Буддизм на Тибете для чайников (Тибет, Китай)

Тибет

Тибет

LAT
Я здесь был
Хочу посетить

142 заметки,  63 совета по 24 объектам,  3 634 фотографии

помощь Подписаться на новые материалы этого направления
Вики-код направления: помощь
Топ авторов Тибета помощь
Все авторы направления
daos
помощь
в друзья
в контакты
С нами с 16 дек 2009

Буддизм на Тибете для чайников

Общее → местные особенности
10 марта 2010 года 2314
Постараюсь рассказать как можно короче.

В тибетском буддизме имеется четыре школы —

1. Гелуг-па (жёлтошапочники) — господствующая школа, которой принадлежат линии Далай-лам и Панчен-лам. Эту школу организовал Чже Цзонкапа около 1400 года. Он критически переработал все школы буддизма своего времени, постаравшись проследить их линии передач и философские корни, упорядочил учение и сформулировал максимально рационально цели буддизма в своём трактате Ламрим Ченмо (трактат переведён на русский язык и издан в четырёх томах). Для Гегуг-па считается важным интеллектуальное понимание буддийских истин, вырабатываемое в процессе медитаций над пустотой и раздумий. Те, кто приобрёл это понимание — могут получать тантрические инициации и заниматься тантрической практикой. Школа Гелуг-па с какого-то момента стала господствующей, Дадай-ламы были правителями Тибета. Это школе принадлежат самые крупные и монастыри и храмы, в том чиле дворец Потала и большие монаcтыри в Лхаса, монастыри в Шигадзе и Гьяндзе

2. Ньингма-па — самая старая школа, которую основал Падмасамбхава (гуру Нинпоче), центром этой школы был монастырь Самье (к югу от Лхасы). Это глубоко мистическая школа, использующая элементы религии бон и дзогчен. Знаменитая бардо-тёдоль ("тибетская книга мёртвых") опирается на нигмапинскую практику. Сейчас Нингма представлена в Тибете несколькими центрами — в первую очередь монастырь Kathog в Derge (Dege) провинции Сычуань и монастыри Dzogchen, Shechen, Pelyül поблизости.
Далее, группой монастырей к югу от Лхаса в области Lokha вдоль Бразхмапутры — на восток за аэропортом. Это Mindröl-Ling в- Dranang Dzong (Zhanang) и Dorje Drag в Gongkar Dzong.

3. Кагью-па (красношапочники) — практическая школа, представляемая несколькими подшколами. Карма-Кагью (чёрношапочники) управляются линиями Кармапы и Шармапы, центр этой щколы в Сиккиме. Дрикунг-Кагью — базируется вокруг монастыря Drigung к северу от Лхаса в глубине Тибета. Друкпа-кагью базируется в Бутане и Ладаке. Кагью традиционно противостоит школе Гелуг-па.

4. Сакья — школа со специфической философской доктриной, базируется в городе Сакья. Подшкола Джонанг базируется в области к северо-востоку от Лхадзе. Частично школе Сакья принадлежит монастырь Самье.

5. Бон (Бён) — древняя, добуддийская религия. Некоторые практики (в том числе дзогчен) буддизм перенял из бона, а сам бон перенял из буддизма множество элементов учения. Так как бонские монастыри зачастую маскируются под буддийские (ньигма или сакья), исследование бона крайне затруднительно и требует хорошей подготовки и хороших предварительных знаний. Часто выделяют не бон, а "бонские элементы", хотя есть и чисто бонские монастыри. Бон — не един и составляется из множества отдельных местных традиций.

Политическая ситуация вокруг тибетского буддизма в Китае не простая.
— Имеется тибетское правительство в изгнании, которое ведёт борьбу за освобождение Тибета
— Далай-лама теперь не требует "освобождения" Тибета, а пытается договорится об автономии внутри Китая. Он отказался от титула царя Тибета.
— Тем не менее Далай-лама является нежалательной персоной для официального Китая. Ввоз его фотографий и материалов о нйм моет пресекаться таможней и полицией.
— Значителльная часть тибетцев поддерживает Далай-ламу, что приводит к беспорядкам (последние беспорядки были во время Олимпиады в Китае 2008), беспорядки жестоко подавляются
— Китайские власти давно уже не борятся против тибетского буддима, а пытаются направить его в контроллируемое русло. Власти защищают традиции тибетцев, монастыри и буддизм и пытаются создать в Тибете самостоятельную буддийскую культуру, не зависимую от беженцев и далай-Ламы.
= некоторые школы или группы в Тибете традиционно противостоят Гелуг-па и опираются на китайские власти.
= Далай-лама проводит работу по объединению разных буддийских школ и направлений, но не все школы согласны с ним сотрудничать
— Ранее фотографии Далай-ламы были своеобразной валютой, их можно было подарить тибетцам и ламам, и они принимались с благодарностью. Теперь появилась система осведомителей в самих монастырях, и подобные действия грозят полицейскими неприятностями — вплоть до краткосрочного ареста и выдворения из Китая всей группы. По причине осведомительства даже ламы часто не решаются принимать такие подарки, а некоторые сами могут сообщить полицию.
— По причине языковых и полицейских трудностей Тибет — не самое лучшее место для изучения тибетского буддизма. Те, кто хотят изучать и практиковать буддизм в естественной среде — пусть лучше едут в Индию (Дхармасала, Бодгая, Ладак, Сикким, Замскар) или в Непал, где есть немало монастырей и учителей, специально организующих учения на английском) языках (и даже с русским переводом). Однако Тибет — хорошее место для паломничества, ознакомления с буддийскими реликвиями и историей.
    вики-код
    помощь
    Вики-код:

    Дешёвый перелёт Тибет на SkyScanner.RU
    сообщить модератору
      Наверх