Волгоград

Волгоград

LAT
  • 48.71808N, 44.50464E
  • Я здесь был
    Хочу посетить

    97 заметок,  58 советов по 54 объектам,  2 856 фотографий

    помощь Подписаться на новые материалы этого направления
    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов Волгограда помощь
    Все авторы направления
    Syamuka
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 22 дек 2009

    Вдоль берега.

     
    13 апреля 2010 года 16643

    Второй день путешествия. Прогулка на теплоходе по Волге.

    Примерно к часу дня мы подошли к Набережной. Если с утра в городе было тепло и безоблачно, то ближе к обеду стали набегать облака. Утром наши синоптики предвещали к вечеру кратковременный дождь, и хотя они часто ошибаются, но - мало ли... Мы решили не испытывать судьбу и, пока тепло и сухо, прогуляться на теплоходе.

    По Аллее Героев выходим к Набережной... Жаль, что мы поздно заметили: далеко впереди от нас шли, поспешая, дедушка и бабушка. С палочкой, рядом друг с дружкой, они вдвоем держались за одну старенькую сумку-тележку, и, видимо, торопились к отплытию теплохода. Мы не знаем ни ихней судьбы, ни биографии, но, почему-то кажется, что в этом городе все люди, пережившие войну - Герои! И так хотелось им помочь, хоть чем-нибудь... хоть немножко... Но они торопились, и мы не стали им мешать...

    Набережная в Волгограде такая, какая она есть сейчас, была отстроена в 1952 году. Если вспомнить историю, то еще в начале 19 века на Волге стало развиваться паровое судоходство, вдоль берега появились причалы со складами, купеческие лавки. Набережной, как таковой, не было, а береговая линия оставалась неблагоустроенной и захламленной. В начале 20 века попытались обустроить набережную: была высажена аллея акаций, устроена деревянная лестница, но в результате оползня в 1913 году все было разрушено , погибли акации...

    В годы войны в районе набережной велись ожесточенные бои. Здесь была переправа на левый берег. Бои разворачивались за каждый метр земли. Ценой огромных усилий и потерь воины 62-й армии сумели отстоять набережную, а с ней - и весь город. Теперь Набережная носит имя 62-й армии.

    Набережная была построена на месте бывшей паромной переправы, как парадный вход в город со стороны Волги. От воды поднимается широкая гранитная лестница, чем-то напоминающая Потемкинскую лестницу в Одессе. Ширина лестницы 40 метров. Она имеет 9 маршей, 8 площадок и 100 ступенек ( Потемкинская имела 200 ступенек, сейчас - 192). Лестница в дни городских праздников служит своеобразным амфитеатром.
    С нее открывается прекрасный вид на Волгу.

    Набережная готовилась ко Дню города.

    Мы спустились на пристань как раз в тот момент, когда небольшой прогулочный теплоход МОСКВА - 9 причалил к берегу и "выгрузил" малочисленных пассажиров. Спустя пару минут, раздался через репродуктор громкий голос, призывающий жителей города и его гостей на часовую прогулку по Волге. Как раз то, что нам и хотелось. Но отправление теплохода на прогулку намечалось на 14 часов! В нашем распоряжении было около часа времени. И мы стали изучать жизнь порта.

    Комплекс Речного вокзала был построен в советское время. Длина его около 300 метров. К причалу одновременно могут швартоваться 6 теплоходов. В советские времена так и было. Судоходство было очень развито. Помню, в начале 90-х годов мы совершали круиз на теплоходе "Камарно" от Москвы до Астрахани. Тогда Волга была наполнена 2-х, 3-х, 4-х палубными теплоходами, разными катерами, "Ракетами" и "Метеорами", не говоря уже о многочисленных сухогрузах и баржах. Встречаясь, корабли приветствовали друг друга гудками, а пассажиры махали руками, кричали друг другу приветствия, посылая дружеские улыбки. Как жаль, что сейчас ничего этого нет. Находясь в Волгограде и в Камышине, мы ни разу не встретили ни метеоров, ни ракет, ни разу не встретили идущего по реке многопалубного рейсового теплохода.

    Малочисленные небольшие однопалубные или беспалубные рейсовые теплоходы, курсирующие на другой берег или на иные близкие расстояния, редкие баржи и маломестные моторки - вот и все. Междугородних речных судов просто не существует!

