От Ивано-Франковска до Купянска за 80 дней Украина

От Ивано-Франковска до Купянска за 80 дней

12 января 2012 года||4 (3)| 16| 670911

Вместо предисловия

...смотрите, бродяги с рюкзаками заполоняют мир...
    / Джек Керуак /

Летом 2011 года мы отправились в путешествие по Украине. Мой брат Андрей, вдохновленный бессмертными подвигами Нансена и Йохансена, и я, под впечатлением героев Керуака – неунывающих бродяг дхармы, сами до конца не ведая ни цели, ни смысла этого путешествия, знали наверняка одно - вернуться домой, в Купянск, не позднее середины октября. Пешком – такова была сформировавшаяся в пути идеология этого предприятия. Решено было не подъезжать на транспорте, а всецело полагаться на свои силы.

Единственная сложность заключалась в том, чтобы выкроить на это три месяца, оставить работу, дела, словом все то, что безмерно важно для каждого человека в его повседневной жизни. Решение было принято одним волевым рывком, а дальше все пошло, как по рельсам. Условились созваниваться с родными по воскресеньям, и отсылать почтовые открытки по мере своего продвижения на восток. Настроились на позитивный лад, но были готовы ко всему. Перед отъездом взглянули на карту – вот она… наша Украина, исчерченная трассами, дорогами и тропами. Не верилось, что нам предстоит пройти весь этот путь - по предварительным подсчетам около 1200 км. Мы просто вышли из поезда, подхватив свои тяжелые рюкзаки на плечи, взяв гитару в руки, и пошли по еще очень расплывчатому маршруту … домой.

Об эквипменте

Мои видавшие шузы,
    Под пылью тысяч городов
    Хлебнули долюшки росы,
    Я вас нашел, не нужно слов…
    / Веня Дркин /

Рюкзаки фирмы «Fjord Nansen» - мой весил в среднем 17 кг, плюс 3 кг гитара, брат нес на плечах около 27 кг. Брали вещи с учетом прошлого опыта карпатских и крымских походов. Особо оптимизировать вес не получилось. Но на рюкзаки за все время нашего бродяжьего тура никаких нареканий нет.

Палатка Fjord Nansen Troll 3. Купили незадолго до начала путешествия – не промокала даже в сильные дожди, хорошо сохраняла тепло в холодные ветреные дни, даже в одиночку очень быстро и легко устанавливается.

Из средств навигации был только компас. Ориентировались по топографическим картам. По Ивано-Франковской и Тернопольской области пользовались километровками, потом перешли на областные двухкилометровки, по которым ориентироваться было «одно удовольствие». Положительный момент – больше стали общаться с местными жителями.

"А долго ль им собираться - компас, планшетка да борода..."

Автор: _Vitalina_

Самодельная туристическая печь – дровяная, складывающаяся, сделана по чертежам советских туристов под армейский котелок, довольно тяжелая, но в эксплуатации очень удобная.

Специальной одежды не покупали. Обошлись своими городскими вещами. Обувь (босоножки) приходилось несколько раз клеить и шить, но она продержалась до конца экспедиции, так что пыль тысячи дорог мы все-таки принесли в Купянск.

Печь в деле...

О маршруте

Господи, благодарю тебя за то, что все нужное ты сделал простым, а все сложное — ненужным!
    / Григорий Сковорода /

Отправной точкой стал Ивано-Франковск. Первые две недели мы шли втроем – я, Андрей и Татьяна, наша подруга, решившая на этот короткий период разделить с нами радости и тяготы пешего путешествия. Маршрут пролегал по руслу Днестра. На этом участке пути, кроме того, что наслаждались днестровскими видами и разнообразием птичьего мира, мы пытались по максимуму осмотреть все близлежащие достопримечательности. Для этого нарезали небольшие петли, но оно того стоило. Информацию об интересных местах черпали из тяжеленного атласа автомобильных дорог или же узнавали у сельчан.

Днестровский пейзаж

Автор: _Vitalina_

Местность была холмистая, и за день мы не раз теряли и набирали высоту, проходя в среднем около 20 км. Адаптировались, свыкались с тяжестью за плечами. Ночевки планировали близ сел, воду набирали в крайних домах. Иногда нам везло расспросить о родниках у местных пастухов. Из реки пить не рисковали. Погода стояла жаркая, и нам приходилось носить с собою двухлитровую баклажку воды. Хотя на колодцы и источники нарекать не приходилось – они встречались довольно часто. В воскресенье старались не идти, а устраивали дневку на берегу водоема.

Первыми осмотренными объектами на нашем пути стали: замок графа Бадени в Коропце, Золото-Потокский замок, имение и парк барона де Зотта-Вильбурга в селе с неожиданным названием Окно.

