Верховина

Верховина

LAT
  • 48.15177N, 24.82344E
  • Я здесь был
    Хочу посетить

    10 заметок,  1 совет по 1 объекту,  342 фотографии

    помощь Подписаться на новые материалы этого направления
    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов Верховины помощь
    Все авторы направления
    isfoto
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 8 авг 2010

    Танцующие в ночи, или Гуцульское Рождество.

     
    6 января 2011 года 16707

    Поселок Верховина, охраняемый со всех сторон суровыми молчаливыми стражниками - пологими , похожими на спины ежей горами, уже начинал бурлить предрождественской суетой. На местном базаре и центральной площади торговали хлебом и калачами, местное население, несмотря на понедельник, не спеша передвигалось по своим предпраздничным делам, при встрече то и дело слышалось традиционное рождественское приветствие: "Свято!"
    На улице было немноголюдно. Все женское население уже с раннего утра суетилось у плиты - надо успеть все приготовить до сумерек. Гуцульский праздничный стол - это отдельный разговор. Мужская половина занималась по хозяйству: сегодня надо сделать все необходимое - наколоть дрова, заготовить корма для худобы (скотины) - в деревне много заботы. Назавтра нельзя ничего делать - праздник, Рiздво, нельзя работать, надо Бога восхвалять, радоваться и отдыхать. Сегодня заканчивается пост - до первой звезды. А там...

    Предпраздничная суета всегда создает какую-то особенную, торжественно-таинственную атмосферу. Здесь, в горах, не покидало чувство, что где-то рядом происходит что-то непонятное, тайное. Физически ощущалось присутствие какой-то параллельной жизни, в воздухе витало чувство недосказанности, двойственности. Может, это было оттого, что перед Рождеством всегда чувствуешь что-то особенное, но здесь это было наиболее явно.
    Уже сегодня вечером по хатам пойдут дети, своими нежными, трогательными голосочками будут колядки петь, Христа восхвалять. Им дадут угощение - конфеты, печенье, денежки немного, и рады ребятки. Потом, ближе к ночи, "короли" пойдут, те постарше, уже в костюмах "королевских". И только мальчишки. А завтра - взрослые коледники пойдут.
    И дети, и "короли", и взрослые - все репетируют свои роли. Задолго до Рождества они собираются, чтобы все гладко прошло. Серьезное это дело - Бога восхвалять, тут нельзя слова забыть, нельзя сфальшивить. Кто слов не знает - и не возьмут того, нечего позор навлекать.
    В Святый вечер разговляться надо кутьей и маком. Кутья готовится из пшеницы с молоком и сахаром. Затем - рыба. А дальше - что хочешь, стол ломится. Тут тебе и голубцы, и вареники, и буженица. Горилку пьют по-гуцульски: из одной стопки. Хозяйка наливает, соседу слева говорит: "Пью до Вас, Дай Боже Вам здоровья!" Сосед отвечает: "Пейте на здоровье!" Хозяйка выпивает, наливает соседу, и так по кругу - по Солнцу. Дальше уже как хочешь, ней, до кого желаешь.
    Дождавшись первой звезды и отметив молитвой Святый вечер, все готовятся к главному: завтра пойдут коледники. Это главное действо на Рождество. Обряд коледования еще со времен язычества переходит из поколения в поколение. Даже в большевистские годы сохранили гуцулы свою традицию . Ходили только по ночам, и только к тем, кто пригласит, а не в каждую хату, как сейчас. Если увидят кого - могли запросто с работы уволить, из партии выгнать.
    Однако ни один партийный босс не позволял себе сесть за Рождественский стол без свяченого - тайком посылали бабусю какую-нибудь богомольную в церкву. А пост получше других соблюдали. В народе поговаривают, что если бы не запретили тогда религию, то в партию, в коммунизм многие бы поверили. Партия - это работа, а святое - это святое. Парадоксы времени: после перестройки в здании райкома партии Верховины - а теперь администрации - греко-католическая церковь помещается, аккурат по-соседству с кабинетом мэра.

    7 января после Рождественской литургии ксендз благословляет капелы коледников на благородное дело. Великое таинство началось. Вчерашние врачи, следователи, директоры магазина сегодня - "посланцы Бога". Им предстоит длинный путь - до Иордана (Крещения) обойти все хаты и коледовать - прославлять чудесное рождение Бога.
    Капела - это двенадцать ( по числу апостолов) мужчин, одетых в гуцульскую национальную одежду, в руках бартки - топорики. Становятся в круг, в середине - скрипач. Капелы сформированы задолго. Каждого опрашивают - пойдет ли в этом году , как с работой, надо ведь отпуск за свой счет брать. Но взялся идти - отрезано, отказаться нельзя, до самого конца надо ходить. У каждой капелы есть свой участок. В каждую хату надо придти, иначе хозяева обидятся - не уважили!

