Черногорские записки (написано дочерью) Свети-Стефан, Черногория

Были в Свети-Стефане?

serge09
    С нами с 15 сен 2009

Черногорские записки (написано дочерью)

15 сентября 2009 года|| 29| 992011

Черногорские записки (дочь Ирина, 12 лет)
    Август-сентябрь 2009

-- плохо
    - неблагоприятно
    = нормально
    + хорошо
    ++ великолепно
    Люди
    Черногорцы - люди с интересным характером: они очень искренние, и, чуть что, сразу "извините, извините!". Никогда не лезут первыми, а наоборот, пропускают. И всё-таки безалаберность существует, ведь у них нет нашей суеты, всё беспечно, и даже школьники радостно идут учиться...
    Язык
    Проблемы с языком отсутствуют, так как сербский (- Черногорский! - решительно поправил нас продавец на рынке) очень похож на русский. И ещё: многие слова у них такие же, но ударение почти всегда на первый слог (отлично - одлично). Да, к тому же почти все черногорцы говорят по-нашему! Многие также знают английский. ++
    Дороги
    Равнинный водитель придёт в ужас - здесь максимум всего три полосы (одна встречная, две своих, как правило)! Может быть есть где-нибудь и четыре, но это для них - элита элит. А часто пути к знаменитым местам (Ловчен, например) сделаны так, что разъезжаться надо с трудом. Представьте себе, что думают черногорцы, когда видят по телевизору наши восемь полос в одну сторону... -
    Водители
    В этой маленькой стране почти все знают друг друга, поэтому при встрече водитель сигналит гудком, как бы приветствуя, и тот отвечает тем же. Ездят они мягко, как кошки, объезжая все трещины и ямки, поэтому кажется, что едешь на диване. ++
    Животные
    Кошки - здесь они напоминают скелетики с безразличным взглядом. Они короткошёрстные (длинношёрстные вряд ли выживут здесь), и в основном чёрно-белые или полосатые, а другие встречаются очень редко. --
    Собаки - уставшие от жары звери, и даже подстриженных надо ежедневно купать. А как приходится бездомным... --
    Птицы - им тут хорошо. Красивые пичуги свистят на деревьях, жара им нипочём, еды много... А ночью даже загадочно ухают совы. Но, правда, воробьи тут очень маленькие от жары. +
    Насекомые - много ос. Также здешние букашки больше, чем у нас на севере, например, кузнечики - тут они 10 см длинной! ++
    Растения
    Пальмы, гранаты, сосны, инжир, оливы и многое другое тут неплохо прижилось. Растёт тут только южная зелень, но не страдает! ++
    Горы
    Черногория - горная страна, и недаром сказано в анекдоте: "Если горы утюгом разгладить, то как Россия будем по территории!". Самое лучшее время для исследования - пасмурная погода, когда невозможно свариться по дороге. В районе Скадарского озера не очень жарко, иногда даже хочется натянуть кофту. Также в горах обычно расположены монастыри (Острог, например). Приехать в Черногорию и не посмотреть горы - значит, не видеть её вообще! ++

