Озеро Шалкар

4ert 18

4ert
    С нами с 26 авг 2010

Путешествие на озеро Шалкар (Озеро Челкар)

26 августа 2010 года||3 (3)| 18| 606375

За успешное проведение экспедиции особая благодарность Александру Лидонову, полиции и отряду СОБР Казахстана за помощь и гостеприимство, клубу путешественников и исследователей «Рысь» за информационную поддержку, Мутти за радушный прием, Марии и Наталии из Самары за предоставленные апартаменты, а также Екатерине Арефкиной за веселую компанию и вкусную еду.
    10 июня 2010.
    «Уважаемые пассажиры, мы прибываем на Российско-Казахстанскую границу. Пожалуйста, приготовьте свои документы и багаж для досмотра». – Слова водителя прогоняют у меня остатки сна. Мои спутники уже собрались, достав паспорта и миграционные карты.
    На этот раз цель нашего путешествия — побывать в степях Казахстана и посетить знаменитое озеро Шалкар. Но обо всем по порядку. Наша группа состоит из четырех человек. Александр (он же Лидонов) – любитель активного времяпровождения, альпинизма и спортивного туризма. Обычно, чем экстремальнее маршрут, тем больше шансов, что он согласится присоединиться к группе. Екатерина (она же Катька) – боевая подруга Лидонова, не раз выдерживавшая на себе удары стихии. При внешней хрупкости и малых габаритах, обладает такими полезными свойствами, как высокая проходимость и повышенная грузоподъемность. А еще Катька отличный шеф-кок. Михаил (Скиф) – эколог, краевед и приверженец экотуризма. Ну и я – обычный, в общем-то, человек.
    В дороге – еще до таможни — мы, можно сказать, в полевых условиях испытали пищевой термос. Как оказалось, вещь очень полезная и нужная в кочевой жизни. До границы добираемся спокойно и без приключений. На российской таможне весь наш багаж пропустили через сканер и проверили, в порядке ли документы. Казахстанские пограничники в миграционном листке поставили дату прибытия и поинтересовались целью приезда. Здесь же вещи проверяют вручную; хотя, все это чисто формально — пограничник просто взглянул сверху на наши открытые рюкзаки и отпустил на все четыре стороны.
    Вечером прибываем на автовокзал Уральска. Время уже позднее и все пункты обмена валюты закрыты. Недалеко от вокзала течет река Урал. Там, по плану, мы и должны заночевать. Переходим мост и, спустившись к берегу, без труда находим подходящее место для лагеря.
    Вода в реке представляет собой илистую массу, которая плывет по направлению к Каспийскому морю. Поэтому, чтобы приготовить ужин, нам приходится из подручных средств делать фильтр. Мы разрезаем на две части пластиковую бутылку и набиваем верхнюю часть ватой, взятой из экспедиционной аптечки. На стенках фильтра сразу же начинает накапливаться песок и ил.