По легенде, граф Бадени в этом замке хотел выложить пол золотыми монетами...

Развалины замка в Золотом Потоке

Окнянский дворец построен в романтическом западноевропейском стиле

Автор: _Vitalina_

По дороге из Коропца в Золотой Поток мы попали в село Стенка, которое сразу нас насторожило внешним видом местных жителей. Все мужчины от мала до велика носили черные кепочки, а женщины – яркие платочки. Уже позже мы узнали, что у них особая вера, не позволяющая пользоваться электроэнергией, отмечать праздники, фотографироваться, а также снимать свои кепки и платки. По нашей просьбе двое стенковских мальчишек все же сфотографировались с нами. А граждане постарше направили нас в раннехристианский пещерный храм над Днестром – но никаких знаков культа мы там не обнаружили - видимо, от незнания.

На входе в пещеру

Василько и Богдан - очень серьезные ребята из Стенки

Село Бабинцы Тернопольской области оказалось одним из самых гостеприимных на маршруте – нас принимал сам Голова. Мало того, что он собрал вокруг нас компанию молодежи, организовал костер и уху, так еще и провел мастер-класс по ловле рыбы в реке голыми руками. На первый взгляд кажется нереальным, но таким навыком там владеет каждый мальчишка.

В село Кривче сделали радиальный выход из Бабинцев. Мы осмотрели Хрустальную пещеру, суммарная протяженность которой 23 км(!). и остатки Кривченского замка, построенного еще в 1639 году польским магнатом.

Мы с Таней в Хрустальной пещере

Автор: _Vitalina_

От замка осталось лишь эти две башни ...

В тот же день назрела необходимость форсировать Днестр. О паромах раньше только читали в книжках, а тут направляемся на паромную переправу. Село Устье, канатный паром под желто-голубым флагом, график работы - весь световой день. Мы, похватав свои сандали, вбежали в реку и запрыгнули на палубу. Нас и еще пару автомобилей перевезли на другой берег. Денег не взяли. Так мы оказались в Черновицкой области. Вечером купались в Днестре – вода привычного грязно-серого цвета, течение сильное. Как-то мы спросили у местных жителей «почему такая взбаламученная река», на что нам с ухмылкой ответили - «то гуцули ноги миють»(!) На палубе парома ...

Автор: _Vitalina_

В село Ржавинцы на Буковине мы пришли, чтобы отыскать языческое городище-святилище. Спросили у нескольких прохожих, никто о нем и не слышал. За помощью обратились в сельсовет, а они направили нас к сельскому учителю истории. Так мы познакомились с молодым специалистом Андреем. Он оказался фанатом своего дела и, не пожалев времени, провел нас в лес к тому сакральному месту. Святилище представляет собою лишь небольшие насыпи в лесу, узнать которые «непосвященному» действительно трудно. Андрей показал нам кольца земляных валов и то место, где когда-то находился каменный столб-идол. В соседнем селе Зеленая Липа древнеславянское городище нашли уже самостоятельно, но интерес оно представляет лишь для археологов.

С учителем-историком в языческом городище-святилище

Автор: _Vitalina_

Так получалось, что во вторую неделю пути мы частенько селились в лесах. И когда наступали сумерки, лесные просторы освещались маленькими огоньками – то были светлячки. Они кружили рядом с нами, залетали в палатку и создавали вокруг невероятную сказочно-мистическую атмосферу. Их было тысячи(!).

Вот в таких буковинских лесах мы "блукали" ...

Цікавий криничок

Там же, на Буковине, проходили через село Рухотин, и нас заинтересовали странные земляные сооружения, что имелись практически в каждом дворе. Оказалось, что это печи и в них выжигают известь. Видимо, в округе есть вдоволь сырья, так что готовый продукт идет на продажу. Село еще примечательно своим живописным месторасположением – зеленые холмы, внизу протекает Днестр. А в лесу остатки скифского городища – уже известные нам валы. Ознакомление закончилось тем, что мы на этих возвышенностях отобедали.

24 июля мы пришли в Хотын, а через день – в Каменец-Подольский, и к тому моменту успели уже порядком соскучиться за городской жизнью. После сельских пейзажей крепости казались нам такими величественными, городские улочки - почти европейскими.

Посещение Хотына стало первым нашим праздником на маршруте

Автор: _Vitalina_

В этой крепости снимался фильм "Тарас Бульба"

В Каменец-Подольском мы задержались на два дня. Проводили на автобус нашу спутницу Татьяну и встретили с поезда харьковских друзей, которые на пару дней заехали с нами повидаться и вместе осмотреть город.

