• Виды за окном по дороге в Лхасу
  • Умывальник в поездке
  • Тамбур в поезде
  • Еда из вагона-ресторана
  • Прибытие на промежуточную станцию...
  • Идентифицировать можно только по номеру...
  • Тибетские тетушки с песнями едут домой
  • Промежуточная станция
  • Поезд сообщением Чэнду-Лхаса
  • Едем в поезде на свой страх и риск и подписываем гарантийное заявление, что здоровы
  • Показания высотомера в поезде
  • Виды за окном по дороге в Лхасу
  • Прибытие в Лхасу...
  • Вокзал Лхасы
  • Строится дорога до Шигацзе...
Строится дорога до Шигацзе... Тибет, Китай

Строится дорога до Шигацзе...

Тибет

316 материалов по 51 объекту,  6 770 фотографий

texnic 254
    DK1974 191

С нами с 19 июл 2009

Дороги, которые мы выбираем... (Цинхай-Тибетская ж.дорога)

Идея посетить Тибет будоражила воображение давно, и решающей причиной реализации задумки была возможность проехать по Цинхай-Тибетской железной дороге. Каждый из огромной армии железнодорожников иногда становится и потребителем услуг родного транспорта, поэтому было интересно посмотреть на заморское чудо — самую высокогорную железную дорогу в мире.

Виды за окном по дороге в Лхасу

Еще до отъезда нам выслали в электронном виде проездные документы: небольшой (размером с сигаретную пачку) билет розового цвета, из которого можно было (большинство текста набрано по-китайски) понять только дату, время, номер поезда, вагона, места, станцию отправления и прибытия и его стоимость. Идентифицировать свой билет можно было по указанному внизу слева номеру паспорта. Сами билеты нам должны были выдать по приезду, но об этом позднее.
    Итак, чемодан, аэропорт, самолет и трансфер на железнодорожный вокзал Пекина (всего их пять, четыре из которых носят название частей света – южный, северный, восточный и западный). Пекинский вокзал расположен в центре столицы, и огромная привокзальная площадь встретила нас не просто обычной вокзальной сутолокой, а толпой народа, сквозь которую мы протискивались, следя за передвижениями гида.
    Пекинский железнодорожный

Пекинский железнодорожный вокзал

Он велел нам отдать ему паспорта и отошел с ними к небольшому павильону, расположенному перед собственно зданием вокзала. В кассовом окне он поставил печати на оригиналы билетов и вернул нам их вместе с нашими паспортами. Он велел нам крепко держать их в руках и не терять. Далее в толпе таких же пассажиров мы прошли через вертушку, предъявив паспорт с билетом контролеру. Практически сразу попадаем в открытые двери вокзала, войти в которые можно только через «просветку» багажа, как в любом аэропорту. Ставим вещи на ленту, туда же идет ручная кладь – хвала здравому смыслу, обувь и куртки снимать не надо. Снова проверяют билет, и вот мы уже в святая святых – на самом вокзале! Здесь следует объяснить, что без билета не только проехать, но и пройти на вокзал невозможно, проверка достаточно серьезная! Система безопасности, действующая в Китае на транспорте, подразумевает нахождение на территории железной дороги только «целевой аудитории» – пассажиров. Приехал-уехал, или ожидаешь своего поезда, а остальным на вокзале делать нечего — никого не пропустят. И действительно, строгие контролеры зорко смотрят документы. У гида специальный билет для провожающего. Для справки: вокзал может вместить 8 000 человек одновременно, а его архитектура имеет одновременно традиционный и современный стили.
    Далее начинается следующая аттракция – надо найти на табло (не вся информация имеет английский подстрочник) номер своего поезда, рядом с которым будет указан номер… зала ожидания. Наш зал был на первом этаже и оказался переполнен, о том, чтобы присесть, речи не шло, собственно и встать с вещами среди пассажиров было проблематично. Гид сгруппировал нас возле себя и сказал, чтобы мы следили за ним. Большой зал с высоким потолком буквально окутал нас шумом и гамом, что уж говорить, что объявления были для нашего слуха бесполезны. Через полчаса стояния, зажатые среди своих и чужих чемоданов, мы ощутили следующий шок – повставали с мест и с пола все, кто до этого там сидел и лежал. Это движение означало начало пропуска на платформу для посадки. И здесь снова — контролер и вертушка, протиснувшись через которую мы попадаем в переход и бежим за всей толпой, далее вниз по лестнице, проход по тоннелю, подъем по лестнице вверх – и мы у цели – вот наш поезд. Находим свой вагон, проводник сверяет паспорта с билетами, и мы идем в вагон.
    Посадка на поезд в Пекине

