Неутоленная жажда Тюнгур, Россия

С нами с 12 янв 2011

Неутоленная жажда

17 февраля 2011 года||1 (1)| 8| 18684

В два часа дня палатка не выдержала очередного натиска шквального ветра – лопнула алюминиевая дуга и обломанный острый конец начал в клочья рвать тент. Вылезти из нашего убежища, наполовину засыпанного снегом и в буквальном смысле прижатого к земле уже сутки не стихающим ветром, оказалось не так-то просто. Снаружи мало что изменилось за последние восемь часов – видимости от силы десять метров (и то только по ветру) в сторону шестьсот метрового обрыва с гребня, где на высоте три тысячи метров мы пережили эту сумасшедшую ночь и половину дня. Уже не ожидая хорошей погоды, мы лелеяли надежду, что хотя бы на полтора часа ветер немного утихнет и у нас появится возможность проскочить этот «перевальчик» с милым названием Черное сердце. Через пять минут выразительный щелчок второй сломавшейся дуги сделал бессмысленной всю затею ремонта палатки. Решение пришло само собой – Выходим!

Сборы были не долгими. Молча и без суеты, всего за десять минут было упаковано все снаряжение и вещи по рюкзакам. Я и сам был удивлен – ежедневная упаковка этого монстра в 35 килограмм занимала не меньше получаса – с компактной перекладкой и обязательной утрамбовкой. Здесь же даже целиком заледеневший спальник не стал проблемой. Еще больше я удивился, когда уже упакованный рюкзак, оставленный без присмотра, стало сдувать ветром в сторону обрыва. Хм, наверное, и правда не тридцать метров секунду, - мелькнула мысль.

Ветер усилился, причем настолько, что полностью сдуло снежную крупу, и открылся весь гребень до вершины Кара-Тюрека. Глазами, полными надежды, Андрей посмотрел на меня и сказал, вернее, прокричал на диком ветру: «Давай все-таки попробуем». Да мог бы и не говорить – я думал о том же - Давай!..

Автор: kalevas

О том, что в этом году на Алтае в горах много снега нам начали говорить еще в Горно-Алтайске. Наш друг, гид-восходитель на Высотнике, а ныне работник МЧС республики Алтай Коля Загоруйко рассказал о группе, ходившей нашим маршрутом через верхнюю метеостанцию двумя неделями ранее. Только на пятый день ребятам удалось спуститься к Ак-Кемскому озеру, где из-за небывалого количества снега пришлось изменить маршрут и выходить из района долиной Ак-Кема. Надо признать, что расстроились мы не сильно. Нашей основной задачей не было прохождение определенного маршрута. Планировалось действовать по ситуации, принять окончательное решение уже наверху и сообщить о своих планах на базу. Благо сотовая связь доступна ныне вплоть до самого перевала Кара-Тюрек.

Идея мартовского похода витала у нас с Андреем с начала февраля. Изначально планировался лыжный категорийный поход на плато Укок, но задержка с подачей заявки на пропуск в пограничную зону делала возможным этот маршрут только в апреле месяце, что нас не устраивало по срокам. Вариант горного похода в район Белухи рассматривался как запасной, но не менее интересный. Планировалось брать по максимуму снаряжения, чтобы не упустить малейшего шанса восхождения, пусть даже на вершины в окрестностях Ак-Кемского озера – Ярлу, Броня, Ак-Оюк… Азарту нашему мероприятию добавило предварительное одобрение руководства турбазы Высотник на проведение майских тренировочных сборов инструкторов, для отработки безопасности летних маршрутов базы и обмена опытом. Продумать маршрут и программу сборов, разведать ситуацию со снегом – стало основной задачей нашей весенней вылазки. Итак, нас двое, две недели свободного времени и с каждым километром от Горно-Алтайска до Высотника буквально просто выходишь из зимней спячки. Да, пожалуй, пока просто не верится, что это не сон и все уже началось!..