    Правда, у причала стоял красивый круизный "Александр Невский" и производил высадку туристов "Хирург Разумовский". Но, судя по выходившим на берег, их было совсем немного. Видимо, сейчас не всем по карману такой вид отдыха.

    "Хирург Разумовский" производил высадку, а рядом у причала развлекались молодожены. Уж очень им хотелось покататься на моторке. Но... невеста, кажется, боялась... И тогда подружка невесты сама шагнула в маленькое рычащее суденышко и, вместе с "капитаном" промчалась на ревущем двигателе, рассекая речную гладь, пару кругов, доказав всем, что это совсем не страшно... Потом все же и невеста с женихом попробовали...

    "Хирург Разумовский" стал на якорь.
    А тем временем на причале перед трапом корабля на асфальте, на капотах машин, на перилах "раскинулась" торговля. Предлагались яблоки, груши, сливы, сувениры, пуховые платки и шали...

    А Волга разлилась, расплескалась голубизной и предупреждала об опасности.

    Облака опускались все ниже. С теплохода продолжали зазывать на прогулку. Между перерывами в приглашении с репродуктора звучали песни Тото Кутуньо, Ласкового мая... Время подходило к двум часам. Мы поднялись на палубу и "заняли места".
    К 14 часам собралось вместе с нами 9 человек, включая девочку лет пяти. Подождав еще минут 10, надеясь на "а вдруг! ", теплоход стал отчаливать. Мы заплатили по 100 рублей и прогулка началась. К слову сказать, никакой "путевОй информации" на прогулочном теплоходе не было. Была музыка. На любителя. Куда-то сразу делись Кутуньо и Ласковый май... С репродуктора что-то или пищало, или срывалось на хрипоту, или топталось на одной ноте...

    Теплоход развернулся и пошел вверх по течению. Набрал скорость. За кормой оставался пенный след. Шли по правому борту. Красивые панорамы сменяли одна другую... С берега очень хорошо видны БРОНЕКАТЕР и Музей-панорама "СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА".

    Бронекатер БК-13 установлен на месте причала десантных кораблей во время Сталинградской битвы, как памятник речникам Волжской военной флотилии.

    Музей-панорама "Сталинградская битва". Главным экспонатом музея является панорама "Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом" . Она создана авторским коллективом студии военных художников им. М Грекова и изображает подлинное историческое событие- последний бой на Мамаевом кургане 26 января 1943 года. Это крупнейшее в России живописное полотно, его размеры 16 на 120 метров. Перед ним - предметный план площадью 1000 кв. м. Кроме того, в восьми залах музея есть 4 диорамы, портретная галерея советских военачальников, принимавших участие в Сталинградской битве, образцы стрелкового оружия советской армии , знамена, ордена и медали, форма командующих, личные вещи бойцов и т. д. Среди уникальных экспонатов такие, как снайперская винтовка Василия Зайцева, который один уничтожил более 200 фашистов, включая 11 снайперов, китель маршала Жукова, стол, за которым впервые допрашивали генерал-фельдмаршала Паулюса...

    Перед Панорамой с воды очень хорошо видна полоска каменной стены. Построена она в 1896 году из бутового камня для укрепления берега. Позднее это место получило название Соляная пристань. Во время Сталинградской битвы к пристани прибывали суда с солдатами и для них стена служила прикрытием от артобстрела противника. В январе 1943 года, когда 13-я гвардейская дивизия передислоцировалась в район завода "Красный Октябрь", чтобы увековечить подвиги комиссар дивизии полковник М. Васильев приказал инструктору политотдела старшему лейтенанту В. Кулиничу и старшему лейтенанту мед. службы батальона связи С. Воложаненко сделать надпись на опорной стене:"Здесь стояли насмерть гвардейцы Родимцева". Они нашли в разбитых ящиках сухую краску, развели ее керосином и артиллерийским маслом, на металлический прут намотали вату и бинт. Надпись была сделана метровыми буквами и была видна даже из Красной Слободы. Потом надпись дополнили словами "Выстояв, мы победили смерть"...
    Сейчас стену частично разрушили, оставили только ту часть, которая имеет надпись. Эта надпись обновляется каждый год.