23 августа
    Рассказ начинается с полёта на самолёте. Я летела с мамой и папой в Черногорию: посадка в Тивате, а оттуда на такси в Святой Стефан. Мне повезло - я сидела у окна, и скоро из облаков выплыла горная страна. Первое что я увидела - горы, горы и ещё раз горы. Долины, окружённые горами, деревеньки на склонах... А потом горы отошли на второй план, и передо мной открылся город. Мой совет: сидеть у окна во время полёта не интересно, но к концу вы много потеряете, если не увидите Черногорию с высоты (+)! Аэродром небольшой, но красивый. Когда мы вышли из самолёта, то сразу было понятно, куда идти (+). Багажа долго ждать не пришлось, и мы, скинув свитера и толстовки. пошли к выходу. Там нас окружила стая таксистов, наперебой предлагавших свои услуги, и мы быстро сели в машину (+). На скорости встречались знакомые заправки (Лукойл), а ещё надо отметить, что здешние водители ездят мягко, как кошки, объезжая все трещины и ямки (возможно потому, что из-за каждого угла могут выскочить туристы), поэтому мы доехали спокойно и с удобствами (+). Уже с дороги было видно море, побережье и остров Св.Стефана, а также остров Св.Николы (+). Нас быстро довезли по адресу, к отелю "Никша Радженович" и мы с сумками и чемоданами отправились по узкой улочке с аккуратными половичками и цветочными горшочками по бокам (+). Мы вышли на террасу, потолком которой служила виноградная лоза (+). Нас сразу проводили в наш номер. Две комнаты, кухня, ванная и шикарная терраса были в нашем распоряжении (и притом недорого! +) На террасе - два лежака, столик и стулья с зонтиком от солнца. Отсюда открывается прекрасная панорама: слева сосновый бор, прямо - море, правее - острова и город Будва. А оглянувшись можно увидеть монастырскую колокольню на горе (+).
    Отправились на разведку. Завернув за угол, мы сразу увидели небольшой продуктовый магазин (+), в котором купили еды и мороженого. Дома я попробовала мороженое и осталась довольна - оно было очень вкусное, а сок "Боровница (Черника)" мне понравился больше всего (+).
    Живности тут много - мелкие муравьи-черногорцы шныряют под ногами, а если хочется поесть мороженого на террасе, то придётся делиться с осами, либо отбиваться от них журналами (-) Шершень ведёт себя более скромно, потыкается головой в стенку и улетит (+).
    Изнемогая от жары, мы решили пойти купаться. Перед нами предстают ступеньки. Их конца не было видно за поворотом, и мы, ничего не подозревая, бодро зашагали вниз. Мы шли, шли, шли... Я уже начала уставать, когда наконец показалось море. Пляж был галечный, с крупными камнями, но чем дальше мы шли, тем меньше становились камни, и мы затормозили там, где галька уже почти превратилась в песочек. Вода была прозрачная, волны мягко накатывали на берег (+)... Мы с удовольствием искупались, и отправились исследовать пляж. Выйдя на дорогу, можно увидеть пальмы. А на них, как мелкий оранжевый виноград, растут какие-то плоды. Рассмотрев поближе, мы поняли, что это финики (+)!
    Так мы провели день. Следующий был не очень интересный, так как я перекупалась и у меня поднялась температура.

24 августа
    Сегодня в Черногории праздник Успения Богородицы (а в России, напомню, он 28 числа!), а я лежу с температурой.
    Ближе к полудню хозяева отеля повезли нас на машине в Будву (+). Рядом со мной сидел в детском кресле малыш Никша. Ему на вид было меньше года, но впоследствии я выяснила один интересный факт: каждый из Радженовичей имеет свои апартаменты, приносящие доход. И комнаты, где мы жили, были собственностью Никшы! Также именно в его честь был назван отель!
    Мы быстро доехали до рынка, где нас высадили. Побродив по небольшим торговым рядам, мы решили пойти на пляж. Идти до него было долго, но не по ступенькам. И, куда не сунься, везде русская речь... Я сидела на берегу, глядя на купальщиков, и месила песок из мелких камушков. А потом, на такси мы поехали домой. Это все события дня, но надо добавить ещё кое-что.
    Мы решили сегодня спать на лежаках, на террасе. Под звёздами было здорово, как никогда, и я всем советую попробовать так...

25 августа
    Сон на свежем и тёплом воздухе сотворил чудо, и я выздоровела (+). Утром же пошли купаться с ластами. Море разыгралось, и волны поднимались высоко. Так купаться очень здорово, вверх-вниз, вверх-вниз... Под водой замечены красно-коричневые рыбки! Искупались классно, но самое интересное событие дня было вечером.
    Месяц был тонкий, растущий. Пока мы ели, он всё желтел и желтел, и стал совсем золотой. А потом начал появляться оранжевый оттенок, всё темнее и темнее. Вот он уже медовый, а теперь и совсем как долька мандарина! Ну и месяц! А теперь он совсем красный, прямо светло-малиновый! Это потрясающее зрелище (+)! Время подходило к полуночи и месяц уже садился, а потом скрылся за морем...
    Из последующих наблюдений я выяснила, что чем больше становится месяц, тем медленнее он краснеет и иногда садится ещё жёлтым. Так что на такое зрелище смотреть надо после новолуния. Если поедете, очень желаю вам такое увидеть (+)!

26 августа
    Сегодня мы едем в г. Котор. Решили взять машину напрокат, но так как это всё в основном в Будве, мы вспомнили об автобусе, который останавливается совсем рядом с отелем. Он очень удобный, цена вопроса - 1,5е с человека(+). Он быстро довёз нас до места, и мы начали искать офисы фирм, дающих машины напрокат. После долгих поисков мы набрели на маленькую комнатку, которая была офисом одной из компаний. На запрос машины сегодня и сейчас нам ответили, что только завтра, и мы двинулись дальше(-). Надо отметить, что в Будве и Святом Стефане ходят только чёрно-белые кошки, и никакие больше.
    Мы искали офис второй компании, но не могли его найти и спросили у мойщика машин где он находится. Оказалось, что его брат работает в прокатной конторе, и скоро нам пригнали чёрную тойоту (правда с ручной коробкой).

