• Тот самый автобус на Батуми
  • В Инеболу
  • Попутно провели испытание огнетушителя
  • Чай, чай, чай...
  • Возле мечети можно помыть ноги
  • В общежитии села Аваз
  • Гостеприимство мамы Исмаила
  • В Самсуне
  • Городской автобус в Самсуне
  • Застопили полицейскую машину
  • Тоннель в Трабзоне
  • Это место для ночлега нам помогали искать полицейские
  • Трабзон
  • На кузове
  • В окружении любопытных детишек
  • Обычный для тех мест пейзаж
  • В автобусе на Батуми

С нами с 21 фев 2010

Вокруг Чёрного моря за 120 $. Часть 7. Турция. Трабзон

25 июня 2011 года||2 (2)| 17| 80749

Эта заметка является частью дневника «За 120 $ вокруг Чёрного моря»

От Амасры, что в Вифинии до Трабзона, что в Понте 865 км. Мы ехали через Синоп полных 2 дня. До Самсуна дорога временами уходит в сторону от моря или же поднимается на очередной перевал. После города Терме она идёт вдоль берега, представляя собой автобан отличного качества. Единственное препятствие на пути — это множество городов со светофорами и перекрёстками.

Сначала около 90 км до города Джиде мы ехали рейсовым автобусом. Конечно же снова бесплатно! Горная дорога извивалась над пропастью, но водитель уверенно управлял автобусом, как-будто ехал по автобану. В салоне царит оживлённая атмосфера и никак не скучно ехать. Когда плакал ребёнок, то мужчина, державший его на руках насвистывал какую-то мелодию, чтобы его успокоить. Мужчины сидят рядом только с мужчинами, а женщины с женщинами. Так принято. Исключение составляют лишь супружеские пары. Если вы по неосторожности присядете возле женщины или подойдёте к ней на улице что-то спросить, то скорее всего она начнёт пугаться вас и избегать общения. А если рядом будут мужчины, то с вами могут строго поговорить об уважении местных
    традиций. Хорошо, если вас не приревнуют к супруге. В горах водитель сигналит перед каждым поворотом, предупреждая встречный транспорт о своём приближении.

От Джиде до Инеболу было очень мало машин. Пока я стопил, Дима даже поспал под инжиром. Когда мы были в селе Акияр, меня окружили дети в одинаковой школьной форме и наперебой хотели что-то рассказать и требовали их фотографировать. Мимо проходила учительница и забрала от меня весь этот улей. Но детки были более, чем доброжелательны — махали мне ручками и посылали на прощанье воздушные поцелуи. На этом участке запомнился корыстолюбивый почтальон, которого мы встречали 4 раза. Ещё в Джиде он предлагал ехать с ним до Синопа за деньги. Попутно по сёлам он останавливался, выгружая почту и когда он нас снова обгонял, то ехидно жестикулировал и приговаривал: "мани, мани". Наконец, в одном из сёл почтальон зашёл в кафе, где нас поили чаем два парня Мурат и Исаак, а мы рассказывали некоторым присутствующим там о нашем путешествии. Почтальон опять пристал к нам со своим "мани, мани" и начал жаловаться на всё кафе, что мы ездим бесплатно. Но хозяин кафе и все остальные дружно встали на нашу защиту и почтальон с позором удалился на улицу, где шёл дождь. Так гостеприимство победило корыстолюбие. Больше почтальона мы не встречали.

От Инеболу до села Эврени нас пригласили проехаться на кузове полугрузовика рабочие. Вот это был адреналин! Ветер, море, горный воздух и фото в кузове. В селе рабочие нас, конечно же, напоили чаем. После этого мы пошли к ближайшей мечети отдохнуть. Там был бесплатный туалет с горячей водой и краны для мытья ног. Почему бы не побриться и не помыть ноги. По всей Турции встречаются такие удобства, особенно возле мечетей.

Уже стемнело и мы думали ставить палатку в Тюркели. Но постоянно кто-то останавливался и ещё немного подвозил. Но в селе Аваз решили твёрдо — ночуем здесь. Была роса после дождя и мы решили ставить палатку в недостроенном доме. Опыт уже у нас был в городе Люлебургаз. Разгребли имеющийся песок, чтобы мягче спать и через минут 10 палатка уже
    стояла. По неосторожности, я забыл выключить фонарик и с дороги нас заметили из проезжающей машины. Ниссан притормозил и заехал прямо в дом, осветив фарами нас и палатку. В кабине было двое молодых людей. Потом ниссан уехал, но через три минуты вернулся ещё с третьим человеком. Что нас ждёт, мы не знали. Третий человек по имени Акан оказался сыном хозяина стройки, на которую мы забрались и бригадиром местной стройбригады. Он мягко нас заверил, что всё понимает и его отец не возражает, чтобы мы ночевали на его стройке. Но после этого он настойчиво стал нас приглашать переночевать у него в общежитии, где в эту ночь никого как раз не было. Нас долго уговаривать не пришлось и мы быстро собрали палатку. Нас отвезли в общежитие, где мы оставили рюкзаки, а потом напоили чаем и накормили в соседнем маркете. Акан немного знал русский и оказалось, что у него жена из Украины, из Запорожья. Когда он услышал, что мы тоже из Украины, то был так рад, что даже приглашал переезжать в Турцию и обеспечить работой. После новых впечатлений мы хорошо отдохнули до утра в нормальных условиях.

