Чукотский автономный округ

53 материалa по 2 объектам,  316 фотографий

Были в Чукотском автономном округе?

Allarctica
С нами с 18 июл 2012

В поисках коча "Святитель Николай"

23 сентября 2013 года||1 (1)| 4| 15532

Эта заметка является частью дневника «По следам Семена Дежнева 365 лет спустя...»

22.09.2013

Вышли в сумерках. Буксир МБ-380 (Морской буксир). Приписан к порту Анадырь, но работает в порту Эгвекинота. В команде всего 5 человек, работают вахтами. Сейчас на борту 3 человека – капитан, старпом и матрос-мотарист. Ребята давно работают здесь. Знают все весьма хорошо. Сначала обследуем близлежащие косы и бухты. Как раз к рассвету подходим к первой из них. Точка за точкой. Методично. Парни из экипажа МБ в большей степени ищут «Николая» на берегу. Мы, все-таки надеемся и чаще и больше всматриваемся в море. Два бинокля. Все находимся на капитанском мостике, видимость хорошая. Глаза от постоянного всматривания в горизонт устают и слезятся.

Автор: Allarctica

Постепенно обходим весь западный берег. Часам к десяти утра уже заканчиваем просмотр всей западной части залива Креста и приближаемся к Уэлькалю. Разворачиваемся и берем мористее, чтобы лечь на обратный курс и пройти центральную часть залива. Время течет. Видимость «миллион на миллион», от горизонта до горизонта, но нашего коча не видно.

Несмотря на то, что ищем коч, постоянно взгляд упирается в китов и касаток. Смотря на китов, внутри появляется спокойствие и умиротворения. Сложно понять, кто из нас верит в нахождение, кто нет. Общаемся больше на отвлеченные морские темы, в основном расспрашивая капитана Андрея и старпома Виталия.

Постепенно всё больше приближаемся обратно к Эгвекиноту. Надежда постепенно тает. Время на поиски у нас тоже ограничено и светлым временем суток и тем фактом, что буксир должен будет вернуться в порт к приходу сухогруза «Пионер Корсакова», чтобы пришвартовать его к причалу под разгрузку. На радаре видим отсечку «Пионера» — он только входит в залив Креста, значит время у нас еще есть. Попутно обсуждаем, что еще стоит посмотреть и проверить.
Созваниваемся с Волобоем – тот сообщает, что Виктор Борисович (хороший наш знакомый, добрейший и замечательный человек, работающий в Краеведческом музее) на своей лодке ушел осматривать одну из бухт. Саша Затолокин из ГИМСа готов посмотреть еще одну. Пограничники и Олег Жуков выезжали на машинах осматривать косы – пока всё безрезультатно.

Эксперимент с дрейфом показал, что скорость, даже в безветрие на «отливном» течение весьма высока – от 0,5 до 1 мили в час. В какой-то момент капитан со старпомом замечают на радаре, что «Пионер Корсакова» откланяется от курса. Начинают периодически посматривать – отклонение есть, скорость упала. Возникает мысль – вдруг, они нашли?! Но, увы, через какое-то время «Пионер» снова ложится на прежний курс. Связи с ними нет – для УКВ далеко, а квшка у них выключена.

Мы в свою очередь уже прикидываем, что окончательно осмотрев все бухты сегодня, завтра выйдем и попробуем на «Андрее» ложиться периодически в дрейф, пробуя угадывать движение «Николая». Что ж, главное дойти. Пусть и одним кочем. Правда, будет сложнее – вся навигация (карты, лоции, gps) – все было на «Николае». И эхолот на нем же. Но, ничего. GPS еще один оказался на берегу у Вадима, топокарты есть у Волобоя на компе, а с остальным – осталось не так далеко, — разберемся.

Около часа дня в эфире через капитана порта (позывной Радио2), и через вахту сухогруза «Тонир» получаем информация, что «Пионер» сообщил о находке! Они обнаружили наш коч! Живой, целый и невредимый – дрейфует! Дальше получаем координаты, вбиваем в карт-плоттер. Оказывается, буквально полтора часа назад, мы прошли от нашего коча милях в восьми-десяти западнее!

Автор: Allarctica

Дальше час томлений и ожиданий! Нервы на пределе. Согласовываем, чтобы МБ отпустили за нашим кочем. Но, тому нужно в порт – «Пионер» на подходе. У «Пионера» тоже график горит, если его не ставят к причалу, то от теряет часов 10-12 простоя. К переговорам подключается глава Иультинского района, Максимов Александр Георгиевич – очень уважаемый человек, его слово часто – крайнее.

Мы все на иголках. С Волобоем на связи через спутниковый, со всеми на море и в порту – в канале радиосвязи. Парни на буксире тоже переживают за нас! Время идет, а найти нужно по-светлу. Тем более, что он же продолжает дрейф, и искать придется.

Час потрачено на переговоры. Но, дают добро. МБ-380 делает боевой разворот, и мы на крейсерской скорости устремляемся в полученную с «Пионера» точку! Уже бы выдохнуть, но – никак. Переживаем. Уже миль за десять до точки мы начинаем всматриваться до боли в глазах в бинокль на горизонт. Капитан буксира не выдерживает, передает штурвал старпому и сам лезет на крышу надстройки. Еще минут через двадцать восторженный крик сверху: «Вижу. Прямо по курсу. Есть!»

Сначала коч был очень похож на кита. Потом на круглую черную толстую точку. Потом на черный буй, затем на черную бочку. Потом уже разглядели надстройку и красную крышу!!! Он, родимый наш, он. На плаву, живой, целый. Еще минут через двадцать-двадцать пять мы у него. От полученной точки с «Корсакова» коч успел уйти еще на три мили южнее. Накидываем швартов на нос, подтягиваем под борт, Кирилл спрыгивает на «Николая», якорь на борту. Вытягивает. Тут же понимает – его оплошность – конец короткий. Но, сейчас не до переживаний и самобичевания. Заводим швартов на корму. Коч под бортом. Кранцы, проверка, поехххаааалии!

На скорости в 10 узлом буксир летит домой. Все уже в курсе. Все разделяют нашу радость. Кирилл со своими переживаниями решает оставаться один-на-один. Мы понимаем. И, зная его характер просто оставляем, — сейчас ему наши успокоения и поддержка не нужны. Просто надо пережить. Мы все понимаем и помним, что наш кэп – золото и профессионал! Но, и на старуху бывает проруха, и звезды, и мистика. И, еще одна ЗАДАЧА, которую нам подкидывает СУДЬБА! После мы обсуждали до ночи, да и еще много раз мы будем возвращаться к этой теме, но сейчас главное – коч «Святитель Николай» снова с нами! Гип-гип-ура «Пионеру Корсакова», буксиру МБ-380, СПА «Вайгач» и всем-всем-всем, кто нам помогал и поддерживал. Спасибо всем огромное!

В 21.30 мы швартуемся в порту Эгвекинота. Вечером немного позволяем себе отпраздновать с нашими близкими друзьями в Эгвекиноте счастливый конец этой истории…. Но, совсем немного – завтра в 8 утра подъем и куча дней. Завтра вечером – выход! Выход в Анадырь. Крайний и непростой этап нашей экспедиции, нашего Проекта….

Мы не описали и не написали и половины того, что происходило, что думалось. Не упомянули многих, кто участвовал в «спасательной» операции. Мы обязательно не раз еще вернемся к этой теме. К этой истории!