Мы рванули в Котор по жаре, но машина была с кондиционером (+). Мы проехали через длинный тоннель и приехали в город. Народу было море, люди ставили машины прямо на дороге, и мы решили проехать в Пераст. Наслаждаясь видами моря, мы по узенькой дорожке проехали и припарковались. Там часто попадаются две-три ступеньки, которые ведут к морю. Можно спуститься и помочить ножки (+).
    А с берега хорошо видно два острова: один - Остров мёртвых, на нём есть захоронения, но зловеще он не выглядит. По периметру рассажены кипарисы, и сам остров весь покрыт зеленью.
    Второй - остров, вручную насыпанный по камушку за двести лет. Случилось это так: однажды два моряка спаслись после кораблекрушения на маленьком островке (то есть просто на большой глыбе, торчащей из воды), и нашли на нём иконку Богородицы. В благодарность за своё спасение они построили тут храм. Они также привозили сюда золотые и серебряные пластины. Ещё тут хранится икона Богородицы, которую одна женщина 25 лет вышивала своими золотыми волосами, ожидая своего возлюбленного капитана. Когда работа была закончена, она ослепла, а капитан так и не вернулся. Мы туда не ездили, но слышали эту историю много раз. Туда можно съездить на катере, и притом недорого(+).
    Наше внимание привлек ресторанчик на берегу, в котором прямо на глазах у прохожих аппетитно жарили рыбу (+). Пройти мимо было невозможно (умеют они заманивать туристов!) Когда наш заказ тоже начали жарить, к музыке примешался ор серой кошки с узкой мордой. Она ходила от стола к столу, выразительно глядя на всех. Весёлый хозяин ресторана то и дело преследовал "мачку", но она всё равно возвращалась. Потом (когда подали на стол) пришли ещё двое - рыжий молчун и маленькая серая кошечка. Порции были огромные, и все с гарниром(+). Всё красиво сортировано, и главное - отличный вид на острова. Мы всех кошек сытно накормили, и уезжали из Пераста с чувством удовлетворенности, как бывает после того, как сделаешь доброе дело (и хорошо поешь!). По дороге нам встретилось растение, напоминающее переросший шиповник, но потом выяснилось, что это дикий гранат.
    Мы приехали в Котор. Главная цель - старый город, и мы незамедлительно отправились туда. Через некоторое время хождения по площади мимо проехал маленький паровозик, состоящий из мусорных контейнеров. Сразу вспомнился фильм "Граф Монтенегро", где точно за таким паровозиком бежала собачка. Старый город - это нечто, пожалуй, самое лучшее место в Которе (пляжей там почти нет). Узкие улочки и уютные кафешки производят приятное ощущение, особенно когда наверху, на верёвке, протянутой прямо нал головами туристов сушится одежда... Что привлекло моё внимание - это кошки (как всегда, прим.папы). На маленьком газоне, где растёт 2 куста расположились 5 кошек!
    Я всё о кошках, а были там вещи поинтереснее худых хищниц. Это вид на горы.
    Вверх на гору залезает боком высокая стена, а на самой вершине расположился храм, на крыше которого развевается флаг Черногории. Этот вид производит ощущение возвышенности, и сразу как-то становится легче на душе (+!!!) Это надо увидеть! Умаявшись на шумных пляжах, можно часами ходить по прохладным улочкам старого города...
    Следующая цель - храм Святого мученика Трифона, который мы долго искали в лабиринте каменных стен, но нам помогла экскурсия. Последовав за ней, мы вышли на маленькую площадь, которая раскинулась перед великолепным храмом (чем-то напоминавшим по форме Нотр Дам Де Пари). Перед входом располагалась лавочка с карточками, иконами и т.п.
    Что мне не понравилось, так это туристы, которые в любом виде могут пройти в храм. Вот и мы заходим туда в шляпах и шлёпанцах, сами мощи оказались за решёткой, так что мы потоптались здесь и потом поехали домой, хотя с сомнением выбирали дорогу (указателей нет -).

