• На выезде из Валетты
  • Памятник Паоло Флориани
  • Одна из улиц Хамруна
  • Статуя на фасаде дома в Хамруне
  • Ворота во внутренний дворик консерватории
  • Такой вот техникум
  • Одни из ворот, ведущих в Валетту
  • На набережной в Валетте
  • Вид с мостика над улицей
  • Лев, смотрящий на море
  • Трик Ир Република
  • Вот кому хорошо!
  • Поющие фонтаны
  • Вход в дворец Грандмастера
  • Фонтан у здания правительства
  • Практически на каждом здании есть чей-либо герб
  • Кафедральный собор Сент Джон

С нами с 26 мая 2011

Мальта. 16.04.11. День пятый. CitySightseeing, Валетта

2 августа 2011 года|| 7| 42572

Эта заметка является частью дневника «Мальтийские приключения»

(рассказывает Егор)

Выглянув в окно этим утром, мы убедились, что природа превзошла наши худшие ожидания, разразившись затяжным дождем, из разряда тех, что могут лить и лить без передышки. В лобби обнаружилось десятка два унылых туристов, которым вовсе не улыбалось мокнуть на своих экскурсиях, но и не поехать на них эти бедолаги тоже не могли. Позавтракав, мы решили, что какой-то противный дождь никак не может испортить нам настроения, так что поедем в запланированный на сегодня автобусный тур по городам севера острова Мальта весело и бодро. Правда, небольшая неразбериха с местом встречи нашего двухэтажного автобуса, попыталась, вкупе с дождем, подмочить наш боевой настрой, но ей это не удалось. В итоге, минут на сорок позже запланированного, мы забрались в нижний салон винтажного красного автобуса (наверху ехать было невозможно по причине разверзшихся хлябей небесных), вставили в уши «одноразовые» (подаренные нам на веки вечные) наушники, в которых можно было слушать комментарии экскурсовода местах, которые мы проезжали, и отправились в путешествие.

Вообще, на Мальте две больших компании, организующие такие автобусные экскурсии, «CitySightseeing Malta» и «Maltasightseeing Hop on – hop off». Ничего похожего, правда? В общем, это обстоятельство немало запутывает многих туристов, особенно когда они, прогуливаясь по набережной, попадают на двух активных представителей обеих компаний, каждый из которых хочет заполучить себе клиента. Отличаются эти многоуважаемые экскурсионные фирмы цветом автобусов и (незначительно) маршрутами поездок. Сегодняшняя поездка была организована CitySightseeing Malta, и выбрали мы «фиолетовый маршрут», довольно короткий, но, тем не менее, очень интересный. Первую часть путешествия фотографировать, по понятным причинам, у меня не получалось, но потом дождь немного поутих, и вскоре перестал вовсе, так что мы мужественно выбрались наверх, и радостно принялись рассматривать окрестности с гораздо большей свободой.

Автобус, пыхтя и поскрипывая (возраст, что поделать!) вез нас мимо деревни Тахбиш (ставшей из сельской местности престижнейшим районом столичного региона), вдоль стоянки яхт, которую мы видели вчера во время круиза по порту, через Валетту, куда нам обязательно надо было сегодня вернуться, и дальше на запад.

Мы посмотрели город Флориана, названный в честь инженера Паоло Флориани, итальянца, руководившего сооружением оборонительных сооружений Валетты, тех самых стен, что до сих пор поражают воображение своей мощью.

Потом мы увидели город Хамрун, все с теми же мальтийскими узкими красивыми улочками и огромным количеством религиозной атрибутики (статуи на фасадах домов, изображения святых, вмонтированные прямо в стены у дверей и т. п.).

Правда, более всего этот город известен своей футбольной командой, Хамрун Спартанс, неоднократным победителем местного чемпионата.

Затем автобус провез нас мимо древнего акведука, построенного рыцарями и частично действующего до сих пор, после чего мы оказались возле садов, разбитых в свое время магистром рыцарского ордена Сан Антоном, сейчас его дворец является резиденцией президента Мальты (красиво жить не запретишь).

Не успели мы добраться до Мдины, древней столицы Мальты, как снова полил дождь, и нам пришлось, сделав всего пару снимков по дороге, спрятаться в нижнем салоне автобуса и слушать оттуда всю полагающуюся информацию.

Что городу Мдина, ни много, ни мало, 4000 лет, о нем писал Цицерон, в нем бывал апостол Павел, который и принес христианство на Мальту и считается самым уважаемым местным святым. Все это вместе с тысячью достопримечательностей, которые можно осмотреть в этом удивительном месте не мешает населению города оставаться более, чем скромным. Да что там, неприлично малым! Не превышающим триста человек, если уж быть совсем откровенным.

К счастью, через два дня нам таки удалось побывать здесь вновь и восполнить пробел в фотографиях и собственных впечатлениях, рассказ об этом последует позднее.

А пока мы, проехав через фабрику стекла, город Моста, деревню ремесленников, музей авиации (обо всем этом в другой раз), возвращаемся обратно в Слиму. Оказалось, что билет, купленный на эту экскурсию, действителен весь день, так что можно сойти на любой из остановок, осмотреть достопримечательности и сесть на следующий автобус, идущий по тому же маршруту (промежутки между ними составляют от тридцати до шестидесяти минут). Так что мы, решив погулять по Валетте, попросили нашего водителя высадить нас как можно ближе к месту, где проходят показы шоу Valetta Experience – аналогу уже виденного нами Malta Experience, с той лишь разницей, что оно посвящено столице Мальты.