11 июня 2010.
    Вечер закончился ужином и пением под гитару у костра. Утром, позавтракав, мы отправляемся обратно на вокзал. Как и предполагалось ранее, там находится камера хранения. Оставить багаж на сутки стоит 100 тенге с человека. Кстати, при обмене на местную валюту курс следующий: 1 руб= 4,7 тенге.
    Налегке всей компанией отправляемся по магазинам Уральска. По пути встречаем каких-то странных людей, которые хотят нам помочь с поисками сувениров. В процессе общения, от них узнаем много интересных местных нелитературных выражений, связанных с бытом этого некогда кочевого народа.
    Примечательно то, что, обойдя несколько торговых центров, нормальных карт или атласов Уральска, области, или страны мы не находим. Магазины сувенирами также не радуют. В основном, это китайские и российские безделушки.
    Купив хлеба и 15 литров воды, мы возвращаемся на вокзал. Еще утром узнаем, что рейса на Шалкар нет, и в ближайшем будущем не предвидится. Проведя небольшое совещание, решаем поехать на такси. Первый таксист соглашается довезти нас за 8000 тенге — для нас это непозволительная роскошь. На вокзале удается договориться за 5000 тенге, но когда водитель видит нас в полном составе, да еще и с рюкзаками, то отказывается везти за такую сумму — человеческая жадность побеждает.
    Остается один выход: последовать примеру Михаила Васильевича Ломоносова и продолжить передвижение автостопом. Мы делимся на две группы и идем подыскивать удобное место. Буквально через несколько минут нас подбирает первая группа. Лидонову удается остановить транзитный УАЗ-микроавтобус.
    На заправке опять разделяемся и продолжаем путь уже на разных УАЗах. Наш водитель как раз родом из Челкара. По пути, в процессе беседы, мы узнаем много интересного об озере. Нас несколько раз предупреждают о том, что местное население может к нам не очень гостеприимно отнестись, и есть вероятность возникновения неприятных инцидентов и даже конфликтов.
    На повороте с федеральной трассы на Шалкар мы прощаемся с водителями. Впереди 60 км степи под палящим солнцем... Что в деревни заходить не стоит, нас тоже предупреждали. Опять разделившись, мы со Скифом уходим вперед. Мимо проносится несколько машин. Один из водителей показывает знаком, что нет мест. Остальные вообще никак не реагируют.
    Когда позади остается два километра, я краем глаза замечаю, что Лидонова с Катькой забирает полицейская газель. Становится как-то не по себе. Сразу вспоминаются инциденты с сотрудниками ГАИ во время путешествий автостопом по территории России.
    Оказалось, что это отряд СОБР республики Казахстан. Они как раз едут в командировку на озеро для обеспечения безопасности отдыхающих. По пути они подхватывают и нас. Я считаю, что тут нам очень повезло — спасибо Лидонову — на этой дороге в час проходило примерно по машине.
    Вскоре мы поняли, почему таксисты соглашались ехать только за такую большую, по нашим понятиям, сумму. Местами дорожное покрытие в таком аварийном состоянии, что машине приходится съезжать с асфальта и продолжать путь по степной грунтовке, оставляя позади длинный шлейф пыли. Иногда прямо на дороге встречаются стада коров и лошадей, которые надолго преграждают путь.
    Казахстанская полиция нам также настоятельно не рекомендует путешествовать по периметру Шалкара. Однако это вовсе не означает, что сюда опасно приезжать. Все-таки местное население живет за счет туризма, да и в случае возникновения неприятных ситуаций, здесь всегда можно обратиться к полиции. К тому же, как мы убедились позже, все наши страхи по этому поводу оказались беспочвенны.
    Благодаря тому, что туризм здесь только начал развиваться, на Шалкаре можно хорошо отдохнуть, не сажая при этом на диету кошелек. Соленое озеро вполне может заменить поездку на море. Полицейские предлагают нам разбить лагерь в непосредственной близости от их поста, также мы обмениваемся номерами телефонов.
    На пляже мы понимаем, что Шалкар называют морем не только благодаря соленой воде — противоположного берега практически не видно. По всему побережью стоят юрты: желающие их могут арендовать. Однако за экзотику приходится дорого платить. А вот местная национальная кухня, напротив, радует обилием, разнообразием и дешевизной.
    Поздний обед переходит в ранний ужин и мы, плотно поев, отправляемся на вечернюю прогулку. Прибрежная зона Шалкара очень живописное место. По сравнению со степью, воздух здесь влажный, с воды дует приятный бриз. Вода чистая и теплая.

12 июня 2010.
    Утром меня будит Скиф, и мы отправляемся фотографировать сусликов, которые, пока не начало припекать солнце, повылезали из своих нор. Этих зверьков здесь огромное количество, и они совершенно не боятся людей. Местные только посмеиваются, наблюдая за нашей фотоохотой.
    Заодно решаем прогуляться вдоль берега, но, увидев в камышах браконьеров с сетями, поворачиваем обратно. Большую часть дня весь отряд отдыхает и загорает. Ближе к вечеру Лидонов с Катькой отправляются на разведку местности, потом на прогулку выходим и мы.
    На берегу народа заметно прибавилось, как, впрочем, и юрт. Пройдя немного в сторону Рыбцеха, поднимаемся на холмы – там расположено местное кладбище, сверкающее на солнце многочисленными полумесяцами. Сверху открывается живописнейший вид на озеро и прибрежную территорию.
    По возвращении, налаживаем контакт с местным населением. Из разговора узнаем, что из Уральска на Шалкар можно добраться всего за 600 тенге с человека. Для этого в городе надо искать таксистов с деревень. А находятся они на главном городском рынке.
    Вечером по округе стелется едкий дым от жаровен; кругом из динамиков звучит казахский и российский поп. Солнце почти село, и зеркальная гладь озера окрасилось в ярко-кровавые тона. На воде полный штиль.
    Ночью, когда на небе засверкали звезды, мы увидели, как душевно отдыхает местное население: с гиканьем, криками и плясками.