27 августа
    Утром решили встать пораньше, чтобы искупаться. Вода утром фантастическая (+), и даже мелкие серые рыбки с чёрными полосками сегодня нагло нападают на мои ноги. Тут бы поплавать с маской, но она, как всегда, в нужный момент отдыхает дома. Сегодня в 10:30 мы меняем машину с ручной коробкой на автомат. Как же! Оказалось, что документы у того, кто нам дал нам эту машину, «свистнули» и машина осталась при нас еще на сутки (-). Ну что ж, по закону чести мы обязаны выполнить планы на сегодня - Цетине и Ловчен ждут нас, и мы едем. Виды с дороги колоссальные (+), но как-никак цветочки (память о погибших) на обочине то и дело попадаются...
    Первая остановка - Цетине. Дороги очень запутаны и указателей нет (-), но если спросить у прохожих, то они наперебой будут предлагать свою помощь, и подробно объяснят дорогу (+). Хорошо знать черногорский язык!
    Возле монастыря есть что-то вроде родничка, можно попить и умыться (+).
    Мы зашли сразу к руке Иоанна Крестителя и Кресту. Там выдают белые балахоны (очень весёлые +), чтобы туристы, пришедшие в купальниках, шлёпанцах и шортах не оскверняли святыни.
    В музей мы не попали (-), туда пускают только группами. Мы ждали экскурсию, она приехала. Все одели балахоны, и стали фотографироваться в куче, как стая пингвинов (+). Мы приготовились идти вместе с ними, а они развернулись и ушли (-).
    Ну что ж, день продолжается, и мы идём к машине. Стали искать машину, так как подзабыли, где её оставили. Наконец начали узнавать улицы, и наткнулись на охрану при входе в довольно крупный и красивый дом. Она была больше похожа на швейцаров - высокие, стоящие неподвижно два человека. Их красные костюмы были расшиты позолоченными пряжками и всякими застёжками. По-моему у них даже были сабли (были, прим.папы).
    Папа настоял, чтобы сфотографировать нас между ними, и мы пошли дальше. Долго петляли по улочкам, пока не вышли на одну довольно широкую. На каждом шагу продают булочки и даже пиццы (+). Мы закупились этими булочками и нашли наконец машину. Балуясь в машине выпечкой в Цетине, мы не задумывались не о чём... Но вот дорога стала узкой, по-хорошему на полторы машины (я в ужасе смотрела на встречные "камазы"), но тем не менее всё обходилось, и мы скоро приехали в Национальный парк. Там мы очень долго петляли, поднимаясь на гору Ловчен, и, наконец, приехали. Круглой площадочки явно не хватало для все машины и, очумевший от крутых поворотов, за каждым из которых может вынырнуть встречный джип, народ вставал прямо на дороге и шёл до лестницы пешком. Последний бой самый трудный, и мы еле-еле доползли до смотровой площадки, преодолев 461 ступеньку.
    Вид колоссальный (+), и всё это - 80 % Черногории! Название Национального парка вполне оправдывается - в углу площадке спит замученная жарой собачка.
    Мавзолей мы посещать не стали, так как ничего особенного не было, да и устали уже.
    Спустившись на круглую парковку, я увидела кошку - вторую усталую жительницу парка. Мы поехали вниз. Цетинские булочки давали себя знать на бесконечных поворотах с большой скоростью, и скоро я болталась из угла в угол заднего сиденья, как тюфяк. Наш путь лежал через Чего и Негуши на которскую трассу. На огромной высоте мы проехали через Чего, наслаждаясь видами (кроме меня - я проклинала булочки), и собирались проехать через Негуши, когда наше внимание привлекла табличка "СИР". Мы прошли по аккуратной тропинке к дому. Там нас ввели в традиционный погребок (вяленые свиные ноги висят с потолка, сыр лежит на столе, овощи сушатся связками и т. д.). Мы купили аппетитный пршут и козий сыр.
    Едем дальше (злиться на булочки у меня уже нет сил) и приезжаем к смотровой площадке прямо над обрывом. Народ столпился и фотографирует. Перед нами открывается вид... Горы, туман, горы, море и Котор во всём своём великолепии...
    Оцепенение как рукой сняло. Высота ужасная, и кажется, что нужно весь день спускаться вниз. Солнце светит низко над морем (скоро закат!), а под ним отражение на воде как оранжевое пятно(+!!!).
    Молча наслаждаясь этой красотой мы едем дальше. Новая площадка, и, один за другим, уже знакомые нам люди подъезжают и останавливаются здесь. Виден аэродром как большая магистраль... Дальше тоннель. Мы долго едем по горной дороге. Слева - каменная стена, справа - пропасть, в некоторых местах даже без заборчика, но такой вид, такое величие этих огромных гор...
    Потом дорога потихоньку спускается. Начинаются серпантины с разворотом на 360 градусов. Прямо, лёгкий поворот, разворот, прямо, лёгкий поворот, разворот, прямо... Оох.. (чтоб вас, булочки!) штук 20-30, не меньше! Встречная молодёжь с громким "Оопа!" чуть не сбила нам зеркало, а бабулька на жигулях вообще вела себя так, как будто нас нету. Прямо в лоб катится на своей таратайке, и кое-как мимо протиснулись. Спустились с горы и прямиком на трассу (больше никаких булочек!). Примчались домой и сразу по 330 ступенькам к морю! День мы провели здорово, но спали потом до десяти... =)