    Впереди по курсу, недалеко от паромной переправы - мост. Строительство моста в Волгограде через Воолгу началось еще в 1996 году. Из-за недостаточного финансирования за 8 лет строительства к 2005 году было выполнено только 40% всех работ. Мост встал в ряды недостроя. В 2005 году началось активное финансирование моста. К весне 2009 года первая очередь была практически готова. Но... запуск моста все откладывался. В режиме 13-летнего ожидания жителям города приходилось пользоваться объездным путем через плотину Волжской ГЭС, выстаивая в немыслимых пробках, или пользоваться устаревшим паромом. Правда, к весне 2009 года мост заработал в "секретном" режиме. За 200 рублей можно было втихаря по-быстрому проехать на другой берег.

    Как планируется, весь комплекс будет построен к 2015 году и станет самым длинным в Европе - 29.7 км. с шириной в 32 метра и 6-полосным движением. Пока построено 7.1 км от всего комплекса , в т. ч. одна нитка моста через Волгу по одной цепочке опор длиной 1.26 км с тремя полосами движения (2 встречных и 1 реверсивная), и эстакада до Мамаева кургана, обеспечивающая въезд на мост.

    Когда наш теплоход проходил под мостом, а это было 11 сентября 2009 года, мост еще был закрыт для официального движения. Торжественное открытие первой очереди моста состоялось 10 октября 2009 года. Теперь , чтобы переехать с одного берега на другой при скорости 40 км-час надо затратить 1.5 минуты... Первыми торжественно проехали по мосту ветераны Великой Отечественной войны на ретроавтомобилях...

    По левому борту теплохода - плавучий Памятный знак погибшим речникам и морякам Волжской флотилии. Справа - Мамаев курган. Всем известны страницы истории Сталинграда, где в жесточайшей схватке с врагом, ценой мужества, массового героизма и борьбы за каждый дом, дальнейшее продвижение фашистов было остановлено. А потом началось контрнаступление.

    Открытие крупнейшего военного мемориала в СССР состоялось 15 октября 1967 года.
    Над созданием величественного памятника-ансамбля трудился авторский коллектив архитекторов и скульпторов под руководством народного художника СССР , скульптора Евгения Викторовича Вучетича. Руководителем инженерной группы был доктор технических наук , главный конструктор Останкинской башни в Москве Николай Васильевич Никитин, военным консультантом - маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков, который во время Сталинградской битвы командовал 62-й Армией.

    Скульптура "Родина-Мать зовет" символизирует призыв Родины - подняться всему народу для достижения победы в Великой Отечественной войне. Родина-Мать повернулась лицом на восток , в ее правой руке меч.
    Массивная скульптура стоит на основании свободно, как шахматная фигура на доске. Вместе с "подставкой" Родина Мать весит 8 тысяч тонн. Туловище и руки 52-метровой железобетонной скульптуры удерживают в статическом положении более 100 стальных троссов, помещенных внутри. Меч длиной 32 метра и весом 14.6 тонн представляет собой каркас из нержавеющей стали, обшитый стальными листами.

    За Мамаевым курганом - пошла промзона. Исходил рыжим дымом завод...
    Украшали берег красивые высоковольтные столбы и какие-то емкости (у меня не техническое образование и я не знаю, для чего они применяются и как используются, даже не знаю, как правильно называются).

    Дальше по правому берегу - трубы...трубы... А впереди справа - остров. У него очень интересное название - Денежный и протянулся он посреди Волги от пос. Нижний тракторный до з-да Баррикады. Остров не заселен жителями. На нем есть озеро. На островной территории находят древние монеты государств Азии и Древней Греции. А еще находят не разорвавшиеся снаряды от войны. Так, в августе прошлого года была найдена 50-киллограмовая авиабомба.

    На подходе к острову заканчивался наш маршрут.
    А теперь давайте полюбуемся Волгой. Хочу только сказать, что на протяжении нашего плавания, хотя прошло совсем не много времени, погода стремительно менялась и под конец небо изрядно заволокло тучами и стал накрапывать дождь. От этого река меняла свою внешность и в гармонии с небом создавала неповторимые картины...

    Вернулись мы ровно через час - в 15.10. Только теплоход пришвартовался и мы все 9 человек сошли на берег, как судовой репродуктор опять стал приглашать на очередную прогулку по Волге, а через пару минут Юра Шатунов запел про детство...

    Исторические сведения взяты из интернета.

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    5 фото
    dots

    Дешёвый перелёт по направлению Волгоград
    сообщить модератору
      Наверх