В Тюнгур приехали еще засветло. Очень странное чувство - полгода летнего сезона, проведенные здесь, в противовес пяти месяцам городской жизни, – как будто и не было ее, городской жизни. Вот только горы окрестные странного белого цвета. Встретили нас тепло и с удивлением – мы первые в этом сезоне, кто приехал на базу. Строгая летом наш бухгалтер Оксана Николаевна, не оставляя шансов отнести вещи на базу, приглашает к себе в дом в деревне, кормит до отвала и потчует клубничным вареньем. За чаем делимся новостями и планами. Уже на закате, окрасившем вершину Кызыл в малиновый цвет, переходим знаменитый Тюнгурский мост. И вот он Высотник – «У подножия Белухи» - Ура!

Автор: kalevas

И все-таки это здорово! Приехать на базу и уже здесь взять основное снаряжение: веревки, льдобуры, кошки, в тепле все упаковать и, проснувшись с утра на кровати с постельным бельем, позавтракать и, как белые люди. под рюкзак. Но это пока белые – пара дней и весеннее солнышко внесет свои корректировки. На складе снаряжения распечатываем законсервированные на зимнее хранение баулы со снаряжением:
    - Ну вот, сезон и начался,
    - Ага…

С вечера нам сообщили радостную новость – за два дня до нашего приезда была проложена зимняя тракторная дорога до урочища Изекерю, а это без малого двадцать километров. Большое подспорье для первого дня похода. Как впоследствии точно подметил Андрей, - по всей видимости, мы стали первыми туристами, кто прошел левым берегом Кучерлы так далеко. Во сколько не вставай – выйдешь в 9:20. Пробовали. И в семь пробовали, и в шесть и в пять тридцать, все равно весь поход выходили в девять двадцать, так уж получилось в этот раз. Утренний морозец подгоняет, хотя и подгонять нас не нужно – все сделано уже с вечера – В путь!

Планируя маршрут в Новосибирске, мы единогласно сошлись на мнении, что стоит идти нестандартно, местами, где ни мне, ни Андрею ранее не приходилось бывать, включая в нитку маршрута ранее не пройденные перевалы. Например, Ак-Кемское озеро отнюдь не являлось основной целью маршрута. Дойдя до перевала Кара-Тюрек, мы планировали далее траверсом уйти до перевала Рига-турист, как запасной вариант – спуск к озеру перевалом Ак-Кем. Этим и было обусловлено то, что маршрут начался вдоль река Кучерлы, а не долиной Ак-Кема, где и в зимнее время есть хорошая тропа, которой пользуются работники метеостанции, спасатели и наши дежурные смены в верхнем базовом лагере. Сам путь до Кара-Тюрека планировался по верхам, траверсом водораздельного хребта, что отделяет долины рек Кучера и Ак-Кем, с обязательной ночевкой на самой высокогорной метеостанции России, одноименной с перевалом – «Кара-Тюрек». В нашей летней работе гидами на Высотнике не редки случаи, когда погода не оставляет шансов для прохождения с группой коммерческих туристов в жестко установленные сроки заявленную программу. С другой стороны, всегда хочется предложить не менее интересный альтернативный вариант. Путь же верхней тропой гораздо живописней маршрутов по ущелью Ак-Кема или Кучерлы, тем более, что панорамы гор, открывающиеся после прохождения перевала Кара-Тюрек, разительно отличаются от того, что группе приходится видеть ранее на пути до Ак-Кемского озера. На первый взгляд, отклонение от основного маршрута для коммерческой группы кажется сложным для восприятия, но на деле , - это пусть небольшое, но приключение, если угодно – маленькая авантюра, которую с удовольствием разделяют все участники. Все это - уже рабочие моменты, но, так или иначе, если гид-инструктор уверен в своих действиях, то уверенность его передается всей группе…

Уже на выходе из деревни Кучерла из своего дома нам навстречу выходит Слава Ченчубаев, удивительный мастер резьбы по дереву, надежный в работе коновод и в тоже время не чуждый авантюрным вылазкам на радиальные восхождения. Слава третий участник нашей прошлогодней июньской снежной эпопеи.