28 августа
    Раннее утро пятницы, предназначенное исключительно для купания с маской. Вода прозрачная, море тихое, и волны не заливают трубку. Мы ныряем, и нам открывается удивительная флора и фауна гидрокосмоса. Надо отметить, что море тут чрезвычайно тихое! Наш взгляд падает на стайку маленьких полосатых рыбок, которые донимали меня вчера. Я кидаюсь на них, желая поймать хоть одну, но серые вертушки делают крутой вираж и я остаюсь с пустыми руками. Мы плывём к катерам, которые привязаны к поплавкам (это вроде парковки для них). Тут довольно крупные тени привлекают моё внимание, и я подплываю ближе. Это интересные коричнево-красные рыбки, у которых хвост, как у ласточки. Они пугливо кидаются в стороны, и тут передо мной проплывает серая блестящая рыбина длинной в 2 дм... Я ныряю под катер и выплываю с другой стороны. Здесь целый пучок темно-коричневых водорослей, мимо которых шныряют маленькие рыбки, а рядом околачиваются необыкновенной длины рыбины, по-видимому хищники.
    А на дне под папой копошится серо-полосатый сомик с короткими усиками. Как здесь здорово! Но мама зовёт, и мы возвращаемся на берег чтобы высохнуть и погреться.
    Через некоторое время мы снова заходим в воду. В наши планы входит доплыть до острова Святого Стефана, и мы двигаемся в ту сторону. Знакомые рыбки промелькнули передо мной, но скоро приятное глазу каменное дно сменяется голым песком. Мы плывём, плывём, на дне никакого движения... Но вдруг в песке я вижу знакомые очертания. Это сомик каштанового цвета с аккуратными белыми пятнышками, коротенькими усиками... Птерих! Такой же зверь плавает у нас в аквариуме! Он замер, но потом продолжил копаться в песке. Папа нырнул к нему и подтвердил, что это птерих (не было такого, ей просто так хотелось, чтобы это был птерих, как у нас в аквариуме, прим.папы). Мы долго смотрели на него, зато ему было всё равно. Налюбовавшись, мы продолжили путь.
    На дне показались довольно крупные камни, а между ними кругленькие колючие кустики. Я пришла в ужас - морские ежи! Хорошо, что они живут только здесь и не приползают к берегу! Папа быстро нырнул вниз, и не успела я и глазом моргнуть, как он вынырнул с ежом в руке! Мы долго разглядывали пыхтящее существо. Но потом мы отпустили его обратно.
    Мы подплыли к огромным камням, напоминавшим руины затонувшего города. Всё дно было усеяно морскими ежами, ракушками и редкими кустиками актиний. Настоящий подводный мир! Но и фауна не заставила себя долго ждать - скоро появились огромные рыбины, внизу сновали рыбки, напоминающими неонов, только без красной полосы... Мы поплыли дальше, как в лабиринте между огромными глыбами, и в глаза бросились длинные мясистые рыбы с длинной сизой полосой вдоль тела. Это оказались зеленушки, которые как маленькие (относительно) пылесосы шныряли по дну, а папа даже разглядел морскую собачку. Как удивителен подводный мир Черногории! (+) Везде что-то шевелится, плавает... Мы двинулись на выход, неся с собой другого морского ежа, которого завернули в пакетик (а пакетиков возле перешейка, ведущего к острову Ст. Стефана плавало тогда немало!). Показали его маме, а потом выпустили обратно.
    Мы купили две пачки вышеупомянутого мороженого, немного отдохнули дома и снова пошли купаться. Вода была мутная, жара заставила купальщиков и загорающих нести с собой зонтики от солнца. К берегу прибило мусор, и плавать было не очень приятно (-) , но так бывает только иногда днём.(+) Прекрасная яхта проплыла рядом с поплавками (люди приплывают к ним, хватаются за них и качаются на волнах. Очень приятно, надо сказать! +). Ничего особенного в этот раз не было, но мы обнаружили на одном поплавке маленькие мидии, а подняв этот поплавок мы обнаружили мидии не меньше, чем подают в ресторанах!
    Поглядев со своего балкона, на удивительно красивый закат мы через некоторое время легли спать.

