На краю земли Российской: красота Кольского полуострова Териберка, Россия

С нами с 24 фев 2011

На краю земли Российской: красота Кольского полуострова

1 октября 2011 года||1 (1)| 9| 37338

Величественная. Гордая, иногда даже надменная. То застывшая, словно окаменевшая, невозмутимая, то рвущаяся, бушующая. Непостоянная. Такова душа и природа Кольского полуострова. Холодное дыхание снежной королевы здесь можно ощутить даже летом. Солнце обманчиво. Богатство красок обескураживает настолько, что порой ягодная или цветочная россыпь выглядит неуместно. Молчаливые Хибины здесь хранят память древних легенд и сказок. Высокие волны Баренцева моря отчаянно бьются о скалистые берега.

Все самое интересное в жизни происходит спонтанно. Так получилось и с этим путешествием. Не было бы счастья, да сорвались поездка на Байкал и вылазка в горы Хамар-Дабан, пришлось отказаться и от похода по Горному Алтаю и восхождения на Белуху. Работа, работа. На отдых удалось выкроить лишь десять дней — не разгуляешься. Вот и решил присмотреться к тому, что рядом. Почему бы и не съездить с разведкой на Кольский. За девять летних сезонов я там так и ни разу не был. Подумал об этом и сам удивился, как удачно можно объединить горы, море и угодить при этом моим спутникам — подруге и отцу.

На скорую руку набросали маршрут: поездом из Питера едем в Мурманск, оттуда после непродолжительной прогулки — автобусом до поселка Териберка. Почему он? Все просто. Поселок раскинулся прямо на берегу Баренцева моря — эффектное начало, не правда ли? До него просто добраться. Он привлекает своей историей и колоритом — ранее Териберка был закрыт вояками для досужих путников. Посему на экскурсию по поселку мы отвели один день и две ночи. И гвоздь нашей программы Хибины.
    Мурманск

Мурманск, конечно, заслуживает отдельного рассказа. Да и времени на изучение крупнейшего в мире города среди расположенных за полярным кругом требует гораздо большего, чем мы могли себе позволить. Один день в Мурманске оказался очень насыщенным. Первым делом мы отправились к памятнику Защитникам Заполярья. Монумент впечатляющий. Тридцатипятиметровый Мурманский Алеша по-хозяйски взирает на город, раскинувшийся на побережье Кольского залива. Смотрит так сурово, но не зло, гордо, но не надменно. Как победитель.

После мы посетили атомный ледокол Ленин. Это что-то по-настоящему грандиозное! История первого в мире судна с ядерной силовой установкой, победителя военной гонки между США и СССР, тридцать лет бороздившего арктические просторы поистине удивительна. Час пролетел незаметно. Всем советую эту экскурсию.

Остаток времени мы посвятили троллейбусной экскурсии по городу. Просто сели на первый попавшийся маршрут и поехали. Мурманск богат тем же, что и большинство провинциальных городов-середняков — проспектом Ленина с памятником ему же, Драмтеатром, Дворцом культуры, множеством военных мемориалов. Хоть город и относительно молодой, здесь много храмов и церквей. Самый примечательный — Спас на водах. Знаменит город и своей морской инфраструктурой. Это морской порт, состоящий из трех частей (рыбный, торговый, пассажирский), гавань, пароходство, огромный мост через Кольский залив.
    Териберка и Лодейное

На первый взгляд поселки ни чем не выделяется. Почти полностью разрушенные они влачат жалкое существование с еле теплящейся еще надеждой на приход газовщиков. Последние не торопятся, не смотря на заманчивые перспективы обогатиться на голубом топливе. И сейчас на два поселка работает один рыбный завод. Но не он тут главная достопримечательность. Самое удивительное здесь не потребовало никаких людских усилий, ведь это уникальнейшая природа.

Высадившись в Лодейном и объединившись с другим одиноким туристом Иваном, мы взяли курс на Териберкский водопад, где решили встать на ночевку. Но добраться до него оказалось непросто. Мы потеряли тропу, пришлось ориентироваться по разрозненным воспоминаниям советов из Интернета. Наудачу перейдя невысокий водораздельный хребет, миновав ряды с карликовыми ивами и березами, мы вышли на озеро Питьевое. Мы уже знали, что местные крайне не приветствуют, когда туристы разбивают здесь палатки, поэтому, несмотря на усталость, пошли дальше. Не остановил нас и соблазн устроить привал на скалистом берегу моря. Как не гипнотизировали волны, с силой бьющиеся о каменные глыбы, мы не отказались от своего плана. Вскоре все же вышли к ручью, на котором находится водопад. Он берет свое начало из небольшого, но очень живописного озера. Названия я его во всемирной паутине не нашел и дал свое — Гостевое. Здесь мы и разбили лагерь.

