть специальные сайты с картинками, где можно забронировать жилье. Действует и традиционный метод съема на рынке, по объявлениям, у бабушек. Путевка в санаторий с питанием и всеми процедурами, например, в Дубраву обойдется в 25- 30 тысяч рублей.
Света рекомендовала приезжать нам осенью. В сентябре еще тепло и нет дождей. Отдыхающих становится меньше. И соответственно отдыхать дешевле.
Зимой можно отправиться в горы кататься на лыжах, особое зимнее зрелище – это заиндивевшие хрустальные слезы водопадов.
Цены на фрукты в Железноводске по сравнению с крымскими значительно ниже. Самую дешевую черешню в июне покупали за 35 рублей кг.
Проблем с питанием не было. Можно было расслабиться и не готовить. Несколько раз заходили на завтраки в санаторий «Эльбрус»(50 рублей с носа), обед у них в два раза дороже. Но диетическая пресная пища быстро приелась. Рядом с домом на улице Ленина есть дешевая столовая, где можно позавтракать на 15 рублей (каша, чай, пирожок) и пообедать (первое, второе, третье) за 50 рублей, как в коммунистические времена, вполне съедобно. Если бы не одно «но», столовую местные жители облюбовали под проведение поминок. Зайдя пару раз в обед и увидев траурно жующую публику, мы решили посещать другие общепиты. Недалеко от столовой находится пиццерия. Стоимость большой пиццы с сыром, мясом и томатами от 150 до 200 рублей. Вкусная домашняя выпечка в заведении «Сладкоежка». Особенно мне понравились блинчики с начинкой и пироги. Килограмм пирога с луком и с яйцом обойдется в 90 рублей.
Недалеко от дома, на улице Ленина располагаются продуктовые магазинчики, есть супермаркет «Магнит», в 20 минутах ходьбы рынок.
Шашлык продается во всех кафе. В среднем цена 50-70 рублей за 100 грамм свинины. Как ни странно самый вкусный и дешевый шашлык мы ели на шубном рынке в приспособленном под кафе сарайчике с прожженными клеенчатыми столами и в горном ущелье Кабардинки.
Если помимо лечения и тихого спокойного отдыха вы собираетесь путешествовать, то вечером или в обед во время прогулки в парке, после питья воды, можно приобрести путевки. Турфирмы предлагают стандартный набор экскурсий: Голубое озеро, Аушигер, купание в горячих Кузьминских источниках, Медовые водопады(250 руб.), Лермонтовский Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, экскурсии по святым местам(200 руб.), пешеходные экскурсии по горам Железноводска, Эльбрус, Чегем(300 руб.), Архыз, Домбай(400 руб.), Приэльбрусье, форелевые хозяйства, конные экскурсии. Если Вы отправитесь в длительный воскресный тур, то нужно взять примерно тысячу рублей на подъемники. Канатка на Домбае стоит 150-250 рублей за каждый уровень. На четвертый можно добраться на ратраке (200 руб.) Мы поднялись на гору и спустились вниз достаточно быстро, не стояли в очередях. Поэтому времени на все хватило. Но говорят, что нам повезло.
История про души.
Везет же тем, кто верит в удачу и хороших людей. Я была и раньше наслышана о кавказском гостеприимстве, да и том, что в провинции чаще можно встретить душевных, щедрых людей знаю не по наслышке. В больших городах, возможно на фоне всеобщей занятости и суеты, не остается времени на теплые чувства. Мы становимся богаче и умнее, но все хуже понимаем близких людей. Сценаристом Тонино Гуэрра в одном из фильмов Феллини рассказана история про души. Звучит она примерно так: Однажды группа паломников поднималась в гору. Шли долго. И неожиданно люди остановились. Когда их проводник поинтересовался, в чем причина. Люди ответили ему: «Ждем наши души, мы так быстро шли, что души отстали».
Так вот, на Кавказе, высоко в горах, я поняла, что моя душа догнала меня.

Дешёвый ✈️ по направлению Ставропольский край
  • nikas
    nikas
    С нами с 19 янв 2010
    7 фев 2010, 20:18
    Написано от души! Про тунель до моря скажу, что он есть, но ездить по нему нельзя, хотя местные ездиют, так мне сказал один местный. А ещё знаю, что когда Путин приезжал летом на КМВ он подписал проект о строительстве, Кольцевой дороги, которая объединит курорты кавказа с черноморскими. Как раз через этот тунель.