    Коледники трубят в роги, чтобы все в горах слышали, а те, к кому сейчас должны придти - готовились. В каждом доме их ждут. Ждут целый год. От Рождества до Рождества - так было всегда. Заслышав роги, хозяева начинают накрывать на стол - надо принять коледников, это люди, делающие праздник в доме. Вон уже показались рогаты шапки! Все домочадцы как на иголках, дети с любопытством выглядывают в окошко, старики уходят мыслями в прошлое: вот и я когда-то так же ходил, коледовал, людям в дом Радость приносил.
    Двенадцать сильных мужчин, гордых горцев становятся в круг, скрипач в центре. Скрипач - вообще на гуцульщине ключевая фигура. Без скрипки не обойдется ни один праздник.

    …Музыка на Гуцульщине - это нечто особенное. Здесь все пропитано магической силой музыки, народной, гуцульской. Ни одно событие не обходится без скрипача, скрипач - главная фигура, без него не будет праздника. Музыкант - очень доверенное лицо. Самые сокровенные тайны доступны ему, ибо он - уважаемый, нужный человек. У кого какие проблемы, кто с кем дружит, у кого какая любовница - все знает музыкант.
    Раньше музыкой заниматься запрещали, дети ховались в лесах, тайком учились играть. Когда научился - тут уж ничего не поделаешь. Люди так говорили: из музыканта нет хозяина, он не будет лес рубить, скотину справлять, дом строить - все о музыке будет думать. Поэтому если кто начинал играть виртуозно, говорили - "черт играет", "нечистый дух" - не может обычный человек научиться так играть. Ходить, зарабатывать музыкой деньги считалось некультурно. За музыканта никого из богатой семьи замуж не отдадут, - он запросто может нарушить Закон Божий, он будет играть в пост, будет репетировать , когда запрещено играть. Да и чужую жену соблазнить может. Музыкант- первый человек на забаве , интересней других. Уважение и почет ему на празднике. Но - только на празднике…

    Пританцовывая и подбрасывая вверх бартки, поют коледу. Прославляют газду и газденю - хозяев, затем их приглашают в хату, усаживают за стол: Христосе Рождае, милости просимо в хату! Христосе Рождае - славьте его!

    Ходить коледником - великая честь. Здесь дисциплина серьезней, чем в армии - все так говорят. Специальный человек - выберца - присматривается к кандидату, какой он хозяин, какой дом, порядок в доме, дети слушаются ли, как на работе - хороший ли работник. Если все подходит, тогда выберца предлагает чоловiку сему пойти в коледники. "Мы не до еды ходим, а чтобы людям честь отдать". Выберца смотрит за порядком во время коледования, не дай Бог, если кто лишку выпьет - мало того, что выгонят, так еще и позор на всю деревню! Крепкое здоровье надо иметь - в каждой хате угощение, надо горилки за здоровье хозяев выпить, да не по одной стопке. Да еще петь надо, голос нельзя сорвать. Коледник - посланец от Бога, слова бранного нельзя, женщину прихватить - ни-ни! А еще чистоту сохранять надо - на время коледования с женой спать не положено.
    У одного из коледников в руках большой звонiк - колокольчик и деревянный крест, повязанный повислой - льном. Это - Береза. Он следит за соблюдением всех обрядов, сам знает все песни. Береза - старший в капеле. Самого ответственного выбирают для этой миссии.
    Спев гимны и спiванки, коледники обходят стопкой всех гостей - хозяева потчуют, сами за стол не садятся. Праздником управляют Выберца и Береза. Работа серьезная - тут и выпить надо, и веселье поддержать, гостя каждого и домочадцев вниманием не обойти. “То не забава, то тяжкий труд!”
    В конце, выпив по традиции по кругу из звонка и поцеловав крест, делают росплес в дому. А как же хозяйку не росплясать!
    Деньги, собранные во время коледования, сдают в церковь, платят только музыканту, себе - ничего, это почетная обязанность.
    Двенадцать дней и ночей коледники ходят из хаты в хату, прославляя Бога и людей. Магические круги двенадцати, мощно очищая пространство желанием счастья и здоровья , речевой активностью песнопений, распространяют свою силу в горах. Оттого, наверно, здесь люди сильные и доброжелательные. Не дадут тебе остаться на улице голодным и холодным.


    Последним принимает коледников Береза. Гуляют у него до последнего. В конце складывают коледники бартки - топорики, шапки-рогатки, делают тройной ритуальный росплес вокруг них, становятся на колено и поочереди просят друг у друга прощения: "Может, что не так сказал, обидел чем - прости." "Прощаем, прощаем, прощаем!" Береза раздает каждому калач и свечку. Последние объятия, крепкие, мужские, - и странные люди в старинных нарядах растворяются в темноте, исчезают, чтобы появиться снова лишь через год.

    Фотографии смотрите здесь: Танцующие в ночи, или Гуцульское Рождество
    © Игорь Шерман.

    вики-код
    помощь
    Вики-код:

    Дешёвый перелёт по направлению Верховина
    сообщить модератору
      Наверх