29 августа
    Сегодняшнее утро посвящено купанию. Я одеваю маску и мы отправляемся исследовать подводный мир возле острова Св.Стефана. Я проплыла от берега только метров 6-7, как вдруг, прижимаясь к каменному дну, рядом со мной проплыла рыба. Рыба высотой в 2,5 дм и длиной в 3 дм!!! Тело круглое и плоское, а сама серебристая... Что это за великан такой, я не знаю..
    В камнях мы нашли штук пять маленьких морских собачек, похожих на илистых прыгунов, но ещё меньше и пёстрых. А вот чёрно-белый окунь спрятался в камнях. Выходя из воды, мы увидели такого же исследователя гидрокосмоса, и он несёт морскую звезду! Купание прекращено, но впечатления нам ещё предстоят.
    Мы идём по дорожке от пляжа мимо оливок, в стволе которых попадаются дырочки, как маленькие дупла. Я мельком взглянула на ствол первой попавшейся оливы, и душа у меня упала в пятки: на стволе сидело настоящее чудовище. Длиной в 10-11 см оно напоминало собой серого кузнечика с выпученными чёрными глазами. Оказалось, что у него нет одной задней лапы, а вторая отсутствует наполовину. Наверное, голодные кошки постарались. Сидит он себе и лапы отращивает.

30 августа, мой День Рождения!
    Утром нас будит мелкий дождик, так как мы спим на террасе, но он быстро кончается (+). День начать решили с купания. Море волнуется, и ветер гонит рябь по воде, но зато не очень жарко (+). Преодолев 330 ступенек до пляжа мы стали качаться на волнах, поглядывая на катера. Они, игнорируя бело-красные поплавки проплыли в бухту, распугали купальщиков и пристали к берегу.
    После купания мы пошли домой, и к нам постучали. Это была хозяйка отеля (зовут её Мира), и она принесла нам домашнего вина, а мне огромный торт!(+!!!!!)

31 августа
    Сегодня рассказывать особенно нечего, но есть один момент, о котором обязательно надо рассказать.
    Сегодня по плану - плаванье с маской. Зайдя в воду, я поплыла за быстроходным папой, размахивая в разные стороны новыми, ещё не покорёнными ластами. Передо мной промелькнули серые рыбки, пёстрые сомики, и вдруг я оцепенела. Прижимаясь ко дну, круглые и почти плоские четыре серебристые рыбины, испуганно глядя на меня чёрными глазками проплыли между камнями. Где-то я их видела... 29 августа! А также вспомнилась энциклопедия морских рыб: это были рыбы-луны, которые крайне редко заплывают так близко к пляжам (+!!!!)!!! Я поспешно погнала их подальше от рыбаков - ещё поймают, жалко же! Вот и все основные события дня. Желаю поглядеть на таких, не пожалеете!