Этот день был богат на турецкое гостеприимство. Если к этому ещё добавить, что на пекарне нам подарили екмек (хлеб) и подростки, заплатившие за интернет, разрешили им воспользоваться, то можно сказать, что мы купались в доброте местных жителей.

1 ИЮНЯ.

Турция — удивительная страна, в которую легко влюбиться с первого взгляда. Нету пьянства, не поощряется воровство и ложь, все мужчины заняты делом и не шатаются по улицам просто так. Они руководят всем и везде, даже кушать готовят в местах общественного питания. А женщин на улицах мало, они заняты больше домашними делами. Турки очень наблюдательны. Сразу замечают нового человека и обязательно проявляют интерес, обычно предлагая помощь. Они не подвозят попутно, а катают, являясь хорошими гидами. Если не нарушать их традиции и не задевать религиозные чувства, то вы будете самым желанным гостем и другом.

До Синопа доехали быстро с одной пересадкой. На окраине города смотрели предметы времён Рима, выставленные у заправки. Синоп (Синопа) — в древности одна из главных греческих колоний на южном берегу Чёрного моря, на полуострове Пафлагонского побережья, к востоку от мыса Карамбиса. Благодаря удобному положению и двум гаваням
    Синоп скоро стал богатым торговым городом. С возведением в IV в. н. э. Амасьи на степень главного города Понта благосостояние Синопа стало падать. С 1204 он принадлежал к Трапезунтской империи, но уже в 1214 его завоевал вначале никейский император, а потом в 1461 году сельджукский султан Магомет II. Синоп находится на территории, где соприкасаются западная и восточная черноморские климатические зоны.
    Среднегодовая температура в Синопе положительная: +14°C, средняя температура января -2°С; средняя температура июля +29.4°С.

На окраине Синопа нам остановился Исмаил на "фольксвагене". Согласился подвезти около 30 км до Герзе, куда он направлялся к родителям. По пути делали остановку на чай, смотрели фазанов, спокойно общались. Исмаил звонил маме и о чём-то договаривался. При въезде в Герзе Исмаил свернул в небольшую улочку и это вызвало сразу вопрос: "нэрэйе гитмекь?" (куда едем?) Улыбаясь, Исмаил спокойно сказал: "в гости к моей маме, а потом идём на море". Мы всё поняли и покорились. Нас ждало не только знакомство с родителями Исмаила, но и турецкая кухня. Нас угощали вкусным супом и лапшой с йогуртом по-испански. Но это был ещё не весь сюрприз. Исмаил заявил, что через полчаса отвезёт нас в Самсун за 140 км. Позже он рассказал, что ради нас поменял планы и решил отвезти маму в клинику сегодня, а не завтра, как хотел вначале. Мы снова покорились, видя, как ана (мама) уже собирается в дорогу. Да, каждый день мы убеждались, что турецкому гостеприимству славянам ещё долго учиться.

По Самсуну нас покатал полугрузовик с ящиками. Попутно водитель заехал на овощную базу, где прямо на земле валялись хорошие помидоры и лимоны. Пока Дима собирал урожай, ко мне пришёл работник базы и принёс пакет с помидорами и лимонами. После этого водитель посадил в машину ещё 2 мужика и повёз нас в непонятном нам направлении. Дима начал мне шептать: "ну всё, точно на фарш". К счастью, мужики по пути повыходили, а нас высадили на окраине города по направлению на Трабзон, где и нужно было.

Шёл мелкий дождь и мы за 3 часа продвинулись всего на 20 км, застопив 2 локала. Потом повезло. Нам остановился большой грузовик "мерседес", который ехал в Азербайджан. Но ночует дальнобойщик в Трабзоне, поэтому туда и договорились. Но это было отлично — проехали 270 км. С этим водителем особенно ощущался языковой барьер, так как он не знал никакого языка, кроме турецкого и не очень был разговорчив с нами. Зато по телефону болтал много. Неожиданно протянув мне телефон, он сказал: " говори!" На связи была девушка, чисто говорившая на русском и сразу начала раскручивать меня на секс по телефону. Тактично отказавшись, я вернул телефон удивлённому хозяину и тот ещё долго с ней болтал по-турецки. Мы заметили, что наш водитель несколько зациклен на женщинах. Раньше он ездил на Украину и, как только вспоминал об этой поездке, то снова и снова повторял: "Украина мадам гюзель..." Мы проехали много городов и наслаждались красивейшим побережьем. Также проехали массу тоннелей, самый длинный из которыхбыл 3870 метров.