На реке Смотрич мы ночевали трижды - уж очень там хорошо

Автор: _Vitalina_

Запоминающейся вышла ночевка в Каменце. Уже ночью мы искали себе место для лагеря. Возле Старого города единственным подходящим местом оказался Смотрицкий каньон. В темноте особо не разбирались, спустились вниз и на первой попавшейся полянке поставили палатку. Дом напротив показался заброшенным. Но утром картина прояснилась … дом был вполне обитаемый, и хозяин с интересом нас разглядывал – мы остановились чуть ли не в его огороде. Но тамошние жители на наше вторжение отреагировали доброжелательно и приветливо, и даже угостили нас медом с домашней пасеки.

На фоне замка в Каменец-Подольском

Во дворике кафедрального собора Петра и Павла

Следующим пунктом прибытия был Новоднестровск – крошечный город, основанный в 1973 году, где мы в последний раз пересекли Днестр по дамбе ГЭС.

На дамбе Днестровской ГЭС

Автор: _Vitalina_

Мы покинули Черновицкую область, но с Днестром еще не прощались, так как наш путь лежал вдоль по берегу к селу Лядова уже Винницкой области. Маршрут пролегал по границе с Молдовой. Подходя к селу, мы наблюдали каменные постройки на скале и молдавские поля и селения на противоположном берегу. Наш атлас утверждал, что там находится пещерный храм. Оказалось – самый древний пещерный монастырь в Украине, возрожденный в 2008 году.

Овраг на другом берегу - это Украино-Молдовская граница

Автор: _Vitalina_

Пограничный столбик. Позже и пограничники показались...

В Лядавском Свято-Усекновенском монастыре нас приняли радушно. Несмотря на то, что монастырь мужской, в отсутствии братии там царил полный матриархат – мы познакомились с матушкой, которая провела нам экскурсию по территории и церквям, и с женщинами-поварами, которые любезно накормили нас вкусной постной едой. По просьбе матушки остались на вечернюю службу, и с тем, чтобы попасть еще и на утреннюю, переночевали в монастырской хате. Послушники Олег и тетя Ганя весь вечер рассказывали нам истории из монастырской жизни.

В костнице Лядавского монастыря

Автор: _Vitalina_

5 августа в походных условиях я отпраздновала свой День Рождения. Приятная прогулка в 26 км, вместо торта - банка сгущенки и булка-плетенка, и никаких подарков.

В Винницкой области мы пробыли 16 дней. Все время шли вдвоем, иногда что-то живо и громко обсуждая на пустынных дорогах, или же погружаясь в свои мысли, шлепали вдоль шумных трасс. Воды теперь носили только пол-литра, старались перебарывать жажду. Погода в эти дни стояла переменчивая, к вечеру частенько накрапал дождь. За день в среднем проходили уже по 25 км.

На Винничине уборка урожая

Автор: _Vitalina_

Впереди мы наметили еще один объект для осмотра – Антопольское имение Святополк-Четвертинских. Туда и направлялись самой короткой дорогой, но в сельском магазине неожиданно узнали о существовании еще одного дворца – в Комаргороде. Мы не стали упускать этот подарок судьбы. Дворец 19 столетья, принадлежавший семье Балашевых, с интересной архитектурой в стиле швейцарских шале, но уже полузаброшенный – часть его используется под общежитие студентов местного колледжа, остальное пространство пустует и разрушается. Вокруг дворца – большой тенистый парк с редкими деревьями. Работница общежития, очень добрая и глубоко верующая женщина, накормила нас вареной картошкой. Она сказала, что мы напоминаем ей Иисуса и Марию.

Комаргородский дворец фотографировали под моросящим дождем

Автор: _Vitalina_

А на следующий день мы любовались помпезным видом Антопольского дворца, в котором сейчас располагается психоневрологический интернат. Медперсонал провел нам полную экскурсию по имению, начиная с парадного входа и заканчивая кухней с еще панской плитой. Мы посмотрели комнаты с мраморными каминами (на каждом свой особенный орнамент), нам сказали, что они до сих пор в рабочем состоянии. Осматривать парк мы не стали, чтобы не потревожить подопечных интерната, но узнали, что на территории несколько прудов и вековые деревья.

Эту панскую скульптуру здесь называют "Неупиваемая чаша"

Внутренний двор Антопольского дворца

Но все эти рукотворные достопримечательности ни в какое сравнение не идут с природными красотами. В этом мы убедились, побывав на гранитных берегах Южного Буга. Через реку переправились на пароме, причем Андрею самому пришлось поработать паромщиком. Там мы познакомились с дружелюбными рыбаками из Гайсина, с которыми устроили гитарную вечеринку до полуночи. Они показали, как ловят карпа на макушатник.

