Гора Арарат (5137м)

4 материалa,  146 фотографий

Были в городе Гора Арарат (5137м)?

lis-darchula
    С нами с 12 дек 2010

Иран. Турция. Воспоминания о восхождении на Арарат

Вершина Арарата, 2015

Автор: lis-darchula

Возвращаемся домой по территории Турции через г. Догубаязит. Неподалеку, километрах в 20 отсюда находится гора Арарат. Этот путь я выбрал не случайно: все восхождения на легендарную вершину начинаются из этого населенного курдами города. В наших планах было восхождение на Арарат.
    Для меня это восхождение было бы уже третьим. Здесь позволю себе немного воспоминаний. В первый раз с группой белорусских альпинистов мы поднялись на библейскую гору в 2001 году, посвятив это восхождение 2000-летию христианства. Мы были первой белорусской группой, поднявшейся на Арарат., или по-армянски Масис. Вершина представляет собой потухший вулкан в северо-восточной части Турции, почти на границе с Арменией, Азербайджаном и Ираном. Две конусообразные вершины – Большой Арарат (5165м) и Малый Арарат (3925).
    В этом засушливом районе на склонах Большого Арарата, у вершины находится почти 30 ледников. Где-то здесь находятся останки знаменитого библейского ковчега. Было много экспедиций в этот район, начиная с 1876г. Осуществлялись облеты на самолетах : в 1916г. русский летчик В.Росковицкий, аэрофотосъемка американцев в 1949г. Однако, серьезных экспедиций и тщательного обследования склонов горы так и не было. А в 1974г. район был закрыт окончательно, так как турецкое правительство разместило на склонах Большого Арарата военные объекты. Самым сложным в организации экспедиции было получить разрешение на въезд в этот район. Турецкие власти ревностно охраняют тайну христианской святыни. За прошедшие годы немногим экспедициям удалось попасть на Арарат.
    Когда в 2001 г мы обратились в турецкое посольство, нам сказали ,что такое разрешение выдает только МВД Турции и то в виде исключения. Так же запрет объяснили тем, что район населен курдами и там неспокойная обстановка. Многие экспедиции, не получив разрешения, возвращались домой. Но мы решили без всяких разрешений вчетвером совершить восхождение. Я ,как руководитель понимал, что это авантюра. Но решили положиться на наш многолетний опыт экспедиций в разные регионы.
    Практически все восхождения на Арарат прямо или косвенно связаны с поиском Ноева ковчега. На склонах горы находится ,так называемая ,«Араратская аномалия» — образование расположено на высоте около 4500м над уровнем моря и имеет размеры близкие к размерам Ковчега. Есть четыре версии объясняющие её происхождение:
    -геологическое образование;
    -ледник со скальным выходом;
    -некая фальсификация;
    — собственно, останки Ноева ковчега.
    Мы задачи обследования склонов ,в целях поисках Ковчега, не ставили, учитывая наше «подпольное» положение.
    Существует поверье, что Арарат свою вершину показывает не всем.
    Хочу привести здесь выдержки из записок известного альпиниста Владимира Шатаева, который совершил восхождение в 1991 году по приглашению Федерации альпинизма Турции, в составе международной группы. Альманах «Лед и пламень» №3, 2004 год.
    «При выезде из города нас завезли к штабу войск НАТО и, сопровождаемые шестью джипами, в каждом сидели по шесть вооружённых автоматами солдат. При каждой остановке в пути солдаты молниеносно занимали круговую оборону вокруг автомашин и ставили рядом на землю пулемёты. Как оказалось нас охраняли от курдов, чтобы нас не захватили в заложники, и Федерация Турции оплатила за эту услугу 35 тыс. долларов. У отметки 2200м офицер объяснил нам , что у нас что-то не в порядке с паспортами и нам необходимо спуститься в штаб. Нас посадили в джип, с нами ещё шестеро солдат с автоматами и как «контрабандистов» повезли в Догубаязит. В местной жандармерии нас встретили очень неприветливо. Нам показали письмо-циркуляр из МИДа Турции , что Арарат считается закрытым для посещения иностранцами и МИД сообщил об этом в жандармерию г. Догубаязита. Но затем всё уладилось и мы поднялись на вершину».
    Но вернёмся к нашему маршруту 2001 года. Ранним утром приехали в город Игдир, горнолыжный курорт. Отмечу, что добирались специально попутным транспортом, а не рейсовым автобусом. Вышли за городом, обходя блок-посты военных патрулей и полиции. Ориентир был чёткий- впереди гора Арарат с нависающими ледниками на северных склонах. Вначале решили совершать восхождение с севера, так как все организованные группы с разрешением идут с юга. Впереди небольшое курдское селение и мы в первом же глинобитном домике попросили воды чтобы наполнить фляги.
    Жители стойбища пастухов,