Здесь, пожалуй, стоит подробнее рассказать о нем и о моем напарнике Андрее.На Высотнике я оказался в начале сезона 2009 года. За пять лет, исколесив и исходив добрую часть региона, мне никак не удавалось оказаться в районе Белухи – самом сердце Алтая. Наконец эта мечта начала становиться реальностью. Первый стажерский поход, для ознакомления с маршрутом «Треккинга к подножия Белухи» приходился как раз на мой день рождения. Старшим гидом шел Андрей Некрасов. Если сказать кратко – моя полная противоположность. Признаться, я не представлял, как мы сможем работать на пару, и что из этого может выйти. Спустя год, у меня есть только одно слово, для того чтобы охарактеризовать Андрюху, слово полностью описывающее его натуру – Надежный! С самого начала похода мы были поставлены в такие условия, в которых смогли посмотреть друг на друга в деле. Уже на второй день маршрута погода, мягко говоря, испортилась - пошел снег. Когда мы поднялись до второй стоянки на ручье Тухман на высоте около 2200 метров, снег перешел в метель. Незапланированная дневка, погода не улучшается. Выходим на связь – база рекомендует уходить из района – хорошей погоды не ожидается. И здесь окончательное решение уже за Славой. Дело в том, что большую часть снаряжение и продукты везут его кони. Единственный возможный вариант для нашей коммерческой группы, одетой по-летнему – путь наверх долиной Ак-Кема. Но и здесь свои но - коноводы редко соглашаются ходить этой тропой – по дороге прижимы, а в большую воду дорога для коней закрыта вовсе. Слава же предлагает этот вариант сам. Это решение будет стоить ему оставленного коня, который, упав в воду не смог подняться с грузом, - пришлось перегружать на других лошадей. Итогом похода стала чудесная солнечная погода на Ак-Кеме и возвращение на базу верхней тропой в рекордно короткие сроки. Один из наших туристов – Андрей Болгарчук снял очень душевный фильм о тех июньских событиях. Именно тогда в июне 2009 у нас с Андреем родилась идея пройти сложный маршрут двойкой. На реализацию планов ушло 8 месяцев.

Первые километры… До боли знакомое чувство – сон – не сон. Непонятная дрема, все происходящие видишь как будто со стороны. В голове обрывки мысли о другой, городской жизни, но и они с каждым шагом становятся все менее различимы – их словно река уносит свежий горный воздух. И это щемящее чувство неизвестности, в которую предстоит окунуться…

Дорога оправдывает ожидания, пройдя Елань, поверх тракторных следов видим четкие следы УАЗика – на Изекерю этой зимой ездили на машине. Слабо верится, но это так! Дойдя до грота Куйлю, пробуем начать подъем летней тропой, которой обычно пользуются, когда идут на верхнюю метеостанцию. Следы есть, но через сто метров набора высоты становится ясно – это следы козерогов, по-алтайски теке, или как обычно их называют ласково – текешки. Этой зимой здесь, по всей видимости, из людей никто не ходил. Вес рюкзаков сказывается, решаем, что для первого дня нагрузки вполне достаточно. Спускаемся обратно вниз и разбиваем лагерь неподалеку от избушки, что напротив скалы с наскальными рисунками.

Автор: kalevas

Утро, подъем в семь, выход в 9:20 :)   Через два часа подходим к развилке. Обычно здесь в долину Кучерлы спускаются группы, ночевавшие на Каменной избе. Но это летом – зимой лишь бесчисленные следы козерогов и маралов. Эх, лыжи бы - об этом мы будем думать все предстоящие шесть дней, а пока мы еще полны сил и сменяя друг друга начинаем пробивать тропу наверх. И хорошо если снега по колено или чуть выше – в основном же его по пояс и грудь. Но об этом мы пока не знаем, а значит все хорошо и главное весело!