Сестрица Аленушка

Автор: _Vitalina_

Самообслуживание ... хочешь переправиться - тяни)

Далее наметился двухдневный вояж вдоль железнодорожного полотна, в течении которого мы должны были пройти 50 км, и максимально приблизиться к Умани. Нас обгоняли грохочущие составы, мы махали руками машинистам и улыбались, а они сигналили нам в ответ. Было весело. 17 августа мы перешли границу Черкасской области, а 18-го в Умани разменяли седьмую сотню километров. Премировали себя посещением дендропарка. Живописные виды «Софиевки» не поддаются описанию.

Входим в Умань!

В Софиевке

От Умани взяли курс на шевченковские места. По трассе – не очень то интересно, но зато рационально. Нас приветствовали проезжающие фуры и суровые байкеры. Мы удивляли их своим чудным видом с гитарой наперевес.

Автобан Киев - Одесса

Автор: _Vitalina_

Путь наш пролегал через город Тальное, где находится охотничий замок графа Шувалова – мы не упустили возможности там побывать. Ландшафтный парк, более напоминающий теперь лес, а наверху обнесенный забором замок со следами замороженной реставрации. Обо всех этих несчастьях нам поведал сторож, он же по совместительству и экскурсовод. За скромную плату мы осмотрели два этажа замка, все его балконы, подвал и подземный ход, а точнее то, что от него осталось. Гвоздем программы в этой импровизированной экскурсии стало лазание по крыше замка. По строительным лесам мы поднялись на одну из башен и увидели Тальное как на ладони – дух захватывало от красоты и высоты(!).

Так выглядит охотничий замок в Тальном

Автор: _Vitalina_

На крыше замка... панорама там открывается прекрасная...

Наконец покинули шумную трассу, свернули в поля. Настраиваемся на поэтический лад, ибо вступаем на территорию заповедника «Родина Тараса Шевченко». Идем и рассуждаем, что при всем уважении к поэту, с уроков литературы отношение к его творчеству какое-то не серьезное сложилось, ироничное и предвзятое. Но всего за несколько дней, проведенных в шевченковских местах, оно в корне изменилось.

Шевченково. В этой хате Тарас провел свое детство

Автор: _Vitalina_

В селе Шевченково побывали в хате родителей Тараса Григоровича. До наших дней она не сохранилась, а воссоздана на основании раскопок и воспоминаний современников. Зато хата дьяка, у которого обучался маленький Тарас – настоящая. Вокруг нее выстроили павильон, посмотреть можно только через стекло. Забавный памятник на выходе из села – Шевченко с ягненком. Одни выражения лиц чего стоят(!).

Мені тринадцятий минало...

Автор: _Vitalina_

Осмотрели мы и имение пана Энгельгардта, к личности которого еще со школьных лет сохранилась какая-то странная неприязнь. В панском парке можно увидеть тысячелетние дубы.

В Моринцах - музей под открытым небом. Там, в сопровождении экскурсовода, можно побывать в хате (тоже воссозданной), где родился наш славный поэт. Что особенно приятно - музей абсолютно бесплатный.

В Тарасовой хате

Автор: _Vitalina_

На выходе из Моринцев, средь полей отыскали Урочище Северина Наливайко, где он якобы останавливался со своим отрядом. Припрятав рюкзаки в кущах при дороге, пробежались вперед около километра по этому оврагу.

Отдельного рассказа достойно посещение усадьбы Ивана Нечуя-Левицкого в пгт. Стеблев, что над Росью. Сказать по правде, увидев музейный указатель, мы не сразу вспомнили, кто такой Нечуй. Зашли из любопытства. Маленький литературный музей с хорошей экспозицией. Но какой там заведующий! Сергей Хаврусь, беседуя с нами на совершенно разные темы, так органично вплетал экскурсионный материал, так увлеченно говорил о литературе и творчестве в целом, что мы и сами не замечали, как переходили из комнаты в комнату. Сразу захотелось перечитать «Миколу Джерю» и «Кайдашеву сім’ю». Да что там – возникло желание написать что-то свое(!).

В доме-музее Нечуя-Левицкого

Автор: _Vitalina_

На Роси ночевали на скале. Река очень живописная. В таких местах хочется остаться подольше, поэтому выход утром затянули до 11 часов. Просто сидели на камне, пили чай и смотрели вдаль.

Остров на Роси

Автор: _Vitalina_

Конец августа выдался музейным - мы пришли в Корсунь-Шевченковский. Там в центре города, на островах Роси, находится дворцовый ансамбль князей Лопухиных, в помещениях которого теперь размещены музеи и художественная галерея. Рядом очень красивый парк. Осматривать его пришлось чуть ли не бегом, мы спешили до темна попасть к месту ночевки. Вечером издали любовались огнями города. Корсунь оставил самые лучшие впечатления.