Жители стойбища пастухов, 2001 год

Но, хозяева с подлинным восточным гостеприимством, начали угощать нас айраном, творогом и большим спелым арбузом. Нас принимали очень приветливо, приглашали почти в каждый дом, принимая нас за американцев. Вообще-то, пешком с рюкзаками, вероятно, проходили здесь впервые и для них это было неожиданно и интересно.
    Впереди — безводная местн

Впереди — безводная местность, 2001год

Пройдя селение, мы шли по пустынной местности, температура воздуха под 40 ̊С, впереди выжженная солнцем земля и камни. Нет ни травы, ни кустарников, не говоря уже о деревьях.
    Впереди вершина , 2001г

Автор: lis-darchula

Полное отсутствие воды, ни одного ручья. Мы предполагали ,что под склонами Арарата будут ручьи от большого количества нависающих сверху ледников, но ошиблись. Ручьи, которые образуются от тающих ледников и снежников, уходят под скалы еще наверху и внизу, у подножия, никаких следов воды. Пришлось траверсировать склоны Арарата и уходить на запад, не приближаясь к основной автомагистрали, так как там патрули. Подошли к скважине, пробуренной для снабжения водой курдских пастухов. Со всей округи сюда приезжают на лошадях, ишаках и автомобилях, наполняют емкости водой и уезжают.Много пеших пастухов с бурдюками.
    В это время вышла из строя система управления глубинным насосом, прекратилась подача воды. Все стояли в ожидании ремонта уже несколько часов. Мы помогли запустить насос ,не ожидая ремонтной бригады. Вода появилась вновь. Нас ,в знак благодарности , подбросили на автомобиле к верхнему стойбищу пастухов.
    Стоянка курдских пастухов

Стоянка курдских пастухов, 2001 год

Всюду курды встречали нас очень радушно. Молва о нашей помощи опережала нас. Далее, траверсируя склоны и набирая высоту, остановились у каньона со снежником и на противоположной стороне каньона увидели базовый лагерь турецких альпинистов.
    Базовый лагерь, 2001 год

Автор: lis-darchula

Здесь была отметка 4100м. От этой отметки часа в 2-3 ночи группы выходят на восхождение. Мы подождали, когда все группы ушли вниз и в 2-00 вышли на восхождение. В 8-00 были на вершине.
    Вершина Арарата. 2001год

Автор: lis-darchula

Спустились в свой базовый лагерь, забрали оставшееся снаряжение и вышли на подъемную тропу, что было ошибкой. На спуске нас встретили трое курдов с ружьями и предложили выпить чаю. Мы, естественно, согласились. Затем они попросили денег или «бакшиш», но кроме черных сухарей и банки тушенки мы им ничего не дали. Тогда они выстрелили в воздух из ружья, чтобы показать, что оружие исправно и стреляет. Затем начали шантажировать и угрожать, что сдадут нас жандармам, потому что документов для нахождения в этом районе у нас нет.
    Когда мы все же двинулись в путь, двое вооруженных курдов стали сопровождать нас. Мы пошли вниз по тропе, постепенно набирая скорость, что бы оторваться от наших преследователей, которые едва поспевали налегке за нами. И когда расстояние между нами существенно увеличилась, они пригрозили, что будут стрелять. В это время пошел дождь. Мы остановились, подождали курдов, достали накидку от палатки и вместе накрывшись от дождя начали обсуждать наше, крайне неприятное положение. Разговаривая на русском языке, мы были в уверенности, что нас не поймут. Вначале хотели забрать ружья или патроны, но это был бы разбой , да ещё на чужой территории. Впереди был виден довольно крутой, боковой хребет. Тропа серпантином шла вверх и было решено быстро подняться на боковой перевал и за перегибом, когда скроемся из виду, резко повернуть вправо, в противоположную сторону от ближайшего селения, где был пост жандармерии. Перед подъёмом дали нашим «друзьям» ещё две банки тушенки и быстрым темпом поднялись на перевал и за перегибом, побежали с рюкзаками вниз, вправо от тропы, уходящей к селению. Мы старались уйти на безопасное расстояние для оружейного выстрела. Бежали до двух часов ночи. Курдов оставили далеко позади. Утром, выйдя на трассу, попутным транспортом уехали к озеру Ван, где и остановились на днёвку.
    Вершина Арарата. 2002 год

Автор: lis-darchula

В следующем, 2002 году наша белорусская команда повторила восхождение на Большой Арарат. На этот раз с миссией установки на вершине деревянного православного креста по просьбе Митрополита Минского и Слуцкого Патриаршего Экзарха всея Беларуси Филарета. В тот год снега на склонах было больше и подъем оказался значительно легче. Было больше источников воды и к тому же мы уже знали оптимальный вариант подъёма на вершину.
    Подъем в первый базовый л

