Углич: за стрелками часов. Ноябрь 2009. Ч.6 Углич, Россия

УГЛИЧ: ЗА СТРЕЛКАМИ ЧАСОВ
    21 – 22 ноября 2009. Часть 6

УГЛИЧСКАЯ ГЭС

Если честно, то о существовании в Угличе шлюзов и ГЭС мы раньше не знали. Как-то привыкли, что водохранилище у нас в области одно – Рыбинское. Но в процессе сбора информации об Угличе увидели интересные фотографии и решили посмотреть на это чудо технического прогресса. Я вообще никогда не видела ничего подобного, а муж просто мечтал посмотреть на шлюзы. Кстати, из всей нашей поездки именно они запомнились и понравились ему больше всего.

Посещение ГЭС мы запланировали на утро следующего дня. Специально встали пораньше, около 8. Пока я принимала душ, муж из оставшегося сухпайка сделал бутерброды. Поели и отправились в путь. Как водится, заплутали (догадайтесь, кто показывал дорогу :)?), вышли на окраину города, в район стандартных 3-5-этажных домов. Вроде и маленький городок, но свернули чуть позже, и намотали лишние километры. Мое недовольство (на улице несколько раз принимался моросить дождь, а ноги еще после вчерашних прогулок устали и сильно болели) скрасила качелька в каком-то угличском дворике. Удивительно, что в это утро практически не было народа, я покачалась от души, а заодно и отдохнула. Еще раз сверившись с картой, снова пошли искать ГЭС, на этот раз успешно.

Увиденное, конечно, потрясло и удивило. Такая мощь, такая грандиозность! Но давайте переведем часы назад и обратимся к истории. Угличский гидроузел начал строится в 1935 году, был пущен в 1940, а в 1941 ГЭС уже работала на полную мощность (производительность – 212 млн. кВт-ч). Гигантский комплекс проектировали архитекторы В. Петров, С. Бирюков, Д. Зезин и В. Щипакин. Это был второй объект масштабного Волжского гидроэнергетического каскада (всего в нем восемь гидроэлектростанций с плотинами, образующими огромные водохранилища на Волге). Несомненно, грандиозность проекта поражает, сила технической мысли вызывает восхищение. Но не стоит забывать, что при строительстве Волжского каскада было затоплено множество сел и деревень, а также некоторые города. Напомню, что под воду полностью ушла Молога, называемая сейчас «русской Атлантидой», часть Рыбинска и Калязина. Страшно представить, были сломаны жизни целых семей, загублены великолепные памятники старины. Словно огромная машина, строительство ГЭС перемололо в своих жерновах людские судьбы, стерло с лица земли историческое и культурное достояние народа. Угличу повезло больше − он оказался ниже плотины, и на его уровне Волга стала шире лишь ненамного по сравнению с другими местами.
    Угличская гидроэлектростанция состоит из собственно здания ГЭС, водосбросной плотины из железобетонных конструкций, земляной намывной плотины и однокамерного шлюза для судов. Через этот шлюз проходят («шлюзуются») все суда, идущие вверх или вниз по Волге. По мощной плотине ГЭС проходит дорога, связывающая два берега Волги.

Здание ГЭС выглядело монументально, строго и даже красиво. Такой возвышающийся посередине моста-дороги монолит. Сами шлюзы привлекали внимание арочными проемами, из которых вырывались бушующие потоки воды. По другую сторону шлюзов уровень воды был заметно выше. Жалко, что навигация уже закрыта, было бы интересно посмотреть на «шлюзование». Вид всей этой гидроэнергетической конструкции, конечно, завораживает. Но вместе с тем становится страшно. Потоки воды настолько мощны, они с ревом выплескиваются из шлюзов и закручиваются в бурлящую пенную воронку. Вода становится желтовато-серой, угрюмой, таящей в себе недобрую силу. Страшно, честно, даже смотреть на все это страшно! И вместе с тем, не оторвать взгляда. Прирученная стихия, желающая вырваться на волю. Вылетевшая из шлюзов, белая пена волн долго еще плывет по реке. А процесс не останавливается ни на секунду, все так же грозно ревит закованная в кандалы вода.

Мы провели довольно много времени на шлюзах. Такое необычно место. Грозное, опасное, агрессивное. Но какие же чудесные панорамные снимки получаются с моста и берега! На фоне ноябрьской Волги весь Углич кажется, как на ладони, сквозь линии ветвей проглядываются церкви. Город на Волге – он действительно красив. Уходим, а вода продолжает кипеть, бурлить и вырываться из шлюзов. Опасная стихия – вода.