1 сентября, жуткое время!
    Друзья сегодня сидят за партами, а я с утра на море (+)! Папа поехал за новой машиной (да, он тоже написал свои впечатления о Черногории), а мы купались в море, и оно уже не выглядело спокойным (+).
    Машину мы получили почти ту же самую, но красного цвета. Не получив урока в первый раз (про серпантины и булочки - см 27 августа), мы наелись колбасой и кукурузой. А ехать предстояло в Острог, к Василию Острожскому... И, припоминая то, что пишут в отзывах про дорогу к этому монастырю, мы решили поехать через тоннель. По дороге открывались красивые виды на горы и на море. Мы проехали несколько деревенек по направлению к Бару, где, надо сказать, китайцы приложили руку - поведало нам об этом название деревни "Хай-Нехай". Да, и каждый мост имеет своё название, что для нас само по себе необычно (у нас их строить забывают, не то что названия давать!). В какую сторону ехать, подсказал нам электронный указатель, где также предупреждалось о том, что по такому тоннелю бескорыстно проехать не получится.
    На въезде в него было поставлено много знаков (электронных и нет +), но места где надо заплатить, мы так и не нашли и поехали через тоннель. Знаков меньше не стало (скорее, больше), да и сам тоннель выглядел аккуратно и правильно организованным (+). Проехав больше километра (а то и два), мы выехали из подземного холода к дневному теплу, но перед нами возник шлагбаум и кабинка, в которую ушли наши 2,5 евро.
    Скадарское озеро, край которого мы задели, выглядело красиво и напоминало горное море. Насчёт пеликанов врать не буду, да мы и ни одного и не видели. Слева от дороги протянулись железнодорожные пути, первые, которые я увидела в этой стране. Множество ресторанов, которые выстроились у дороги, имели различные названия, особенно запомнился "Венеция" (его мы не посещали, так, просто про название). До Подгорицы ехали здорово (+), и я удивлялась, почему люди так пугают всех дорогой в Острог! А вот в самой столице Черногории мне не понравилось. Те же раздолбанные пятиэтажки, разрисованные мосты и светофоры очень напоминают Москву и не имеют ничего общего с аккуратной Будвой или Святым Стефаном (-). Указателей (в отличие от Москвы) нету вообще (-), и приходилось спрашивать прохожих. Дорога была ровная, почти совсем без гор и абсолютно без пропастей, и казалось, что доедем до монастыря благополучно, когда, повинуясь указателю, мы свернули на старую-престарую асфальтовую дорогу. Она вела в гору. Тогда я разглядела белое пятно в скале. Это и был Острожский монастырь.
    Сначала всё было хорошо, но дорога шла всё выше и выше, и с некоторым трудом проезжала одна машина, когда навстречу выехала вторая. Еле-еле мы проползли мимо по самому краю пропасти, где стояли сомнительные камушки. Возможно, ими хотели задержать падение, но они стояли так, что между ними свободно можно проехать. Ну вот, мы ехали, и ничто (кроме кустов) не отделяло нас от пропасти, а иногда отсутствующие камни говорили о том, что их сбивали падающие вниз машины (что бодрости отнюдь не прибавляло). Изредка попадались площадки для удачного разъезда, но, естественно, приходилось натыкаться на встречных именно там, где уже и страшнее всего. Теперь-то мы понимали, почему так пишут о дороге в Острог в отзывах! Но это был ещё не предел. Скоро перед нами возник экскурсионный автобус, а за ним, как за каменной стеной, выстроились машины. Водитель автобуса (чтоб он был здоров!) сделал вид, что он не здесь, а загорает на море (-), и равнодушно смотрел, как мы выделывали развороты (чуть ли не перевороты!) перед ним. К счастью, следующий автобус попался там, где можно разъехаться, и скоро мы доехали до остановки автобусов, так как дальше они проехать не могли. Серпантины со множеством поворотов явно были не для них (да, и, надо сказать, не очень-то для обычных машин). Я уже подумывала, не пройтись ли нам пешочком до монастыря (а для таких людей там есть ступеньки), но папа решительно сел за руль и последующие минуты были настоящим испытанием на быстроту реакции. Успеешь ли надавить на тормоз, когда из-за поворота вылетит машина? Я думаю, что тот, кто съездил сюда и не свалился в пропасть, может считать себя профессионалом! Но на этих же серпантинах мы встретили скромную машинку, которую вёл монастырский батюшка…
    Наконец, всё это закончилось, и мы выехали на аккуратную парковку возле монастыря. Пофотографировавшись, мы отправились внутрь. Заглянув за забор, мы обнаружили грядки с кабачками и капустой. Что-то родное...
    Выяснилось, что к мощам Василия Острожского пускают группами, и мы принялись подниматься и спускаться по ступенькам открытой части монастыря. А вид отсюда лучше, чем с Ловчена! (+) Наконец набралась группа, и мы протиснулись через низкую дверку в проход к мощам. Поклонившись Черногорскому святому, мы пошли обратно к машине, и на ступеньках обнаружился крупный серый кузнечик со сломанным крылом. Идёт лечиться к Василию Острожскому...
    Крупная трёхцветная дворняга бродила возле монастырской лавки, где мы побывали и потом пришли к машине. Она каким-то образом стояла в другом месте, ближе ко входу (наверное, аутошлёп (эвакуатор, прим.папы) поработал), и мы поехали обратно. Приходилось разъезжаться с гружёными грузовиками (по-видимому, решили, наконец, построить приличную дорогу), но было уже не так страшно, потому что наша "полоса" была рядом со скалой, а не с обрывом.
    Обратно доехали без приключений, и на этом бы закончился сегодняшний рассказ, но следует упомянуть ещё об одном месте.
    По дороге решили заехать в Петровац и посетить гипермаркет "Воли". Указателей не было, и мы только благодаря добрым черногорцам добрались до места с платной парковкой. Это вроде нашего "Ашана" - цены низкие, а выбор огромный. Закупившись, мы поехали домой, и остаток дня провели на пляже.
    Немного про Луну. Она поднималась из-за гор, как солнце. Сначала кусочек, потом половина, а потом и вся. Интересное зрелище, советую посмотреть (+).