На озере познакомились с путешественниками из Москвы, приготовили замечательный ужин из макарон и тушенки, откупорили бутылку красного крепкого Массандровского, привезенного в мае из Крыма. Подкрепившись, двинулись на ближайшую вершину проводить закат. Но, он, закат в смысле, казалось, даже и не думал нас покидать. Ночь выдалась светлая и теплая. Недаром говорят, что за настоящими белыми ночами нужно ехать в Заполярье.

А утром, вопреки всем прогнозам, солнце нас и вовсе чуть было не ослепило. С фотоаппаратом наперевес пошли гулять по окрестностям. Сначала устроили фотосессию на водопаде. Он не высокий, но очень красивый, извилистый, переливающийся, окаймленный каменными глыбами самой причудливой формы. С него мы спустились к морю, и уже вдоволь насладились видами огромных набегающих волн.

В ста метрах от нашего Гостевого озера находилось еще одно — Долгое. Название говорящее — бродить вдоль него можно бесконечно. От него «отходит» хребет тундровых горок, гулять по ним одно удовольствие — редко встретишь растительность выше колена. Поднявшись на хребет, мы направились к оставшейся со времен Второй Мировой войны, защитной батарее из четырех пушек. Еще здесь хорошо сохранились различные укрепления, растянувшиеся на несколько километров. А сама батарея охраняет вход в бухту. Сложно подобрать слова, чтобы описать это место. Я попытался представить себе, каково это — нести службу в окружении бескрайнего моря, удивительных гор, живописных озер, узких долин. И над всем этим великолепием бездонное синее небо…

Кольский полуостров: волны и скалы.Поразительны в этих местах и галечные пляжи, усыпанные маленькими такими гальками размерами с футбольный мяч. Попадались валуны и метром в диаметре. Волны тоже такие небольшие — метров по пять-семь, разбрызгивающиеся на мириады крохотных хрустальных осколков. Грандиозное торжество природы.

Удивительно, но в этих бушующих водах пытался наудить рыбки какой-то незадачливый рыбак. Разговорившись с ним, узнали, что он приезжает сюда третий год подряд из Набережных Челнов. Зачем? Ну, не за уловом точно. Последний — три хиленьких рыбешки за почти час. Наши трофеи оказались куда более внушительными — лукошко красноголовиков и корзинка черники и морошки.

Перекусив, чем Бог послал, снарядились на одну из местных вершин. Подъем был крут и местами опасен. Но тяготы и лишения компенсировались шикарными панорамами на небольшие озера. Но самое потрясающее нас ожидало на пике. От открывшегося вида на макушки, вырастающие из озер, не высокие, но аккуратные тундровые горки с одной стороны и Северный Ледовитый Океан с другой, мы просто обомлели.

Обратно возвращались крутыми тропами не менее живописных узких долин. Вышли к другому краю озера Долгого. По самой его кромке пройти тяжело, не позволяют крутые берега порой с прижимами. По дороге встречались уже упомянутые нами укрепления — доты, молчаливые свидетели былых сражений. Идешь и представляешь себе, как бойцы держали здесь оборону и охраняли наши рубежи во время войны. Уникальное место. Хотелось обойти каждый метр, изучить каждый холм, запечатлеть каждую секунду. Даже мелькнула мысль, а может задержаться дней на пять, а в Хибины как-нибудь потом, следующим летом. Но утром отсюда нас уже увозил автобус, следующий до Мурманска.
    Хибины

В Мурманске мы сели на поезд, доставивший нас до Апатит. Оттуда на такси добрались до 25-го километра — точки начала нашего маршрута. Схему набросали такую: озеро Малый Вудьявр — цирк Снежный — гора Кукисвумчер — озеро Академическое — пик Марченко — озеро Сердцевидное — вершина Юдыгвумчорр (1200 м.) — ущелье Рамзая — озеро Малый Вудьявр.