Обменная пластиковая карт

Обменная пластиковая карта-билет

Тут выясняется, что одна из нас имеет билет в другом купе, а с нами едет на верхней полке китайский дедушка. Наш гид ведет с ним переговоры о возможности обмена. Хитрый дедушка выторговывает нижнюю полку, в противном случае он не согласен покидать наше купе. И заодно делает вид, что не знает, что стоимость нижней и верхней полки разные. Ну что ж старость надо уважать, и мы благодарим дедушку за его доброту.
    Само купе в китайском поезде оказалось сродни нашему, минусом было лишь отсутствие рундука для багажа. Нижние полки не поднимались, имели свободное пространство, но при этом высота от пола с трудом позволяла втиснуть туда среднестатистический чемодан. Мы едва успели разместить багаж, как поезд тронулся, то есть вся процедура посадки уложилась в минут 20-25 после старта из зала ожидания. Вот откуда такой темп у китайцев, за которыми мы едва поспевали.
    Придя в себя после такого испытания, мы осматриваем купе и обнаруживаем большой термос. Вскоре приходит проводница и забирает у нас билеты (с магнитной полосой) на бумажном носителе и выдает в обмен на них пластиковые карточки. Формальности соблюдены, и мы можем изучать вагон, осваивая территорию суточного проезда.
    Мы едем, едем, едем...

Автор: Hanya

Здесь новое открытие: в отличие от наших поездов купейный вагон имеет не наших 9 стандартных купе, а 8. В высвободившемся пространстве обустроены три раковины, что очень удобно и решает вопрос вечно занятого туалета в пути. К слову сказать, туалеты, расположенные со стороны рабочего и нерабочего тамбуров, разные – один с высоким унитазом (европейского типа), а другой с напольным, или «чашей генуя» (азиатского типа).
    Умывальник в поездке

Автор: Hanya

Самым удивительным были широкие тамбуры и переходы из вагона в вагон, не чета нашим узким и неудобным. С нерабочей стороны, кроме туалета, также имеются три раковины.
    Тамбур в поезде

Автор: Hanya

А еще есть комната проводника и комната для хранения багажа. С рабочей стороны вагона также было небольшое отделение для проводника и кипятильник, в котором мы наполнили термос горячей водой. По ходу следования периодически проезжала тележка с предложением упакованных фруктов и горячей пищи из вагона-ресторана.
    Еда из вагона-ресторана

Автор: Hanya

Остановка, где нам надо было выходить, не была конечной, и мы беспокоились, чтобы не проехать, и напрасно. Проводница за полчаса до прибытия вернула нам бумажные билеты, забрав пластиковые карточки. У вагона нас не встречали, и мы, предупрежденные об этом, спустились с платформы вниз. Там снова проверка билетов и встречающий нас гид, у которого мы поинтересовались, что будет, если ты не предъявишь на выходе билет. Ответ был краток – заплатишь за проезд и плюс штраф.
    Прибытие на промежуточную

Автор: Hanya

Прибытие на промежуточную станцию...

Через несколько дней нам предстояло уже более длительное путешествие по железной дороге: мы должны были проехать из городу Чэнду до Лхасы (столицы Тибета) по той самой знаменитой высокогорной дороге. Время в пути – 48 часов.
    Стресс начался уже на привокзальной площади, которая была забита людьми, как во время демонстрации. Местный гид выдал нам билеты, пермиты (специальные разрешения для посещения Тибета), и пожелал нам счастливого пути. Конечно, у нас уже был пекинский опыт, но там нас вел гид, и мы рассчитывали, что и здесь нас доведут до вагона и посадят, удостоверившись, что российские туристы благополучно отбыли. Девушка не говорила по-русски, а тараторила по-английски и, хотя ее речь была вполне внятной, ступор не позволял сразу оценить ситуацию. Мы начали волноваться, спрашивая ее раз за разом, как найти свой поезд. Мы, конечно, справились, и это даже стало неким приключением. Здесь все было по уже известному пекинскому сценарию – сканер багажа, проверка билетов, информационное табло, поиск зала ожидания. Времени до отправления у нас было достаточно, и к счастью, нам даже удалось занять свободные места. В глубине зала ожидания были своеобразные гейты-проходы с номерами, а рядом табло с указанием, через какие ворота будет посадка. Мы определили свои ворота, заодно отметив большую группу тибетцев, которые возвращались домой, и от радости пели хоровые песни.
    Идентифицировать можно то

Автор: Hanya

Идентифицировать можно только по номеру...