Дворец светлейших князей - есть на что посмотреть!

Автор: _Vitalina_

В Каневе мы посетили могилу Шевченко. В литературно-мемориальном музее на Тарасовой горе создана какая-то невероятная созерцательно-задумчивая атмосфера. Отовсюду на тебя смотрят с огромных полотен картин его печальные герои. Там невольно начинаешь сопереживать всем событиям в непростой жизни поэта.

На трассе...

Автор: _Vitalina_

Посещение Канева имело для нас символичное значение – мы переправились через Днепр и наконец-то очутились на Левоборежье. Шла седьмая неделя экспедиции. Пройдено было 931 км. Мы уже стали понимать, что домой вернемся раньше запланированного срока, может даже в первых числах октября.

Вместо того, чтобы кратчайшим путем направиться на полтавщину, мы загорелись желанием побывать на мысе Жовнин – краешке суши, со всех сторон окруженном Кременчугским водохранилищем.

Маршрут проложили через село Прохоровку. Там на Михайловой горе в бывшей усадьбе Максимовича растет дуб Шевченко и сосна Гоголя. Оказалось, именитые деревья находятся на территории санатория – найти их помог лесник Владимир Семенович. Он был так удивлен, что мы путешествуем пешком, что вызвался быть нашим гидом по усадьбе. «Ви мені поясніть, що вас спонукає оце ходити...Хочу понять вашу філософію», - все повторял лесник, улыбаясь. Мы сразу поняли, что нам с Владимиром крупно повезло. Около дуба он поведал интереснейшие подробности личной жизни Тараса Григоровича в отношении юной супруги Максимовича. С сосной Гоголя же случилась беда – она совершенно усохла. И пока мы фотографировались на этом печальном фоне, лесник с директором санатория с громким хохотом прохаживались меж соседних сосен, присматривая ей достойную замену и приговаривая «ось ця нічим не хужа» - Э, может нам сразу и с новой сосной сфотографироваться, - смеялись и мы.

Дуб Шевченко на Михайловой горе

Автор: _Vitalina_

В такой приятной компании состоялась экскурсия по усадьбе Максимовича

По пути наш лагерь дважды подвергся атаке … со стороны слизней и гусениц. Причем первые посягали на палатку – они сползались со всей поляны и облепили тент с двух сторон, причем как-то забрались под самый купол. Утром все было в слизи …. и мы тоже - после тщетных попыток хоть как-то их обобрать. Ну а гусеницы, мохнатенькие и шустрые, сыпались с деревьев дождем, ползали по волосам, заползали за шиворот – в общем, облепляли уже нас. Через какое-то время мы так свыклись с ними, что уже механически сбрасывали их с себя, как стряхивают пыль. Так мы победили брезгливость и неприязнь к этим чудным тварям.

В последний день лета мы прошли свой Тысячный километр. Для нас это было важной вехой в пути и еще одним поводом устроить праздник. А 1 сентября с утра пораньше мы отправились … в школу. Цветы, шарики и банты – школьный стадион в селе Ирклиев Черкасской области пестрел праздничной детворой. Мы попросили разрешения присутствовать на линейке. Нам дали добро, похваставшись, что мы попали в лучшую школу района. Торжественный момент поднятия флага, выступление бойких первоклашек, стихи и песни – все было классно.

Празднуем День Знаний в сельской школе

Автор: _Vitalina_

Началась осень. Мы шли по берегу водохранилища, всматриваясь в туманные очертания Черкасс на противоположном берегу, шли селами с одинаковыми домиками, построенные в 60-х для выселенных с затопляемой зоны жителей, шли вдоль полей кукурузы, свеклы и подсолнечника, чтобы попасть на мыс Жовнин – одно из самых живописных мест в нашем путешествии. Там перед нами предстали необъятные просторы пресной воды с далекими пятнами островов, летали чайки, проплывали, сигналя, рыбацкие шхуны и волны с шумом набегали на песчаный берег. Мы называли его «наше море». Обосновались на территории Рыббригады. Люди, занятые серьезным рыбацким делом, совершенно не обращали на нас внимания.

Жовнинский страж или "Мама, я не могу больше пить"

Фотосет на "море"

Сентябрьское утро на мысе...

Автор: _Vitalina_

Полтавскую область планировали пройти исключительно по трассам – самым коротким путем. Уже скучали за домом, спешили. Но в одно прекрасное утро перекроили маршрут в пользу посещения Решетиловки – центра народной вышивки и ткаческого искусства, села Гоголево – родины Николая Васильевича Гоголя, и Опошни – гончарской столицы Украины. И теперь путь наш лежал по полевым дорогам, поэтому мы насладились как природой, так и полтавским сельским колоритом.