Я точно знаю, чего хочется и будет хотеться всю дорогу, а потому еще неделю дома. А вот и не угадали – вовсе не пива! Минералки!!! Да, очень хочется пить. График хода и раскладка позволяют нам только одну остановку на перекус, во время которого с явным нетерпением достается газ, горелка и наконец-то можно превратить белое безобразие, которого вокруг нас в избытке в столь желанную воду. Пьешь – словно воздухом дышишь, охота еще и еще, но все равно не напиваешься - в талой воде нет солей. Пробуем исправить это, целиком отваривая лимоны, но и это не то. Пить на высоте охота всегда, тем более что это просто необходимо. В противном случае обезвоживание и упадок сил.

Как отмечалось ранее - тропы нет. Начинаем крутой подъем в лоб, чтобы как можно скорее пройти зону леса с рыхлым глубоким снегом и выйти на южный склон, где, по нашим расчетам, снега меньше и, если повезет, найдем хорошо набитую летнюю конную тропу. Огибаем скальный гребень и вдруг неожиданность – то, что будем обсуждать еще несколько дней. Предмет поиска многих экспедиций и многочисленных споров – следы снежного барса. Сомнений быть не может – отчетливые кошачьи следы и явно различимый широкий желобок от толстого хвоста. Просто не верится в такую удачу. Странное чувство и ворох мыслей – дело в том, что барс на Алтае очень редок, ореол таинственности присущ этому отчасти мифическому животному. Даже следы его – большая редкость. Карабкаюсь вверх по следу, буквально десять пятнадцать метров – и становится ясно – барс шел не иначе как по широкой летней тропе – снег на южном склоне оттаял и она отчетлива видна. В такие моменты даже и не знаешь, что подумать. Еще два часа хода по твердой тропе и встаем на ночлег.

Все хорошее как обычно заканчивается очень быстро, так же закончился и участок тропы без леса. И вот тут началась уже настоящая пахота – в час по километру. На сегодняшний день задача дойти до метеостанции, но впереди еще 600 метров набора высоты, а мы даже не вышли из зоны леса. Пожалуй, соглашусь с Андреем – как ни рассказывай – все равно не передать всех ощущений от такого рода приключений. В три часа дня наконец поднимаемся до зоны леса, то есть высота ориентировочно 2200, но и здесь наши надежды на твердый наст, который должен образоваться из-за постоянных ветров, не оправдываются. Наст действительно есть, но то и дело проваливаешься сквозь снежные доски, ударяешься коленями, очередная порция ругательств и дальше уже просто ползешь, опять вроде твердо встаешь на ноги, три-пять метров - опять проваливаешься и все заново. Эх, лыжи бы…

Уже отчетливо виден гребень - до него немного, но погода начинает портиться, спускается туман, а усилившийся ветер гонит вверх снежную крупу. Вконец измотанные выходим под скалы, о поисках метеостанции не может быть и речи – видимости 30 метров. Скорее окапаться, поставить палатку, столь желанный чай и спать, спать, спать. Есть просто не охота, а как раз это и станет решающим моментом, но это все впереди. Так и хочется сказать – нас баюкал ветер, ну почти баюкал – раз десять проснешься за ночь, чтобы просто удостоверится, что все в порядке. Несмотря на непогоду, место для стоянки, из всех возможных, мы выбрали самое удачное и в восемь часов вечера с чистой совестью пожелали друг другу спокойных кошмариков:)

Всегда бы так просыпаться – охота как можно скорее выскочить, буквально выпрыгнуть из палатки, чтобы увидеть все то, ради чего так рвался сюда. На сколько хватает глаз и угла горизонта – вокруг только горы, горы, горы. Чистое небо и солнце. Ветер не стих, но нет ни тумана, ни единого зловещего облачка. Стоп, да это же вдали Кучерлинское озеро, бирюзовое как и летом, только теперь полностью покрытое льдом, снег с такими ветрами на нем просто не задерживается. Инстинктивно смотришь левее и… не веришь глазам – Вершина Восточной Белухи. Ошибиться сложно – видна полностью, включая пик Делоне. Кто бы мог подумать с вечера, что откроется такой вид с нашей стоянки. Восторг? Да! И достойное вознаграждение за два предыдущих дня в белом безмолвии.