Тибетские тетушки с песня

Автор: Hanya

Тибетские тетушки с песнями едут домой

К расположенным рядом с нашими воротам уже змеился народ, по времени их поезд должен был отправиться уже через 10 минут, но никого еще не пускали, и все терпеливо ждали «сим-сим, откройся». После недолгих размышлений, мы решили, что в состоянии постоять полчаса, но быть первыми при входе и двинулись ближе к тибетцам. Нас запустили за двадцать минут до отправления, и какой же это был бег с препятствиями!
    Промежуточная станция

Поезд сообщением Чэнду-Лх

Поезд сообщением Чэнду-Лхаса

Все прояснилось позже, у милых тибетцев были билеты в общий вагон, возможно, без мест, и они спешили занять лучшие из них, чтобы 2 дня ехать в относительном комфорте. В общем, как только мы разместились в купе, поезд плавно тронулся.
    В дополнение к сказанному этот вагон удивил LCD-мониторами в изножье каждого спального места. Однако к слову сказать, экраны за весь путь следования так и не ожили, а вода в умывальнике присутствовала только в первую половину дня. Поезд сообщением Чэнду –Лхаса относится к поездам типа экспресс с максимальной скоростью в 140 км/час. Его отличительная особенность – минимальное количество остановок, что объективно объяснимо загруженностью пассажиров на весь маршрут от начальной до конечной станции. Вагон – мягкий спальный, при этом при наличии одноразовых тапок сервиса в виде полотенца и мыла не предусмотрено.
    Мы, конечно, читали, что поезд по дороге преодолевает высоту в 5000 м над уровнем моря, но выданные нам анкеты слегка шокировали. Небольшой листок бумаги представлял собой некую страховочную для железной дороги расписку каждого пассажира, что принятое им решение следовать поездом в район высокогорного плато является добровольным и осознанным, что со здоровьем у тебя все в порядке, и ты понимаешь, что делаешь это на свой страх и риск.
    Едем в поезде на свой стр

Автор: Hanya

Подписав такой приговор, мы притихли: собственно мы рассчитывали, что таким образом акклиматизация пройдет легче из-за постепенного вхождения в высокогорье Тибета и его столицу на высоте 3600 м н.у.м.
    Первый день пути мы просто проспали, готовя себя к высотному перепаду. Ночью проснулась от головной боли, выглянула в окно и ахнула – белым-бело, а ведь выезжали — было +25 градусов. Возле купе проводников есть приборная панель, на которой угадываются показатели высоты над уровнем моря. Еще бы голова не болела – 4200!
    Показания высотомера в по

Показания высотомера в поезде

Сразу становится ясно, что мы в Поднебесной, а голая статистика подтверждает, что почти 1000 км пути пройдет на этой высоте! Еще вечером обследовали некую коробочку в изголовье, оказавшуюся индивидуальным прибором для подачи кислорода. Воздух в Тибете разряженный, и чтобы оказать содействие пассажирам в борьбе с «горняшкой» в вагоны подается кислород (централизованно, через кондиционеры). Его поступление было ощутимо даже на слух – этакое шипение. Для особо страждущих имеются индивидуальные трубки, которые можно вставить непосредственно в нос. Жаль, что в вагоне не было внятного расписания, и мы не смогли понять, когда проехали самую высокую точку на Цинхай-Тибетском пути в 5200 м н.у.м (перевал Танггула), а также самый высокогорный тоннель в мире – тоннель Фэнхошань (на 4900 метрах) протяженностью 1338 метров.
    Утро следующего дня встретило степными видами за окном со скудной желто-зеленой растительностью. Дорога из Чэнду в Лхасу идет петлей, первоначально это двухпутка, переходящая потом в однопутку.

Виды за окном по дороге в Лхасу

Мы уже едем по территории мерзлоты, или криолитозоне, и именно это стало самой большой проблемой при строительстве дороги. Чтобы укрепить железнодорожное полотно, верхний слой почвы, «плывущий» летом, засыпали большим количеством камня и щебня, а многие участки просто подняты на мосты.

Виды за окном по дороге в Лхасу

Именно эти мосты сопровождали нас на всем пути, особенно красиво они смотрятся на поворотах. Потом я прочитала в интернете, что при строительстве этой дороги был использован российский опыт в условиях вечной мерзлоты. За окнами проплывают безлюдный пейзаж и редкие строения, мы гадаем, кто в них живет и с какой целью они вообще построены здесь, в степи.