2 сентября
    Сегодня по плану посещение Херцег Нови. Но утро, естественно, начинается с купания, и оно удаётся: солнце греет, да и катера не мутят воду (+).
    Но о деле. На машине мы едем по месту назначения. Обнаружен магазин "Воли" по дороге. Едем не долго, страна маленькая, и скоро приезжаем к берегу, к которому пристали огромные паромы.
    Они как платформы, белые и красные, а наверху сидит капитан. Покататься надо обязательно - люди набираются быстро, паром не задерживается, да и стоит 4е с машины (+).
    С парома видно остров Пресвятой Богородицы и остров мёртвых, а ближе к другому берегу можно разглядеть и сам Пераст (только вот ресторанчик не видно +). Съехав с парома, мы, не теряя времени, поехали в Херцег Нови и скоро были на месте. Ожидаемого впечатления не произошло - высотки, разрисованные мосты и большое количество машин напоминает Москву, а этого меньше всего хочется. Без всякого удовольствия мы искупались в мутной воде на пляже, покрытом щебёнкой и уехали домой, заглянув в "Воли" . Вечернее купание мы провели не плохо и закончили день варёными кальмарами с видом на Св.Стефан.

3 сентября
    День прошёл замечательно, но про него рассказывать нечего. Зато про вечернюю трапезу следует упомянуть.
    Решили купить пиццу в хвалёной "Фамелии Кентера" и взять с собой, чтобы поесть на террасе. Нам её подали быстро, в аккуратной коробочке с рисунком и тел. номером пиццерии. Еле утерпев, донесли её до дома и сразу принялись за еду. Описывать вкус не буду (зачем мучить читателей), но скажу только одно: для удачного отдыха просто необходимо попробовать эту пиццу!
    4 сентября
    Про ночь надо упомянуть обязательно.
    Засыпала я под чьи-то громкие голоса, такие громкие, что эхо разносило их по посёлку, и казалось, что сейчас случится камнепад. То и дело просыпаясь, я всё равно слышала голоса пирующих, пока наконец они не сменились громкой песней. Я не выдержала и ушла в комнату с террасы, и сразу песня стала тише и можно было спокойно заснуть, в общем, весело.
    Утро было спокойное и тихое (наверное люди напировались и заснули), и мы быстро поели отправились купаться на пляж, находящийся справа от перешейка. Уютный пляжик был как будто разделён на две части (правая с лежаками и зонтиками, естественно, платная, левая - для остальных - бесплатная). Мы разложились на левой и поплыли с масками. Мохнатые камни были неудобными для захода (-), но рыб было много. Первое, о чём следует упомянуть, это - сомик, напоминающий крупную барабульку. Желание потрогать это пухлое усатое существо было настолько сильным, что я нырнула вниз и протянула к нему руку, но в последний момент, встретив на себе внимательный взгляд чёрных глаз, я отказалась от этой мысли. Как-то не по себе становится, когда рыба смотрит в глаза, да к тому же ещё немалых размеров..
    Второе, о чём надо сказать, это стайка длиннющих серебристых рыбок с острым, как шип, носом. Это рыбы-иглы, за которыми очень интересно наблюдать. Они из стороны в сторону метались, как один, и я на всякий случай не подставляла им надувную подушку, а то проколют!
    Ну и последнее - крупная шестиплавниковая оранжевая рыба, напоминавшая меченосца. Она ковырялась на дне, и мы не стали ей мешать.
    На пляж пришла семья с ребёнком и поставила свой зелёный зонтик на левой стороне пляжа. Как охотничьи собаки кинулись к ним охранники пляжа и заставили зонтик закрыть (-!!!!!), что привело меня в крайнее возмущение. НИКОМУ не советую ходить на этот пляж, а то скоро заставят платить хоть за использование своих купальников! Уходила я с него совсем в другом настроении. Ну, вообще...

5 сентября, уезжаем
    С утра лил дождь, как и в день нашего приезда, правда, ещё была гроза. Купаться передумали, и стали собираться. К аэропорту нас довезло такси, действующее наполовину благодаря электричеству (удобная и мягкая такая машинка Тойота-приус +)