Автор: kalevas

Быстрые сборы, чай и перекус вместо горячего завтрака, - опять повторяем свою ошибку… Сегодня будем на Ак-Кеме. Два дня пурханья в снегу отрезвили наши планы – решено спускаться к Ак-Кемскому озеру – слишком много снега. Риск угодить в лавину при траверсе до Ак-Оюка чересчур велик, плюс абсолютно непонятно, чего ждать в долине Семи Озер – это место вообще славится своими глубокими снегами.

Треккинговые палки – не роскошь, а средство передвижения. Признаться честно, всегда относился с непониманием к «палочникам», но рано или поздно приходится поступиться своими убеждениями. Рыхлый снег наконец-то сменился жестким фирном. Кошки решили не одевать, все-таки не так круто, и ледоруб при такой крутизне скорее просто неудобен. Но уехать вниз, оступившись на склоне, можно запросто. Андрей доволен – наконец мне пришлось согласиться с его мнением. Отличная погода сделала свое дело, пусть и с пронизывающим ветром, что вообще-то не критично в хорошей пуховке - настроение отличное и в три часа мы уже на траверзе Каменной Избы. Поднимаемся на одну из пологих вершин водораздельного хребта, чтобы взглянуть на долину Ак-Кема. Все как на ладони – прямо перед нами долина реки Текелю с грандиозным обрывом Скынчак, плато Сарыбель, отлично просматривается большая часть вершин Катунской подковы. Временами ветер полностью прекращается, буквально на пять минут, но и этого достаточно, чтобы достать фотоаппарат, сделать пару кадров, отложить в сторону и дальше уже просто любоваться - утоляя жажду гор. Но все равно не получается – охота все больше и дальше…

К пяти часам выходим под перевал Кара-Тюрек. Западный подветренный склон в снегу, а это значит, что на последние сто метров подъема уйдет не менее полутора часов. Темнеет в семь, проскочить можно, но вот тут-то и сказывается предательская усталость и наше нежелание готовить горячую пищу. Впоследствии мы не искали ни правых, ни виноватых, разбирая маршрут. Решение с Андреем мы принимаем вместе, не тая в душе обид и говоря все сразу и прямо. Но, тем не менее, предложение о ночевке на Кара-Тюреке поступило от меня и, оценивая ситуацию сейчас, я понимаю, что разумнее было бы заночевать уже по другую сторону перевала. Ну а пока еще два часа для устройства лагеря и вечерние панорамы долину Ярлу, где заходящее солнце каждые десять минут красит скалы в совершенно новые фантастические цвета.

Самое сложное – это ждать, тем более, когда не знаешь, сколько – час, день, сутки, двое… Погода начала портиться уже в десять часов вечера. Ветер усилился, начало складывать палатку. От хлопанья тента стало невозможно уснуть. Сомнений уже не было – мы вляпались в переделку, причем в самом зачетном месте – на гребне Кара-Тюреке, где проходят основные воздушные потоки в сторону Ак-Кемской долины. До края гребня от силы метров десять, далее практически вертикальный скальный обрыв. Понятное дело – это внушает «увереность» во всей затее с ночевкой. К часу ночи начинает мучить жажда. В палатке, прибитой ветром к земле и хлопающей на ветру развернуться-то трудно, не говоря уже о том, чтобы освободить место под газовую горелку. Тем не менее, удается растопить пол литра воды. Стало чуть легче. Андрюха тоже не спит, ворочается, время от времени высказывая вслух, что он думает об этом ветре. В четыре утра начинаю дремать. Сквозь дрему иногда кажется, что ветер начинает стихать, неуверенно начинаешь радоваться, но новый, еще более сильный удар ветра по палатке рушит надежды и заставляет, вздрагивая, просыпаться. В семь утра завтракаем. Начинаем упаковывать вещи, чтобы не терять время, когда хоть немного стихнет пурга. Каждые полтора часа то я, то Андрей выскакиваем из палатки, с твердой уверенностью, что все – надо идти. Трех минут снаружи с лихвой хватает на то, чтобы заскочить обратно с фразой: «Ну на фиг, какое там идти». Не холодно, но спальники, пуховки, вещи – отсырело все. В двенадцать часов достаем спальники чтобы согреться. Безделье вынуждает придумывать занятия для рук и головы. Самое гениальное, что пришло на ум – заново смаркировать в этой тесноте пятьдесят метров веревки. К обеду решение всей ситуации приходит само собой…

