Токио

Токио

LAT
  • 35.67445N, 139.76232E
  • Я здесь был
    Хочу посетить

    108 заметок,  38 советов по 29 объектам,  3 171 фотография

    помощь Подписаться на новые материалы этого направления
    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов Токио помощь
    Все авторы направления
    6
    kitya
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 16 окт 2009

    Токийский общественный транспорт

     
    29 октября 2010 года 52056

    Главный транспорт в Токио – метро. Тут сразу надо уточнить, что именно есть метро. Обычно метро – это такой поезд, который едет в городе под землей, верно? Формально метро тут называются только 12 линий, проходящих в самом центре города. Однако, во-первых, не все они целиком находятся под землей, во-вторых, многие железнодорожные ветки, формально так не называющиеся (мы бы их назвали электричками), проходят также через центр города по подземным туннелям и с подземными станциями, иногда даже используя те же самые станции и туннели, что и формальное метро. Кроме того, стоит уточнить и что же такое Токио. Официально Токио занимает большую территорию от Токийского залива (центр города) и далеко на север. Такой эллипс. С двух боков приклеены к этому эллипсу несколько других городов, наиболее крупный из которых – Йокогама, у них другие адреса, телефоны и другое городское правительство. Однако, никакого промежутка между ними нет, то есть нет того, чтобы по пути из Токио в Йокогаму надо было пройти через какое-нибудь поле, лес, или хотя бы деревню. Просто идя по улице можно обнаружить, что в одном конце этой улицы ещё Токио, а в другом – префектура Тиба. А так визуальной границы – никакой. И многие люди постоянно живут, к примеру, в Тибе, а на работу ездят каждый день в Токио. Строго говоря, весь этот конгломерат Токио и прилипших к нему городов спутников называется «Большой Токио» (Tokyo Metropolitan District), а весь конгломерат метро, городских электричек, монорельсов и т.д. называется «городским железнодорожным транспортом». Но и то и другое слишком длинно для моего короткого языка, и поэтому всегда я буду говорить про все вместе просто «Токио» и «метро», а про формальное метро и формальное Токио буду отдельно уточнять.

    С этим разобрались – посмотрим на размер бедствия: Карта токийского метро Это уже впечатляет. Тут и не пересчитать, сколько линий. Основные линии принадлежат нескольким компаниям-операторам. Самый крупный оператор – JR (Japan Railways), государственная компания, которой принадлежит большая часть железных дорог по всей Японии. Частные компании Seibu, Odakyu, Tokyu, Keisei, Tobu, и еще десяток других имеют также свои линии электричек. Компания Уолта Диснея имеет свою маленькую линию на 4 остановки (монорельс с вагонами в виде Микки-Маусов), есть еще несколько линий монорельсов и линия нового типа – Yurikamome. Последняя отличается тем, что в ней ходят полностью автоматизированные поезда на мягких колесах. То есть, машиниста поезда там вообще нет – можно сесть в самый первый вагон на самое первое место и смотреть вперед, прямо как машинист. А поезд будет ехать сам, сам останавливаться точно на всех остановках, и т.д., ну прямо лифт, а не поезд. Линии подземного метро контролируются двумя основными компаниями Eidan и Toei.

    Знать компанию, которой принадлежит твоя линия, очень важно. Это всё крупные компании, которым кроме линий метро принадлежат магазины, кинотеатры, зоопарки, госпитали, теплоходы и пароходы. И они все конкурируют друг с другом. Поэтому часто возникает ситуация, когда в одном направлении едут две абсолютно параллельные линии с одинаковыми остановками, но немного отличающиеся по цене. Обыкновенно JR имеет самую высокую цену, а конкурирующие с ним частные линии – чуть ниже. Но вот если вы зайдёте на станцию, принадлежащую, к примеру, компании Tokyu, и посмотрите на станции или в любом вагоне поезда на карту линий метро, то никаких линий, кроме линий Tokyu и нескольких, с которыми у фирмы Tokyu партнерские отношения, вы не увидите. И наоборот: на станциях JR будет висеть карта линий только JR. С такой половинчатой информацией далеко не уедешь. Поэтому надо либо купить карту всех линий от независимого производителя, либо пользоваться интернет сервисами поиска пути. Аналогичные японские сервисы позволяют узнать также и расписание поездов, что очень полезно, так как ходят тут поезда минута в минуту. Если, конечно, тайфун осенью не пришел или снег зимой не выпал.

    Чтобы войти в метро, нужно купить билет в автоматической (touch screen) кассе:

    Автор: kitya

    Цена билета складывается из минимальной цены (плата за вход) и расстояния. Если лень вычислять по карте, сколько стоит ваш путь, то можно купить минимальный билетик и доплатить на выходе. Но если переплатите, то сдачу вам автомат не вернет. Из-за этого устройства цены выгоднее всего ехать по линиям одной компании – тогда вы платите за вход только однажды. Если вам повезло, и доехать туда, куда вам надо, можно на линиях одной компании, то всего за 10$ можно уехать далеко, часа на два пути. А если вам надо много пересаживаться по линиям разных компаний, то даже совсем короткий получасовой путь может занять те же 10$ - плата за вход на разных линиях от 1.5 до 5$ бывает. В автоматической кассе можно купить билет, а можно и карту на несколько поездок. К сожалению, сколько поездок сразу ни купишь – никаких скидок не даётся. На JR можно и зарядить дебитную карту проезда Suica, и потом платить ей, но это тоже никакой скидки не дает. В специальных транспортных агентствах можно купить и проездной, но он может быть только на конкретный путь от станции до станции, а такого проездного как в Москве, чтобы потом ездить, куда хочешь, здесь не бывает.

