Костомарово: два дня вдоль Дона Воронежская область, Россия

Lesik1 510
    ivvva 141
    DK1974 111
    Были в Воронежской области?

ivvva
    С нами с 19 мар 2009

Костомарово: два дня вдоль Дона

19 июня 2009 года||2 (1)| 14| 44452

(Продолжение. Начало в части "Костомарово - и снова мы стали паломниками": http://tourbina.ru/authors/ivvva/travels/view/86585/memo/1584/ )

Ночевка на холме и история зуйка

Следующая цель - Дон и место для купания. Пересекая широкий луг, мы обнаружили некую интересную дыру, зияющую в склоне мелового холма на приличной высоте. Как маньяк подземных сооружений, я, разумеется, не смог пройти мимо, и, оставив товарищей дожидаться меня внизу, углубился в заросли. По склону шла белая тропинка, которая привела меня ко входу в келью. Да, фонарик Petzl, который я уже с замиранием сердца перед встречей с неизвестным достал из сумки, так мне и не пригодился. Келья была достаточно небольшой, и, видно, что нестарой. Работы по ее оборудованию еще велись, у стенки были навалены выломанные куски мела, стояло ведро, лопата, веник. В углу красовалась маленькая иконка. "А строитель-то - эстет!" - подумал я, повернувшись назад и увидев, сколь дивный вид открывается из входного проема на улицу. На этом исследование такого многообещающего отверстия закончилось, и мы продолжили путь к Дону.

После нескольких неудачных попыток мы нашли пляж и устроились там на обед. Тут-то и состоялась наша встреча с сумасшедшей птичкой под названием зуёк малый.

Птичка почему-то постоянно вертелась возле велосипедов, периодически присаживаясь в песок. Марину и ДенисАнатолича это сильно занимало, я же узнавал обо всем из их рассказов, потому что снял очки, и мне было лень их доставать.

Оказалось, что у зуйка там гнездо! В песке лежали 3 объекта: яйцо, дохлый птенец и живой птенец в осколках яйца. Мы наполнились чувством вины, ибо было весьма вероятно, что умерщвление птенца - наших рук (точнее, ног) дело, поскольку, раскладываясь на обед, мы изрядно поскакали вокруг велосипедов.

Зуёк нервничал. Он периодически срывался с места и кидался в стороны, стелясь по земле, смешно размахивая крыльями и распушая хвост - притворялся раненной птичкой, дабы отвлечь нас от гнезда. Видя, что мы на это никак не реагируем, зуёк немного успокаивался, и, забавно виляя задом, опять усаживался на гнездо. Некоторое время он сидел, косясь на нас и по-птичьи матерясь, а при любом резком движении или вставании снова вспархивал с места и начинал танец раненной птицы.

Наевшись, напившись и накупавшись, мы собрались в дальнейший путь. План был прост - ехать вдоль Дона, пока не попадем в Лиски. Мы миновали небольшой лесок и попали в какую-то деревеньку, где, поговорив с местными, поняли, что дороги вдоль Дона нет, и подъема нам никак не избежать. Ну что ж, подъем, так подъем. Впрочем, из выпавших нам в этом походе подъемов, этот был далеко не самым тяжелым. Мы выбрались наверх, где с холма на холм бежала грунтовка.

Вечерело, и в некоторый момент мы поняли, что пора искать место для стоянки, а не тянуть с этим, как обычно бывает, до глубокой ночи. Немного свернув в сторону Дона, мы быстро обнаружили то, что искали. Лучшего места для стоянки просто не могло быть. Плоская вершина холма, с которой открывается вид на реку, меловые горы, леса, луга и задонские деревни, а один из склонов покрыт деревьями, что сразу же решает проблему с топливом.

Долго мы сидели и возлежали вокруг костра, наслаждаясь изысканными яствами и чаем с лимоном. Потом постепенно накатил сон, и Попов с Мариной пошли в палатку, я же подумал, что в палатке - это любой дурак может (спать), и остался возле костра. Застегнулся в спальник и прекрасно проспал до утра. Все-таки спать под открытым небом - это прекрасно, если нет дождя и кровососущих насекомых.

Утро порадовало. Солнце, затянутое дымкой, не палило и не слепило, поэтому я смог спокойно проваляться часов до 8, потом совершил утреннюю прогулку по окрестным холмам.

Марина набрала цветков ромашки, листьев земляники и ягодок шиповника, поэтому наш утренний чай напоминал по внешнему виду, скорее, икебану. Даже как-то не хотелось накрывать крышкой и кипятить всю эту красоту. На вкус же варево получилось отменным.

Собрались в путь мы часов в 12. К этому времени небо затянули сплошные беспросветные тучи, и погоды начали вызывать у нас опасения, но делать было нечего, и мы отправились дальше - на штурм подъемов и спусков.

Путь под дождем

Очередная дыра в склоне холма, показавшаяся издали большой, при ближайшем рассмотрении оказалась чьей-то норой и спелестологического интереса не представляла.

После очередного подъема в поле вдруг обнаружилась узкая, но ровная асфальтированная дорога, ведущая сильно под уклон. На бешеной скорости и со скрипом тормозов мы влетели в Рождественский. Основная наша цель на тот момент состояла в том, чтобы заправиться провиантом, поэтому, не обнаружив в Рождественском магазина, мы направились в Марки, по той самой дороге, по которой катались еще в прошлом году.