Наверх, на перевал! Как можно дальше от края гребня - вероятность, что сдует велика. О том, чтобы проходить перевал траверсом северного склона – не может быть и речи – только через вершину! Десять, пятнадцать, двадцать метров – время стало каким-то вязким. Очередной порыв ветра валит с ног. Молча переглянувшись, начинаем спуск вниз… в сторону ущелья реки Текелюшка. Крутой спуск, кошки так и не одели, поскальзываюсь, получается задержаться ледорубом. На середине спуска уже не чувствую пальцев ног. Всё, стоп! Сколько летом приходится объяснять туристам про хорошую треккинговую обувь, а тут уже свои ошибки. Удобные дорогие ботинки с хорошо работающим гортексом оказались абсолютно не пригодными на морозе. Лихорадочно снимаю, растираю ноги и одеваю пусть мокрые, но теплые шерстяные носки и чуни – дальше только бегом…

Разговорились мы только вечером у жаркого костра, кипятя уже третий котелок чая. Реальная оценка того что случилось наверху пришла только сейчас. Вовсе не перестраховались – поступили верно. Бог его знает, что было бы, дойди мы до вершины перевала. В любом случае, любые сложные условия походов не проходят впустую – становятся уроком на будущее, складываются в копилку опыта. Чувствуя свою ответственность за то, что мы все-таки не взяли перевал с вечера спрашиваю Андрея:
    - Жалеешь?
    - О чем? Все получилось в лучшем виде. А такое может быть с каждым. Главное то, что собрались и пошли, не оставив все на словах…

Вниз уходили красивейшим ущельем реки Текелюшки. Обычно здесь не ходят – стараются по верхам уйти на Кучерлинское озера. А ущелье просто потрясающее, в некоторых местах борта сужаются и река бежит в узком скальном каньоне. Хотя бежит сказано не верно – вся река превратилась в лед. Настоящий, голубой, сверкающий на солнце! Непередаваемое зрелище. Опять снег, опять траверз скользких склонов. Порой хотелось просто одеть кошки и шагать по этому льду, провешивая веревки на водо-, нет – ледопадах:) К вечеру вышли из ущелья. Еще одна ночевка, минус тридцать ночью. Как-то и не заметили мы эту низкую температуру с утра и были удивлены, когда нам об этом сказали первые люди, встреченные за всю неделю наших хождений:
    - Ну что, ребят, наверху дует?
    - Just do it!
    - Айда чай пить!..

Автор: kalevas

P.S. К нашему приходу Оксана Николаевна натопила баню, но пришлось все-таки задержаться задержаться в Кучерле. Слава, как будто поджидая нас, пригласил к себе в дом и стал отпаивать чаем и кормить лепешками, а мы в свою очередь наперебой делиться впечатлениями…

В завершении хотелось бы сказать слова благодарности. И в первую очередь руководству Высотника и лично Галине Александровне Лебедевой, оказавшей нам поддержку с проживанием на базе и снаряжением. Оксане за вкуснейшую шурпу, баню!!! и клубничное варенье, Коле и Жене за теплый прием в Горно-Алтайске, Славе за чай и лепешки. Алтаю – за все…

Дешёвый ✈️ по направлению Тюнгур
    • swetula
      swetula
      С нами с 23 авг 2010
      5 мар 2011, 09:46
      какие вы молодцы! спасибо за подробное описание . здорово!!!!