Подъем в первый базовый лагерь, 2002 год

Уже на второй день добрались до базового лагеря на отметке 4100м, но в стороне от основного лагеря. Однако вновь нас навестили курды с ружьями и старший, Мамед, попросил показать разрешение на восхождение.
    Наша группа с курдским пр

Наша группа с курдским проводником Мамедом, 2002 год

Пришлось выкручиваться: объяснили, что только фотографируем и утром уходим вниз. Нам поверили, видели, что мы уже не молодые – почти всем за 60 лет.
    На противоположной стороне каньона стояли палатки польских альпинистов, их обслуживали два турецких инструктора. Турки рассказали нам, что после поляков в базовый лагерь подымается американская экспедиция. Альпинисты из Польши и США имели официальные разрешения на восхождение. А мы, белорусы, второй год вынуждены действовать по-партизански. Рано утром, видим, что поляки и инструктора ушли вниз налегке, а рюкзаки и палатки навьючили на лошадей курды, во главе с Мамедом, и лагерь опустел, решили свой лагерь перенести на высоту 4300м., отсюда начинается крутой подъём по «красным» скалам. Вышли в два часа ночи, над вершиной нет облаков, небо в звёздах: значит погода будет хорошая. В пять утра подошли к началу ледника, надели кошки, пристегнулись к страховочным верёвкам и вперёд, вверх. По пути стояли вехи с указателями высоты. Вот и вершина – это снежно-ледовый конус и стальной флагшток с указателем высоты и вымпелом на турецком языке.
    На вершине 2002 год

Автор: lis-darchula

Ещё раз библейская гора покорилась белорусам. Сфотографировались с крестом и национальным флагом на вершине Большого Арарата. Быстро спустились к базовому лагерю на отметке 4300м — и долгожданный отдых. В два часа ночи нас разбудил стук ледорубов о камни – это поднимались американские альпинисты. При свете фонариков мы увидели восемь человек в хорошей экипировке, сопровождаемые двумя турецкими инструкторами. Мы пожелали им хорошей погоды и успешного восхождения. В пять утра мы начали спускаться вниз в долину, уходя вправо, чтобы не встретить курдов, которые, вероятно, ждали нас внизу на тропе. Не хотелось повторения прошлогоднего инцидента. Православный крест мы забрали с собой, учитывая, что гора находится на территории мусульманской страны.
    Наша группа на встрече с

Автор: lis-darchula

Наша группа на встрече с Митрополитом Минским и Слуцким Патриаршим Экзархом всея Беларуси Филаретом, 2002 год.

Спустя месяц нашу спортивную группу принял Его Преосвященство Митрополит Минский и Слуцкий Патриаший Экзарх всея Беларуси Филарет. Ему мы вручили побывавший на Арарате православный крест, камень с вершины и фильм о совершении восхождения.
    Передача православного кр

Автор: lis-darchula

Передача православного креста, побывавшего на вершине Арарат, Митрополиту Минскому и Слуцкому Патриаршему Экзарху всея Беларуси Филарету. 2002 год

Крест и камень хранятся в музее Экзархата.
    Возвращаясь из Ирана в сентябре 2015г., мы планировали совершить восхождение на Арарат в третий раз, но уже в сопровождении курдов и оплатив им необходимую сумму. Но не получилось из-за очень напряжённой международной обстановкой в Курдистане и, в частности, в г.Догубаязите. Все населённые пункты курдов находились под жестким контролем полиции и военных. В городе стояли бронемашины и о восхождении можно было только мечтать.

Автор: lis-darchula

Осмотрели город, сфотографировали Арарат с окраины города и с нового автовокзала отправились рейсовым автобусом в г.Трабзон. На дорогах много постов полиции, где нас всех проверяли. Особенно молодых ребят из Ирана и пассажиров-курдов, которые сели в Догубаязите. Город Трабзон встретил нас прекрасной погодой и каким-то местным праздником. Разместились в гостинице рядом с автовокзалом. Кстати здесь же находится и морской вокзал, но паромы в Сочи уже не ходят.

Автор: lis-darchula

Погуляли по городу, посетили местный рынок, искупались в море и взяли билеты на автобус до г.Батуми.

Дешёвый ✈️ по направлению Гора Арарат (5137м)
      13 янв 2016, 09:14
      Здорово! Была в этих местах, но сходили только к крепости " Баязет" На Арарат поглядывли, но восхождение на гору в наши планы не входило.Это был 2014 год. А вы — молодцы!
    • acvazul-V2010
      Almazoff
      С нами с 13 июл 2011
      18 апр 2018, 14:33
      Сейчас особых сложностей с организацией восхождения на Арарат нет, хотя пару лет назад из-за войны в Сирии в турецком Курдистане было неспокойно, и нам пришлось отменить поездку
      А на вершину можно и из Игдыра подниматься