Вышний Волочек

Вышний Волочек

LAT
  • 57.59152N, 34.55640E
  • Я здесь был
    Хочу посетить

    17 заметок,  20 советов по 12 объектам,  361 фотография

    помощь Подписаться на новые материалы этого направления
    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов Вышнего Волочка помощь
    Все авторы направления
    3
    Annataliya
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 14 мая 2009

    Как почувствуешь толчок, значит - Вышний Волочек!

     
    1 сентября 2010 года 39953

    Эта заметка является частью дневника «Путешествие с Данилкой из Москвы в Петербург и обратно»

    Говорят, что раньше железная дорога неподалеку от Вышнего Волочка делала крутой поворот, и вагоны в этом месте, когда поезд замедлял ход, как будто бы стукались друг о друга. Отсюда и пошла поговорка: "Как почувствуешь толчок, значит - Вышний Волочек".

    В 18 часов наш поезд прибыл в Вышний Волочек, и никакого толчка мы не почувствовали. Да, времена изменились.

    Здешний железнодорожный вокзал, как гласил наш путеводитель, был чуть ли не одним из самых старых в России, построенным еще при Николае Первом. Вокзал действительно выглядел очень древне.

    Старое кирпичное здание покрывала облупившаяся краска, внутри было пусто и грязно, а на второй этаж вела металлическая лестница, сооруженная тоже никак не позже все тех же николаевских времен.

    Эта лестница на втором этаже превращалась в пешеходный переход путепроводного типа через все железнодорожные пути, по которому пассажиры спешили на противоположную от вокзала сторону - туда, где находится центр города и жизнь, которая была практически незаметна на этой стороне.

    Увы, идея тащиться по лестнице и по переходу с вещами, с коляской и с Даней нам как-то сразу не понравилась. Прежде всего, мы хотели заселиться в гостиницу, которая располагалась как раз с "нашей" стороны, а потому решили поискать такси. Но такси не было. Когда же Антон отправился на разведку туда, куда шли все, то на привокзальной площади обнаружил массу таксовых машин, но никто из них не согласился везти нас. Почему? Это было сложно понять. Но даже за деньги они отказались объехать вокзал и забрать нас. И тогда мы позвонили в нашу гостиницу, спросили там телефон компаний такси Вышнего Волочка и вызвали машину напрямую. Такси подъехало к вокзалу буквально через пять минут, мы загрузились и еще через пятнадцать были в нашей гостинице.
    Наш таксист оказался в курсе многих городских событий. Например, он рассказал, что у вокзальных таксистов здесь, своего рода, мафия. Они держат высокие цены, не едут на близкие расстояния или в неудобные им места, но в то же время никого не пускают стоять вместе с ними.

    Пока мы ехали по улицам Вышнего Волочка, мне сразу бросилось в глаза огромное количество заброшенных и сгоревших старинных зданий: деревянных и каменных, как правило, двухэтажных, имевших вид купеческих особняков, хотя и не только.

    Оказалось, что число жителей города начало резко сокращаться еще с 1990-х годов. Весь 20 век Вышний Волочек жил за счет легкой промышленности, которая была тут развита. Но теперь промышленность дышит на ладан, а жители подались в более перспективные города. Сейчас в Вышнем Волочке есть несколько фабрик по производству тканей, мясокомбинат, стекольный завод, машиностроительный завод.

    После заселения в гостиницу мы решили еще немного погулять по городу. Был уже вечер, но зной ушел, и гулять по улицам стало очень приятно. Мы пошли в центр, чтобы познакомиться с гидросистемой, построенной во времена Петра Первого. Именно благодаря ей Вышний Волочек стал развитым и известным городом, и получил название Русской Венеции. А суть в том, что в Вышнем Волочке текут две реки, Цна и Тверца. При этом одна из них относится к Балтийскому бассейну, а вторая к Каспийскому, а ближайшее расстояние между ними всего полтора километра. И народ давно смекнул, что, если как-то преодолеть эти полтора километра, то можно устроить отличный водный транспортный путь с севера на юг, связать реками крупные города севера с городами юга, так как и Цна, и Тверца, и все остальные реки, по которым придется перевозить грузы, вполне судоходны. Первое время эти полтора километра преодолевались по суше, то есть суда перетаскивались волоком. Вдоль всего пути устанавливалась этакая бревенчатая система: корабли ставились на бревна и перекатывались с одного на другое. Весь процесс занимал много времени, был тяжел и неудобен. Поэтому в начале 18 века Петр Первый решил систему усовершенствовать и прорыть между Цной и Тверцой канал, построить на нем несколько плотин и шлюзов, чтобы путем изменения уровня воды в нем кораблям можно было проходить сразу из Цны и в Тверцу и обратно без всякого волока.