Полтавское село...

Выставка монументальной керамики в Опошне

Однажды вышел интересный экспромт с ночевкой - мы запланировали остановиться в селе Слюсари. Вымокли под дождем, замерзли. Единственным желанием было поужинать горяченьким, но не тут то было. Оказалось, что села уже не существует лет надцать. От него остались лишь редкие остовы домов да заросшие сады. Ни тебе колодца, ни родничка. Поэтому ужинали семечками подсолнечника, добытого с поля по соседству и дикими грушами. Это было первое на нашем пути мертвое село, потом мы встречали еще…и в полтавской, и харьковской областях.

Опошня - самая высокая точка Полтавщины

Автор: _Vitalina_

А в Гоголево нам повезло заночевать среди фруктового сада на школьном дворе – было забавно варить свою кашку на печке и наблюдать за реакцией местной детворы и бабулей с ведрами, которые приходили в этот сад собирать яблоки.

В доме Николая Гоголя

Автор: _Vitalina_

Неожиданным для нас стало посещение дендропарка в селе Кривая Руда. Парк был создан еще в шестидесятых жителем этого села, но после его смерти пришел в запущение. В настоящее время он поддерживается бескорыстным трудом директора школы, преподавательского коллектива и учеников. Нам понравились платаны и японский уголок, созданный в память о недавних трагических событиях в Японии. На территории можно увидеть фазанов, выпасающихся овечек и коня – вся эта животина проживает там в специальном загоне. Планируют создать искусственные озера, завести там лебедей. Парк развивается, и возможно скоро из объекта регионального значения станет всеукраинской достопримечательностью.

Ворскла...

Автор: _Vitalina_

Запоминающейся была дневка недалеко от Опошнянской ГЭС на Ворскле – бабушка из села Миськи Млыны, к которой Андрей попросился набрать воды, так прониклась участием к судьбе нашего путешествия, что два дня подряд передавала нам арбузы, молоко, яйца, картошку и …. самые теплые приветы и пожелания. Ночью видели, как мимо нашего лагеря, плескаясь и откашливаясь, проплывал какой-то «ихтиандр» с тусклым фонариком - подводная охота, решили мы. Утром и сами купались, а это была уже середина сентября.

Рано утром ...

Автор: _Vitalina_

Дневной переход теперь составлял в среднем 28-32 км, а в неделю доходило и до 174 км. Лагерь старались ставить до темна, а смеркалось уже в полседьмого. Усталость «лечили» плотным ужином и усиленным обедом – для этих целей купили шоколадную глазурь.

15 сентября. Оставив позади 1324 км и будучи в пути 10 недель, мы перешли границу Харьковской области. Близость дома подействовала на нас странным образом – мы перестали спешить, на каждый день прикинули проходить не более 25 км, запланировали дневку на берегу Северского Донца под Эсхаром. Но на одном из привалов Андрей наконец подсчитал общее количество дней нашей экспедиции. Это оказался 74-й день…. Удивились, обрадовались. А стало быть, нужно закончить наше предприятие красиво – на восьмидесятый день. Поэтому, отбросив усталость и лень, мы рванули вперед и набрали такие обороты, что к вечеру мышцы на ногах нестерпимо болели. И садившееся за горизонт солнце нас не останавливало - дважды мы заканчивали свой ходовой день уже по ночи.

Входим в Харьковскую область

Автор: _Vitalina_

В копилку достопримечательностей мы добавили: Музей боевого братства в селе Соколово (посвященный битве советских и чехословацких солдат под командованием Отакара Яроша с немецкими захватчиками), Краеведческий музей в Змиеве (который находится в удручающем состоянии), Суворовский родник около пгт. Эсхар (продегустировали воду с необычным привкусом меди), музей Ильи Репина и Художественную галерею в Чугуеве, музей воды в Кочетке (рассказывающий о поступлении воды из Печенежского водохранилища в Харьков).

Боевая техника в Соколово

Автор: _Vitalina_

Раритетный диванчик в Змиевском краеведческом музее

В музее Репина уж очень оригинальный памятник

Музей воды в Кочетке

В Харьковской области нам везло на необычные ночевки. Однажды мы заночевали недалеко от газовой буровой вышки – ночью весь горизонт освещало огненное зарево, а подземные толчки и непрекращающийся шум не давали спокойно спать до самого рассвета. Пару раз приходилось, отбросив все предрассудки, располагаться по соседству с кладбищем – зато ночевки были очень спокойными. В одном полузаброшенном селе мы заночевали в чьей-то бывшей усадьбе. Там добрые местные жители презентовали нам банку меда и даже звали вечером в гости - посмотреть телевизор(!).