Мы вышли из автобуса и окунулись в неповторимую, потрясающую атмосферу Валетты, с ее старинными домами, идеально распланированным (первым в Европе!) центром, крепостными стенами, фортами, площадями, церквями и храмами, лестницами и столь полюбившимися нам узкими улочками.

Нам стало удивительно хорошо, мы бродили по городу, заглядываясь на поразительные фасады домов, с лепниной и статуями, спускались и поднимались по довольно крутым лестницам, запрокидывали головы вверх у дверей в огромные церкви и впитывали в себя эту невероятную красоту.

Практически невозможно описать Валетту тем, кто в ней не был. Это абсолютно особенное, очень небольшое место, ни на что не похожее, со своими, одному ему присущими запахами, цветами, ощущениями. Здесь напрочь пропадает чувство времени, каждый камень подсказывает, насколько он особенный, и с каждой новой открывающейся перед тобой улицей понимаешь, что должен увидеть их все – настолько они одинаково прекрасные и по-разному притягательные.

Гуляя, мы вышли на Трик Ир-Република, главную улицу города, несмотря на то, что она полностью закрыта для транспорта.

Дождя практически не было и здесь ходили толпы народа. Не представляю себе, как выглядит этот променад в разгар сезона в хорошую погоду! Направляясь к вожделенной цели, к Valetta Experience, мы вышли на площадь Республики, где черт меня дернул броситься к сидевшему там карикатуристу и потребовать, чтобы тот нарисовал нас с Юлькой. После четверти часа мучительного позирования, во время которого на это зрелище собрались поглазеть парочка классов местной школы, пребывавшие в Валетте на экскурсии, десяток-другой прохожих, священник, три спортсмена и еще бог знает кто, художник выдал нам лист ватмана с лицами двух каких-то людей, нарисованных углем. Вежливо поблагодарив мастера, мы заплатили за его великолепное искусство десять евро и отправились смотреть наше шоу.

Оно произвело на нас впечатление, мы узнали много нового об истории города и в очередной раз поразились его красивейшими видами.

Но даже в Валетте можно ощутить чувство голода, тем более было уже около трех дня. И вот мы выбрали себе симпатичный ресторанчик на какой-то площади и даже успели сделать заказ, как вдруг откуда-то понеслась классическая музыка и прямо из центра площади под нее затанцевали фонтаны!

Оказалось, что мы сидим на одной из самых знаменитых площадей Мальты, с поющими фонтанами, в окружении Дворца Грандмастера, правительства страны, Национальной библиотеки, которые только что мелькали перед нами в фильме. Порадовавшись нашему везению, позволяющему попадать только на самое интересное (это подтверждалось в прошлом и подтвердится еще раз буквально через час), мы воздали должное обеду (теперь и цены в ресторане получили логическое объяснение, не только из-за близости к истинно туристическим местам, но и из-за действительно великолепной кухни). Моя жена заказала себе национальное мальтийское блюдо – кролика, с овощами и картошкой, а я, потакая своей неистребимой любви к морепродуктам и макаронам, итальянское блюдо, содержащее вышеперечисленные продукты. Было вкусно!

После обеда мы отправились в дальнейшую прогулку, посетив внутренний дворик дворца, пройдя через библиотеку и прогулявшись по множеству улочек.

Затем, решив, что пора возвращаться в гостиницу, переваривать впечатления, мы пошли на поиски парома, курсирующего между Валеттой и Слимой. Не хотелось после такого дня добираться на банальных автобусах или такси!

И вот тут-то снова проявилось то самое везение, о котором уже упоминалось. Дело в том, что размякнув после сытного обеда, я не слишком внимательно следил за картой, из-за чего мы вышли на набережную порта Марсамхетт, тогда как нам нужно было в противоположную сторону, к Большому порту. Возвращаясь обратно и проходя по одной крохотной улочке, мы обратили внимание на фасад небольшой церкви с открытой дверью и решили зайти, так как давно хотели взглянуть на убранство мальтийских церквей изнутри. Стоит ли говорить, в каком мы были шоке, когда обнаружили, куда зашли абсолютно случайно?

Это оказалась Церковь Кораблекрушения Святого Павла (именно в результате кораблекрушения этот святой оказался на острове, пробыл на нем три месяца и одарил его жителей христианством), один из самых известных храмов Валетты и всей Мальты. Десятого февраля, когда мальтийцы отмечают день покровителя островов, Павла, именно эта церковь становится центром празднеств. Да и в пресловутом фильме о Валетте ей был посвящен не один кадр. Оказалось, что посетители входят через какие-то боковые двери, а главный вход открывается только во время богослужений и по праздникам.

Фотографировать внутри запрещено, а описать увиденное в двух словах невозможно, но внутреннее убранство потрясает, причем гораздо больше, чем, скажем, храм Гроба Господня в Иерусалиме. Здесь хранятся часть запястневой кости Павла и часть колонны, на которой ему отсекли голову, а судя по роскошным картинам, фрескам, громоздким предметам из чистых золота и серебра, все, находящееся внутри Церкви Кораблекрушения Святого Павла – бесценно. Это, пожалуй, единственное здание, давление которого на себя, находясь внутри, я ощущал физически. Юлька была также потрясена.

Как оглушенные, шли мы к парому. Валетта потрясла, перевернула все представления о городах, в которых мы были до этого, и попросту влюбила в себя.

Теперь уже точно можно сказать, что когда-нибудь мы сюда обязательно вернемся!