    Для строительства гидросооружений Петр Первый пригласил голландцев. Они все построили, но в первый же год стало ясно, что канал очень мелок, и большие суда в нем банально стрянут, все товары приходится перегружать на маленькие, а это опять-таки долго и трудоемко. И тогда свой проект строительства гидросистемы в Вышнем Волочке Петру Первому отправил Михаил Сердюков с припиской: "Ежели сделаю - о взыскании милости просить буду, а буде не сделаю - убытков своих возмещать не желаю", то есть, говоря другими словами, строительство гидросистемы в Вышнем Волочке он решил развернуть на собственные средства, но и прибыль от него планировал получать тоже сам.

    А личностью Михаил Сердюков был очень интересной. Родился он на реке Селенге и был бурятом с настоящим именем Бароно. Но попав в плен к казакам, он был продан за десять рублей купеческому приказчику Сердюкову. Сердюков дал мальчику свою фамилию, обучил счету, грамоте и обратил в православие. А своим освобождением, по преданию, он был обязан Петру Первому. Царь оценил его торговую хватку и склонность к механике, велел записать его в новгородское купечество и назначил главным поставщиком провианта на строительстве Тверецкого канала. В общем, проект гидросистемы самодержец тоже одобрил, и через несколько лет она вступила в эксплуатацию.

    Конечно, за прошедшие с тех пор годы и каналы, и шлюзы, и плотины не раз ремонтировались, но в целом, гидросистема, построенная в середине 18 века Михаилом Сердюковым, служила верой и правдой аж до конца 19 века. По ней ходили крупные корабли и мелкие суда, поставлялись товары из городов бассейна Каспийского моря в города бассейна Балтики, а сам купец, мало того, что сделал такое великое для страны дело, но и сколотил и себе неплохое состояние. До сих пор в Вышнем Волочке можно полюбоваться на детище его рук. Правда, каналы (а их в городе два - Цнинский и Тверецкий) сейчас находятся в жутком состоянии. Тверецкий заброшен, вдоль его берегов стоят деревянные избы горожан, идет грунтовая дорога, начата какая-то стройка и организована свалка.

    Цнинский же канал находится в более приличном состоянии. Его берега обложены гранитными плитами и вдоль одного из них устроена набережная с асфальтовой дорожкой и фонарями. Но устроена она была, видимо, еще в советские годы и с тех пор ни разу не ремонтировалась - асфальт на ней вздыбился, а фонари покосились. А ведь это - самый центр города!

    Честное слово, как же обидно за Вышний Волочек! За Сердюкова, который сделал город известным на всю Россию, за людей, которые в прошлом немало средств вложили в него! Мы бывали в разных российских городах, в том числе, и в провинциальных. Но, поверьте, нигде не видели, чтобы целый большой город был в таком заброшенном состоянии! Мы не встретили здесь ни одного нового здания. Все дома, даже в самом центре, обшарпанные и облезлые, асфальт битый.

    Такое впечатление, что мэра в городе просто нет, за ним никто не следит и денег на благоустройство не выделяет из принципа. Я могу понять, когда их не хватает на ремонт ветхого жилого фонда (хотя кто может назвать крепкие кирпичные купеческие дома, которые простоят еще немало лет, ветхими?), я могу понять, когда нет денег на строительство дорог, когда их нет на проведение городского водопровода, и люди в 21 веке все так же, как в допотопные времена ходят за водой на колонку. Да-да, в центре города.

    Но, простите, неужели так сложно просто убрать мусор с городских улиц? Сделать так, чтобы ветер не гонял по ним рваные газеты и пустые полиэтиленовые пакеты? Чтобы главное место отдыха жителей Вышнего Волочка - Венециановский сквер, названный так в честь художника Венецианова - уроженца этих мест, не являло собой свалку старых детских аттракционов и погнутых лавочек, а выглядело действительно достойно?

    Чтобы парк Текстильщиков, расположенный на огромном острове на Цне, куда ходят купаться в жаркие дни все желающие, был парком, а не пастбищем коров и коз с их же лепешками в самых непредсказуемых местах? Навоз из города можно убрать, как вы считаете? А окультурить дорожку к роднику? Это же - парк! Центр города!

    Честно говоря, гуляешь по Вышнему Волочку и накатывает депрессия. Как могут жить люди в таком месте, в таком красивом месте, ставшем такой помойкой?..

    И не надо говорить, что жители сами виноваты, что мусорят. Да, виноваты, конечно, но, по-моему, и службы, отвечающие за благоустройство города, должны полноценно работать.