    Поезда тут очень длинные и ездят быстро.

    Автор: kitya

    Бывают вагоны по 6 дверей, а в поездах чаще всего 11 или 15 вагонов – конца края такому поезду не видно. На некоторых линиях есть и вагоны первого класса (Green Car), они стоят дороже, и вагоны «только для женщин» по утрам и вечерам. Вообще линии очень отличаются по своему техническому устройству – в одних остановки объявляются путем выкрикивания их машинистом в мегафон, а в других они показываются на жидкокристаллических экранах вместе с рекламой.

    Автор: kitya

    Отличаются линии и по использованию – некоторые очень забитые, и в часы пик на них стоят железнодорожники в белых перчатках, которые заталкивают людей в вагоны, а другие линии почти всегда свободны. Ехать в час пик на забитой линии – развлечение не для слабонервных. Тут либо сходишь с ума, либо начинаешь любить ближнего своего, одно из двух. Такое единство с японской нацией, знаете ли, ощущаешь, когда едешь в вагоне, забитом настолько, что не касаешься ногами пола, и в нос тебе залез чей-то бутерброд.

    Станции тоже бывают самые разные. Некоторые жутко ужасные, без потолка, с кучей каких-то проводов, или буквально просто дырявые навесы. Другие очень красивые, к примеру, новая линия Rinkai построена очень глубоко и на ней очень красивые мраморные станции, похожие на новые линии Московского метро. А на некоторых станциях ещё и полностью закрыта платформа.

    Автор: kitya

    Поезд подъезжает, открываются двери в поезде и двери перегородки на станции, когда и то и другое открыто, можно зайти. Потом станция снова закрывается. Это такая борьба с самоубийцами, очень они тут любят под поезда прыгать.

    Места остановки дверей поезда всегда размечены на станции. На случай часа пик есть часто две разметки – разметка у остановки двери для тех, кто собирается влезть в ближайший поезд, и разметка по соседству для тех, кто более трезво оценивает свои шансы, и хочет влезть в следующий. Когда первая очередь кончается – вторая сдвигается на её место. И так все аккуратно, никто не ругается и не толкается, прямо как роботы.
    Кстати о роботах. С утра любая линия токийского метро один в один повторяет стилистику матрицы – легко оказаться в вагоне, где будут на 100% только мужчины, и все в абсолютно одинаковых черных костюмах. Если лето и жарко, то на шею у них еще накинуто белое полотенце для вытирания пота, и в руке они держат по вееру. Веер тут, кстати, совсем не только женское приспособление. Это всё саларимены едут на работу. Вечером в последний поезд набиваются те же саларимены, только они уже все пьяные и качаются. Услужливые железнодорожники заталкивают их в вагоны, хватая за шкирку прямо на станциях. Уезжает этот последний поезд, кстати, довольно рано, около 23-0 часов. Это потому, что линии проходят вплотную к жилым домам, и поезда не могут ездить слишком поздно и мешать людям спать. Куда же деваются железнодорожники со станции, когда последний поезд уехал? А никуда, они тут спят в специальных комнатушках прямо на станции.

    Ночью вообще мало кто может куда-то уехать. Конечно, есть такси, но такси и днем стоит совсем не дешево (6.6$ только посадка и дальше столько же за каждые 2 километра), а ночью тариф возрастает вдвое. Так что из центра до дома доехать может стоить больше 100$, уж дешевле на ночь в отеле остановиться, если не успел на последний поезд.

    Есть, конечно, еще и автобусы.

    Автор: kitya

    Они тут тоже принадлежат разным компаниям, но и они заканчивают свою работу очень быстро. И обычно ходят только на очень локальные расстояния, буквально от одной станции метро до другой. При этом цена билета в них обычно фиксированная, 2.2$ независимо от длины пути. В общем, после метро этот транспорт так, чисто факультативный. В отличии, кстати, от других городов Японии, где автобусы зачастую являются основным городским транспортом.

    PS. Заметка написана в 2004 году, но поскольку Япония очень мало меняется, информация по большей части верна и на сегодняшний день (ну может пара новых линий на карте появилось).

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    5 фото
    dots

    Дешёвый перелёт Токио на SkyScanner.RU
    сообщить модератору
    • Lyubov
      помощь
      Lyubov
      в друзья
      в контакты
      С нами с 10 июн 2011
      10 июн 2011, 16:45
      удалить
      Спасибо за интересную и познаватеьлную статью. Да, схема метро поражает воображение. Чем больше читаешь отзывов про Японию, тем больше отпадает желание ехать самостоятельно, уж очень там всё запутано. А туры в Японию - удольствие оочень дорогое(
    • kitya
      помощь
      kitya
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 окт 2009
      15 июн 2011, 17:39
      удалить
      Не так страшен чёрт, как его малюют. В крупных городах и туристических центрах всё сделано сейчас для иностранцев.
    Наверх