ПО РЕСТОРАНАМ, ПО РЕСТОРАНАМ…

В еде я не привередлива, но, вместе с тем, не слишком жалую общепит. В небольшие поездки мы часто берем сухпаек, а потом, по мере необходимости, покупаем продукты в местных магазинах. Так, заселившись в номер, мы перекусили бутербродами и фруктами и снова отправились изучать город. А т.к. у нас в этот день была одна маленькая дата, мы вечером решили сходить в ресторан, благо, он располагался в здании нашей гостиницы. К тому же, о «Ладе» я где-то прочитала пару положительных отзывов. Как потом оказалось, не там читала, на многих сайтах этот ресторан весьма справедливо ругают.

Ресторан «Лада» позиционируется как развлекательный центр, ночной клуб, дискотека и собственно общепит в одном флаконе. Еще в разных источниках (в т.ч. и на вывеске) упоминались боулинг, бильярд и игровые автоматы, но ничего из перечисленного мы там не наблюдали. Вход в ресторан весьма неприметный. Помещения оформлены в каком-то модерновом стиле, серо-желто-розовый колер, везде блестящие металлические перегородки, на стенах картинки с разгульно-алкогольной тематикой. Столики «под мрамор», колченогие стулья. У входа стойка бара с пафосной вывеской «night club», где принимают заказы. Чуть дальше расположен небольшой зал с плазменной панелью и ярким освещением. За решетчатой перегородкой просматривается просторный зал, где так же стоят столики, а еще есть низенькая площадка с музыкальной аппаратурой. Видимо, здесь проходят торжественные банкеты и дискотеки. Если честно, то мы ждали большего уюта от этого ресторана. А так, по всем параметрам тянет лишь на большое кафе.

В «Ладу» мы зашли поужинать часов в 8 вечера. Очень приятная девушка-администратор (а также бармен и официантка в одном лице) вежливо встретила нас, проводила за столик в маленьком зале, предложила меню. Народа практически не было. Почему-то не оказалось вешалок, куртки пришлось повесить на спинки стульев. Меню по ассортименту и ценам опять же тянуло на ярославское кафе, приличное, но не более. Мы выбрали жаркое с грибами в горшочке за 100 руб. (260 гр.) + 10 руб. брали за обслуживание в порядке добровольно-принудительных чаевых. Оказалось, что именно это блюдо нам предстоит ждать целых 40 минут! С одной стороны, это хорошо, значит, еда будет свежеприготовленной. С другой стороны, что же все это время делать? Хорошо, что мы жили в «Угличе». Решили не терять напрасно времени, сходить в магазин, купить пива на вечер, подняться в номер. Правда, в «Ладе» за ужин с нас изначально потребовали всю сумму (т.е. 210 руб.), они «не хотели рисковать», но выдали чек, при предъявлении которого мы могли рассчитывать на свой заказ.

За делами время прошло незаметно. Вернувшись в кабак, мы обнаружили, что на смену хорошей администраторше пришла молодая и не слишком обходительная девица (подбираю самые мягкие выражения). Она нам буркнула что-то типа: «Ваш заказ давно уже готов, могли бы и пораньше явиться, садитесь, куда хотите». При этом казалось, что мы со своим заказом просто некультурно отрываем ее от каких-то своих наиважнейших дел, и вообще, могли бы поужинать бутербродами у себя в номере. Ходят тут всякие, понимаешь ли…

Мы заняли облюбованный столик в малом зале и еще минут 10 (давно готов, да?!) ждали заказ. Впрочем, к жаркому претензий никаких. Действительно, еда оказалась свежей, горячей, вкусной и отлично приготовленной, порции были большие, обильно посыпанные ароматной зеленью, да и грибы не пришлось выискивать. Мы наелись. Но вот все остальное…

Начну с того, что к тому моменту, как мы пришли, народу немного прибавилось. Мало того, по плазме транслировали какой-то футбольный матч. И если я могу совершенно не воспринимать телевизор, то у мужа при виде спортивных состязаний начинает сводить скулы. Уж лучше слушать иностранную попсу по музыкальному каналу (а это, поверьте, для него настоящий подвиг :)). Конечно, в зале тут же нашлись болельщики. Сидевшие рядом солидные мужчины, по виду бизнесмены средней руки, вели себя почти пристойно, не считая проскальзывающих ядреных комментариев в адрес футбольных команд. А вот собравшаяся за столиком около экрана шумная компания не то «золотой» угличской молодежи, не то «приехавших потусить» в районный центр «конкретных пацанов» «болела» от души. «Подогретые» водкой с пивом, они азартно обсуждали матч, а один в особо острых моментах даже прыгал на стуле. Стоит ли говорить, что в «ресторане» не подразумевалось никакой охраны, а девица-администратор пряталась то ли за стойкой «night club», то ли на кухне. Вдруг один из «бизнесменов» вскочил и, подойдя к разбуянившейся «золотой молодежи», что-то начал им резко выговаривать. Признаюсь, мне стало как-то не хорошо: не хватало еще провинциальных разборок, как в клубе на сельской дискотеке. К счастью, конфликт тут же утих, «пацаны» не стали возражать «дяде». Страстные «болельщики» даже на некоторое время почти притихли.