До Трабзона не доехали всего 10 км. У грузовика начались проблемы с двигателем и нам пришлось выйти. Тут же к нам подъехал пожилой таксист и пригласил садиться. Мы отказывались, говоря : "пара йок" (нет денег). Он был настойчив, убеждая нас: " Садитесь, Аллах помогает!" Мы сели и таксист нас отвёз в Трабзон, высадив возле развалин императорского дворца. Время было позднее и мы, обойдя порт, решили разбить палатку на лужайке между автобаном и морем. Уже через 5 минут нас обнаружили всевидящие полицейские. На этот раз документы таки проверили и после этого было самое интересное. Представьте такую картину — два вооружённых полицейских ищут в темноте место, где удобнее поставить палатку! Уходя, они показали, где находится патрульная машина, и просили обращаться, если что-нибудь понадобится. Приятно испытать к себе такое внимание. Я представил, если бы эта ситуация была в Украине. Нас могли бы отвезти на дня три в "обезьянник" до выяснения, а потом бы отпустили, даже не извинившись. Ночь прошла спокойно, если не считать шум двигателей самолётов, взлетающих и садящихся рядом на аэродроме.

Хотя мы с Димой разные автостопщики, — он экстремал, а я стратег, но это никак нам не мешало взаимопониманию. Как христианам, нам помогало открытое общение, а также
    проявление самообладания и уступчивости. Буду рад поехать с Димой снова в путешествие в августе. А мы планируем такую поездку на Балканы.

2 ИЮНЯ.

Утром я пошёл к рыбакам возле маяка за кипятком. И вы не удивитесь, если я напишу, что рыбаки стали приглашать с ними завтракать. Именно так и было.

Около 11-00 мы медленно брели по окраине Трабзона под мелким дождиком в сторону Грузии. Нас догнал солидный мужчина лет 45 и заинтересовался, откуда мы и куда едем. Когда мы объяснили, что путешествуем автостопом, он неожиданно предложил: " идём со мной, у меня здесь рядом есть небольшая фирма, сейчас поедете автостопом." Как вы думаете, в какую фирму привёл нас Шенол? В туристическую, у которой есть свои автобусы. А Шенол оказался директором туристической фирмы "Prenskale". Из офиса нам сразу принесли чай, а через минут 15 подъехал комфортабельный рейсовый автобус Трабзон — Батуми. Шенол дал водителю и его помощнику указание довезти нас до Батуми бесплатно и ещё через минут 5 мы ехали в Грузию. Всё это происходило, как сон. Но мы уверены были в помощи Бога. Для нас поездка в автобусе была своего рода отдыхом от общения на иностранных языках. Хотя примерно в середине пути с нами захотели
    познакомиться иранцы, ехавшие в Грузию.

Немного было жаль покидать такую удивительную страну, как Турция, с её замечательными людьми. Мы чувствовали себя уютно среди гостеприимных, отзывчивых и любопытных жителей. Сначала необычно быть постоянно в центре внимания, но потом привыкаешь и не убегаешь от желающих помочь мужчин. Мы освоили турецкий прощальный жест — объятия с прикосновением головы с обеих сторон поочерёдно. Мне очень понравился турецкий мелодичный язык, который мне легко давался и я с удовольствием говорил новые слова. Турки — красивые коренастые мужчины с тёмно-коричневой кожей и незаурядным темпераментом. Только после Трабзона внешне турки становятся больше похожи на грузин, чему причиной явилось смешение двух народов в древности. Ещё раз подчеркну, что дороги в Турции — просто отличные. Никаких ям, а знаки и разметка настолько удобны и ясны, что не заблудится даже слепой. Перед въездом в города стоят знаки с названием на турецком и указанием количества жителей.

На турецко-грузинской границе была толкотня, как на рынке. Все хотели пройти паспортный контроль без очереди, просто кошмар. Машины сбились все в кучу, образовав пробку, сигналят, водители ссорятся. Это Сарпи. Но на грузинской стороне нам помогло украинское гражданство. Один пограничник решил нам помочь, потому что мы украинцы,
    а значит, по его словам друзья Грузии. Наши вещи никто даже не досматривал, а на выезде с таможни мы долго ещё ждали нашего автобуса до Батуми.

(Продолжение следует)

Geleosan
      С нами с 8 июн 2011
      26 июн 2011, 21:51
      Супер! Как снова в Турции побывал :) До сих пор вспоминаю тамошнее гостеприимство, и неудобно становится, что сам не такой...