Вяз

Вяз

LAT
  • 58.42922N, 49.46388E
  • Я здесь был
    Хочу посетить

    3 заметки,  0 советов,  154 фотографии

    помощь Подписаться на новые материалы этого направления
    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов Вяза помощь
    Все авторы направления
    5
    Ankor_21
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 28 апр 2010

    Кукарский тракт. Село Вяз (Богоявленское). Часть 2

     
    19 апреля 2011 года 39805

    Давно это было, в тот самый год Россия начала войну с Османской империей за выход к Черному морю.
    В тот год молодой Петр снарядил свою первую флотилию на турецкий Азов. Первый Азовский поход закончился неудачей, но для России тот год стал началом ее дальнейшего триумфального превращения в великую Российскую Империю.
    Шел 1695 год, по всей стране активно развернулось строительство новейшей русской флотилии, на многочисленных верфях рождались боевые корабли, страна готовилась к новой Азовской компании, Россия стремилась стать могущественной морской державой.
    1.

    Автор: Ankor_21

    Тем временем, в самой глубине России, в тысячах верст от беспокойных черноморских берегов, в стороне от кровопролитных войн, от столицы и от ее свершений, где-то в бескрайних лесах, в окружении извечной тишины, умиротворения и покоя, среди душистых лугов и привольных полей, в самом сердце Страны Вятской шумели своими могучими кронами вековые вязы в бесконечном споре с буйными северными ветрами.
    Об их вечном споре никому ничего не известно и никто не знает, с чего он начался и когда закончится, зато хранят легенды память о том, что в тот самый беспокойный 1695 год пришли к вязам люди, с поклоном, и началось здесь село, а назвали его Вязовским.
    2.

    Автор: Ankor_21

    В благодарность ли или в знак дружбы, за трудолюбие или за какие другие хорошие дела однажды в ветвистой кроне одного из вязов явился людям лик Спасителя в виде иконы, с тех пор село получило второе название Богоявленское, а на месте чудесного явления было решено построить первую деревянную церковь и названа она была Спасской.
    Шли годы, страна строила свои корабли, Петр воевал, Россия превращалась в империю, а наши люди так и жили в дружбе с вязами, в мире и согласии. Село росло и процветало.
    3.

    Автор: Ankor_21

    В то время, когда на верфях строились армады и флотилии, несущие войну и разрушение, в стране рос другой флот, несущий мир и любовь - небесный, божественный и величественный. Тут и там, везде, куда только проникала православная жизнь, по всей России множились новые ковчеги, подобные Ноевому.
    4.

    Автор: Ankor_21

    Так и нашему храму суждено было со временем вырасти из небольшой деревянной церкви в величественный каменный собор, вставший по праву в один флагманский строй с самыми великолепными православными святынями.
    5.

    Автор: Ankor_21

    В Екатериненские годы правления, церковный приход разросся до двадцати двух селений, в селе имелось две школы, а местное население занималось в основном выделкой валяной обуви, были шорники и гармонщики. В 1764 году была построена вторая деревянная церковь, впрочем, она простояла недолго, в 79-м она была разобрана и перевезена в Вятку, где стала кладбищенской Ахтырской церковью.
    Ахтырская церковь в Вятке существует до сих пор, но на месте кладбища выросли корпуса областной клинической больницы, а здание церкви изуродовано до неузнаваемости, так, что пройдешь мимо и не заметишь.
    6.

    Автор: Ankor_21

    7.

    Автор: Ankor_21

    Одновременно с этими событиями в селе началось строительство каменного храма, получившего яркое имя Всемилостивого Спаса, заказчиком строительства стал разбогатевший крестьянин и церковный староста Иван Санников, а селяне активно жертвовали на строительство и принимали участие во всех работах.
    К 1777 году в селе Вязовское - Богоявленское на его самом высоком месте, словно огромный двухпалубный корабль, возвеличился над всем окружающим миром собор Всемилостивого Спаса.
    Ровно сто шестьдесят лет продолжалось его удивительное плавание.
    8.

    Автор: Ankor_21

    Враг пришел неожиданно и оттуда, где его не ждали. Весь мир вокруг словно сошел с ума, свои уничтожали своих, брат брата, сосед соседа. Многие люди тогда погибли, многие храмы не пережили лихолетья и были разрушены. Беда не прошла стороной и наше селение, пришли новые люди, чужие. В 1938 году чужаки разбили купола, спилили кресты, выломали иконостас... Среди селян начались аресты и расстрелы.
    9.

    Автор: Ankor_21

    Всемилостивый спас, словно огромный корабль, зажатый во льдах и лишенный своей команды, на целые десятилетия прекратил свое плавание.
    10.