В Марках пред нами предстал замечательный пример конкурентной борьбы. В одном домике, напоминающем с виду не то сарай, не то общественный туалет, располагается два магазина - Лилия и Татьяна с почти одинаковыми вывесками, продавщицами и ассортиментом. Здесь мы и закупились. Следующим пунктом программы было пополнение запасов воды. Колонка оказалась странной - при нажатии включается, но не выключается потом уже никак. Я заполнил бутылки, и мы, устыдившись, обратились за советом к местной бабке. Та сказала, что, мол, да, да, колонка такое свойство имеет, вот мы уж пишем, пишем, а нам ее все не чинят и не чинят, короче, к ней нужен научный подход. Отточенным движением запрокинула колонке голову и течь тотчас же прекратилась.

Укомплектованные всем необходимым, мы углубились в луга и продолжили путь параллельно той дороге, которой приехали в Марки. Здесь мы повстречали меловую скалу, под разными углами напоминающую сфинкса, австралопитека и А.С. Пушкина. Очередная нора в мелу оказалась просто неглубокой дыркой, что, к счастью, стало ясно по результатам ее дистанционного изучения в бинокль. Дорога вела вдоль гряды крутых меловых холмов в сторону Дона, дождик моросил. Мы свернули по дороге вдоль реки, дождь усилился. Здесь начали проявляться первые отличия грунтовых дорог от асфальтовых, которые в сухую погоду сводятся к нулю. На грунтовках появляется грязь! Причем, грязь сама по себе была бы не так страшна, если бы при определенных условиях не облепляла колесо до состояния полной непроворачиваемости.

Мокрые и злые, чертыхаясь мы мучительно преодолевали километр за километром по заливным лугам и дорогам, состоящим сплошь из наижирнейшего особо липкого чернозема. Дождь все не прекращался, и перспективы были какие-то безрадостные.

В Колыбелку мы въехали грязные по уши, прокатились по улицам и на выезде обнаружили пересекающий дорогу ручей. Дождь к этому времени как раз закончился, и небо стало как-то жизнерадостно светлеть, поэтому мы, возрадовавшись, остановились на помывку велосипедов, которая заняла у нас как минимум минут сорок. Вдоволь повозившись в проточной воде, мы продолжили путь вдоль Дона по какой-то чудовищно-волнообразной дороге. То ли раньше это была железка и регулярные ямы - это затянувшиеся впадины от шпал, то ли такие следы оставляет какой-то монструозный гусеничный трактор… Короче, езда по ней стала неприятным испытанием.

Ночевка на берегу

Погоды тем временем вновь стали дивными, и на небе появилось клонящееся к закату солнце. Марина маниакально озаботилась проблемой купания, однако, все видимые пляжи оказались коровьими водопоями, что, конечно же, нас совершенно не радовало. Но, хоть они и были коровьи, дно на них оказалось вполне неплохим. Течение же в этой части Дона как в буйном Тереке, поэтому, решив, что всю коровью антисанитарию давно унесло, Марина все-таки полезла в воду. Пока она ловила бычьих цепней, ДенисАнатолич совершил разведку местности и вернулся с сообщением, что некоровьих мест на лугу нет, но есть неплохие участки для стоянки на его противоположной стороне, где коровы, предположительно, были достаточно давно.

Место действительно оказалось замечательным. Мы расположились над обрывом, что был испещрен норками береговушек как сыр дырками. Спуск к воде оказался вполне преодолимым для человека, но не для коровы, что радовало возможностью искупаться у не истоптанного бесчисленными копытами берега.

Погода побаловала нас великолепным закатным небом и просторным зеркалом уходящего за поворот Дона, которое ближе к ночи постепенно начал затягивать туман. С реки наползала вечерняя прохлада, но от нее мы укрылись в уютном тепле жаркого костерка. Чай на этот раз был с дикими яблоками, размером с крупную вишню, из-за чего больше напоминал компот.

Вдоволь насытившись, мы еще долго сидели у огня, я начал засыпать, а когда проснулся, обнаружил, что товарищи ушли спать в палатку. Я же решил ночевать на улице, по крайней мере, пока не замерзну, для чего подкинул в костер дров и завернулся в спальник. Туман заволакивал все вокруг, клубился причудливыми столбами над рекой и мистически светился в свете появившейся на небе луны. Я не торопился засыпать, а сначала долго лежал, просто наслаждаясь окружающим миром, периодически подкармливая костерок.

Так я и проспал всю ночь, проснувшись возле погасшего костра уже далеко не ранним утром. Вопреки ожиданиям, в тумане я не намок и совершенно не замерз.

(Продолжение следует в части "Марш-бросок по холмам и экстремальная посадка": http://tourbina.ru/authors/ivvva/travels/view/87887/memo/1586/ )

Дешёвый ✈️ по направлению Воронежская область
    • DulcineaT
      DulcineaT
      С нами с 7 апр 2009
      23 июн 2009, 00:04
      Завидую зеленой завистью, чесслово! Особенно после моих бездарных выходных.
      А пишешь ты все равно классно! )
    • ivvva
      ivvva
      С нами с 19 мар 2009
      23 июн 2009, 15:33
      Ах, Дульсинея, я прям зарделсо. Спасибо.