Тямпасак

Тямпасак

LAT
  • 14.91858N, 105.88640E
  • Я здесь был
    Хочу посетить

    5 заметок,  0 советов,  186 фотографий

    помощь Подписаться на новые материалы этого направления
    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов Тямпасака помощь
    Все авторы направления
    3
    shanin
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 4 июн 2009

    Мир без виз — 369. Монастырь Ват Пу — памятник ЮНЕСКО

     
    21 декабря 2011 года 18253

    Эта заметка является частью дневника «Индокитай без виз. Путем древних.»

    Прямо на острове Дон Дет в туристических компаниях можно купить билеты чуть ли не до любой мало-мальски интересной туристической достопримечательности в радиусе 1 тысячи километров. Поэтому и дальше, на север, мы поедем не на обычном автобусе, а на туристическом микроавтобусе.
    Следующая наша цель — древних храм Ват По у города Тямпасак. Вначале мы долго ехали на микроавтобусе, потом переправились через Меконг на пароме в городок Тямпасак. Там, прямо на пристани, нас отловил хелпер с тук-туком пикапом. Он вначале предложил дешевый гестхаус. А узнав, что нам это не нужно, тут же стал предлагать довезти до монастыря Вапт Пут и обратно. Немного поторговавшись для приличия, мы согласились (одно из преимуществ путешествия всемером — платить за аренду транспорта нужно в семь раз меньше, чем во время путешествий в одиночку).
    Ехать нужно около 6 км. В принципе, можно было бы и пешком прогуляться — дорога прямая, не заблудишься. Да и транспорта на ней мало. Но нам хотелось не застревать здесь на ночь, а уехать вечером в Паксе. И этот же хелпер предложил после экскурсии в монастырь отвезти нас в Паксе на своем микроавтобусе (опять же, всемером это получается недорого — платить же нужно за микроавтобус, а не за каждого отдельного пассажира).

    Ват Пу

    Ват Пут (по-английски его название пишут как Vat Phou или Wat Phu, что в переводе означает «храм-гора») был основан у подножия горы Пу Као (Phu Kao) еще в V в. н.э. Но до наших дней дошли только здания XI – XIII вв., когда этот храм был одним из крупнейших центров тхеравада-буддизма в мире. А сейчас — это главная историческая достопримечательность всего Лаоса.

    Псевдомузей

    Слева у входа на территорию монастырского комплекса стоит новенькая бетонная коробка - музей. Там собрали найденные при раскопках статуи и статуэтки Будды, индуистских богов, образцы художественной резьбы по камню. Как и в других местах, здесь собрали все, что на руинах оставлять просто небезопасно — украдут. Но, в отличии от других аналогичных музеев, здесь по непонятной для меня причине запрещено фотографировать. При этом фотоаппараты не отбирают и наручники на посетителей не надевают. В результате персонал, вынужденный целыми днями следить за тем, чтобы кто-нибудь не дай Бог не сфотографировал какую-нибудь полуразрушенную статую, здесь очень нервный. Значит, не будем долго задерживаться в музее. Зачем над людьми издеваться, вынуждая постоянно следить сразу за семью посетителями (кроме нас там никого не было) с фотоаппаратами, а значит, и потенциальными нарушителями запрета на фотографирование.
    Вообще меня, как «профессионального туриста», удивляет, почему в некоторых музеях запрещено фотографировать. У меня даже есть гипотеза, что все музеи делятся на настоящие музеи и псевдомузеи (вероятно, это просто бордели, которые лишь временно работают музеями, но в будущем будут использоваться именно по прямому назначению. Главная цель настоящего музея — сохранить для потомков кусочек нашей общей истории. Поэтому в них никогда и не запрещают фотографировать — ведь своими фотографиями туристы будут помогать главной цели музея — распространению знания. Так о музее (и хранящихся в нем сокровищах) узнает значительно больше людей, чем только те, кто в него сможет попасть физически. Конечно, и в настоящих музеях могут брать плату за вход. Но это все же не коммерческое предприятие, и все собранные с посетителей деньги тратятся на главную цель — сохранение исторической памяти. В псевдомузеях главная цель — зарабатывание денег. Им совершенно не важно, будут ли люди знать об их сокровищах или нет. Именно поэтому в них и запрещено фотографировать.

    Руины нижнего храма

    До наших дней сохранились лишь отдельные руины. Но после того, как в 2001 году монастырь попал в список всемирного наследия ЮНЕСКО, активно взялись за реставрацию. Она продолжается и до сих пор. Поэтому нижний храм больше похож на строительную площадку, чем на древние руины. Достаточно одного взгляда, чтобы сразу понять — местные храмы действительно сильно напоминают увиденные в Ангкоре кхмерские храмы того же периода. И это совпадение не случайно.
    В древности по соседству с монастырем Ват Пу был город Шрестапура — столица независимого государства, в котором государственной религией был индуизм, а священным языком — санскрит. Тогда гору, на которой стоит монастырь, называли Лингапарвата — из-за сходства ее формы с индуистским фаллическим символом линга. Как известно, у индуистов лингам — это один из символов бога Шива. На горе к тому же нашли источник, который сразу же признали святым (он как бы символизирует великую реку Ганг — еще один символ Шивы). У этого священного источника и основали индуистский храм, посвященный естественно самому Шиве.
    Где-то в начале X века индуистский Ват Пу вошел в состав империи кхмеров (в столице которых Ангкоре мы побывали всего три дня назад). Сюда из Ангкора проложили мощенную камнем дорогу. А рядом с храмом возник новый город, уже кхмерский. Позднее индуистский храм несколько раз перестраивали. В XI веке, когда в империи кхмеров распространялся буддизм, взялись и за Ват Пут. Его не просто отреставрировали, а буквально построили заново — используя камни из древнего храма в качестве стройматериалов (камни вырезались из мягких пород - латерита и песчаника). У самого священного источника на горе места было сравнительно мало. Поэтому главное — по размеру — здание стали строить ниже, у основания горы. Заодно его из индуистского храма превратили в буддистский. Тогда в империи кхмеров как раз активно распространялся буддизм тхеравады.
    От древнего города вообще практически ничего не осталось. О его существовании можно судить только по дошедшим до наших дней водохранилищам (их всегда строили не возле храмов — для красоты, а возле городов — для орошения рисовых полей).

    Бюджет

    Виза. Въезд на 2 недели — безвизовый. 2 доллара сбор на границе.
    Валюта. Кип. 1 доллар США — 7.9 тыс. кип.
    Транспорт. Автобус Дон Дет — Тямпасак — 70 тыс. Микроавтобус Тямпасак — Паксе — 400 тыс (за 7-х). Тук-тук из Тямпасака до монастыря и обратно — 20 тыс.
    Еда. Пиво БирЛао — 8 тыс. кип. Жареный рис с овощами — 15 тыс. Чай — 8 тыс. кип. Свежевыжатый сок — 12 тыс. Багет — 2 тыс.
    Ночлег Бунгало на острове Дон Дет 2-мест — 5 долларов, 3-мест — 6 долларов.
    Достопримечательности. Вход в монастырь Ват Пу — 5 тыс. кип.

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    14 фото
    dots

    Дешёвый перелёт по направлению Тямпасак
    сообщить модератору
      Наверх