    Автор: Ankor_21

    Долгое время храм пустовал, затем в годы войны в нем жили пленные немцы, а потом, как и водится, помещения храма стали использоваться под хранилище удобрений и всяческой сельхозтехники.
    11.

    Автор: Ankor_21

    Сердце Богоявленского перестало биться, жизнь уходила, один за другим умирали и наши вязы, их становилось все меньше и постепенно Вязовское превратилось в Вяз, что стало означать - одиночество.
    12.

    Автор: Ankor_21

    О смерти села узнала вся округа, когда с огромным грохотом рухнули последние вязы. В 80-е из умерщвленного села уехали последние жители.
    13.

    Автор: Ankor_21

    Советская власть ворвалась в эти процветающие края с шумом и с помпезностью, с лозунгами и со стрельбой, а уходя, не оставила за собой ничего, ни одной живой души, лишь несколько покосившихся хибар, да недостроенную дорогу.
    14.

    Автор: Ankor_21

    Старинных построек в селе не осталось, только полуразрушенный дом священнослужителей да сам храм.
    Раз так, то у нас есть возможность осмотреть собор не только снаружи, но и изнутри.
    15.

    Автор: Ankor_21

    Храм двухэтажный, на второй этаж ведет полуразрушенная лестница.
    16.

    Автор: Ankor_21

    Поднимаясь наверх, лучше головой по сторонам не вертеть, можно свалиться в один из провалов, а головой крутить приходится, хотя бы для того, чтобы на нее не вывалился кирпич из какой-нибудь дыры в разрушающемся потолке.
    17.

    Автор: Ankor_21

    В стене открыт очень узкий лаз, ведущий куда-то круто вниз. Лаз настолько узок, что пролезть через него может, разве что, ребенок. Видимо, такими ходами сообщались между собой первый и второй этажи. Позднее, я обнаружил такой же лаз, ведущий строго вверх, но и туда протиснуться побоялся.
    18.

    Автор: Ankor_21

    По этому ходу, можно подняться на колокольню, но ветер усиливался, а сквозь выбитые окна в помещение врывались со свистом потоки ледяного воздуха. Восхождение на колокольню я решил отложить до следующего раза.
    19.

    Автор: Ankor_21

    Через многочисленные оконные проемы открывались живописные виды на окрестности. Красота неописуемая!
    20.

    Автор: Ankor_21

    Храм окружают холмы и поля, а дальше, в двух километрах от села начинается прекрасный сосновый бор.
    21.

    Автор: Ankor_21

    До ближайшей реки Быстрицы километров пять, но в селе бьют три ключа с родниковой водой. Исследования показали, местная родниковая вода по своим свойствам близка к миниральной, а в чем-то даже превосходит знаменитую Нижнеивкинскую.
    22.

    Автор: Ankor_21

    Со сводов, покрытых инеем, на нас вопрошающе смотрели святые лики, мол, зачем явились. Храм ощетинился, он уже не верил людям и похоже, за долгие годы своего одиночества, о чем-то успел договориться со всеми ветрами.
    23.

    Автор: Ankor_21

    Ветер не просто бился о стены, он дико носился по пустым залам, с видом хозяина, поднимал в воздух столбцы пыли, перемешанной с колючим снегом, швырялся этой смесью в лицо, всеми силами стремясь, непременно, выгнать вон непрошенных самозванцев.
    24.

    Автор: Ankor_21

    Отступая под его натиском я продолжал фотографировать.
    25.

    Автор: Ankor_21

    Фрески в большинстве своем неплохо сохранились. Неплохо, конечно сильно сказано, но по сравнению с тем, что я видел в других церквях, можно сказать и так.
    26.

    Автор: Ankor_21

    Высоко под сводами хорошо различимы целые картины.
    27.

    Автор: Ankor_21

    Пишут, что над ними работал сам Васнецов.
    28.

    Автор: Ankor_21

    Чем ближе к полу, тем состояние фресок хуже.
    29.

    Автор: Ankor_21

    Здесь поработали совсем другие "живописцы", чьи художества в большинстве своем украшают стены общественных туалетов.
    Почти у всех образов изуродованы лица, выбиты глаза.
    30.

    Автор: Ankor_21

    Чья-то старательная рука кропотливо выковыривала свое имя на поддатливой штукатурке, буква за буквой, в стремлении таким образом увековечить свое нетленное имя. Так и случилось, осталось только имя и ничего более.
    31.

    Автор: Ankor_21

    Где сейчас эти Коли, Денисы, Альберты, как им живется, кем они стали, живы ли, помнят ли о своем долге перед храмом?
    32.

    Автор: Ankor_21

    Перехожу из зала в зал, везде одно и то же - имена, имена, имена вандалов, теряющие смысл, превращающиеся в абстрактный набор букв и цифр, постепенно трансформирующиеся и сливающиеся в единую, бессмысленную путаную писанину.
    Та ли это память, которую они желали о себе оставить, это ли они желали увековечить?
    33.