Ужин на камнях.В Снежном — первая ночевка. Здешняя природа встретила нас не очень приветливо, не позволила нам организовать небольшую радиалку до перевала Безымянный (1Б), к одиннадцати вечера его полностью заволокло тучами. Утро тоже выдалось каким-то хмурым, но я все же пошел на разведку наверх — нам предстоял подъем на Кукисвумчорр.

Поскольку моих спутников нельзя назвать очень опытными туристами, то решили подниматься не в лоб — слишком уж круто. Часть пути преодолели по гребню, остаток прошагали в тумане по плато. Через четыре часа перед нами во всей своей красе неожиданно предстало Академическое — дымка рассеялась словно по заказу. Вскоре мы спустились на его берег, где и поставили палатку. После ужина немножко погуляли по окрестностям и покатались на хобах по снежнику — хороши покатушки в августе.

Ночь предоставила прекрасную возможность протестировать новую палатку на влагоустойчивость — зарядил сильный ливень. Наш домик испытание стихией выдержал, одна незадача — конденсат. Проблему решил банально — протирал потолок изнутри полотенцем, благо это можно делать, не вылезая из спальника. Но выспаться, конечно, не удалось, посему отдых мы решили продлить, тем более что и дождь не утихал.

Около пяти вечера выглянуло солнышко и пригласило на прогулку. Я ему не очень-то поверил, но папа с Надей уже вовсю жаждали новых подвигов, и я поддался на их уговоры. Зря. Стоило нам подняться наверх на плато, как снова все затянуло, и мы оказались в сильном тумане. Не видно было даже дороги, шли к пику Марченко по наитию. Еле ощутимая тропа метров через пятьдесят свернулась колечком и оборвалась. Мы развернулись на девяносто градусов, и пошли наудачу в поисках дороги. Туман был сплошной. Пейзажи напоминали мне снимки с Венеры.

Я очень не хотел выйти в совсем не нужную нам долину реки Тульек, и все время немного заваливался вправо. Разумеется, я переборщил, и к обрыву мы вышли правее, чем нужно было. Прошагали потом лишний километр и, наконец, вышли к вершине — предполагаемому пику Марченко, но… Пройдя еще немного, увидели еще два пика. Какой из них Марченко? Мы так и не узнали.

При спуске еще больше заплутали, ушли намного дальше, чем следовало. Одно хорошо, хоть из тумана вышли и, к счастью, без последствий для здоровья. Еще через час спотыканий о камни, корни и грибы размером со сковородку, мы достигли дороги, ведущей из Кировска к базе спасателей.

До Сердцевидного, как планировали, мы в этот день не добрались — сказывалась усталость. К тому же необходимо было как следует просушить одежду. На ночлег остановили на базе спасателей. Коррекция планов нас не сильно расстроила, поход то не спортивный, а ознакомительный. Сняли комнату с печкой в домике за 250 рублей с носа и почувствовали себя по-настоящему счастливыми — сухо и тепло, есть душ, ужин и даже пиво.

Нас ждут великие свершения! Но фиг дождутся, решили мы. Погода и настроения к подвигам не располагали и от похода на Юдыгвумчорр мы отказались. И только мы позволили себе весь день проваляться, как закончились дожди, и выглянуло солнце. Но переигрывать обратно маршрут было поздно, и вечер мы посвятили прогулке по окрестностям базы. Посетили очень красивый пятиметровый двухступенчатый водопад Рисчорр. А в ночь двинулись в сторону Кировска. По пути на прощание полюбовались горными склонами, ведущими к Юдыгвумчорр, почти родными уже Долгим и Сердцевидным озерами. А утром мы были уже на вокзале, где ожидали наш поезд до Питера.

Несмотря на некоторые шероховатости, считаю, что разведка оказалась успешной. Мы выполнили программу минимум. И главное, остались довольны, мои спутники — самые дорогие мне люди. Ни Надя, ни отец раньше не были на море. Для подруги это вообще был первый в жизни серьезный поход. И первый блин для нее отнюдь не стал комом. А ведь идея путешествия родилась спонтанно. Теперь думаем о походе на Кольский следующим летом.

Дешёвый ✈️ по направлению Териберка
    • Talvi
      Talvi
      С нами с 9 фев 2011
      2 окт 2011, 20:06
      Очень интересный рассказ и фотографии отличные, жаль мало.