Да, напрасно мы надеялись поужинать в тихой и уютной обстановке за приятным обсуждением впечатлений минувшего дня. На просьбу мужа сменить канал (это же не спорт-бар, а ресторан все-таки!) или пересадить нас в соседний, совершенно свободный зал, девица безапелляционно брякнула: «Нельзя!». Но последней каплей нашего терпения стало то, что «бизнесмен» закурил. Тут уж я подскочила к администраторше и рявкнула: «У вас здесь есть зал для некурящих?». То ли девицу напугало мое решительное лицо, то ли она вообще впервые слышала о таком, только она молча помотала головой. Да, и кто теперь, когда везде в мире борются с табаком, когда во всех приличных заведениях есть строгий запрет на курение, назовет «Ладу» рестораном??? «У меня аллергия на табачный дым и я требую пересадить нас в другой зал!» – снова обратилась я к официантке, на что она выдала потрясающую фразу: «А в какой?». Пришлось подсказать, что, вероятно, в соседний, большой, раз он все равно пустует. Дождавшись, пока администраторша согласно покивает, я направилась к мужу с радостным известием. Наверное, так и надо было сделать с самого начала, а девица понимала только язык «крутых разборок», видимо, не редких в «Ладе».

В общем, свое жаркое мы доели в уютном полумраке большого зала, где работники настраивали аппаратуру перед дискотекой. Сюда сигаретный дым и крики «болельщиков» не проникали, и мы могли спокойно насладиться ужином и разговором.
    Еще раз повторюсь, что к качеству еды претензий никаких нет, чего не скажешь об обслуживании, организации отдыха и контингенте. Не знаю, кому-то, может, нравится сидеть в прокуренном зале, глушить пиво и вопить, уставившись в телевизор, но я под «рестораном» понимаю нечто другое.

После «Лады» мы еще немного прогулялись по улочкам Углича, купили рыбку холодного копчения. Становилось прохладно, улица практически не освещалась, и, помня о предостережениях дежурной, «криминальных бизнесменах» и «затусивших пацанах», мы предпочли вернуться в номер. На дискотеку тоже не пошли, хотя первоначально мне хотелось. Но уж слишком не впечатлила нас эта «Лада». Просто попили пивка с рыбкой в номере, поделились впечатлениями, прикинули планы на завтра.

Кстати, когда мы только заказывали в ресторане еду, я высмотрела в меню различные блинчики (30 руб.) – отличный вариант для завтрака. Но после такого негативного отношения персонала идти в «Ладу» совершенно не хотелось. Поэтому позавтракали утром в номере сухпайком.

Кафе «Погребок». В него мы зашли совершенно случайно. В воскресенье погода «одаривала» нас дождем, мокрым снегом и мерзким ветром. Мы вымокли, замерзли, проголодались и готовы были зайти в первое попавшееся кафе. Им и оказался «Погребок». Это маленькая забегаловка в старинном доме, сводчатые потолки которого зачем-то обили пластиковыми панелями, лишив купеческого уюта. Вешалок, конечно, тоже не было, зато висело большое объявление о запрете курения в помещении кафе, что, уже радовало. Простенькое меню, добродушная официантка за стойкой бара, контингент из то ли командировочных, то ли дальнобойщиков, коротавших денек за пиво-водочным ассортиментом. И главное – здесь было тепло! Заказали борщ (30 руб.) и еще я зачем-то взяла куриный рулет с грибами. Заказ принесли быстро (видимо, разогрели). Борщ оказался приятым на вкус, горячим, остреньким. Правда, зачем-то в него положили курицу, которая оказалась невообразимо старой. Причем, было заметно, что рябу запихали в суп перед самой подачей, т.к. бульон не пропитался ее отвратительным вкусом. Уж лучше бы сварили обычный вегетарианский супчик. Ладно, похлебали водичку, согрелись. Но тут принесли мой злосчастный рулет, сварганенный все из той же пенсионной птицы. Ни относительно съедобная грибная начинка, ни пара заморенных долек помидорки и огурчика не смогли перебить ужасный вкус. Потом до вечера ходила и плевалась. Правда, ушли сытые.