Закат. Купянский район....

Автор: _Vitalina_

Границу Купянского района мы пересекли солнечным утром 23 сентября. Мы могли бы к ночи быть в Купянске, но тут уж дело принципа – на восьмидесятый день. Поэтому после всех наших «марафонских» забегов мы отдыхали. Настроение было прекрасное. Хотя еще не верилось, что через день будем дома … под крышей, с холодильником, ванной, одеялком и подушкой.

Нас встретили наши друзья и уже с ними вместе 24 сентября мы пришли в Купянск. В черте города мы сделали привал, что-то восторженно говорили друг другу, неестественно громко смеялись, а внутри была такая пустота и спокойствие…. Наконец можно было выдохнуть и сказать самим себе - «фух…. вернулись»

О питании

Это только вначале кажется,
    Что без дома прожить нельзя никак,
    Что важней пропитанья кашица,
    Чем огромные звёзды на небе
    /бардовская песенка/

Рацион наш был довольно скромным. Основу составляли каши - носили с собой килограмм крупы из самых недорогих сортов (пшеничной, ячневой или кукурузной). Покупали в сельских магазинах сухое молоко, бульонные кубики, печенье «Мария» и карамели. На перекус был хлеб с постным маслом и сахаром - бутерброды из детства, ничуть не надоевшие нам за все время пути.

Завтрак

Автор: _Vitalina_

Овощи-фрукты добывали по ходу, благо обочины нашей родины изобилуют всякими дарами природы. Мы вдоволь наелись на Ивано-Франковщине черешен и малины, в Тернопольской области – алычи, в Черновицкой – шелковицы, в Винницкой – абрикос, кизила и груш, в Черкасской – яблок, в Полтавской – орехов. И только Харьковщина весело шелестела дубами и липами, зато там мы неожиданно попали на картофельное поле.

На лугах собирали чабрец и душицу, на ж/д откосах - зверобой, у водоемов запасались мятой, поэтому магазинный чай заменяли травяным. Особым деликатесом был припасенный из дому заварной кофе – его мы пили по праздникам.

В этом походе мы впервые попробовали компот из ежевики. Варили суп с кабачками. Научились есть сырую кукурузу – лакомство еще то(!). Осенью распробовали маслины. А что касается диких груш, то мы стали настоящими гурманами – различали и классифицировали привкусы и послевкусия, приговаривая со знанием дела – «да, это такие, как мы ели возле дворца» …. или же «о, это тот вкус, что у груш с границы Винницкой и Черкасской областей»

О добрых людях

…ни на что не напрашивайся, ни от чего не отказывайся…
    / старая гусарская мудрость/

Путешествовать по Украине нам было легко, потому что повсюду мы встречали неравнодушных и отзывчивых людей – от солидных глав сел до любопытных школьников, от бизнесменов до старушек. Помогали кто словом, кто делом. И на то, что мы с Харьковщины, на западе и востоке реагировали одинаково приветливо.

В селах вообще очень рады путникам – расскажут, где какие тропки и колодцы, расспросят как там на Слобожанщине живется, поделятся продуктами, еще и молоком напоят на дорожку. Иногда помогали и деньгами: на трассе недалеко от Умани веселые ребята – железнодорожники угостили нас пивом и оставили денег «на мороженное».

В гостях...

Автор: _Vitalina_

Часто предлагали подвезти. Мы, улыбаясь, благодарили и … шли пешком дальше.

Не абы какой интерес к нашему путешествию проявляли дети. Увидев нас на привале в селе, подходили знакомиться, охотно рассказывали о себе, о школе. Мы показывали им наши карты, играли на гитаре, дарили феньки.

Школьники изъявили желание поиграть самостоятельно

Автор: _Vitalina_

В городах общались по большей части с музейными работниками. В просьбах оставить рюкзаки, подзарядить телефоны или даже в нерабочее время провести нам бегло экскурсию никто не отказывал.

Очень удивлялись, когда мы озвучивали свой маршрут. Женщины всплескивали руками, мужчины недоверчиво поглядывали – «та невже!? оце весь час пішки?». Самыми распространенными вопросами в пути были - «а ви і вночі ходите?» и «а що ви їсте?» На вопрос одной женщины «Що то за туристи у нашому селі?» ее односельчанин ответил за нас: «То мєсні. Вони вже освоїлись». А на полтавщине третьеклассник спросил: «А ви що, як Григорій Сковорода подорожуєте?»