    Автор: Ankor_21

    Вопреки всему храм не умер, он жив, выбоины в стенах будто бы кровоточат словно незаживающие язвы, но есть надежда, что эти раны скоро начнут затягиваться.
    34.

    Автор: Ankor_21

    В село снова пришли люди, а значит, появился шанс на новую жизнь.
    35.

    Автор: Ankor_21

    Несколько лет назад за восстановление храма взялся священник о. Владимир Трухин.
    Под его руководством была создана община, построена в посёлке Радужный Михайло-Архангельскую церковь. Община росла и развивалась, вскоре о.Владимир со своими сорока подопечными переехал сюда, в село Вяз. Были сделаны первые реальные шаги на пути к восстановлению храма, планировалось создать на базе Спасского собора мужской православный монастырь.
    36.

    Автор: Ankor_21

    На первом этаже отремонтировано небольшое помещение, в котором уже проводятся службы.
    Но этим планам не суждено было сбыться, виной тому неблагонадежный контингент, из которого набирались члены общины, а именно: бомжи, бродяги, алкоголики и бывшие зэки. Казалось бы, благое дело, но в жизни оказалось все иначе, да и чиновники палки в колеса вставляли как могли.
    37.

    Автор: Ankor_21

    К моему приезду общины уже не было, но начинание о.Владимира даром не пропало, его дело взвалили на свои хрупкие плечи две женщины Наталья Валентиновна Городилова, ныне председатель приходского совета, и ее помощница Марина Сергеевна Милькина. Как известно, Бог любит троицу, недавно к ним присоединился Сергей - мастер на все руки.
    38.

    Автор: Ankor_21

    Так и живут они здесь, на первый взгляд, в одиночестве.
    В одиночестве и в надежде на то, что вернутся люди, и закипит жизнь, как прежде.
    39.

    Автор: Ankor_21

    Первые шаги сделаны и результаты налицо, а в 2009 году сюда пришел первый крестный ход и в прошлом году был. Появляются прихожане, проводятся службы, село оживает пока только дачниками, рядом большой садоводческий массив и деревня Исуповская. Глядишь, садоводы потянутся, да не в магазин, что дешевым пойлом торгует, а в храм.
    40.

    Автор: Ankor_21

    Эх, сколько же денег людьми пропивается, сюда бы хоть малую долю того, что на пойло выбрасываем. И крышу бы сделали, и окна вставили, а может, и на остальной ремонт хватило бы.
    41.

    Автор: Ankor_21

    Это мечты, конечно, двум женщинам такие суммы не осилить, зато сообща, всем миром можно горы свернуть.
    42.

    Автор: Ankor_21

    А еще Наталья Валентиновна очень мечтает о том, что когда-нибудь появится в селе свой хозяин, свой олигарх, свой Савва Морозов.
    Тогда и потянутся в село люди, появится здесь работа, будут построены школы и, конечно, взметнутся в голубые небеса золоченые купола нашего Спаса.
    А пока только и надо, что построить леса, отремонтировать кровлю, да окна вставить, чтобы хотя бы остановить разрушение кладки.
    43.

    Автор: Ankor_21

    В удивительное время мы живем, на стыке веков, на рубеже тысячелетий. Имеем возможность прикоснуться руками к ушедшей эпохе и принять участие в строительстве новой. Возрождать и созидать - это и значит, оставить свой след в истории.
    И как бы не казалось все безнадежным, бессмысленным, невыполнимым, безвозвратно утерянным, но столетняя зима заканчивается, холода отступают, а за зимой непременно придет весна, льды расступятся и оживут по всей России, и продолжат свое вечное плавание многочисленные корабли православия, вбирающие на свои борта новых пилигримов, отважных капитанов и путешественников.
    44.

    Автор: Ankor_21

    Пока готовил этот материал, совершенно неожиданно побывал снова в Вязе, на этот раз с корреспондентом газеты "Вести-Вятка" замечательной девушкой Юлей. Мы познакомились с Натальей Валентиновной и с ее домочадцами. Разговор наш был долгий и содержательный, и все услышанное мне еще предстоит долго переосмысливать, поэтому об этой поездке я, пожалуй, расскажу в отдельном посте, к тому же эта история, похоже, только начинается.
    Кстати, я все же залез на колокольню!
    45.

    Автор: Ankor_21

    Для получения более подробной информации для тех, кто желает принять посильное участие в возрождении храма Всемилостивого Спаса в селе Вяз можно связаться со мной.

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    46 фото
    dots

    Дешёвый перелёт Вяз на SkyScanner.RU
    сообщить модератору
      Наверх