Вичуга

Вичуга

LAT
  • 57.20948N, 41.92087E
  • Я здесь был
    Хочу посетить

    9 заметок,  0 советов,  173 фотографии

    помощь Подписаться на новые материалы этого направления
    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов Вичуги помощь
    Все авторы направления
    1
    Syamuka
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 22 дек 2009

    Провинциальный городок. Часть 3. Пламя свечи.

     
    14 августа 2010 года 14351

    Низкие дома... Крыши в снегу... застывшие голые деревья... И вдруг - костер: красный кирпич с золотым пламенем куполов...

    Эта жуткая история произошла 103 года назад в с. Тезино (г. Вичуга)

    В1894 году владельцем фабрики в селе становится Иван Александрович Кокорев. Он унаследовал от своего тестя Г. Разоренова фабричное дело, расширил его и превратил в крупнейшее производство. У него и у его жены - Анны Герасимовны, в девичестве Разореновой, было шестеро детей. Младшей по возрасту была дочь Лидия. Поздно вечером 26 мая 1907 года перед сном Лидия поправляла у иконы лампадку. Окно было открыто. И вдруг внезапно подул сильный ветер. Пламя от стоящих на столе свечей перекинулось на девушку, на ней вспыхнула одежда... Лидии оказывали экстренную помощь местные врачи и врачи, приглашенные из Москвы, но ожоги и раны были так велики, что состояние девушки было признано безнадежным... Лидии было 19 лет...

    Горю отца не было предела, и в память о дочери Иван Александрович решил выстроить в селе храм Воскресения Христова. И не просто храм, а храм-памятник в виде свечей. Автором проекта стал известный московский архитектор И.С. Кузнецов. Через год после трагедии произошла торжественная закладка храма.

    Быстрыми темпами поставлялись материалы, привлекалось большое количество рабочих. Через три года строительство было завершено. Освещение храма состоялось 5 июня 1911 года. Весь правый придел был посвящен дочери - мученице Лидии. Храм выполнен из красного кирпича на извести в смеси с яичными белками. Голый кирпич, без облицовки... символ огня, который вознёс на небеса юную дочь фабриканта. В народе церковь назвали "Красной". Отстроенное здание храма было признано одним из лучших сооружений года. Фотографии колокольни, фасадов, куполов и внутреннего убранства храма были помещены в ежегодном альбоме, издаваемом обществом архитекторов - художников России.

    В основу архитектурного облика церкви были взяты Успенский собор и колокольня Ивана Великого в Московском Кремле. Воскресенский храм - здание огромных размеров. Внешне храм представляет собой сочетание мотивов древнерусской архитектуры 15-16 веков и более позднего стиля модерн. "Древний " вид придают узкие щелевидные окна.

    Пятиярусная колокольня Воскресенского храма своей необычностью архитектурных форм поражала современников. Колокольня является прототипом колокольни Ивана Великого в Кремле. Но колокольня Воскресенского храма сделана более узкой, архитектурные формы образно перекликаются с фабричными трубами - символом местного процветания в начале 20 века. Узкие вертикальные окна колокольни - прямоугольные и арочные - лишены обрамлений. Кроме того, колокольня храма Воскресения немного выше московского собрата. Ее высота составляет около 90 метров, против 81 м колокольни Ивана Великого. Превзойти Ивана Великого - личное пожелание Ивана Кокорева. Для храма в Тезино на колокольном заводе Забенкиных в г. Костроме был отлит гигантский колокол весом в 1 700 пудов (более 27 тонн).

    Уникальной особенностью Воскресенского храма является его наружная отделка - внушительных размеров многоцветные майоликовые панно.Такие панно, очень крупные по размерам, оформляющие храм с внешней стороны, не встречаются более ни в одном подобном сооружении. Майолика была выполнена по рисункам Ивана Кузнецова. На изготовление панно ушло по приблизительным подсчетам 12 - 14 тысяч керамической плитки из подмосковного Абрамцевского гончарного завода. Со всех четырех сторон - над тремя входами, а с восточной стороны - над алтарем, еще сохранились остатки майоликовых картин с изображением святых и многофигурных религиозных сюжетов.