13 июня 2010.
    И вот остался на озере один последний день, который мы проведем купаясь и отдыхая...
    Так бы и случилось, если бы не одно "но": с нами был Лидонов. Несмотря на предупреждения местных, что деревень стоит опасаться, они с Катькой все же пошли искать магазин.
    В деревни эти неугомонные авантюристы и искатели приключений нашли источник питьевой воды, несколько магазинов; договорились с местными, чтобы те за небольшое вознаграждение устроили экскурсию на соляное озеро, находящееся в 25 километрах от нашей стоянки.
    Оставив рюкзаки в полицейском городке, мы направились в деревню. Сразу становится ясно, что за ту сумму, на которую мы рассчитывали, нас никто никуда не повезет. Зато нас приглашают в гости. Если молодежь на мои длинные волосы еще смотрит косо, то радушие более старшего населения не знает границ. Здесь, как, впрочем, и везде действует закон А. Кротова: чем меньше плотность населения на квадратный километр, тем жители более гостеприимны.
    Многие туристы, узнав из какого материала степные народы делают свои дома, начинают иронизировать. Мы же, побывав внутри, оценили все плюсы этого строительного материала, попав с палящего солнца в приятную прохладу. Хозяин приглашает за стол. Мы садимся на ковер, и нам приносят маленький столик. Вскоре на нем появляются незатейливые яства: деревенские хлеб и масло, джем и жареные яйца с капустой. При бедности местных жителей такое гостеприимство просто поражает.
    Хозяин разливает чай по пиалам и постоянно следит, чтобы чаша не оставалось пустой. Также, он предлагает нам остаться на ночь, или немного отдохнуть с дороги, но мы объясняем, что времени уже почти не остается. И, попрощавшись, возвращаемся на базу.
    Полицейские нас угощают борщом и рыбой, пойманной на озере. Поужинав, с бойцами СОБРа возвращаемся в Уральск.
    Газели опять часто приходится съезжать с асфальта и продолжать путь по грунтовкам. Неожиданно техника не выдерживает таких нагрузок, и машина встает посреди степи под жарким солнцем. Мы пытаемся толкать автомобиль, но безрезультатно. Водитель колдует, склонившись над двигателем – поломку подручными средствами восстановить невозможно. Сломан бензонасос.
    Проезжающие мимо водители останавливаются и предлагают свою помощь, но легковые автомобили не тянут груженую газель. В салоне уже невозможно находиться, питьевая вода на исходе. Но, через некоторое время, нас берет на буксир УАЗ и, очень медленно — включив аварийные сигналы — мы следуем в сторону города. В Уральске оказываемся уже поздно ночью; лагерь ставим при свете звезд и фонариков.

14 июня 2010.
    С утра бежим на вокзал за билетами. На утренние рейсы до Тольятти и Самары свободных мест нет. Посовещавшись, решаем ехать на вечернем рейсе в Самару и там к кому-нибудь попроситься переночевать, на работу у нас уже никак попасть не получается, хорошо, что начальство уже привыкло к подобным выходкам, и всем без особых проблем удается отпроситься еще на один день.
    На границе нас досматривают два часа. Казахстанские таможенники полностью проверяют наши рюкзаки. Российские пытаются конфисковать найденный у меня нож; оба раза мы заставляем нервно ждать всех пассажиров автобуса. Но вот таможня позади, и мы приезжаем в Самару. Скиф ночует у Марии, все остальные – У Наталии. Наконец, впервые за пять дней удается принять ванную!
    Вот и закончилось наше небольшое путешествие, а моя стена в квартире пополнилась еще одной памятной замечательной фотографией. Но основная часть лета еще впереди — сколько еще предстоит пройти километров, проехать городов и получить ярких впечатлений. Не стоит за повседневной обыденностью забывать, что жизнь – это движение, а все препятствия – преодолимы.

Дешёвый ✈️ по направлению Озеро Шалкар
    • narik
      narik
      С нами с 3 июл 2011
      3 июл 2011, 15:55
      нужно было рассказать про знаменитого шалкарского леща
    • 2405vlad
      2405vlad
      С нами с 8 мая 2012
      8 мая 2012, 08:22
      Собираемся с друзьями на машинах посетить Чалкар. Посоветуйте куда можно поехать и где остановиться.