Виды за окном по дороге в Лхасу

Рядом с одинокими домами обязательно устроена солнечная батарея, которую мы безуспешно пытаемся сфотографировать. Тут выясняется, что окна тонированы защитным ультрафиолетовым слоем, чтобы спасти от яркого света солнца. Сей факт не позволяет сделать достойные фотографии, а поснимать было что! Откосы железнодорожного полотна покрыты сеткой или узорно выложенными камнями. Высокие опоры мостов возносят поезд над землей, вдоль пути вырастают сперва холмы, а потом появляются и горы с заснеженными шапками вершин. Появляются тоннели, остановок практически нет, и невозможно определить, что там за бортом. Ощутимо болит голова, но это не мешает нам перекусить, и выскочить на улицу, когда поезд сделал-таки остановку. Это была станция Na Qu на высоте 4500 м, о чем свидетельствовал платформенный указатель. После этой станции виды за окном стали потрясающими, да еще усиленные появившимся солнцем. Не отрываясь от окна, забыв про головную боль, мы наслаждались великолепными видами гор. Появляются яки, овцы, над землей парят какие-то птицы, скачет по степи заяц. В нашем вагоне, кроме нас еще троица голландцев, и мы оккупируем окна коридора, любуясь красотами. Через какое-то время из купе высыпали и китайцы, они «наблюдают за наблюдающими», то есть за нами, оценивая нашу восторженность с удовлетворением. Снимаю шляпу перед трудовым подвигом китайцев и уже не удивляюсь, что при строительстве железной дороги были не забыты и животные, чьи традиционные миграционные пути она пересекла. Для решения этих экологических проблем были устроены специальные проходы для животных.
    Точно по расписанию мы прибыли на конечную станцию Цинхай-Тибетской железной дороги – в столицу Тибетского автономного района Китая, город Лхасу.
    Прибытие в Лхасу...

Вокзал Лхасы

На выходе из вокзала – традиционная проверка билетов, но не только. Без пермитов на территорию Тибета вас не е пустят, здесь с этим строго. Вокзал Лхасы архитектурно решен в типичном тибетском стиле, имеет 5 этажей (так написано в интернете), но я сразу же задалась вопросом, зачем такое большое здание для вокзала с 6-7 парами поездов, ведь в Китае вокзалы используются строго функционально, и после прибытия поездов, этот вокзал быстро пустеет до следующего поезда.

Вокзал Лхасы

А может, построено с перспективой? Ведь строительство железной дороги продолжается и скоро из Лхасы туристы смогут попасть не только в Шигацзе, но и в столицу Непала (Катманду), а также в индийскую Калькутту.
    Строится дорога до Шигацз

Автор: Hanya

Строится дорога до Шигацзе...

Дешёвый ✈️ по направлению Тибет
      21 июн 2018, 00:22
      Очень интересно про путешествие в Тибет, спасибо!
      22 июн 2018, 20:18
      Спасибо за оценку и комментарий. Со временем размещу полный рассказ о поездке в Тибет. Там такая красота!!! Есть такие места на планете, которые надолго застревают в памяти. Из этого же разряда и Боливия
      2 сен 2018, 21:21
      Я проехал однажды из Пекина в Лхасу, всё в точности было как вы описываете))
      И один раз из Лхасы в Голмуд
      2 сен 2018, 21:49
      Спасибо за ЕДИНОМЫШЛЕНИЕ и одинаковость впечатлений. Всегда рада встретить близких по духу странствий людей
      3 сен 2018, 05:14
      и вам спасибо! хорошо пишите)
      3 сен 2018, 08:05
      Как и вы, хочется поделиться с людьми такой красотой и дать возможность тем, кто еще не был ощутить вкус страны и места, а тем, кто уже был, возродить приятные воспоминания
    • maya
      maya
      С нами с 2 апр 2010
      10 янв 2020, 03:16
      что, правда верхние и нижние полки стоят по-разному?
      10 янв 2020, 11:15
      Правда, так теперь и в России так
      11 янв 2020, 00:05
      Да да
      5 апр 2021, 01:05
      А я так и не осуществила эту мечту. Именно на поезде в Лхасу. В момент нашего посещения там происходили волнения и Тибет был закрыт.
      5 апр 2021, 10:56
      Очень сочувствую, Тибет — это что-то неуловимое, как и наш Алтай с Байкалом. Место силы, по-другому не скажешь!