    В центре города есть старые торговые ряды. Частично они заняты магазинами. Но большая их часть находится под реставрацией. Уже очень много лет находится. Это уже не торговые ряды, а просто руины.

    Есть Петербургский мост - каменный, красивый, старинный, но с абсолютно битым асфальтом. И только Богоявленский собор с золотыми куполами, как картинка, возвышается над всем этим обветшанием.

    На следующее утро мы решили съездить к единственному сохранившемуся (за исключением каналов) гидросооружению времен Сердюкова - Цнинскому бейшлоту. Бейшлот - это небольшая своеобразная плотина, представляющая собой водоспуск с подъемными щитами. Где располагался бейшлот, в нашем путеводителе было написано мутно, но также там было указано, что он - одно из главных достопримечательностей Вышнего Волочка. Мы решили, что таксист должен знать, где он находится, бодро погрузились в машину и поехали. Примерно через двадцать минут таксист вывез нас на Бейшлотскую набережную и остановился.

    - Какой вам дом? - спросил он.
    - Нам не дом, нам нужен сам бейшлот, - сказали мы и зачитали ему информацию о бейшлоте из путеводителя.
    - Тьфу ты! - произнес водитель. - А мне диспетчер сказала, что на Бейшлотскую набережную надо.

    С этими словами таксист повез нас куда-то дальше. Ехали мы долго, миновали несколько улиц с типичными деревенскими домами и огородами, несколько пустырей, строек и целую кучу свалок и заброшенных зданий. И, наконец, остановились у Новоцнинской плотины. Проход на нее был отгорожен забором с колючей проволокой, этот же забор шел со всех сторон от этой плотины: налево - через сосновый лес и направо - мимо чьих-то дач.

    - И это бейшлот?

    Впрочем, сама плотина за забором тоже виднелась. Представляла собой она небольшое каменное сооружение и на старинное была похожа мало.

    Мы выгрузились из машины, таксист уехал, а мы все больше и больше понимали, что заехали не туда. Что ж, предстояло возвращаться в город! Благо, что на нашей карте была нарисована более короткая дорога, чем та, по которой мы приехали. Мы прошли по тропе через сосновый лес, через какое-то дачное товарищество, заставленное огромными домами, многие из которых пытались выглядеть дворцами с помощью неуклюжего декора; через пешеходный мост через Цну, мимо стекольного завода и вдруг, сами не веря в случившееся, оказались у нужного нам бейшлота.
    Камень рядом с ним.

    Цнинский бейшлот по-другому назывался Верхнецнинская плотина.

    Сверху, как по мосту, по ней можно было перейти на другой берег и увидеть при этом разный уровень воды в Цне с двух сторон.

    На мосту стояло специальное приспособление на рельсах для подъема сдерживающих воду щитов.

    Конечно, многое в облике бейшлота изменилось со времен Сердюкова. Его облицевали гранитными плитами, да и подъемный механизм здесь применялся современный. Но сам водоспуск - щиты и реи, по которыми они поднимались и опускались - был деревянный и почти не изменил своего облика за прошедшие почти 300 лет.

    Мы спустились с плотины на берег, чтобы получше рассмотреть щиты. Даже сейчас они производили нехилое впечатление. Остается только удивляться, как до подобного сооружения додумался в начале 18 века гидротехник-самоучка?

    На этом мы закончили осмотр Вышнего Волочка и сразу после обеда отбыли на поезде в Петербург.
    В Вышнем Волочке мы жили в гостинице "Хит-Парк", ужинали и обедали в баре "Сова".

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    3 фото
    dots

    Дешёвый перелёт по направлению Вышний Волочек
    сообщить модератору
    • mihas
      помощь
      mihas
      в друзья
      в контакты
      С нами с 3 фев 2012
      3 фев 2012, 22:46
      удалить
      Вас сразу привезли куда надо,бейшлотская наб и есть цнинский бейшлот!!
    • Annataliya
      помощь
      Annataliya
      в друзья
      в контакты
      С нами с 14 мая 2009
      3 фев 2012, 23:05
      удалить
      Увы, нет.Бейшлотская набережная очень длинная, а цнинский бейшлот, другими словами, всего лишь плотина. Так что, привезли нас совсем не туда. И туда, куда надо, нам пришлось идти довольно-таки долго. Впрочем, я об этом уже писала.
    • mihas
      помощь
      mihas
      в друзья
      в контакты
      С нами с 3 фев 2012
      4 фев 2012, 10:57
      удалить
      НУ если бы вышли сразу идти пришлось нааамного меньше!Вся набережная меньше километра!
    • Annataliya
      помощь
      Annataliya
      в друзья
      в контакты
      С нами с 14 мая 2009
      4 фев 2012, 15:17
      удалить
      По карте она была много больше.
    Наверх