Столовая «Волга». На нее мы наткнулись, когда торопились на вокзал. А уже дома я вычитала в путеводителе, что здесь вкусно и недорого кормят. К сожалению, купить мы успели только по паре беляшей и пирожков с мясом на дорогу. Какие же они были вкусные, мягкие, сочные, большие! Пусть столовая и выглядит простовато, но, судя по аппетитной выпечке, там можно сытно покушать.

Вот честно скажу, никогда не принимаю во внимание чужие отзывы о той или иной точке питания, потому как у всех разные вкусы, запросы и возможности. Но как трудно найти что-то подходящее именно тебе по цене-качеству. Наш не слишком позитивный опыт в угличских общепитах еще раз доказал, что лучше домашнего родного сухпайка ничего не может быть :)!

СУВЕНИРЫ, МАГАЗИНЫ

Сувениры, как водится, предлагаются в самой туристической точке города – на Успенской площади, недалеко от Кремля. Сейчас – межсезонье, да и погода не слишком благоприятная, поэтому и лоточников в импровизированных торговых рядах не слишком много. Предлагают магнитики (мы, конечно же, покупаем!), буклеты, брошюры, брелки, тарелочки, открытки с видами городских достопримечательностей, поделки из дерева, еще какие-то симпатичные мелочи с символикой Углича. Одним словом, сувениры, причем, совсем не дорогие. Мое внимание привлекли хорошенькие карманные двойные зеркальца с цветочками и городскими сюжетами. Покупаем одно из них – с ярко-красным храмом царевича Дмитрия «на крови» (100 руб.) – отличная память о нашей поездке и вещь нужная :). Брошюрки про город – обычные, с нехитрым туристическим текстом, а вот DVD-диск с обзорным фильмом об Угличе, Мышкине и Калязине + слайд-шоу (150 руб.) нас заинтересовал. У меня вообще слабость к фильмам-экскурсиям, поэтому считаю, что это тоже прекрасный сувенир из Углича. Правда, потом в музее Истории русской водки мне удалось отхватить еще один диск про города Золотого кольца, и там информация с купленного сначала маленького диска полностью дублируется. Имейте это в виду.

По городу тоже встречаются магазины с сувенирной продукцией, наверное, более интересной, качественной, но и более дорогой, рассчитанной на иностранцев. И, конечно же, памятные подарки предлагаются в замечательных магазинах города, причем, как с общей угличской символикой, так и с чисто музейной тематикой. Например, в музее кукол – это, конечно же, фарфоровые барышни, в музее Истории русской водки – алкогольные напитки. Жаль, конечно, что мы не нашли продукцию завода «Чайка». Часики стали бы прекрасным подарком и напоминанием об Угличе.

Уже позже, дома, я купила в книжном магазине тоненькую брошюрку «Углич» (текст – В. Никифорова, фото – А.А. Егоров). Хорошие снимки, интересная информация, даже есть английский перевод. Благодаря этому изданию, можно получить общее представление об Угличе. Наверняка, такие есть и в Угличе, но мы их почему-то не заметили.

Из съестного из Углича стоит привезти «Угличскую» минеральную воду и угличский сыр. Не то, чтобы эту продукцию невозможно приобрести у нас, просто хочется чего-то «чисто угличского», прямо от производителя :).

Углич, хоть и маленький городок, но, по словам мужа – «специалиста по сравниванию цен в городах и регионах нашей необъятной страны» :), стоимость товаров в магазинах Углича такая же, как у нас в Ярославле или в Ростове, т.е. средняя. И ассортимент ничем не отличается от нашего.

Наш маленький выходной пролетел незаметно. Настала пора прощаться с Угличем. На улице вновь начался дождь. Оставшееся до автобуса время мы скоротали в чудесном деревянном городке у реки у Кремлевских валов. Уезжать не хотелось.

Каким нам запомнился Углич? Маленьким, уютным, глубоко провинциальным, добродушным. Очень интересным, самобытным, красивым. Таким старорусским добротным городком. В целом, приятным, невзирая на привычную российскую запущенность, грязь, разбитые дороги.

А еще мне кажется, что Углич – это город детства. Недаром святой царевич Дмитрий считается покровителем не только этого славного города, но и всех малышей. Поэтому можно посоветовать взять в поездку ребенка. Так, он получит прекрасную возможность познакомиться с русской историей и получить яркие впечатления от сказочных музеев города.

А мы прощаемся с милым Угличем, увозя положительные эмоции и довольные нашей славной маленькой поездкой.