О лишних вещах

Мы свои не меняем привычки
    Вдалеке от родимых домов:
    В рюкзаке моем сало и спички
    И Тургенева восемь томов
    / Андрей Макаревич /

Перед выходом сложно было предсказать, что понадобится в пути, а что нет. Тем более, что наш маршрут, как и погода, был столь переменчив. Так уж вышло, что совершенно не пригодились ботинки, но то, что они были в рюкзаке, успокаивало, особенно когда мы еще ошибочно полагали вернуться в холодном и дождливом октябре.

Топор расчехляли лишь единожды, а ежедневно носили его, наверное, с той же целью, что и монахи свои вериги. Иногда приходила мысль закопать его где-то при дороге. Сослужил службу он в Тернопольской области – рано утром к нам обратилась женщина-пастушка с довольно странной проблемой – «корова вселила рога у граб». То есть застряла рогом. Топором ее, собственно, и выселяли(!).

Лишней была и лопатка, которой предполагалось копать съедобные коренья рогоза и камыша, если у нас вдруг закончатся деньги на еду. До этого не дошло, и потому мы лишь раз из любопытства сварили суп из корня лопуха – есть можно, но вкуса никакого.

Удочка – времени на рыбалку не было даже на дневках. Суммарный улов за 80 дней составил 8 маленьких рыбешек, пойманных в пруду на Винничине.

Ну а такого, чтоб мы сетовали на что-то забытое и не взятое из дому, не было ни разу.

Гитара оказалась вещью незаменимой и в некотором роде универсальной

Итоги

Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя
    / Сенека /

Теперь немного статистики. За 80 дней было пройдено 1587 км. По нашим полевым замерам - 1564 км, так что погрешность невелика.

Маршрут пролегал через 8 областей:

Полтавская - 11 дней, 239 км

Харьковская - 9 дней, 253 км

Основные реки на маршруте:

Быстрица-Надворнянская, Быстрица, Днестр, Стрыпа, Серет, Смотрич, Южный Буг, Рось, Росава, Днепр, Хорол, Псел, Говтва, Ворскла, Мерла, Мжа, Северский Донец, Уды.

И четыре водохранилища – Днестровское, Каневское, Кременчугское, Печенежское.

Причем через Днестр мы переправлялись пять раз: дважды – по автомобильным мостам, раз – на пароме, раз - через дамбу Днестровской ГЭС, и единожды – не совсем законным путем на границе Черновицкой и Хмельницкой областей.

Средняя скорость ходьбы составляла 3,5 км/час, а в день шли 6-7 часов. Полноценных дневок на маршруте было 7.

Наши дороги иногда пересекались с жителями леса - в диких хащах видели семейство кабанов во главе с огромным как гора самцом и двумя самочками с выводками, косулю, лисиц, зайцев и множество птиц – уток, цапель, журавлей.

За время похода съели два пуда крупы (около 32 кг) и 6 кг печенья «Мария». И 666 грамм сухого молока (такая точность благодаря выбитому в чеке весу).

Домой мы принесли ворох брошюрок обо всех достопримечательностях, которые встречались нам, сделали более тысячи фотографий (хотя и пытались экономить кадры), исписали пару тетрадей под дневники и полевые подсчеты километража.

Очень точно сформулировала итоги нашего путешествия жительница села Комаровка Харьковской области, в бывшем турист-водник, которая нисколько не удивилась ни маршруту, ни продолжительности наших «мандрів», сказав нам на прощанье - «Здоровья у вас теперь на год, а впечатлений - на всю жизнь».

Дешёвый ✈️ по направлению Украина
    • atlassa
      atlassa
      С нами с 6 июл 2010
      12 янв 2012, 13:31
      Абсолютно геройское путешествие ,мододцы !!
    • mamma-mia
      mamma-mia
      С нами с 18 дек 2011
      12 янв 2012, 23:33
      Ребята, вы не представляете, с каким удовольствием был прочитан мною ваш замечательный рассказ! Сразу в памяти всплыли воспоминания о Каневе, нашей поездке с родителями на черкащину, о замечательном музее Шевченко на каневских кручах, о том как поразили тогда его картины.А Буковина, а Карпаты, а Умань...Дякую вам!!!!
      После такого рассказа ну как не вскрикнуть в порыве восторга -"Слава Украине!" И вам слава за искреннюю любовь к нашей Родине!
    • _Vitalina_
      _Vitalina_
      С нами с 10 янв 2012
      13 янв 2012, 18:34
      спасибо) мне очень приятно, что вам понравился отчет) мы и сами были поражены тем, сколько классных и интересных мест на Украине)
    • mamma-mia
      mamma-mia
      С нами с 18 дек 2011
      13 янв 2012, 23:21
      Он просто замечательный, ребята, какие же вы......!!!!!