    Но состояние панно очень плачевное. Плитка не только претерпела от времени, но и от человека. Увы, человека ли? Целые квадратные метры оторваны, расколоты, побиты. Вряд ли это разрушения природного характера...

    Мы открыли тяжелую дверь... В небольшом помещении в углу стоял дорожный велосипед, а на двери, непосредственно ведущей в храм - табличка, на которой просьба - ту самую дверь закрывать. И вот мы внутри...

    Тогда, в 1911-м, храм был расписан масляными красками в древнерусском стиле палеховскими мастерами. Живопись полностью покрывала все стены и своды храма и состояла из более чем 400 сюжетов. К сожалению, стенопись 1911 года сильно пострадала во время пожара 1970-х годов.

    ...В храме царил утренний полумрак, но хорошо было видно его внутреннее убранство. В настоящее время утраченную стенную роспись заменила современная - с яркими красками и четким изображением.

    Шестиярусный иконостас, один из самых грандиозных в Центральной России (его высота была 14 метров), не сохранился. Он был богато украшен позолоченной резьбой в древнерусском стиле.

    Дополняли богатейшее внутреннее убранство храма лампады, паникадила, хоругви, подсвечники. Все это было выполнено в едином стиле по эскизам И. Кузнецова. На украшение храма было потрачено 250 тыс рублей в измерениях 1911 года...
    Внутри помещение просто огромное и очень просторное. Оно не имеет опорных столбов, а кровля устроена на бетонных сводах. Церковь одновременно может вместить до 3000 человек.

    В церкви мы оставались не долго - не стали стеснять своим присутствием устойчиво текущую жизнь прихода. Вышли на улицу и еще раз обошли храм.

    Не легкая судьба выпала на его долю. Как информирует фотосправочник-путеводитель "Русские церкви", в 1930-е годы храм был закрыт для прихожан. Первоначально в здании располагалась кузница, потом в нем была установлена трансформаторная подстанция фабрики «Красный Профинтерн» и телевизионный ретранслятор. С середины семидесятых здесь был оборудован склад промышленных товаров Вичугского торга.

    В декабре 1989 года исполком городского Совета народных депутатов принял решение о передаче здания для нужд верующих. С этого времени началась большая работа по заготовке материалов и проведению ремонта, были восстановлены купола, подняты на колокольню и установлены колокола, выполнена реконструкция иконостаса, ведется роспись стен и сводов храма. А телевизионный ретранслятор на колокольне, видимо, остался...

    Недалеко от храма - Дом причта. Выполнен он под стать храму: крупное жилое здание в два этажа, стены из такого же красного кирпича выполнены в лицевой кладке, тоже без облицовки. Окна без наличников, сгруппированы по два. Старые рамы заменены пластиком. Поясок из ступенчатых кирпичных арочек придает зданию особую привлекательность. Отопление печное. Заготовленные дрова аккуратно сложены перед домом.

    Во дворе храма - новый рубленый колодец. От испарения воды по краю сруба - плотный иней и наросты льда. За водой к колодцу ходят жители окрестных домов. Женщина с двумя полными ведрами встретилась нам на храмовом дворе.

    ...Утро сначала было хмурым, потом попеременно, то солнечным, то облачным. Неоднократно хлопьями падал снег, потом выглядывало солнце... Но, независимо от погоды, уходить не хотелось, и мы стали бродить в окрестностях Красной церкви.
    Все, что мы увидели, можно посмотреть в альбоме "Провинциальный городок. Окрестности Красной церкви"

    (Использованы материалы "Красная церковь в Вичуге" в Википедии
    и "Русские церкви": russian-church.ru/viewpage.php?cat=ivanovo&page=64[/url])

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    4 фото
    dots

    Дешёвый перелёт по направлению Вичуга
    сообщить модератору
      Наверх